Введение
Выступая на Петербургском экономическом форуме (2018 г.), Президент России В.В. Путин подчеркнул, что в настоящее время мировая экономическая система рушится. Причинами негативных явлений выступают: нарушения установленных правил, утрата взаимного доверия, непредсказуемость технологических перемен. По мнению Президента, сложившиеся обстоятельства приведут к системному кризису.
Экономика доверия рассматривается, как способность вести конструктивный диалог, позволяющий снимать проблемы, которые сокращают потенциал глобального роста. При этом, речь ведется по широкому кругу вопросов: от допустимых границ применения политики протекционизма, до сокращения поляризации между различными слоями социумов. Перспективы строительства экономики будущего рассматриваются с позиций современных вызовов: демографических, технологических, энергетических, и прочих.
Цель исследования: изучить потенциал влияния современных цифровых технологий на функционирования системы обеспечения экономической безопасности государства, познакомится с опытом введения цифровых технологий на примерах разных стран и выявить более рациональные методы в развитии цифровой экономики для нашей страны.
Материал и методы исследования
Исследование основано на материалах официального сайта Президента РФ и портала открытых данных РФ. Статья базируется на результатах научных работ отечественных и за рубежных исследователей, посвященных проблемам глобализации и цифровой трансформации экономической составляющий страны. Основными методами исследования выступают: системный комплексный подход, анализ, синтез, дедукция, логические исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Недостаток доверия препятствует претворению в жизнь, или тормозит процессы по реализации масштабных совместных проектов. Это касается, как двухстороннего сотрудничества, так и развития взаимовыгодных партнерских отношений внутри международных союзов.
Так политическое взаимопонимание между Россией и Китаем должно трансформироваться в новые платформы сотрудничества в сферах и отраслях экономики, в частности транспортно-логистические, энергетические, информационно-коммуникационные, обеспечения продовольствием [1-3].
К сожалению, 4 мая 2018 года китайская энергетическая компания «Хуасинь» отказалась от планов осуществления инвестирования в российскую государственную нефтяную компанию «Роснефть». Отказ от объединения свидетельствует о наличии определенных ограничений в осуществлении энергетического российско-китайского сотрудничества, так как Поднебесная рассматривает Роснефть как государственный инструмент, а не как традиционную нефтяную компанию, придерживающуюся рыночных принципов.
Расширение сотрудничества стран, входящих в ЕАЭС, целесообразно связать с активизацией внедрения технологий цифровой экономики, так как отсутствие ограничительных мер для стран-партнеров по ЕАЭС, приводит к бесконтрольному перемещению товаров через границы. Например, товары, отправляемые из Белорусской Республики в Казахстан, а в дальнейшем, оказываются на территории России. В свою очередь, Казахстан открыл границы для бесконтрольного поступления на российский рынок товаров из Китая. Механизмы проникновения на российский рынок достаточно разнообразны и требуют осуществления жесткого контроля, который, может быть эффективен, только при применении цифровых технологий.
С представителями Европейского союза следует вести речь о перспективах отмены взаимных ограничений в торговле, финансах и иных секторах. Показательны результаты мониторинга, проведенного германо-российской внешнеторговой палатой. Практически все немецкие члены палаты отметили, что решение о санкциях серьезно затронуло их бизнес интересы [4].
При этом не следует забывать о существующем недоверии внутри российского общества, которое отрицательно влияет на развитие нашей экономики.
Именно об этом негативном явлении свидетельствуют данные ВЦИОМ, в которых содержится оценка современного состояния национальной экономики, как кризисного и даже катастрофического. Такую оценку дали три четверти российских предпринимателей, в то время, как положительную оценку состоянию экономики дали, только четыре процента респондентов.
