Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

YAMALO-NENETS AUTONOMOUS OKRUG: A PILLAR REGION FOR THE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE

Yakovenko D.A. 1 Arkhipov S.N. 2
1 Academy of Labor and Social Relations
2 Ministry of the Russian Federation for the Development of the Far East and the Arctic
1615 KB
The objective of this study and the present article is to analyze and evaluate the effectiveness of the forms and mechanisms of state support for private investors under foreign sanctions over the past three years. The article studies the prerequisites, forms and mechanisms of state support for the development of the Arctic zone of the Russian Federation under sanctions. The subject of the study is widely discussed in the scientific literature, while a unified approach to evaluating the effectiveness of measures taken has yet to be developed. This is also attributed to the new forms of support for the development of the Arctic regions of the Russian Federation: subsidies provided to residents of the Arctic zone and other inter-budgetary transfers allocated to the Arctic regions for the implementation of social development plans of centers of economic growth. The assessment of the impact of new forms of federal support is still insufficiently studied, which complicates the decision-making process regarding the selection of instruments to influence investors and enhance the investment attractiveness of regions in current economic conditions. The object of the study is the most budget-sufficient Arctic region – Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. The authors propose a set of criteria and their own evaluation algorithm. The implementation of the approach proposed by the authors in practice will allow analysts to reliably and most realistically assess the results the regions’ performance, while enabling managers to develop competent decisions aimed at mitigating the adverse effects of sanctions imposed on the economy of the Russian Federation. The article will be useful for students of economics as well as economists, investors, public authorities of the federal subjects of the Russian Federation and municipalities.
arctic zone
arctic zone resident
preferential regime
employment
investments
electric power industry
mineral reserves
mineral deposits
state program
policy framework
development strategy
other interbudgetary transfers

Введение

С учетом новых вызовов России особенно остро встал вопрос о развитии Арктического региона. Россия лишилась иностранных инвестиций и вынуждена рассчитывать только на свои силы как в части инвестиций в новые промышленные объекты, так и инвестиций в развитие социальной инфраструктуры. Общая площадь арктических территорий – 4,8 млн кв. км, на которых проживает всего 2,6 млн чел. И численность постоянного населения Российской Арктики на протяжении последних 30 лет имела неуклонную тенденцию к снижению. При этом деятельность населения в Арктике дает почти десятую долю ВВП страны.

Необходимость развития Арктики привело к принятию в последние годы правовых актов, выстраивающих стратегию России на этой территории: Указы Президента РФ о Стратегии развития Арктической зоны [1] и об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике [2], государственная программа развития Арктики, утвержденная Правительством РФ [3], распоряжение Правительства РФ [4], направленное на реализацию указов Президента [1, 2] и др.

В Указе Президента [1] были определены меры государственной поддержки развития экономики Арктики, которые нашли свою конкретизацию в государственной программе, в которой также указана необходимость активно привлекать иностранных инвесторов. В принятой Правительством РФ государственной программе [3], одной из форм в сфере развития экономики Арктики определена государственная поддержка инвесторам при осуществлении ими капитальных вложений в объекты транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры.

Федеральным законом [5] установлен новый преференциальный режим – резидент Арктической зоны РФ (далее – РАЗР). Льготы для резидентов предоставили не только федеральный, но и региональные бюджеты, например, бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа [6] (далее – ЯНАО).

Следует отметить, что расходы, связанные с обеспечением коммунальными ресурсами (электроэнергией, теплоэнергией, газом, водоснабжением и водоотведением), а также строительство дорог РАЗР решают самостоятельно и за свой счет. Вместе с тем, для РАЗР установлен особый вид субсидий, когда они могут получить возмещение до 20% от суммы вложений в инвестиционный проект [5], что, безусловно, сформировало особый интерес инвесторов к этой форме государственной поддержки.

В ЯНАО разработана и реализуется стратегия социально-экономического развития [7]. Отдельно следует подчеркнуть, что в связи с тем, что ЯНАО является донором федерального бюджета, он не получает из федерального бюджета иные межбюджетные трансферты (особую форму поддержки инвестиционной активности через социальное развитие центров экономического роста).

Целями инвестиционной деятельности в Арктике являются:

- повышение численности постоянного населения,

- снижение зависимости Арктических регионов от трансфертов из федерального бюджета.

