Введение
Лесной фонд России составляет одну пятую часть от лесного фонда в мире. В 2023 г. его площадь составила 1188,3 млн га, из которых 2,06 млн га находятся в Удмуртской Республике, что составляет лишь 0,17% от общего показателя по стране. Несмотря на несопоставимо малые показатели площади лесного фонда в регионе по сравнению с другими регионами, лесной фонд в республике играет ключевую роль в экономике, предоставляя древесные ресурсы, продукцию с высокой добавленной стоимостью, выполняя функции по охране водных ресурсов, санитарии, рекреации и другие [1, 5]. По данным Лесного плана Удмуртской Республики на 2019-2028 гг. лесная продукция приносит с 1 руб. вложений 1,2 руб. дохода [5]. Однако лесной фонд также требует защиты и восстановления, поскольку лесные пожары представляют собой значительную угрозу. По итогам аудита бюджетных расходов за 2022 г. экономический ущерб от лесных пожаров составил 14 млрд руб. [8]. В него включаются потери древесины на корню, потери молодняков и лесной продукции [9]. В Удмуртской Республике за период с 1992 г. по 2012 г. в среднем сгорало от лесных пожаров леса на корню гораздо меньше 1% (0,004%) от аналогичного российского показателя [9]. Самые высокие показатели площади лесных пожаров наблюдались в Удмуртии в 2020 г. – 162 га (или 0,002% от всей площади лесных пожаров в России) [9].
В России, как и во многих других странах, более 70% сил пожарной охраны лесов составляют добровольцы, чья работа морально и материально стимулируется льготами или повременной оплатой [7]. С развитием законодательства в области пожарного дела и волонтерства в России количество людей, добровольно занимающихся охраной и защитой лесов, а также тушением лесных пожаров, ежегодно увеличивается. В 2022 г. в таких мероприятиях участвовало 1,127 млн человек, а в 2023 г. – 1,573 млн человек. Научные исследования подробно рассматривают создание и организацию добровольных пожарных служб в муниципальных образованиях, а также анализ их работы и направления для ее улучшения [4, 7, 10]. Однако вопросы обучения населения методам и средствам борьбы с пожарами остаются недостаточно проработанными.
Существует ряд исследований, посвященных методам и технологиям повышения эффективности обучения работников лесного хозяйства в условиях цифровизации управления. Обучение включает электронные курсы, мультимедийные технологии, виртуальные тренажеры, нейронные сети и модели прогнозирования пожаров, беспилотные летательные аппараты и другие современные средства обучения [6, 11, 12]. Каждый специалист должен обновлять свои знания и повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет. Но иногда высшие учебные заведения не успевают оперативно адаптировать образовательные программы к новым компетенциям.
В пользу развития системы обучения населения и специалистов говорит также тот факт, что антропогенная нагрузка считается одним из решающих факторов в оценке лесопожарного риска. Именно поэтому исследователи в 74% случаев ставят во главу человеческий фактор как причину лесных пожаров [2].
Отметим, что далеко не во всех регионах в документе стратегического планирования – Лесном плане – по статье затрат на научные исследования и обучение специалистов планируются расходы, в т.ч. на обучение противопожарным стандартам поведения [3]. На наш взгляд, без присутствия научно-образовательных организаций в системе обеспечения противопожарной безопасности невозможно считать организацию деятельности служб охраны лесов системной и комплексной.
Цель исследования заключается в анализе текущего состояния информационного и технического обеспечения дополнительного обучения для специалистов лесной охраны и добровольных лесных пожарных, а также разработке рекомендаций для повышения эффективности этого обучения.
Материалы и методика исследования
В качестве материалов для исследования приняты разработки отечественных ученых, документы стратегического планирования на примере Удмуртской Республики, официальная статистика, материалы, наработанные в ходе эмпирических исследований проблем повышения эффективности дополнительного образования работников служб пожарной охраны лесов и добровольцев. Использованы методы системного анализа, комплексного подхода, монографический, экономико-статистический методы исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Предлагаем следующее основное содержание обучающих блоков в программах дополнительного образования, разработанное с учетом изучения опыта борьбы с лесными пожарами в Удмуртии.