Негативную тенденцию отметили представители бизнес сообщества вне зависимости от масштаба деятельности: 73% представителей крупного бизнеса и 77% – среднего и малого. Значительное число бизнесменов предполагают в ближайший год уходить с рынка. Приводят следующие основные причины кризисного положения:
- неопределённость экономической ситуации;
- отсутствием четкой экономической программы у правительства;
- сложностью бюрократических процедур;
- несовершенством судебной системы;
- избыточная активность контрольно-надзорных и правоохранительных органов;
- непрозрачностью государственных закупок;
- высокий уровень налогообложения;
- сжатие платежеспособного спроса на внутреннем рынке [5].
Можно по-разному относиться к поступающей информации. Но игнорировать ее, без соответствующего глубокого, всестороннего исследования, было бы легкомысленно.
Важнейшим прорывным направлением, которое позволит России выйти в мировые лидеры, выступает развитие цифровой экономики. Новые модели ведения предпринимательской деятельности и государственного управления неразрывно связаны с формированием цифровой инфраструктуры, цифровых компетенций и навыков.
По оценке экспертов, в результате внедрения технологий цифровой экономики, предполагается создание, около восьми миллионов новых рабочих мест, рост ВВП на 1% в год для каждой страны мира и поступление, дополнительно 50 миллиардов долларов в экономику. Сегодня лидерами по добавленной стоимости, создаваемой в секторе информационно-коммуникационных технологий, выступаю США страны Европейского союза и Китайская народная республика.
Но эксперты отмечают неравенство в развитии. В настоящее время, 29% промышленных компаний внедряют в производство интернет вещей. 41% компаний проводит пилотные испытания, а 30% даже не приступили к тестированию соответствующих технологий.
Цифровая трансформация выступает в качестве движущей сила глобального, инклюзивного и устойчивого развития, а новейшие технологии активно внедряются во все сферы жизни общества, но Российская Федерация, пока, заметно отстает от лидеров [6].
Для формирования современного уровня инновационного цифрового пространства России, следует четко определить статус, полномочия субъектов пространства. Решить комплекс вопросов, связанных с внесением изменений в законодательную базу страны.
Парадигма цифровой экономики, сформулированная руководством страны, должна быть использована, как фундамент, на котором выстраиваются новые модели государственного управления, предпринимательской деятельности и социальных, личностных отношений.
Формируемая инновационная среда требует обеспечить экономику и жизнь новыми знаниями, компетенциями и навыками, подготовить специалистов цифровой экономики, обладающих креативным мышлением.
Современные процессы глобализации, несущие вызовы и угрозы положительной динамике развития финансово-экономической системы России, требуют принятия неординарных решений в сфере финансово-кредитных, таможенно-налоговых, валютно-инвестиционных, и иных отношений.
Разрабатываемые меры должны быть нацелены на долгосрочную перспективу, так как основой высокотехнического прогнозирования в структурных звеньях экономики выступает горизонт планирования с циклом в тридцать – сорок лет. Научно обоснованные прогнозы позволяют разработать соответствующие стратегии, концепции, программы и индикативные планы инновационного, рационального развития.
Следует учитывать те обстоятельства, что многочисленные проблемы характерны не только для отечественной экономики. Поиском стабильности мировой финансово-валютной системы занимается большинство стран мирового сообщества. Объективная необходимость, связанная с неопределенностью поведения американской валюты, непредсказуемостью развития экономики США, стимулирует стремление к конструированию инновационной международной расчетной системы с едиными международными стандартами.
Страны-лидеры обладают значительным финансово-экономическим потенциалом и мощным политическим влиянием. Пользуясь своим положением, они стремятся занять господствующие позиции на мировом финансовом рынке, проводят операции, по перераспределению в своих интересах, львиной доли финансовых и нефинансовых активов.
Используя различные санкции США, Великобритания и их партнёры стремятся изолировать Россию от мировых финансовых рынков.
Геополитические и геоэкономические интересы Российской Федерации требуют принятия долгосрочной концепции, которая обеспечила бы национальные интересы страны. В основу концепции должно быть положено неукоснительное соблюдение норм действующего международного права и учет интересов добросовестных членов мирового сообщества.
