Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ECONOMY OF TRUST AND POTENTIAL OF DIGITAL TECHNOLOGIES

Krutikov V.K. 1, 2 Sharov S.V. 1
1 Kaluga state University K.E. Tsiolkovsky
2 Institute of Management, Business and Technology
The article examines the current problems inherent in the global economy, such as violation of the established rules, the loss of mutual trust, misunderstanding of political leaders, the unpredictability of technological change. Considered foreign and domestic experience in the implementation of the potential technologies of the digital economy. Presented the positive experience of the international and Russian problems associated with the implementation of structural and institutional factors in stimulating economic activity, as well as the activation of the investment process. It is a modern assessment of large and medium-sized business – community in the development of the economic component of the country, detail the causes of the crisis situation. We study the positive experience of China accentuated on the improvement of their own financial system, giving it financial stability and independent international status, which counteracts the external pressure and provides internal growth of the national economy. There user interest in acquiring the virtual money is an interconnect conventional systems, given the positive aspects of a virtual cash system based on the equivalence to the traditional currency and system independence from the rigid state emission. It proposed and substantiated a number of strategic proposals for the formation of such an important breakthrough areas as the development of the digital economy, able to bring Russia’s economy to world leaders. There user interest in acquiring the virtual money is an interconnect conventional systems, given the positive aspects of a virtual cash system based on the equivalence to the traditional currency and system independence from the rigid state emission. It proposed and substantiated a number of strategic proposals for the formation of such an important breakthrough areas as the development of the digital economy, able to bring Russia’s economy to world leaders. There user interest in acquiring the virtual money is an interconnect conventional systems, given the positive aspects of a virtual cash system based on the equivalence to the traditional currency and system independence from the rigid state emission. It proposed and substantiated a number of strategic proposals for the formation of such an important breakthrough areas as the development of the digital economy, able to bring Russia’s economy to world leaders.
economics of trust. the digital economy
isolation from the inertial approaches
occupation of leadership positions

Введение

Выступая на Петербургском экономическом форуме (2018 г.), Президент России В.В. Путин подчеркнул, что в настоящее время мировая экономическая система рушится. Причинами негативных явлений выступают: нарушения установленных правил, утрата взаимного доверия, непредсказуемость технологических перемен. По мнению Президента, сложившиеся обстоятельства приведут к системному кризису.

Экономика доверия рассматривается, как способность вести конструктивный диалог, позволяющий снимать проблемы, которые сокращают потенциал глобального роста. При этом, речь ведется по широкому кругу вопросов: от допустимых границ применения политики протекционизма, до сокращения поляризации между различными слоями социумов. Перспективы строительства экономики будущего рассматриваются с позиций современных вызовов: демографических, технологических, энергетических, и прочих.

Цель исследования: изучить потенциал влияния современных цифровых технологий на функционирования системы обеспечения экономической безопасности государства, познакомится с опытом введения цифровых технологий на примерах разных стран и выявить более рациональные методы в развитии цифровой экономики для нашей страны.

Материал и методы исследования

Исследование основано на материалах официального сайта Президента РФ и портала открытых данных РФ. Статья базируется на результатах научных работ отечественных и за рубежных исследователей, посвященных проблемам глобализации и цифровой трансформации экономической составляющий страны. Основными методами исследования выступают: системный комплексный подход, анализ, синтез, дедукция, логические исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Недостаток доверия препятствует претворению в жизнь, или тормозит процессы по реализации масштабных совместных проектов. Это касается, как двухстороннего сотрудничества, так и развития взаимовыгодных партнерских отношений внутри международных союзов.

Так политическое взаимопонимание между Россией и Китаем должно трансформироваться в новые платформы сотрудничества в сферах и отраслях экономики, в частности транспортно-логистические, энергетические, информационно-коммуникационные, обеспечения продовольствием [1-3].

К сожалению, 4 мая 2018 года китайская энергетическая компания «Хуасинь» отказалась от планов осуществления инвестирования в российскую государственную нефтяную компанию «Роснефть». Отказ от объединения свидетельствует о наличии определенных ограничений в осуществлении энергетического российско-китайского сотрудничества, так как Поднебесная рассматривает Роснефть как государственный инструмент, а не как традиционную нефтяную компанию, придерживающуюся рыночных принципов.

Расширение сотрудничества стран, входящих в ЕАЭС, целесообразно связать с активизацией внедрения технологий цифровой экономики, так как отсутствие ограничительных мер для стран-партнеров по ЕАЭС, приводит к бесконтрольному перемещению товаров через границы. Например, товары, отправляемые из Белорусской Республики в Казахстан, а в дальнейшем, оказываются на территории России. В свою очередь, Казахстан открыл границы для бесконтрольного поступления на российский рынок товаров из Китая. Механизмы проникновения на российский рынок достаточно разнообразны и требуют осуществления жесткого контроля, который, может быть эффективен, только при применении цифровых технологий.

