Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ОПОРНЫЙ РЕГИОН РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Яковенко Д.А. 1 Архипов С.Н. 2
1 Академия труда и социальных отношений
2 Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
Целью исследования и настоящей статьи является проведение анализа и оценка результативности форм и механизмов государственной поддержки частных инвесторов в условиях санкционного давления извне за последние 3 года. В статье исследуются предпосылки, формы и механизмы государственной поддержки развития Арктической зоны Российской Федерации в условиях санкционных ограничений. Тема исследования достаточно часто обсуждается в научной литературе, при этом единый подход к оценке результативности принимаемых мер до сих пор не выработан. Это связано в том числе с тем, что в последние три года в Российской Федерации реализуются новые формы поддержки развития арктических регионов: субсидии резидентам Арктической зоны и иные межбюджетные трансферты Арктическим регионам на реализацию планов социального развития центров экономического роста. Оценка влияния новых форм федеральной поддержки еще недостаточно изучена, что затрудняет процесс принятия управленческих решений по выбору рычагов воздействия на инвесторов, повышению инвестиционной привлекательности регионов в современных условиях хозяйствования. Объектом исследования выбран наиболее бюджетно-обеспеченный арктический регион – Ямало-Ненецкий автономный округ. Авторы предлагают набор критериев и свой алгоритм оценки. Применение предлагаемого авторами подхода на практике позволит аналитикам достоверно и максимально реалистично оценить результаты работы регионов, а управленцам – разработать грамотные управленческие решения, позволяющие преодолеть негативное влияние санкций, наложенных на экономику РФ. Статья будет полезна студентам экономических специальностей, а также экономистам, инвесторам, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления.
арктическая зона
резидент арктической зоны
преференциальный режим
рабочие места
инвестиции
электроэнергетика
запасы полезных ископаемых
месторождения
государственная программа
основы политики
стратегия развития
иные межбюджетные трансферты
1. Указ Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения: 15.08.2024).
2. Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45255 (дата обращения: 15.08.2024).
3. Постановление Правительства РФ от 30.03.2021 № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/133682/ (дата обращения: 17.08.2024).
4. Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 № 996-р «Об утверждении Единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/133920/ (дата обращения: 12.08.2024).
5. Закон Российской Федерации от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/8900202009300019 (дата обращения: 14.08.2024).
6. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.09.2020 № 94-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в целях поддержки резидентов Арктической зоны Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.12.2021 № 1274-П «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=163213554&backlink=1&&nd=163184463&rdk=10&refoid=163213571 (дата обращения: 15.08.2024).
7. Воскресенская Е., Ворона-Сливинская Л. Юридическая оценка некоторых административно-правовых мер государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне России и их дальнейшее развитие // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 11 (125). DOI: 10.23670/IRJ.2022.125.47.
8. Смирнова О.О., Липина С.А., Бочарова Л.К. Особые режимы хозяйственной деятельности: перспективы применения в Арктической зоне Российской Федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8, № 3. С. 357–367. DOI: 10.18184/2079–4665.2017.8.3.357–367.
9. Кириллова Т.В. Перспективы развития особой экономической зоны в Арктике // Петербургский экономический журнал. 2021. № 4. С. 93–102. DOI: 10.24412/2307-5368-2021-4-93-102.
10. Зайков К.С., Кондратов Н.А., Кудряшова Е.В., Липина С.А., Чистобаев А.И. Сценарии развития арктического региона (2020-2035 гг.) // Арктика и Север. 2019. № 35. С. 5-24. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.35.5.
11. Каргинова-Губинова В.В., Васильева А.В., Морошкина М.В., Поташева О.В. Привлечение инвестиций в Арктике: в каких регионах арктические резиденты наиболее значимы, эффективны и устойчивы? // Арктика: экология и экономика. 2023. Т. 13, № 3. С. 394-404. DOI: 10.25283/2223-4594-2023-3-394-404.
12. Малинина Е.С., Ушакова Т.Н., Зыкова Н.В., Коновалова Л.В., Худякова О.Н. Анализ социально-экономического положения регионов Арктической зоны Российской Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 11. С. 139-146.
13. Дмитриева Т.Е., Бурый О.В. Опорные зоны развития Российской Арктики: содержание, рейтинги и проекты // ЭКО. 2019. № 1. С. 41-59. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2019-1-41-59.
14. Фаузер В.В., Смирнов А.В. Мировая Арктика: природные ресурсы, расселение населения, экономика // Арктика: экология и экономика. 2018. № 3 (31). С. 6-22. DOI: 10.25283/2223-4594-2018-3-6-22.
15. Додин Д.А., Иванов В.Л. Минерально-сырьевой потенциал российской Арктики и его роль в развитии экономики // Разведка и охрана недр. 2000. № 12. С. 17-23.
16. Каминский В.Д., Супруненко О.И., Смирнов А.Н. Минерально-сырьевые ресурсы арктической континентальной окраины России и перспективы их освоения // Арктика: экология и экономика. 2014. № 3 (15). С. 52-61.
17. Смирнов А.В. Население мировой Арктики: динамика численности и центры расселения // Арктика и Север. 2020. № 40. С. 270-290. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.40.270.
18. Соколова И. Формирование трудового потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа для реализации инвестиционных проектов // Государственная служба. 2015. № 6 (98). URL: https://pa-journal.igsu.ru/articles/r91/3626/ (дата обращения: 15.08.2024).
19. Ковальская А.Э., Олейникова И.Н. Анализ перспективных направлений развития Ямало-Ненецкого автономного округа в экономической системе Уральского федерального округа // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2022. № 1. С. 50-61. DOI: 10.24143/2073-5537-2022-1-50-61.
20. Колесников Р.А., Сухова Е.А. Современное социально-экономическое состояние городов Ямало-Ненецкого автономного округа и пути их инновационного развития // Арктика и Север. 2017. № 26. С. 117-125. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2017.26.117.
21. Руденко Д.Ю., Погодаева Т.В. Программно-целевое управление комплексным развитием Ямало-Ненецкого автономного округа // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15804 (дата обращения: 15.08.2024).
22. Вижина И.А., Золотовская Ю.Б. Анализ проектов и социальных эффектов стратегии развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года // Вестник НГУ. Cерия: Cоциально-экономические науки. 2015. Т. 15, № 3. С. 64-72.

