Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТА СТАВКИ ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКИХ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК И ЛЬГОТ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА

Корнещук Д.К. 1 Лысенко Ю.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В настоящей статье обозначаются понятия ставки дисконтирования, средневзвешенной стоимости капитала для целей дисконтирования денежных потоков, инвестиционные проекты ГЧП и МЧП, концессии. Акцентируется внимание на действующих проблематиках расчета ставки дисконтирования и ее ограничениях. Рассмотрены особенности оценки ставки дисконтирования для инфраструктурных проектов в Российской Федерации в условиях высоких рыночных процентных ставок, существенного объема субсидирования и льготных программ со стороны государства. Предложена методология корректировки общепринятого подхода расчета ставки дисконтирования (WACC) – фиксированной (плоской) величины в течение всего срока реализации проекта. Предложенная методология позволяет в условиях высоких рыночных ставок более корректно оценивать риски проекта, что позволит на этапе первоначального скрининга не отвергать проценты с длительным сроком окупаемости и высокими капитальными затратами на первоначальной (инвестиционной) стадии – ключевыми характеристиками инфраструктурных проектов. Одним из возможным применений описанного в настоящей статье подхода является корректировка принятых нормативных документов по оценке инвестиционных проектов. Сферами возможного применения предложенных корректировок является строительная отрасль в секторах электроэнергетики, транспорта, социальной инфраструктуры, тепло- и водоснабжения, мостового и дорожного строительства, обустройства городов, строительства промышленных предприятий с государственной поддержкой (СПИК, оффсетные контракты).
ставка дисконтирования
инвестиционный проект
субсидии
льготы
концессия
инфраструктура
высокие процентные ставки
методология оценки инвестиционного проекта
1. Алехнович Н.И. Теоретические аспекты оценки, анализа и управления рисками инвестиционных проектов // Экономика и предпринимательство. 2023. № 6 (155). С. 735-741.
2. Баринов А. Проектное кредитование и особенности его развития в России // Финансовый бизнес. 2016. № 5. С. 33–36.
3. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н. Барышниковой. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2015. 1008 с.
4. Государственные программы Российской Федерации. Официальный портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// https://programs.gov.ru/Portal (дата обращения: 17.06.2024).
5. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов: учебно-практическое пособие. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Альпина Паблишер, 2021. 1316 с.
6. Добров Г.М., Крашенинников В.И. Финансирование и кредитование в промышленности: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2016. 390 с.
7. Йескомб Э.Р. Принципы проектного финансирования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Альпина Паблишел, 2016. 668 с.
8. Корчагин Ю.А. Инвестиции и инвестиционный анализ. М.: Феникс, 2016. 474 с.
9. Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. М.: ДИС, 2016. 344 с.
10. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ от 21.06.1999 № ВК 477 // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_28224/ (дата обращения: 21.07.2024).
11. Михайлова О.А. Особенности формирования капитальных и операционных затрат при оценке инвестиционной привлекательности проектов в электрических сетях // Экономика и предпринимательство. 2023. № 6 (155). С. 735-741.
12. Муханова Д.Ю. Расчет ставки дисконтирования для оценки инвестиционных проектов сетевых компаний в электроэнергетике // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. 2019. № 1. С. 126-136.
13. Никонова И.А. Проектный анализ и проектное финансирование: монография. М.: ЮНИТИ, 2014. 422 с.
14. Поляков В.Е. Экономический анализ и оценка эффективности инвестиционных проектов на основе дисконтированного периода окупаемости с помощью MICROSOFT EXCEL // Theoretical & Applied Science. 2016. № 11 (43). С. 21-26.
15. Орехов А.А., Юшин Н.О. Механизм комплексной оценки экономической эффективности инвестиционного проекта // Финансовый вестник. 2018. № 1 (40). С. 49-59.
16. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 22.06.2024).
17. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ в редакции от 08.08.2024.
18. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ с изменениями и дополнениями, в ступающими в силу с 01.09.2024 в редакции от 22.07.2024.
19. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 25.12.2023 в редакции от 25.12.2023.
20. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2024 в редакции от 04.08.2023.
21. Центральный банк Российской Федерации. Официальный портал раскрытия статистических данных [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statistics/ (дата обращения: 21.06.2024).
22. Швандар В.А. Базилевич А.И. Управление инвестиционными проектами. М.: ЮНИТИ, 2017. 444 с.

