Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЭКОНОМИКА ДОВЕРИЯ И ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Крутиков В.К. 1, 2 Шаров С.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского»,
2 ЧОУ ВО «Институт управления, бизнеса и технологий»
В статье исследуются современные проблемы, характерные для мировой экономики, такие как: нарушения установленных правил, утрата взаимного доверия, недопонимание политических лидеров, непредсказуемость технологических перемен. Рассматривается зарубежный и отечественный опыт по реализации потенциалов технологий цифровой экономики. Представлен международный положительный опыт и российские проблемы, связанные с реализацией структурно-институционального фактора при стимулировании хозяйственной деятельности, а также активизации инвестиционного процесса. Приводится современная оценка крупного и среднего бизнес – сообщества, данная состоянию развития экономической составляющей страны, подробно разбираются причины кризисного положения. Исследуется положительный опыт Поднебесной, акцентированный на оздоровление собственной финансовой системы, придание ей финансовой устойчивости и независимого международного статуса, который противодействует внешнему давлению и обеспечивает рост внутренней национальной экономики. Отмечается пользовательская заинтересованность в приобретении виртуальных денег вне традиционных систем взаиморасчётов, приводятся положительные аспекты виртуальной денежной системы, основанной на равнозначности с традиционной денежной системы и жесткой независимости от государственной эмиссии. Предлагается и обосновывается ряд стратегических предложений по формированию такого важнейшего прорывного направления, как развитие цифровой экономики, способной вывести экономику России в мировые лидеры.
экономика доверия
цифровая экономика
отрыв от инерционных подходов
занятие лидерских позиций
1. Сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения 01.03.2019).
2. Президент РФ поручил обеспечить выполнение. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.interfax.ru/russia/336478. (дата обращения 01.03.2019).
3. Хартия открытых данных. [Электронный ресурс]. – URL: http://data.gov.ru/tags/hartiya-otkrytyh-dannyh. (дата обращения 01.03.2019).
4. Крутиков В.К. Формирование новой модели развития предпринимательства. – Калуга: Издательство АКФ «Политоп», 2018. – 156 с.
5. О катастрофе в российской экономике. [Электронный ресурс]. – URL: http://newsland.com/community/4765/content/o-katastrofe-v-rossiiskoi-ekonomike/6349727 (дата обращения 01.03.2019).
6. Крутиков В.К. Цифровая экономика: проблемы и возможности. – Калуга: Издательство «Политоп», 2018. – 179 с.

Введение

Выступая на Петербургском экономическом форуме (2018 г.), Президент России В.В. Путин подчеркнул, что в настоящее время мировая экономическая система рушится. Причинами негативных явлений выступают: нарушения установленных правил, утрата взаимного доверия, непредсказуемость технологических перемен. По мнению Президента, сложившиеся обстоятельства приведут к системному кризису.

Экономика доверия рассматривается, как способность вести конструктивный диалог, позволяющий снимать проблемы, которые сокращают потенциал глобального роста. При этом, речь ведется по широкому кругу вопросов: от допустимых границ применения политики протекционизма, до сокращения поляризации между различными слоями социумов. Перспективы строительства экономики будущего рассматриваются с позиций современных вызовов: демографических, технологических, энергетических, и прочих.

Цель исследования: изучить потенциал влияния современных цифровых технологий на функционирования системы обеспечения экономической безопасности государства, познакомится с опытом введения цифровых технологий на примерах разных стран и выявить более рациональные методы в развитии цифровой экономики для нашей страны.

Материал и методы исследования

Исследование основано на материалах официального сайта Президента РФ и портала открытых данных РФ. Статья базируется на результатах научных работ отечественных и за рубежных исследователей, посвященных проблемам глобализации и цифровой трансформации экономической составляющий страны. Основными методами исследования выступают: системный комплексный подход, анализ, синтез, дедукция, логические исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Недостаток доверия препятствует претворению в жизнь, или тормозит процессы по реализации масштабных совместных проектов. Это касается, как двухстороннего сотрудничества, так и развития взаимовыгодных партнерских отношений внутри международных союзов.

Так политическое взаимопонимание между Россией и Китаем должно трансформироваться в новые платформы сотрудничества в сферах и отраслях экономики, в частности транспортно-логистические, энергетические, информационно-коммуникационные, обеспечения продовольствием [1-3].

К сожалению, 4 мая 2018 года китайская энергетическая компания «Хуасинь» отказалась от планов осуществления инвестирования в российскую государственную нефтяную компанию «Роснефть». Отказ от объединения свидетельствует о наличии определенных ограничений в осуществлении энергетического российско-китайского сотрудничества, так как Поднебесная рассматривает Роснефть как государственный инструмент, а не как традиционную нефтяную компанию, придерживающуюся рыночных принципов.