Для достижения этих целей необходимо:

- создать новые производства, увеличить выпуск продукции и услуг;

- создать новые высокооплачиваемые и обеспеченные социальной инфраструктурой рабочие места (в противном случае, работа будет выполняться специалистами, приезжающими вахтовым методом и мы не решим одну из двух, стоящих перед современной Россией краеугольных задач).

Цель исследования – выявление закономерностей при реализации политики поддержки инвестиционной деятельности, которые могут создать синергетический эффект в развитии макрорегиона, а также в целях выявления парадоксов, связанных с отсутствием какого-либо эффекта вне зависимости от инвестиционной активности.

Вопросы развития российской Арктики уже долгое время находятся в центре внимания научной общественности. По проблемам оценки результативности мер поддержки резидентов преференциальных режимов в Арктике и перспектив их применения писали Воскресенская Е. и Ворона-Сливинская Л. [8], Смирнова О.О., Липина С.А. и Бочарова Л.К. [9], Кириллова Т.В. [10], Зайков К.С., Кондратов Н.А., Кудряшова Е.В., Липина С.А., Чистобаев А.И. [11], Каргинова-Губинова В.В., Васильева А.В., Морошкина М.В., Поташева О.В. [12] и др.

Сравнительный анализ развития регионов Арктики, перспектив и рисков, связанных с неравномерностью этого развития, рассматривали в своих работах Малинина Е.С., Ушакова Т.Н., Зыкова Н.В., Коновалова Л.В., Худякова О.Н. [13] и др. Вопросы развития Арктики через призму мультипликационных эффектов и приоритетное развитие естественно сформированных так называемых опорных территорий исследовали Дмитриева Т.Е., Бурый О.В. [14] и др.

Вопросы наличия природных ресурсов, в т.ч. с точки зрения перспектив развития отдельных регионов рассматривали в своих работах Фаузер В.В., Смирнов А.В. [15], Додин Д.А., Иванов В.Л. [16], Каминский В.Д., Супруненко О.И., Смирнов А.Н. [17] и др.

Проблемы населенности арктических регионов рассматривали в своих работах Смирнов А.В. [18], Соколова И. [19] и др.

Вопросы участия регионов и муниципалитетов в реализации арктической политики на примере ЯНАО рассматривали в своих работах Ковальская А.Э., Олейникова И.Н. [20], Колесников Р.А., Сухова Е.А. [21], Руденко Д.Ю., Погодаева Т.В. [22], Вижина И.А., Золотовская Ю.Б. [23] и др.

Вместе с тем, все известные авторам исследования касались вопросов развития ЯНАО в период до введения в отношении России странами Запада массированных экономических санкций. Исходя из новых экономических условий, авторы поставили перед собой цель – изучить современное состояние инвестиционной активности в ЯНАО и сделать выводы о влиянии внешних санкций на приток инвестиций в регион, а также на роль государства и субъекта РФ в привлечении частных инвестиций вы регион.

Материалы и методы исследования

Анализируя имеющиеся в научном сообществе взгляды на проблемы Арктики и пути их решения авторы полагают, что вопросы результативности влияния тех или иных форм государственной поддержки еще не достаточно изучены. Отсутствует сравнительный анализ новых форм поддержки, которые возникли перед вводом массированных санкций стран Запада в отношении России и в период действия этих санкций. В связи с этим, авторы поставили перед собой цель с применением методов перекрестного анализа, сопоставления различных статистических данных провести анализ и дать оценку результативности форм и механизмов государственной поддержки частных инвесторов в условиях санкционного давления извне за последние 3 года. Объектом исследования был избран ЯНАО. А предметом исследования выступили показатели динамики инвестиций и инвесторов.

Результаты исследования и их обсуждение

ЯНАО полностью расположен в Арктической зоне РФ (далее – АЗРФ). В ЯНАО проживают 511 тыс. чел., что составляет около 20 % всего населения АЗРФ. При этом ЯНАО имеет самый высокий валовый региональный продукт (далее – ВРП) среди субъектов Арктической зоны.

Важными факторами, влияющими на миграционные настроения, являются уровень оплаты труда и уровень безработицы.

Таблица 1

Данные о численности населения и валовом региональном продукте по Арктической зоне

Регионы

Численность населения (тыс. чел)

ВРП (млн руб.)