Введение

С учетом новых вызовов России особенно остро встал вопрос о развитии Арктического региона. Россия лишилась иностранных инвестиций и вынуждена рассчитывать только на свои силы как в части инвестиций в новые промышленные объекты, так и инвестиций в развитие социальной инфраструктуры. Общая площадь арктических территорий – 4,8 млн кв. км, на которых проживает всего 2,6 млн чел. И численность постоянного населения Российской Арктики на протяжении последних 30 лет имела неуклонную тенденцию к снижению. При этом деятельность населения в Арктике дает почти десятую долю ВВП страны.

Необходимость развития Арктики привело к принятию в последние годы правовых актов, выстраивающих стратегию России на этой территории: Указы Президента РФ о Стратегии развития Арктической зоны [1] и об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике [2], государственная программа развития Арктики, утвержденная Правительством РФ [3], распоряжение Правительства РФ [4], направленное на реализацию указов Президента [1, 2] и др.

В Указе Президента [1] были определены меры государственной поддержки развития экономики Арктики, которые нашли свою конкретизацию в государственной программе, в которой также указана необходимость активно привлекать иностранных инвесторов. В принятой Правительством РФ государственной программе [3], одной из форм в сфере развития экономики Арктики определена государственная поддержка инвесторам при осуществлении ими капитальных вложений в объекты транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры.

Федеральным законом [5] установлен новый преференциальный режим – резидент Арктической зоны РФ (далее – РАЗР). Льготы для резидентов предоставили не только федеральный, но и региональные бюджеты, например, бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа [6] (далее – ЯНАО).

Следует отметить, что расходы, связанные с обеспечением коммунальными ресурсами (электроэнергией, теплоэнергией, газом, водоснабжением и водоотведением), а также строительство дорог РАЗР решают самостоятельно и за свой счет. Вместе с тем, для РАЗР установлен особый вид субсидий, когда они могут получить возмещение до 20% от суммы вложений в инвестиционный проект [5], что, безусловно, сформировало особый интерес инвесторов к этой форме государственной поддержки.

В ЯНАО разработана и реализуется стратегия социально-экономического развития [7]. Отдельно следует подчеркнуть, что в связи с тем, что ЯНАО является донором федерального бюджета, он не получает из федерального бюджета иные межбюджетные трансферты (особую форму поддержки инвестиционной активности через социальное развитие центров экономического роста).