С учетом существующих интересов, России следует определить своих союзников в происходящих процессах дезинтеграции, которая может серьезно ограничить участие страны в деятельности мировой финансовой системы.
Достаточно показательно и убедительно выглядит позиция, которую занимает в настоящее время Китайская народная республика. Меры, которые осуществило китайское руководство, обеспечили оздоровление национальной финансовой системы, и придали ей независимый международный статус.
Опираясь на добрососедские, партнерские отношения, сложившиеся на протяжении последних лет между Россией и Китаем, целесообразно использовать положительный опыт Поднебесной в целях противодействия внешнему давлению и обеспечения роста национальной экономики РФ.
В качестве стратегических направлений, следует избрать следующие позиции:
- оптимизировать взаимоотношения с международными финансово-кредитными организациями;
- обеспечить подбор альтернативных внешних источников финансирования;
- стимулировать совершенствование внутреннего финансового рынка;
- поддержать наиболее перспективные отрасли экономики и инновационные проекты субъектов рынка;
- сосредоточиться на инфраструктурных проектах, реализуемых совместно с китайскими, индийскими, иранскими, и иными партнерами: совместное производство самолетов и создание единого воздушного пространства; открытие внутренних водных путей; сооружение трансконтинентальных транспортных коридоров и так далее.
- укрепить позиции и повысить статус российского рубля в сфере внешнеэкономических связей.
Предлагаемые меры призваны адаптировать финансово-экономическую систему страны в условиях давления, оказываемого со стороны США и их союзников.
Особенностью процессов по развитию новой финансово-экономической формации, является активное внедрение в финансовую сферу технологии цифровой экономики.
Отмечается заинтересованность в приобретении пользователями виртуальных денег вне традиционных систем. Виртуальная валюта выступает в качестве цифрового обозначения стоимости, используется в расчетных операциях, как средство платежа. Средство не эмитируется государством, но признается как альтернативное, равнозначное средство платежа участниками конкретной сделки. В глобальном экономическом развитии, особое внимание уделяется использованию инновационных информационно-технологических, нормативно-правовых; организационно-кадровых и финансово-валютных возможностей, способных обеспечить темпы и пропорции, выводящие на лидирующие позиции в мировой экономике.
Выводы
Таким образом, обеспечение отрыва от инерционных, архаичных подходов последних лет возможно только при условии целенаправленной и эффективной креативной деятельности всех субъектов, ответственных за принимаемые решения и их реализацию.
В условиях, когда риски потери стабильного, конкурентоспособного и перспективного функционирования работающей системы достаточно высоки, требуются инновационные идеи. В качестве, одного из актуальных российских инновационных проектов, следует привести создание специальных административных районов (САР) с признаками офшоров.
В проекте закона предусмотрена не репатриация капиталов, оказавшихся под санкциями корпораций, а замещение стандартных офшоров, используемых бизнес структурами в настоящее время.
Успешная реализация прорывного инновационного проекта в финансовой сфере, может быть выполнена при выполнении следующих условий.
Обеспечение соответствия, разработанных законодательных актов, лучшим международным практикам, позволяющим эффективно регламентировать особый правовой статус и налоговый режим территорий САР. Придание четкого правового режима процессу использования виртуальной валюты на территории страны: наделение понятийным аппаратом, четкими регламентами, режимами, стандартами использования валюты.
Создание всесторонней научно-методической базы внедрения технологий цифровой экономики в российской финансовой сфере: тестирование на малых величинах; повышение уровня необходимых знаний граждан и представителей предпринимательского сообщества. Необходимо учитывать особенности процесса эффективного функционирования системы цифровых технологий в финансовой сфере. Глобальный процесс предусматривает: обязательность занятия лидерских позиций в финансовом мире; использование эффекта масштабирования; индивидуализацию операционной, и иной деятельности. Гармоничный контроль над цифровым финансово-экономическим пространством, со стороны органов государственной власти, позволяющий реализовать все потенциалы современной, инновационной нормативно-правовой деятельности и технологий цифровой экономики.