Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FURTHER EDUCATION DEVELOPMENT EMPLOYEES OF FIRE FOREST PROTECTION

Alekseeva N.A. 1 Abasheva O.Yu. 1 Doronina S.A. 1
1 Udmurt State Agrarian University
The state of fire forest protection was studied using the example of one of the most fire hazardous regions of Russia – the Udmurt Republic. Modern statistics on the area of the forest fund in Russia and Udmurtia, the area of fires in forests, the amount of identified economic damage according to the Accounts Chamber of the Russian Federation, the number of attracted volunteers are considered. The forces of volunteer formations are considered as the main source of personnel in forest fire extinguishing and fire prevention issues. There was a lack of attention in the forestry industry to the issues of advanced training of specialists and volunteers in the field of fire safety, since in the strategic planning documents in the region – the Forest Plan of the Udmurt Republic for 2019-2028 – there are no funds for organizing and increasing the effectiveness of additional vocational education in the forest profile. The purpose of the study is to develop recommendations for improving the effectiveness of additional professional education of a forest profile in matters of fire-fighting enterprises. The costs of organizing additional education have been determined, their profitability has been calculated. The content of educational modules of training programs is disclosed, which amounted to the scientific novelty of the study. It was concluded that it is necessary to disseminate such a training system throughout the management vertical, from forestry to natural resources departments.
forest
forest fund
fire safety
fire fighting measures
fire
additional education

Введение

Лесной фонд России составляет одну пятую часть от лесного фонда в мире. В 2023 г. его площадь составила 1188,3 млн га, из которых 2,06 млн га находятся в Удмуртской Республике, что составляет лишь 0,17% от общего показателя по стране. Несмотря на несопоставимо малые показатели площади лесного фонда в регионе по сравнению с другими регионами, лесной фонд в республике играет ключевую роль в экономике, предоставляя древесные ресурсы, продукцию с высокой добавленной стоимостью, выполняя функции по охране водных ресурсов, санитарии, рекреации и другие [1, 5]. По данным Лесного плана Удмуртской Республики на 2019-2028 гг. лесная продукция приносит с 1 руб. вложений 1,2 руб. дохода [5]. Однако лесной фонд также требует защиты и восстановления, поскольку лесные пожары представляют собой значительную угрозу. По итогам аудита бюджетных расходов за 2022 г. экономический ущерб от лесных пожаров составил 14 млрд руб. [8]. В него включаются потери древесины на корню, потери молодняков и лесной продукции [9]. В Удмуртской Республике за период с 1992 г. по 2012 г. в среднем сгорало от лесных пожаров леса на корню гораздо меньше 1% (0,004%) от аналогичного российского показателя [9]. Самые высокие показатели площади лесных пожаров наблюдались в Удмуртии в 2020 г. – 162 га (или 0,002% от всей площади лесных пожаров в России) [9].

В России, как и во многих других странах, более 70% сил пожарной охраны лесов составляют добровольцы, чья работа морально и материально стимулируется льготами или повременной оплатой [7]. С развитием законодательства в области пожарного дела и волонтерства в России количество людей, добровольно занимающихся охраной и защитой лесов, а также тушением лесных пожаров, ежегодно увеличивается. В 2022 г. в таких мероприятиях участвовало 1,127 млн человек, а в 2023 г. – 1,573 млн человек. Научные исследования подробно рассматривают создание и организацию добровольных пожарных служб в муниципальных образованиях, а также анализ их работы и направления для ее улучшения [4, 7, 10]. Однако вопросы обучения населения методам и средствам борьбы с пожарами остаются недостаточно проработанными.

Существует ряд исследований, посвященных методам и технологиям повышения эффективности обучения работников лесного хозяйства в условиях цифровизации управления. Обучение включает электронные курсы, мультимедийные технологии, виртуальные тренажеры, нейронные сети и модели прогнозирования пожаров, беспилотные летательные аппараты и другие современные средства обучения [6, 11, 12]. Каждый специалист должен обновлять свои знания и повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет. Но иногда высшие учебные заведения не успевают оперативно адаптировать образовательные программы к новым компетенциям.

В пользу развития системы обучения населения и специалистов говорит также тот факт, что антропогенная нагрузка считается одним из решающих факторов в оценке лесопожарного риска. Именно поэтому исследователи в 74% случаев ставят во главу человеческий фактор как причину лесных пожаров [2].

Отметим, что далеко не во всех регионах в документе стратегического планирования – Лесном плане – по статье затрат на научные исследования и обучение специалистов планируются расходы, в т.ч. на обучение противопожарным стандартам поведения [3]. На наш взгляд, без присутствия научно-образовательных организаций в системе обеспечения противопожарной безопасности невозможно считать организацию деятельности служб охраны лесов системной и комплексной.

Цель исследования заключается в анализе текущего состояния информационного и технического обеспечения дополнительного обучения для специалистов лесной охраны и добровольных лесных пожарных, а также разработке рекомендаций для повышения эффективности этого обучения.