Расширение сотрудничества стран, входящих в ЕАЭС, целесообразно связать с активизацией внедрения технологий цифровой экономики, так как отсутствие ограничительных мер для стран-партнеров по ЕАЭС, приводит к бесконтрольному перемещению товаров через границы. Например, товары, отправляемые из Белорусской Республики в Казахстан, а в дальнейшем, оказываются на территории России. В свою очередь, Казахстан открыл границы для бесконтрольного поступления на российский рынок товаров из Китая. Механизмы проникновения на российский рынок достаточно разнообразны и требуют осуществления жесткого контроля, который, может быть эффективен, только при применении цифровых технологий.

С представителями Европейского союза следует вести речь о перспективах отмены взаимных ограничений в торговле, финансах и иных секторах. Показательны результаты мониторинга, проведенного германо-российской внешнеторговой палатой. Практически все немецкие члены палаты отметили, что решение о санкциях серьезно затронуло их бизнес интересы [4].

При этом не следует забывать о существующем недоверии внутри российского общества, которое отрицательно влияет на развитие нашей экономики.

Именно об этом негативном явлении свидетельствуют данные ВЦИОМ, в которых содержится оценка современного состояния национальной экономики, как кризисного и даже катастрофического. Такую оценку дали три четверти российских предпринимателей, в то время, как положительную оценку состоянию экономики дали, только четыре процента респондентов.

Негативную тенденцию отметили представители бизнес сообщества вне зависимости от масштаба деятельности: 73% представителей крупного бизнеса и 77% – среднего и малого. Значительное число бизнесменов предполагают в ближайший год уходить с рынка. Приводят следующие основные причины кризисного положения:

- неопределённость экономической ситуации;

- отсутствием четкой экономической программы у правительства;

- сложностью бюрократических процедур;

- несовершенством судебной системы;

- избыточная активность контрольно-надзорных и правоохранительных органов;

- непрозрачностью государственных закупок;

- высокий уровень налогообложения;

- сжатие платежеспособного спроса на внутреннем рынке [5].

Можно по-разному относиться к поступающей информации. Но игнорировать ее, без соответствующего глубокого, всестороннего исследования, было бы легкомысленно.

Важнейшим прорывным направлением, которое позволит России выйти в мировые лидеры, выступает развитие цифровой экономики. Новые модели ведения предпринимательской деятельности и государственного управления неразрывно связаны с формированием цифровой инфраструктуры, цифровых компетенций и навыков.

По оценке экспертов, в результате внедрения технологий цифровой экономики, предполагается создание, около восьми миллионов новых рабочих мест, рост ВВП на 1% в год для каждой страны мира и поступление, дополнительно 50 миллиардов долларов в экономику. Сегодня лидерами по добавленной стоимости, создаваемой в секторе информационно-коммуникационных технологий, выступаю США страны Европейского союза и Китайская народная республика.

Но эксперты отмечают неравенство в развитии. В настоящее время, 29% промышленных компаний внедряют в производство интернет вещей. 41% компаний проводит пилотные испытания, а 30% даже не приступили к тестированию соответствующих технологий.

Цифровая трансформация выступает в качестве движущей сила глобального, инклюзивного и устойчивого развития, а новейшие технологии активно внедряются во все сферы жизни общества, но Российская Федерация, пока, заметно отстает от лидеров [6].

Для формирования современного уровня инновационного цифрового пространства России, следует четко определить статус, полномочия субъектов пространства. Решить комплекс вопросов, связанных с внесением изменений в законодательную базу страны.

Парадигма цифровой экономики, сформулированная руководством страны, должна быть использована, как фундамент, на котором выстраиваются новые модели государственного управления, предпринимательской деятельности и социальных, личностных отношений.

Формируемая инновационная среда требует обеспечить экономику и жизнь новыми знаниями, компетенциями и навыками, подготовить специалистов цифровой экономики, обладающих креативным мышлением.

Современные процессы глобализации, несущие вызовы и угрозы положительной динамике развития финансово-экономической системы России, требуют принятия неординарных решений в сфере финансово-кредитных, таможенно-налоговых, валютно-инвестиционных, и иных отношений.

Разрабатываемые меры должны быть нацелены на долгосрочную перспективу, так как основой высокотехнического прогнозирования в структурных звеньях экономики выступает горизонт планирования с циклом в тридцать – сорок лет. Научно обоснованные прогнозы позволяют разработать соответствующие стратегии, концепции, программы и индикативные планы инновационного, рационального развития.

Следует учитывать те обстоятельства, что многочисленные проблемы характерны не только для отечественной экономики. Поиском стабильности мировой финансово-валютной системы занимается большинство стран мирового сообщества. Объективная необходимость, связанная с неопределенностью поведения американской валюты, непредсказуемостью развития экономики США, стимулирует стремление к конструированию инновационной международной расчетной системы с едиными международными стандартами.