2020

2021

2022

2020

2021

2022

Мурманская область (МО)

732,9

665,2

657,9

798,5

1 083,8

997,0

Республика Карелия (РКа)

609,1

532,4

527,8

322,8

447,1

280,0

Архангельская область (АО)

1 082,7

1 016,0

964,1

551,1

648,6

514,0

Ненецкий АО (НАО)

44,1

41,4

41,4

230,7

406,8

305,2

ЯНАО

544,4

510,5

511,2

2 767,7

4 161,5

3 083,5

Республика Коми (РКо)

813,6

734,4

726,0

613,3

857,0

665,7

Красноярский край (КК)

2 855,9

2 856,3

2 846,0

2 725,1

3 064,8

2 280,0

Республика Саха (Якутия) (РСЯ)

982,0

997,8

996,2

1 133,7

1 615,5

1 084,6

Чукотский АО (ЧАО)

49,5

47,9

47,5

119,9

136,2

78,1

Источник: составлено авторами (численность населения и ВРП по регионам, частично входящим в АЗРФ, даны в целом по региону).

Таблица 2

Уровень безработицы и среднемесячная заработная плата по регионам АЗРФ

Субъект АЗРФ

Уровень безработицы в 2022 г.

(тыс. чел / % к трудосп. нас.)

Среднемесячная номинальная заработная плата за 2022 г. (руб.)

МО

18,8 / 4,8

79 308

РСЯ

32,5 / 6,4

92 589

РКа

17,0 / 5,9

52 996

АО

35,7 / 6,7

62 097

РКо

26,9 / 6,4

64 254

НАО

1,8 / 7,4

97 159

ЯНАО

5,3 / 1,6

119 453

КК

38,3 / 2,3

68 335

ЧАО

0,6 / 2,0

133 231

Источник: составлено авторами.

Как видно из таблицы 2, в ЯНАО самый низкий уровень безработицы и самая высокая средняя заработная плата по АЗРФ.

Это не случайный факт. По запасам и добыче нефти доля ЯНАО среди регионов АЗРФ соответственно 65,0% и 50,1%. По добыче газа ЯНАО стоит на первом месте по России и АЗРФ. Доля добычи газа в ЯНАО составляет 96,0% от объема добычи по АЗРФ. Кроме этого в ЯНАО находятся месторождения хрома (29,4% от запасов в АЗРФ), железа (3% от запасов в АЗРФ), есть месторождения олова, золота.

В ЯНАО успешно решаются вопросы снабжения электро- и теплоэнергией. В частности, реализуется проект ветроэлектростанций «Полярис» с 4-мя ветроэлектрическими установками, в 13 сельских поселках работают солнечные электростанции. Суммарная мощность вырабатываемой солнечными электростанциями энергии составляет около 1,4 МВт.

После выхода федерального закона, который ввел новый преференциальный режим [5] руководством региона был разработан и принят закон о поддержке инвесторов АЗРФ [6].

В результате за первые 3 года действия нового преференциального режима регион сумел привлечь значительное число инвесторов.

Всего в ЯНАО за период с 2021 г. по ноябрь 2023 г. зарегистрировано 99 резидентов с заявленными планами: инвестиций в сумме 29,3 млрд руб., создания новых рабочих мест – 2 369.

Таблица 3

Количество привлеченных инвесторов, инвестиций и создаваемые с их помощью рабочие места в АЗРФ

Регион

Количество резидентов

Плановая сумма инвестиций (тыс. руб)

План по созданию рабочих мест (чел)

МО

212

163 987 064,4

7 056

ЧАО

21

166 319 986,2

2 291

ЯНАО

99 (14,5%)

29 321 508,0 (3,2%)

2 369 (9,9%)

НАО

11

295 102 322,4

80

РСЯ

16

5 472 501,5

658

КК

31

37 571 869,9

1 749

РКо

31

2 002 496,5

829

РКа

65

97 992 769,5

2 360

АО

197

117 231 880,6

6 597

Итого

683

915 002 399,0

23 989

Источник: составлено авторами.