Материалы и методика исследования

В качестве материалов для исследования приняты разработки отечественных ученых, документы стратегического планирования на примере Удмуртской Республики, официальная статистика, материалы, наработанные в ходе эмпирических исследований проблем повышения эффективности дополнительного образования работников служб пожарной охраны лесов и добровольцев. Использованы методы системного анализа, комплексного подхода, монографический, экономико-статистический методы исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Предлагаем следующее основное содержание обучающих блоков в программах дополнительного образования, разработанное с учетом изучения опыта борьбы с лесными пожарами в Удмуртии.

1. Блок организационно-правовых основ лесной пожарной охраны:

- изучение основных целей и задач, включая предотвращение и ликвидацию лесных пожаров, защиту экосистем и лесных ресурсов;

- изучение нормативно-правовой базы в области лесной пожарной охраны: специальных правил, норм и требований в сфере пожарной безопасности лесов, эффективное обеспечение их соблюдения; профессиональных стандартов в сфере лесного хозяйства; правил охраны труда и безопасности жизнедеятельности при выполнении лесопожарных работ; основ вменения юридической ответственности за нарушения пожарной безопасности;

- структуры и функций органов противопожарной охраны, вовлеченных в борьбу с лесными пожарами.

2. Блок анализа причин и факторов лесных пожаров, прогнозирования лесных пожаров. Предполагает изучение природных и антропогенных причин пожаров, факторов, способствующих возникновению пожаров, включая погодные условия, деятельность человека и особенности лесных экосистем, анализ случаев и примеров, выявленных причин и последствий лесных пожаров в наиболее показательных регионах, порядок проведения государственных закупок на выполнение работ по тушению лесных пожаров и других важных моментов [3].

3. Блок методов и технологий тушения лесных пожаров. Предполагается изучение классических (создание противопожарных разрывов, использование воды и огнегасящих веществ и других) и современных методов (дронов и спутниковых систем для мониторинга и управления пожарной ситуацией).

4. Блок оборудования и средств защиты состоит из изучения индивидуальных средств защиты (индивидуального защитного оборудования, включая огнезащитные костюмы, перчатки, маски и другого) и коллективного оборудования для командной работы (противопожарные машины, насосы и специализированные инструменты).

5. Блок организации и координации действий на месте происшествия. Изучаются принципы планирования и организации тушения пожаров, включая распределение задач и координацию действий различных групп, процедуры эвакуации и обеспечения безопасности на месте происшествия и др.

6. Блог психологической подготовки и поддержки персонала. Здесь раскрываются вопросы организации оперативного уведомления всех участников отношений о необходимости прибытия к месту возникновения ситуации, привлечения целевой аудитории для службы в пожарной охране лесов, стресс-менеджмент и другие вопросы.

7. Блок оценки эффективности и анализа результатов работы. Предполагает изучение методов оценки эффективности проведенных операций, включая анализ использования ресурсов и достижение целей, обзор процессов и практик, направленных на улучшение методов и технологий борьбы с лесными пожарами, основываясь на результатах и опыте.

Расходы на обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов в России кратно возросли за последние 3-4 года. Например, финансирование расходов в Удмуртской Республике за 4-й квартал 2023 г. по охране лесов от пожаров составило такую же сумму, что и за весь 2020 г. (38,6 млн руб.). В 2024 г. расходы на все лесное хозяйство составят 1,1 млрд руб. Всего 1% средств от этой суммы хватило бы на развитие дополнительного образования – более 11,1 млн руб.

В Лесном плане Удмуртской Республики за 2024-2028 гг. спланированы доходы от реализации лесной продукции в сумме 6,8 млрд руб., расходы на лесное хозяйство – 5,7 млрд руб. Прибыль в лесном хозяйстве составит 1,1 млрд руб. Расходы на борьбу с пожарами за этот же период примем в размере 200 млн руб., в т.ч. расходы на организацию и/или повышение эффективности дополнительного профессионального образования – 2,0 млн руб. Эти средства были бы достаточны как для внедрения традиционных методов обучения, так и для применения новых технологий. Окупаемость затрат на обучение за счет прибыли лесного комплекса составит всего 0,002 года.

Такой подход к обучению помогает создать модель будущей профессиональной деятельности, где новые знания служат основой для практического применения. При активном и своевременном обучении эффективность будет значительно выше, а полученные знания успешно интегрируются в профессиональную практику.

Заключение

Система обучения по охране лесов от пожаров должна охватывать все уровни управления – от территориальных отделов лесничеств до департаментов недропользования и природных ресурсов в регионах. Без проведения разъяснительной работы и профессиональной подготовки ответственных работников невозможно оценить полную готовность регионов к пожароопасному сезону. Научная значимость исследования заключается в разработке обучающих модулей программы подготовки, определении затрат на обучение и их окупаемости на уровне региона. Практическая значимость работы заключается в возможности применения рекомендаций в деятельности обучающих центров и органов власти при планировании мероприятий по пожарной безопасности лесов.