Введение

Ставка дисконтирования денежных потоков является одним из наиболее влияющих факторов при проведении анализа экономической целесообразности инвестиционных проектов, в связи с чем вопрос ее корректной оценки представляется крайне актуальным в России в настоящий момент. Классический подход к оценке ставки дисконтирования для инвестиционных проектов заключается в расчете средневзвешенной стоимости капитала (WACC), компонентами которого является стоимость долговых обязательств и стоимость акционерного капитала. В то же время в условиях действующих санкционных ограничений оценка стоимости акционерного капитала представляется наиболее проблематичной, так как имеющиеся на рынке индикаторы становятся все более волатильными и тем самым менее применимы на практике. А действующие в России на данный момент меры стимулирования инвестиций со стороны государства (СПИК, льготный лизинг, субсидирование ставок по целевым кредитам, концессии и соглашения о государственно-частном партнерстве с гарантированной доходностью, налоговые льготы и прочие) и высокий уровень ключевой ставки ЦБ РФ делают классические подходы к оценке стоимости долгового финансирования все более искаженными.

В то же время отличительными чертами инфраструктурных инвестиционных проектов является крайне длительный (до 15-20 лет) срок окупаемости, высокий объем капитальных затрат на инвестиционной стадии и сравнительно низкий уровень рентабельности, в связи с чем даже незначительные изменения ставки дисконтирования оказывают значительное влияние на итоги оценки целесообразности реализации инвестиционного проекта.

В настоящей статье будет рассмотрен вопрос корректировки методологии расчета ставки дисконтирования с учетом сложившихся на российском финансовом рынке реалий с целью ее большей применимости для проведения корректного анализа экономической эффективности и целесообразности инфраструктурных инвестиционных проектов.

Значительное влияние в тему особенностей расчета ставки дисконтирования для инвестиционных проектов в Российской Федерации внесли следующие российские и иностранные ученые: Ж.Р. Абдильманов, М.Р. Асадуллин, О.Н. Афанасьева, Е.С. Бабоян, Е.А. Байдецкая, И.К. Биткина, С.Ю. Богатырев, С.Н. Бочаров, Н.В. Воронина, В.Г. Зарецкая, Ю.Б. Леонтьев, Ю.В. Лисицина, Н.З. Мазур, С.В. Макар, Р.А. Моисеев, Д.Ю. Муханова, А.А. Мыскин, А.А. Ралков, Р.А. Самсонов, Е.И. Татар, Д.В. Тихомиров, В.А. Хайруллин, И.Н. Шамрай, Э.Н. Ямалова.

Цель исследования – формирование предложений по доработке методологий расчета стоимостей акционерного и долгового финансирования в рамках расчета ставки дисконтирования с целью более корректного анализа экономической целесообразности инфраструктурных инвестиционных проектов в регионах Российской Федерации.

Материалы и методы исследования

Настоящее исследование было проведено на основе анализа имеющейся теоретической базы данной проблематики и ее применимости на практике в рамках современных реалий Российской Федерации, действующим на дату проведения исследования.

Одним из наиболее распространенных стандартных общепринятых подходов к определению ставки дисконтирования является метод средневзвешенной стоимости капитала (WACC), который рассчитывается по формуле:

WACC = (E / V × Re) + (D / V × Rd) × (1 – Tc),

где WACC – средневзвешенная стоимость капитала (ставка дисконтирования);

E – величина собственного (акционерного) капитала при финансировании инвестиционного проекта, которая для капиталоемких проектов в области строительства инфраструктуры при государственной поддержке обычно находится в диапазоне 10-20% от размера всего инвестиционного проекта;

V – общая величина инвестиционного проекта или величина всех затрат на реализацию инвестиционного проекта до введения его в эксплуатацию;

Re – ожидаемая (требуемая) доходность собственного (акционерного) капитала, определяемая по формуле, представленной ниже;

D – объем долговых обязательств (величина долга) привлекаемых для реализации проекта;

Rd – ожидаемая (требуемая) доходность заемного (долгового) капитала или эффективная ставка по всем долговым обязательствам;

Tc – действующая эффективная ставка налога на прибыль организаций.