1. Блок организационно-правовых основ лесной пожарной охраны:
- изучение основных целей и задач, включая предотвращение и ликвидацию лесных пожаров, защиту экосистем и лесных ресурсов;
- изучение нормативно-правовой базы в области лесной пожарной охраны: специальных правил, норм и требований в сфере пожарной безопасности лесов, эффективное обеспечение их соблюдения; профессиональных стандартов в сфере лесного хозяйства; правил охраны труда и безопасности жизнедеятельности при выполнении лесопожарных работ; основ вменения юридической ответственности за нарушения пожарной безопасности;
- структуры и функций органов противопожарной охраны, вовлеченных в борьбу с лесными пожарами.
2. Блок анализа причин и факторов лесных пожаров, прогнозирования лесных пожаров. Предполагает изучение природных и антропогенных причин пожаров, факторов, способствующих возникновению пожаров, включая погодные условия, деятельность человека и особенности лесных экосистем, анализ случаев и примеров, выявленных причин и последствий лесных пожаров в наиболее показательных регионах, порядок проведения государственных закупок на выполнение работ по тушению лесных пожаров и других важных моментов [3].
3. Блок методов и технологий тушения лесных пожаров. Предполагается изучение классических (создание противопожарных разрывов, использование воды и огнегасящих веществ и других) и современных методов (дронов и спутниковых систем для мониторинга и управления пожарной ситуацией).
4. Блок оборудования и средств защиты состоит из изучения индивидуальных средств защиты (индивидуального защитного оборудования, включая огнезащитные костюмы, перчатки, маски и другого) и коллективного оборудования для командной работы (противопожарные машины, насосы и специализированные инструменты).
5. Блок организации и координации действий на месте происшествия. Изучаются принципы планирования и организации тушения пожаров, включая распределение задач и координацию действий различных групп, процедуры эвакуации и обеспечения безопасности на месте происшествия и др.
6. Блог психологической подготовки и поддержки персонала. Здесь раскрываются вопросы организации оперативного уведомления всех участников отношений о необходимости прибытия к месту возникновения ситуации, привлечения целевой аудитории для службы в пожарной охране лесов, стресс-менеджмент и другие вопросы.
7. Блок оценки эффективности и анализа результатов работы. Предполагает изучение методов оценки эффективности проведенных операций, включая анализ использования ресурсов и достижение целей, обзор процессов и практик, направленных на улучшение методов и технологий борьбы с лесными пожарами, основываясь на результатах и опыте.
Расходы на обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов в России кратно возросли за последние 3-4 года. Например, финансирование расходов в Удмуртской Республике за 4-й квартал 2023 г. по охране лесов от пожаров составило такую же сумму, что и за весь 2020 г. (38,6 млн руб.). В 2024 г. расходы на все лесное хозяйство составят 1,1 млрд руб. Всего 1% средств от этой суммы хватило бы на развитие дополнительного образования – более 11,1 млн руб.
В Лесном плане Удмуртской Республики за 2024-2028 гг. спланированы доходы от реализации лесной продукции в сумме 6,8 млрд руб., расходы на лесное хозяйство – 5,7 млрд руб. Прибыль в лесном хозяйстве составит 1,1 млрд руб. Расходы на борьбу с пожарами за этот же период примем в размере 200 млн руб., в т.ч. расходы на организацию и/или повышение эффективности дополнительного профессионального образования – 2,0 млн руб. Эти средства были бы достаточны как для внедрения традиционных методов обучения, так и для применения новых технологий. Окупаемость затрат на обучение за счет прибыли лесного комплекса составит всего 0,002 года.
Такой подход к обучению помогает создать модель будущей профессиональной деятельности, где новые знания служат основой для практического применения. При активном и своевременном обучении эффективность будет значительно выше, а полученные знания успешно интегрируются в профессиональную практику.
Заключение
Система обучения по охране лесов от пожаров должна охватывать все уровни управления – от территориальных отделов лесничеств до департаментов недропользования и природных ресурсов в регионах. Без проведения разъяснительной работы и профессиональной подготовки ответственных работников невозможно оценить полную готовность регионов к пожароопасному сезону. Научная значимость исследования заключается в разработке обучающих модулей программы подготовки, определении затрат на обучение и их окупаемости на уровне региона. Практическая значимость работы заключается в возможности применения рекомендаций в деятельности обучающих центров и органов власти при планировании мероприятий по пожарной безопасности лесов.
Библиографическая ссылка
Алексеева Н.А., Абашева О.Ю., Доронина С.А. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАТРАТ НА РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИ- ТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ПОЖАРНОЙ ЛЕСООХРАНЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 10-2. – С. 155-158;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3790 (дата обращения: 20.11.2024).