Целями инвестиционной деятельности в Арктике являются:

- повышение численности постоянного населения,

- снижение зависимости Арктических регионов от трансфертов из федерального бюджета.

Для достижения этих целей необходимо:

- создать новые производства, увеличить выпуск продукции и услуг;

- создать новые высокооплачиваемые и обеспеченные социальной инфраструктурой рабочие места (в противном случае, работа будет выполняться специалистами, приезжающими вахтовым методом и мы не решим одну из двух, стоящих перед современной Россией краеугольных задач).

Цель исследования – выявление закономерностей при реализации политики поддержки инвестиционной деятельности, которые могут создать синергетический эффект в развитии макрорегиона, а также в целях выявления парадоксов, связанных с отсутствием какого-либо эффекта вне зависимости от инвестиционной активности.

Вопросы развития российской Арктики уже долгое время находятся в центре внимания научной общественности. По проблемам оценки результативности мер поддержки резидентов преференциальных режимов в Арктике и перспектив их применения писали Воскресенская Е. и Ворона-Сливинская Л. [8], Смирнова О.О., Липина С.А. и Бочарова Л.К. [9], Кириллова Т.В. [10], Зайков К.С., Кондратов Н.А., Кудряшова Е.В., Липина С.А., Чистобаев А.И. [11], Каргинова-Губинова В.В., Васильева А.В., Морошкина М.В., Поташева О.В. [12] и др.

Сравнительный анализ развития регионов Арктики, перспектив и рисков, связанных с неравномерностью этого развития, рассматривали в своих работах Малинина Е.С., Ушакова Т.Н., Зыкова Н.В., Коновалова Л.В., Худякова О.Н. [13] и др. Вопросы развития Арктики через призму мультипликационных эффектов и приоритетное развитие естественно сформированных так называемых опорных территорий исследовали Дмитриева Т.Е., Бурый О.В. [14] и др.

Вопросы наличия природных ресурсов, в т.ч. с точки зрения перспектив развития отдельных регионов рассматривали в своих работах Фаузер В.В., Смирнов А.В. [15], Додин Д.А., Иванов В.Л. [16], Каминский В.Д., Супруненко О.И., Смирнов А.Н. [17] и др.

Проблемы населенности арктических регионов рассматривали в своих работах Смирнов А.В. [18], Соколова И. [19] и др.

Вопросы участия регионов и муниципалитетов в реализации арктической политики на примере ЯНАО рассматривали в своих работах Ковальская А.Э., Олейникова И.Н. [20], Колесников Р.А., Сухова Е.А. [21], Руденко Д.Ю., Погодаева Т.В. [22], Вижина И.А., Золотовская Ю.Б. [23] и др.

Вместе с тем, все известные авторам исследования касались вопросов развития ЯНАО в период до введения в отношении России странами Запада массированных экономических санкций. Исходя из новых экономических условий, авторы поставили перед собой цель – изучить современное состояние инвестиционной активности в ЯНАО и сделать выводы о влиянии внешних санкций на приток инвестиций в регион, а также на роль государства и субъекта РФ в привлечении частных инвестиций вы регион.

Материалы и методы исследования

Анализируя имеющиеся в научном сообществе взгляды на проблемы Арктики и пути их решения авторы полагают, что вопросы результативности влияния тех или иных форм государственной поддержки еще не достаточно изучены. Отсутствует сравнительный анализ новых форм поддержки, которые возникли перед вводом массированных санкций стран Запада в отношении России и в период действия этих санкций. В связи с этим, авторы поставили перед собой цель с применением методов перекрестного анализа, сопоставления различных статистических данных провести анализ и дать оценку результативности форм и механизмов государственной поддержки частных инвесторов в условиях санкционного давления извне за последние 3 года. Объектом исследования был избран ЯНАО. А предметом исследования выступили показатели динамики инвестиций и инвесторов.

Результаты исследования и их обсуждение

ЯНАО полностью расположен в Арктической зоне РФ (далее – АЗРФ). В ЯНАО проживают 511 тыс. чел., что составляет около 20 % всего населения АЗРФ. При этом ЯНАО имеет самый высокий валовый региональный продукт (далее – ВРП) среди субъектов Арктической зоны.

Важными факторами, влияющими на миграционные настроения, являются уровень оплаты труда и уровень безработицы.

Таблица 1

Данные о численности населения и валовом региональном продукте по Арктической зоне

Регионы

Численность населения (тыс. чел)

ВРП (млн руб.)