Re = Rf + β × ERP,

где Rf – безрисковая ставка доходности; в условиях закрытости российского финансового рынка от мирового определяется как эффективная ставка доходности к погашению (Yield to Maturity) на основе долговых обязательств Министерства финансов Российской Федерации – облигациям федерального займа с фиксированной величиной купона и длительным сроком погашения (10-15 лет);

β – степень соответствия риска инвестиционного проекта среднерыночному уровню риска фондового рынка, определяемая как ковариация доходностей отобранных компаний-аналогов из схожих отраслей и доходностей рыночного портфеля и разделенная на дисперсию доходностей рыночного портфеля; по общему правилу, если β<1, то уровень риска проекта меньше рыночного, а если β>1, то уровень риска проекта выше рыночного; в условиях российского рынка, в значительной степени закрытого от мировых рынков капитала, а также недостаточного объема аналогов (инфраструктурных компаний, акции которых размещены и обращаются на фондовом рынке) и вследствие реализации инфраструктурных проектов при государственной поддержке, β эмпирически оценивается в диапазоне 0,8-0,9.

ERP – премия за риск инвестирования в акционерный капитал по сравнению с инвестированием в безрисковые активы; большинство исследований данного индикатора на длительных временных интервалах оценивают его величину в диапазоне 5-7%, а среднеотраслевой практикой при оценке проектов в РФ считается установление его в размере 6%.

Применение подхода к оценке ставки дисконтирования на основе предложенной выше методологии, в рамках имеющихся ограничений из-за санкций и волатильности финансовых рынков Российской Федерации, на практике приводит к получению искаженной (завышенной) ставки дисконтирования и последующего отрицательного NPV и, следовательно, отказа от инвестиционного проекта из-за его неэффективности согласно классической теории. При этом недисконтированный период окупаемости (Non-Discounted Payback Period) инвестиционного проекта может составлять 7-8 лет, что на практике означает, что данный проект при обозначенных мерах поддержки со стороны государства является экономически целесообразным.

В рамках настоящего исследования был произведен анализ действующих в настоящий момент практик в области оценки инвестиционных проектов с целью корректировки стандартной методологии оценки ставки дисконтирования. Также был проведен анализ действующего законодательства в области субсидирования процентных ставок по долгосрочным кредитам на строительство инфраструктуры, законодательства в области налогового регулирования, принятой и утвержденной на федеральном и региональном уровнях методологической базы при оценке инвестиционных проектов.

Проведенный анализ выявил следующие обстоятельства, которые не принимается во внимание в рамках общепринятого подхода к расчету ставки дисконтирования, но которые оказывают существенное влияние на уровни риска, денежные потоки инвестиционного проекта и тем самым на эффективность инвестиционного проекта для инвестора:

• Значительная часть инфраструктурных инвестиционных проектов в Российской Федерации реализуется на основе концессионных соглашений или соглашений о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, которые подразумевают следующие возможности:

- предоставление субсидий от ряда Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) для компенсации части расходов на оплату процентов по долговым обязательствам;

- снижение федеральной компоненты ставки налога на прибыль до 0%, а региональной до 3-5% на первые 5 или 10 лет реализации инвестиционного проекта;

- включение в соглашение механизма гарантированной доходности, подразумевающей, что инвестор (концессионер, частная сторона и финансирующие организации) в случае неполучения достаточного объема выручки для финансирования обязательств получат от правительства (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации) дополнительные денежные поступления, которые позволят инвестору выполнить данные обязательства; тем самым уровень риска для финансирующих организаций снижается до «квазигосударственного», который значительно ниже уровня риска для большинства частных инвесторов.

• Высокой волатильности рыночных ставок по долгу в отдельно взятом моменте, вследствие их привязки к ключевой ставке Центрального Банка Российской Федерации, которая в значительной степени является демпфером кратко- и среднесрочных шоковых явлений в экономике, и, таким образом, в меньшей степени должна оказывать влияние на эффективную ставку по долгу для проектов с долгосрочной (10-15 лет) окупаемостью, особенно при применении инструментов гарантированной доходности от государства;

• Рост доли заимствований на российском рынке, в том числе со стороны государственных органов, по плавающим ставкам, величина которых привязана к ключевой ставке ЦБ РФ или инфляции, что снижает объемы и ликвидность инструментов с фиксированной доходностью (например, облигаций федерального займа с фиксированной купонной выплатой, на основе которых определяется базовая безрисковая ставка) и делает данные инструменты менее информативными с целью определения эффективных фиксированных долгосрочных ставок на рынке;

• Ограниченный набор инструментов на российском финансовом рынке с прозрачным ценообразованием (малая доля инструментов, торгуемых на организованных биржевых площадках), что в условиях закрытости российского финансового рынка от международных рынков делает затруднительным корректный расчет ряда метрик, используемых в классическом расчете ставки дисконтирования.