Таблица 4

Отраслевая направленность инвестиционных проектов резидентов АЗРФ, реализуемых в ЯНАО

Отрасль

Количество резидентов

Плановая сумма инвестиций (тыс. руб)

План по созданию рабочих мест

Логистическая и транспортная отрасль

7

809 851,0

359

Лесная и целлюлозно-бумажная

промышленность

1

30 500,0

5

ЖКХ и ТКО

1

13 700,0

4

Строительная отрасль и девелопмент

27

22 852 462,2

758

Медицинская промышленность

2

374 408,0

79

Сельское хозяйство и пищевая

промышленность

4

43 752,6

17

Туризм и рекреация

8

1 155 279,2

128

Сфера услуг, социальная сфера

42

2 566 652,0

639

Рыболовство и аквакультура

3

27 260,0

37

Нефтегазовая и химическая

промышленность

3

1 011 843,0

135

Энергетика

1

435 800,0

208

ИТОГО

99

29 321 508,0

2 369

Источник: составлено авторами.

Таблица 5

Крупнейшие проекты инвесторов АРЗФ в ЯНАО

Резидент АЗРФ

Наименование проекта

Сумма инвестиций (тыс. руб.)

Количество рабочих мест (чел.)

Плановая дата ввода в эксплуатацию

план

факт

план

факт

1

ООО

«Бурэнерго»

Создание линии электропередач газового промысла

435 800

 

208

 

01.08.24

2

ООО «Пуровский нефтеперерабатывающий завод»

Строительство нефтеперерабатывающей установки производительностью 300 000 тн. в год,

875 000

47 649,2

104

 

15.12.22

3

ООО «Уренгойгазстройинвест»

Строительство жилого комплекса со спортивной зоной и апарт-отелем в г. Н. Уренгой

600 000

 

10

 

31.12.30

4

ООО СЗ

«Горстройгрупп»

Строительство жилого дома г. Н. Уренгой

799 040

 

1

 

20.11.26

5

ООО

«Итан Групп»

Строительство ТРЦ «ГРИН ПАРК» в г. Ноябрьск

2 047 500

 

29

 

30.11.26

6

ООО «ГазНефтеХолдинг»

Строительство жилого комплекса переменной этажности в г. Н. Уренгой

1 500 000

2 722,8

150

146

21.11.25

7

ООО СЗ

«Антарес»

Строительство жилого комплекса в г. Н. Уренгой

1 496 403,9

18 781,9

109

 

31.12.26

8

ИП Абдурагимов Магомед Рабазанович

Строительство ТРЦ «Фестиваль» в г. Губкинский

700 000

740

30

 

01.10.27

9

ООО «Спец

СтройИнвест»

Бизнес центр Уренгой-Плаза

1 441 350

197 152,9

7

 

30.09.24

10

ООО «СЗ ЯИСК»

Строительство двух 9-этажных жилых дома в г. Н. Уренгой

1 257 529

382 084

6

5

31.12.24

11

ООО СЗ «Проектно-строительная компания»

Многоквартирный жилой дом в г. Н. Уренгой

674 613,3

698 847,2

-

-

31.12.24

12

ООО Специализированный Застройщик УДСД

2 жилых комплекса

в г. Н. Уренгой

10 759 767

462 320,2

4

3

30.06.30

Источник: составлено авторами.

Вместе с тем, по состоянию на ноябрь 2023 г. фактически: произведено инвестиций – 2,2 млрд руб. (7,5%), создано рабочих мест – 642.

Планируемые инвестиции позволят сократить уровень безработицы в ЯНАО почти в 2 раза. Наиболее крупные проекты реализуются в нефтегазовой, химической отраслях и в строительстве.

Выводы

Проведенный анализ показывает, что Правительство ЯНАО комплексно подходит к вопросам создания привлекательного для инвесторов климата. Дополнительно к федеральным налоговым льготам установлены льготы по региональным налогам, ведутся работы как по созданию инфраструктуры, необходимой для успешного развития новых предприятий, так и по обеспечению новых инвестиционных проектов необходимыми ресурсами (тепло и электроэнергией). В результате ЯНАО находится в числе лидеров в Арктической зоне по числу привлеченных инвестиций. Опыт ЯНАО по сотрудничеству с инвесторами целесообразно распространять в регионах. Таким образом, цель исследования достигнута, показано, что независимо от внешних неблагоприятных факторов благодаря созданным государством привлекательным для инвесторов условиям, объем частных инвестиций растет.