Страны-лидеры обладают значительным финансово-экономическим потенциалом и мощным политическим влиянием. Пользуясь своим положением, они стремятся занять господствующие позиции на мировом финансовом рынке, проводят операции, по перераспределению в своих интересах, львиной доли финансовых и нефинансовых активов.

Используя различные санкции США, Великобритания и их партнёры стремятся изолировать Россию от мировых финансовых рынков.

Геополитические и геоэкономические интересы Российской Федерации требуют принятия долгосрочной концепции, которая обеспечила бы национальные интересы страны. В основу концепции должно быть положено неукоснительное соблюдение норм действующего международного права и учет интересов добросовестных членов мирового сообщества.

С учетом существующих интересов, России следует определить своих союзников в происходящих процессах дезинтеграции, которая может серьезно ограничить участие страны в деятельности мировой финансовой системы.

Достаточно показательно и убедительно выглядит позиция, которую занимает в настоящее время Китайская народная республика. Меры, которые осуществило китайское руководство, обеспечили оздоровление национальной финансовой системы, и придали ей независимый международный статус.

Опираясь на добрососедские, партнерские отношения, сложившиеся на протяжении последних лет между Россией и Китаем, целесообразно использовать положительный опыт Поднебесной в целях противодействия внешнему давлению и обеспечения роста национальной экономики РФ.

В качестве стратегических направлений, следует избрать следующие позиции:

- оптимизировать взаимоотношения с международными финансово-кредитными организациями;

- обеспечить подбор альтернативных внешних источников финансирования;

- стимулировать совершенствование внутреннего финансового рынка;

- поддержать наиболее перспективные отрасли экономики и инновационные проекты субъектов рынка;

- сосредоточиться на инфраструктурных проектах, реализуемых совместно с китайскими, индийскими, иранскими, и иными партнерами: совместное производство самолетов и создание единого воздушного пространства; открытие внутренних водных путей; сооружение трансконтинентальных транспортных коридоров и так далее.

- укрепить позиции и повысить статус российского рубля в сфере внешнеэкономических связей.

Предлагаемые меры призваны адаптировать финансово-экономическую систему страны в условиях давления, оказываемого со стороны США и их союзников.

Особенностью процессов по развитию новой финансово-экономической формации, является активное внедрение в финансовую сферу технологии цифровой экономики.

Отмечается заинтересованность в приобретении пользователями виртуальных денег вне традиционных систем. Виртуальная валюта выступает в качестве цифрового обозначения стоимости, используется в расчетных операциях, как средство платежа. Средство не эмитируется государством, но признается как альтернативное, равнозначное средство платежа участниками конкретной сделки. В глобальном экономическом развитии, особое внимание уделяется использованию инновационных информационно-технологических, нормативно-правовых; организационно-кадровых и финансово-валютных возможностей, способных обеспечить темпы и пропорции, выводящие на лидирующие позиции в мировой экономике.

Выводы

Таким образом, обеспечение отрыва от инерционных, архаичных подходов последних лет возможно только при условии целенаправленной и эффективной креативной деятельности всех субъектов, ответственных за принимаемые решения и их реализацию.

В условиях, когда риски потери стабильного, конкурентоспособного и перспективного функционирования работающей системы достаточно высоки, требуются инновационные идеи. В качестве, одного из актуальных российских инновационных проектов, следует привести создание специальных административных районов (САР) с признаками офшоров.

В проекте закона предусмотрена не репатриация капиталов, оказавшихся под санкциями корпораций, а замещение стандартных офшоров, используемых бизнес структурами в настоящее время.

Успешная реализация прорывного инновационного проекта в финансовой сфере, может быть выполнена при выполнении следующих условий.

Обеспечение соответствия, разработанных законодательных актов, лучшим международным практикам, позволяющим эффективно регламентировать особый правовой статус и налоговый режим территорий САР. Придание четкого правового режима процессу использования виртуальной валюты на территории страны: наделение понятийным аппаратом, четкими регламентами, режимами, стандартами использования валюты.

Создание всесторонней научно-методической базы внедрения технологий цифровой экономики в российской финансовой сфере: тестирование на малых величинах; повышение уровня необходимых знаний граждан и представителей предпринимательского сообщества. Необходимо учитывать особенности процесса эффективного функционирования системы цифровых технологий в финансовой сфере. Глобальный процесс предусматривает: обязательность занятия лидерских позиций в финансовом мире; использование эффекта масштабирования; индивидуализацию операционной, и иной деятельности. Гармоничный контроль над цифровым финансово-экономическим пространством, со стороны органов государственной власти, позволяющий реализовать все потенциалы современной, инновационной нормативно-правовой деятельности и технологий цифровой экономики.


Библиографическая ссылка

Крутиков В.К., Шаров С.В. ЭКОНОМИКА ДОВЕРИЯ И ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-2. – С. 91-95;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=377 (дата обращения: 21.11.2024).