2020

2021

2022

2020

2021

2022

Мурманская область (МО)

732,9

665,2

657,9

798,5

1 083,8

997,0

Республика Карелия (РКа)

609,1

532,4

527,8

322,8

447,1

280,0

Архангельская область (АО)

1 082,7

1 016,0

964,1

551,1

648,6

514,0

Ненецкий АО (НАО)

44,1

41,4

41,4

230,7

406,8

305,2

ЯНАО

544,4

510,5

511,2

2 767,7

4 161,5

3 083,5

Республика Коми (РКо)

813,6

734,4

726,0

613,3

857,0

665,7

Красноярский край (КК)

2 855,9

2 856,3

2 846,0

2 725,1

3 064,8

2 280,0

Республика Саха (Якутия) (РСЯ)

982,0

997,8

996,2

1 133,7

1 615,5

1 084,6

Чукотский АО (ЧАО)

49,5

47,9

47,5

119,9

136,2

78,1

Источник: составлено авторами (численность населения и ВРП по регионам, частично входящим в АЗРФ, даны в целом по региону).

Таблица 2

Уровень безработицы и среднемесячная заработная плата по регионам АЗРФ

Субъект АЗРФ

Уровень безработицы в 2022 г.

(тыс. чел / % к трудосп. нас.)

Среднемесячная номинальная заработная плата за 2022 г. (руб.)

МО

18,8 / 4,8

79 308

РСЯ

32,5 / 6,4

92 589

РКа

17,0 / 5,9

52 996

АО

35,7 / 6,7

62 097

РКо

26,9 / 6,4

64 254

НАО

1,8 / 7,4

97 159

ЯНАО

5,3 / 1,6

119 453

КК

38,3 / 2,3

68 335

ЧАО

0,6 / 2,0

133 231

Источник: составлено авторами.

Как видно из таблицы 2, в ЯНАО самый низкий уровень безработицы и самая высокая средняя заработная плата по АЗРФ.

Это не случайный факт. По запасам и добыче нефти доля ЯНАО среди регионов АЗРФ соответственно 65,0% и 50,1%. По добыче газа ЯНАО стоит на первом месте по России и АЗРФ. Доля добычи газа в ЯНАО составляет 96,0% от объема добычи по АЗРФ. Кроме этого в ЯНАО находятся месторождения хрома (29,4% от запасов в АЗРФ), железа (3% от запасов в АЗРФ), есть месторождения олова, золота.

В ЯНАО успешно решаются вопросы снабжения электро- и теплоэнергией. В частности, реализуется проект ветроэлектростанций «Полярис» с 4-мя ветроэлектрическими установками, в 13 сельских поселках работают солнечные электростанции. Суммарная мощность вырабатываемой солнечными электростанциями энергии составляет около 1,4 МВт.

После выхода федерального закона, который ввел новый преференциальный режим [5] руководством региона был разработан и принят закон о поддержке инвесторов АЗРФ [6].

В результате за первые 3 года действия нового преференциального режима регион сумел привлечь значительное число инвесторов.

Всего в ЯНАО за период с 2021 г. по ноябрь 2023 г. зарегистрировано 99 резидентов с заявленными планами: инвестиций в сумме 29,3 млрд руб., создания новых рабочих мест – 2 369.

Таблица 3

Количество привлеченных инвесторов, инвестиций и создаваемые с их помощью рабочие места в АЗРФ

Регион

Количество резидентов

Плановая сумма инвестиций (тыс. руб)

План по созданию рабочих мест (чел)

МО

212

163 987 064,4

7 056

ЧАО

21

166 319 986,2

2 291

ЯНАО

99 (14,5%)

29 321 508,0 (3,2%)

2 369 (9,9%)

НАО

11

295 102 322,4

80

РСЯ

16

5 472 501,5

658

КК

31

37 571 869,9

1 749

РКо

31

2 002 496,5

829

РКа

65

97 992 769,5

2 360

АО

197

117 231 880,6

6 597

Итого

683

915 002 399,0

23 989

Источник: составлено авторами.