С представителями Европейского союза следует вести речь о перспективах отмены взаимных ограничений в торговле, финансах и иных секторах. Показательны результаты мониторинга, проведенного германо-российской внешнеторговой палатой. Практически все немецкие члены палаты отметили, что решение о санкциях серьезно затронуло их бизнес интересы [4].

При этом не следует забывать о существующем недоверии внутри российского общества, которое отрицательно влияет на развитие нашей экономики.

Именно об этом негативном явлении свидетельствуют данные ВЦИОМ, в которых содержится оценка современного состояния национальной экономики, как кризисного и даже катастрофического. Такую оценку дали три четверти российских предпринимателей, в то время, как положительную оценку состоянию экономики дали, только четыре процента респондентов.

Негативную тенденцию отметили представители бизнес сообщества вне зависимости от масштаба деятельности: 73% представителей крупного бизнеса и 77% – среднего и малого. Значительное число бизнесменов предполагают в ближайший год уходить с рынка. Приводят следующие основные причины кризисного положения:

- неопределённость экономической ситуации;

- отсутствием четкой экономической программы у правительства;

- сложностью бюрократических процедур;

- несовершенством судебной системы;

- избыточная активность контрольно-надзорных и правоохранительных органов;

- непрозрачностью государственных закупок;

- высокий уровень налогообложения;

- сжатие платежеспособного спроса на внутреннем рынке [5].

Можно по-разному относиться к поступающей информации. Но игнорировать ее, без соответствующего глубокого, всестороннего исследования, было бы легкомысленно.

Важнейшим прорывным направлением, которое позволит России выйти в мировые лидеры, выступает развитие цифровой экономики. Новые модели ведения предпринимательской деятельности и государственного управления неразрывно связаны с формированием цифровой инфраструктуры, цифровых компетенций и навыков.

По оценке экспертов, в результате внедрения технологий цифровой экономики, предполагается создание, около восьми миллионов новых рабочих мест, рост ВВП на 1% в год для каждой страны мира и поступление, дополнительно 50 миллиардов долларов в экономику. Сегодня лидерами по добавленной стоимости, создаваемой в секторе информационно-коммуникационных технологий, выступаю США страны Европейского союза и Китайская народная республика.

Но эксперты отмечают неравенство в развитии. В настоящее время, 29% промышленных компаний внедряют в производство интернет вещей. 41% компаний проводит пилотные испытания, а 30% даже не приступили к тестированию соответствующих технологий.

Цифровая трансформация выступает в качестве движущей сила глобального, инклюзивного и устойчивого развития, а новейшие технологии активно внедряются во все сферы жизни общества, но Российская Федерация, пока, заметно отстает от лидеров [6].

Для формирования современного уровня инновационного цифрового пространства России, следует четко определить статус, полномочия субъектов пространства. Решить комплекс вопросов, связанных с внесением изменений в законодательную базу страны.

Парадигма цифровой экономики, сформулированная руководством страны, должна быть использована, как фундамент, на котором выстраиваются новые модели государственного управления, предпринимательской деятельности и социальных, личностных отношений.

Формируемая инновационная среда требует обеспечить экономику и жизнь новыми знаниями, компетенциями и навыками, подготовить специалистов цифровой экономики, обладающих креативным мышлением.

Современные процессы глобализации, несущие вызовы и угрозы положительной динамике развития финансово-экономической системы России, требуют принятия неординарных решений в сфере финансово-кредитных, таможенно-налоговых, валютно-инвестиционных, и иных отношений.

Разрабатываемые меры должны быть нацелены на долгосрочную перспективу, так как основой высокотехнического прогнозирования в структурных звеньях экономики выступает горизонт планирования с циклом в тридцать – сорок лет. Научно обоснованные прогнозы позволяют разработать соответствующие стратегии, концепции, программы и индикативные планы инновационного, рационального развития.

Следует учитывать те обстоятельства, что многочисленные проблемы характерны не только для отечественной экономики. Поиском стабильности мировой финансово-валютной системы занимается большинство стран мирового сообщества. Объективная необходимость, связанная с неопределенностью поведения американской валюты, непредсказуемостью развития экономики США, стимулирует стремление к конструированию инновационной международной расчетной системы с едиными международными стандартами.