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии с проведенным анализом действующих в настоящий момент практик в области расчета ставки дисконтирования в стандартную методику предлагается внести изменение, а именно расчет плавающей (изменяющейся) ставки дисконтирования для каждого периода в течение всего срока прогнозирования денежных потоков инвестиционного проекта.

Данный подход позволит имплементировать в расчет ставки дисконтирования следующее:

• в качестве безрисковой ставки отказаться от единой фиксированной ставки по долгосрочным облигациям федерального займа РФ в пользу оценок (прогноза) ключевой ставки ЦБ РФ для 1-3 первых прогнозных периодов с пролонгацией ставки 3-го прогнозного периода на последующие периоды;

• корректно учесть в ставке по долговым обязательствам величину субсидий для компенсации оплаты процентов по долгу (величина субсидии привязана к ключевой ставке ЦБ РФ и получение данной субсидии приводит к снижению эффективной ставки по долгу); субсидия при этом выдается на ограниченный период, соответственно в год ее окончания ставка по долгу возвращается к рыночному (несубсидируемому) уровню;

• отказаться от единой ставки налога на прибыль (налоговый щит) в пользу плавающей ставки в зависимости от года реализации инвестиционного проекта в соответствии с предоставляемыми государством льготами, что также позволит нивелировать несоответствие между денежными потоками, определяемыми на основе эффективной ставки налога на прибыль и непосредственно ставкой дисконтирования.

В рамках среднего инфраструктурного инвестиционного проекта 3 года отводится на инвестиционную (строительную) фазу и около 7-10 лет на погашение долговых обязательств с минимальными денежными потоками для инвестора, т.к. большинство операционного денежного потока будет уходить на обслуживание долговых обязательств. В итоге только к 10-му году данный инвестиционный проект будет приносить существенный доход непосредственно акционеру (инвестору).

Так, например, при расчете ставки WACC в соответствии с классическим подходом при использовании в качестве ориентира по безрисковой ставке (Rf) доходности по погашению по облигациям федерального займа со сроком погашения через 10-15 лет в размере 20%, требуемая доходность по долгу составит около 23%, а требуемая доходность по акционерному финансированию 24,8%. В результате величина ставки дисконтирования для инфраструктурного инвестиционного проекта составит 18,4%, а фактор дисконтирования для 10-го и 15-го года составит 0,18 и 0,08 соответственно, что делает данный проект неокупаемым для инвестора.

Альтернативно, применение подхода плавающей ставки дисконтирования с использованием ключевой ставки ЦБ РФ (действующей и прогнозной (ожидаемой) со стороны ЦБ РФ) в качестве безрисковой ставки, а также учета как в денежных потоках, так и в требуемой норме доходности по долгу субсидий на компенсацию процентных расходов, приводит к плавающей ставке дисконтирования в диапазоне от 5% до 9% для разных периодов, а фактор дисконтирования для 10-го и 15-го периода составит 0,48 и 0,31 соответственно, что математически увеличивает приведенную к нулевому периоду величину денежного потока 10-го периода в 2,5 раза, а 15-го года в 4,5 раза. В в таких условиях инвестиционный проект с значительными капитальными вложениями и длительным сроком окупаемости с точки зрения метрики NPV признается целесообразным.

Заключение

Использование предложенного подхода плавающей ставки дисконтирования позволяет проводить более корректную оценку привлекательности инвестиционных проектов с высокими капитальными затратами на инвестиционной стадии с длительным сроком окупаемости в условиях высоких ставок в экономике и при существенной волатильности финансовых рынков «в моменте».

Практическая целесообразность и новшество данного подхода объясняется необходимостью приведения классической методологической базы к современным российским реалиям и к необходимости доработки принятых на государственном уровне методологий первичного скрининга инвестиционных проектов, в т.ч. для целей получения субсидий и льгот, т.к. действующие методологии подразумевают оценку проектов на основе фиксированной ставки дисконтирования с использованием в качестве основы долгосрочной фиксированной доходности государственных 15-20-летних рублевых облигаций, что делает невозможным получение положительного NPV (Net Present Value) для инвестиционных проектов в действующих реалиях при том что данные проекты являются экономически целесообразными.


Библиографическая ссылка

Корнещук Д.К., Лысенко Ю.В. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТА СТАВКИ ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКИХ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК И ЛЬГОТ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 9-3. – С. 432-437;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3756 (дата обращения: 28.10.2024).