Таблица 4

Отраслевая направленность инвестиционных проектов резидентов АЗРФ, реализуемых в ЯНАО

Отрасль

Количество резидентов

Плановая сумма инвестиций (тыс. руб)

План по созданию рабочих мест

Логистическая и транспортная отрасль

7

809 851,0

359

Лесная и целлюлозно-бумажная

промышленность

1

30 500,0

5

ЖКХ и ТКО

1

13 700,0

4

Строительная отрасль и девелопмент

27

22 852 462,2

758

Медицинская промышленность

2

374 408,0

79

Сельское хозяйство и пищевая

промышленность

4

43 752,6

17

Туризм и рекреация

8

1 155 279,2

128

Сфера услуг, социальная сфера

42

2 566 652,0

639

Рыболовство и аквакультура

3

27 260,0

37

Нефтегазовая и химическая

промышленность

3

1 011 843,0

135

Энергетика

1

435 800,0

208

ИТОГО

99

29 321 508,0

2 369

Источник: составлено авторами.

Таблица 5

Крупнейшие проекты инвесторов АРЗФ в ЯНАО

Резидент АЗРФ

Наименование проекта

Сумма инвестиций (тыс. руб.)

Количество рабочих мест (чел.)

Плановая дата ввода в эксплуатацию

план

факт

план

факт

1

ООО

«Бурэнерго»

Создание линии электропередач газового промысла

435 800

 

208

 

01.08.24

2

ООО «Пуровский нефтеперерабатывающий завод»

Строительство нефтеперерабатывающей установки производительностью 300 000 тн. в год,

875 000

47 649,2

104

 

15.12.22

3

ООО «Уренгойгазстройинвест»

Строительство жилого комплекса со спортивной зоной и апарт-отелем в г. Н. Уренгой

600 000

 

10

 

31.12.30

4

ООО СЗ

«Горстройгрупп»

Строительство жилого дома г. Н. Уренгой

799 040

 

1

 

20.11.26

5

ООО

«Итан Групп»

Строительство ТРЦ «ГРИН ПАРК» в г. Ноябрьск

2 047 500

 

29

 

30.11.26

6

ООО «ГазНефтеХолдинг»

Строительство жилого комплекса переменной этажности в г. Н. Уренгой

1 500 000

2 722,8

150

146

21.11.25

7

ООО СЗ

«Антарес»

Строительство жилого комплекса в г. Н. Уренгой

1 496 403,9

18 781,9

109

 

31.12.26

8

ИП Абдурагимов Магомед Рабазанович

Строительство ТРЦ «Фестиваль» в г. Губкинский

700 000

740

30

 

01.10.27

9

ООО «Спец

СтройИнвест»

Бизнес центр Уренгой-Плаза

1 441 350

197 152,9

7

 

30.09.24

10

ООО «СЗ ЯИСК»

Строительство двух 9-этажных жилых дома в г. Н. Уренгой

1 257 529

382 084

6

5

31.12.24

11

ООО СЗ «Проектно-строительная компания»

Многоквартирный жилой дом в г. Н. Уренгой

674 613,3

698 847,2

-

-

31.12.24

12

ООО Специализированный Застройщик УДСД

2 жилых комплекса

в г. Н. Уренгой

10 759 767

462 320,2

4

3

30.06.30

Источник: составлено авторами.

Вместе с тем, по состоянию на ноябрь 2023 г. фактически: произведено инвестиций – 2,2 млрд руб. (7,5%), создано рабочих мест – 642.

Планируемые инвестиции позволят сократить уровень безработицы в ЯНАО почти в 2 раза. Наиболее крупные проекты реализуются в нефтегазовой, химической отраслях и в строительстве.

Выводы

Проведенный анализ показывает, что Правительство ЯНАО комплексно подходит к вопросам создания привлекательного для инвесторов климата. Дополнительно к федеральным налоговым льготам установлены льготы по региональным налогам, ведутся работы как по созданию инфраструктуры, необходимой для успешного развития новых предприятий, так и по обеспечению новых инвестиционных проектов необходимыми ресурсами (тепло и электроэнергией). В результате ЯНАО находится в числе лидеров в Арктической зоне по числу привлеченных инвестиций. Опыт ЯНАО по сотрудничеству с инвесторами целесообразно распространять в регионах. Таким образом, цель исследования достигнута, показано, что независимо от внешних неблагоприятных факторов благодаря созданным государством привлекательным для инвесторов условиям, объем частных инвестиций растет.


Библиографическая ссылка

Яковенко Д.А., Архипов С.Н. ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ОПОРНЫЙ РЕГИОН РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 10-2. – С. 302-308;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3812 (дата обращения: 20.11.2024).