Страны-лидеры обладают значительным финансово-экономическим потенциалом и мощным политическим влиянием. Пользуясь своим положением, они стремятся занять господствующие позиции на мировом финансовом рынке, проводят операции, по перераспределению в своих интересах, львиной доли финансовых и нефинансовых активов.

Используя различные санкции США, Великобритания и их партнёры стремятся изолировать Россию от мировых финансовых рынков.

Геополитические и геоэкономические интересы Российской Федерации требуют принятия долгосрочной концепции, которая обеспечила бы национальные интересы страны. В основу концепции должно быть положено неукоснительное соблюдение норм действующего международного права и учет интересов добросовестных членов мирового сообщества.

С учетом существующих интересов, России следует определить своих союзников в происходящих процессах дезинтеграции, которая может серьезно ограничить участие страны в деятельности мировой финансовой системы.

Достаточно показательно и убедительно выглядит позиция, которую занимает в настоящее время Китайская народная республика. Меры, которые осуществило китайское руководство, обеспечили оздоровление национальной финансовой системы, и придали ей независимый международный статус.

Опираясь на добрососедские, партнерские отношения, сложившиеся на протяжении последних лет между Россией и Китаем, целесообразно использовать положительный опыт Поднебесной в целях противодействия внешнему давлению и обеспечения роста национальной экономики РФ.

В качестве стратегических направлений, следует избрать следующие позиции:

- оптимизировать взаимоотношения с международными финансово-кредитными организациями;

- обеспечить подбор альтернативных внешних источников финансирования;

- стимулировать совершенствование внутреннего финансового рынка;

- поддержать наиболее перспективные отрасли экономики и инновационные проекты субъектов рынка;

- сосредоточиться на инфраструктурных проектах, реализуемых совместно с китайскими, индийскими, иранскими, и иными партнерами: совместное производство самолетов и создание единого воздушного пространства; открытие внутренних водных путей; сооружение трансконтинентальных транспортных коридоров и так далее.

- укрепить позиции и повысить статус российского рубля в сфере внешнеэкономических связей.

Предлагаемые меры призваны адаптировать финансово-экономическую систему страны в условиях давления, оказываемого со стороны США и их союзников.

Особенностью процессов по развитию новой финансово-экономической формации, является активное внедрение в финансовую сферу технологии цифровой экономики.

Отмечается заинтересованность в приобретении пользователями виртуальных денег вне традиционных систем. Виртуальная валюта выступает в качестве цифрового обозначения стоимости, используется в расчетных операциях, как средство платежа. Средство не эмитируется государством, но признается как альтернативное, равнозначное средство платежа участниками конкретной сделки. В глобальном экономическом развитии, особое внимание уделяется использованию инновационных информационно-технологических, нормативно-правовых; организационно-кадровых и финансово-валютных возможностей, способных обеспечить темпы и пропорции, выводящие на лидирующие позиции в мировой экономике.

Выводы

Таким образом, обеспечение отрыва от инерционных, архаичных подходов последних лет возможно только при условии целенаправленной и эффективной креативной деятельности всех субъектов, ответственных за принимаемые решения и их реализацию.

В условиях, когда риски потери стабильного, конкурентоспособного и перспективного функционирования работающей системы достаточно высоки, требуются инновационные идеи. В качестве, одного из актуальных российских инновационных проектов, следует привести создание специальных административных районов (САР) с признаками офшоров.

В проекте закона предусмотрена не репатриация капиталов, оказавшихся под санкциями корпораций, а замещение стандартных офшоров, используемых бизнес структурами в настоящее время.

Успешная реализация прорывного инновационного проекта в финансовой сфере, может быть выполнена при выполнении следующих условий.

Обеспечение соответствия, разработанных законодательных актов, лучшим международным практикам, позволяющим эффективно регламентировать особый правовой статус и налоговый режим территорий САР. Придание четкого правового режима процессу использования виртуальной валюты на территории страны: наделение понятийным аппаратом, четкими регламентами, режимами, стандартами использования валюты.

Создание всесторонней научно-методической базы внедрения технологий цифровой экономики в российской финансовой сфере: тестирование на малых величинах; повышение уровня необходимых знаний граждан и представителей предпринимательского сообщества. Необходимо учитывать особенности процесса эффективного функционирования системы цифровых технологий в финансовой сфере. Глобальный процесс предусматривает: обязательность занятия лидерских позиций в финансовом мире; использование эффекта масштабирования; индивидуализацию операционной, и иной деятельности. Гармоничный контроль над цифровым финансово-экономическим пространством, со стороны органов государственной власти, позволяющий реализовать все потенциалы современной, инновационной нормативно-правовой деятельности и технологий цифровой экономики.