Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНА: НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ЦЕНТРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Урунов А.А. 1 Сатимова Д.Н. 1
1 Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека
Проблема развития экономики слаборазвитого региона остаётся сложной и актуальной. В статье определяются и связываются основные структурные элементы инвестиционного климата региона. Рассматриваются показатели, формирующие инвестиционную привлекательность. Обзор законодательной базы по инвестиционному климату показывает долгосрочную перспективу для притока иностранных инвестиций. Наряду с этим, в статье обсуждается и проводится взаимосвязь развития региона с теориями Кристаллера и Парето. Проведённый анализ потока иностранных инвестиций и прослеживание высокой дифференциации, выявляет наиболее уязвимые регионы страны. Положительная динамика увеличения доли иностранных инвестиций подтверждает качественный рост экономики за счет роста доли добавленной стоимости в реальном секторе экономики Республики Узбекистан.
иностранные инвестиции
инвестиционный климат
инвестиционный потенциал
слаборазвитый регион
свободная экономическая зона
1. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/5841077#5843057 (дата обращения: 25.07.2024).
2. База данных «Норма» – Информационно-поисковые и экспертные системы. Все законодательство Узбекистана [Электронный ресурс]. URL: https://nrm.uz/products?folder=366983_svobodnye_ekonomicheskie_zony&products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana (дата обращения: 27.07.2024).
3. Урунов А.А., Кулигин В.Д. Инвестиционный анализ: учебное пособие для подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 Экономика. М.: Государственный университет управления, 2022. 299 с.
4. Авезова М.М., Урунов А.А., Насимова Н.А. Инвестиционная привлекательность полюса развития региона: методология и анализ // Управление. 2022. Т. 10, № 1. С. 28-35. DOI: 10.26425/2309-3633-2022-10-1-28-35.
5. Синдром столичного мегаполиса в российском экономическом пространстве. [Электронный ресурс]. URL: https://kapital-rus.ru/articles/article/sindrom_stolichnogo_megapolisa_v_rossijskom_ekonomicheskom_prostranstve/ (дата обращения: 27.07.2024).
6. Fernando Gómez Zaldivar, Edmundo Molina. Special Economic Zones and their Impact on Regional Economic Development // Ref.Libr. 2018. Vol. 49, No. 193. P. 1-8.
7. Acemoglu D., Robinson J. Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty. New York: Crown Publishers, 2012. 571 p.
8. Романец И.И. Инвестиционная привлекательность территорий как фактор социально-экономической динамики региона (на примере Краснодарского края): автореф. дис. … канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2017. 22 с.
9. Агентство Статистики при Президенте Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: https://stat.uz/uz (дата обращения: 27.07.2024).
10. UNDP. Аналитический доклад 2008 г.: Создание специальных экономических зон в Республике Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: https://www.undp.org/sites/g/files/zskgke326/files/migration/uz/un_uzb_creation_of_SIZ.pdf (дата обращения: 26.07.2024).
11. Урунов А.А. Региональная экономика: учебник и практикум. М.: ИНФРА-М, 2020. 366 с. DOI: 10.12737/1013012.

Введение

Управление инвестиционной деятельностью является стратегической задачей развития экономики региона. Повышение производительности труда и обеспечение экономического роста предполагает вовлечение в экономику инвестиций, в том числе прямых иностранных вложений. Проблемой, препятствующей развитию инвестиционной деятельности состоит в том, что в составе издержек на производство товаров и услуг: а) растет доля материальных затрат, в первую очередь из-за увеличения стоимости на энергетические и прочие ограниченные ресурсы, б) имеет место увеличения трансакционных издержек, связанные с реализацией товаров за рубежом и на внутреннем рынке. Доказано, что эффективность инвестиционной деятельности непосредственно связана с тремя важными компонентами региональной экономической системы: инвестиционная активность, инвестиционный потенциал и инвестиционная привлекательность региона [8]. Проводя территориальный анализ данных компонентов, выясняется, что экономические показатели некоторых областей Узбекистана имеют ниже республиканского значения, т.е. существенно отстают. Противоречия состоит в том, что необходимо усилить в них притока иностранной инвестиции, а инвесторы к ним не идут со своими деньгами.

Целью исследования является обоснование важности усиления притока иностранных инвестиций в слаборазвитые регионы Республики Узбекистан (РУз) на базе создания центров экономического развития.

Материалы и методы исследования

В качестве основных методов исследования в работе использованы общенаучные методы системного анализа, общей теории эффективности, исторических аналогий, а также методы стратегического и программно-целевого управления. Также авторы использовали методы нормативного анализа, статистических наблюдений и оценок, обработки данных.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные данные государственной статистической отчетности Агентства Статистики при Президенте РУз, законодательная и нормативная база РУз, данные официальных сайтов Свободных экономических зон РУз, собственные базы данных.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время для экономики важно насколько направления инвестирования соответствуют реальным потребностям экономики регионов в перспективе, в том числе реализацию приоритетных национальных проектов.

Инвестиционная активность – это усиленная деятельность игроков рынка по привлечению инвестиций в основной капитал региона, который состоит из затрат на создание, строительство, расширение и реконструкцию существующих или новых предприятий различного назначения, на инновационное обновление фондов предприятий и модернизацию их оборудования, и др.

Инвестиционный потенциал региона – это объем вложений, который может быть привлечен в основной капитал предприятий региона за счет отечественных и зарубежных источников финансирования, с учетом наличия в регионе экономических, научно-технических, природных, инновационно-инфраструктурных ресурсов, географического положения и других объективных предпосылок, имеющих значение для развития в нем инвестиционной активности. По оценкам экспертов инвестиционный потенциал регионов высок в Узбекистане у тех регионов, где значительно сосредоточены природные ресурсы. Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми составляющих, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей (рис. 1).

Инвестиционная привлекательность региона, определяется скорее уровнями инвестиционного потенциала, платежеспособности населения, интенсивностью социально-экономических процессов между игроками рынка и степенью региональных рисков. Также важное место в этом сыграет эффективная деятельность институтов рынка [3].

Основные структурные элементы инвестиционного климата региона и их взаимосвязь представлены на рис. 2.

В Концепции «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 гг.» акцент сделан на дифференцированном развитии регионов, фактическом закреплении их роли в экономике Узбекистана и территориальной структуре хозяйства. К примеру, в цели под номером 23 указывается: «Дальнейшее улучшение и повышение привлекательности инвестиционного климата в стране, принятие мер по привлечению в последующие пять лет инвестиций в объеме 120 миллиардов долларов США, в том числе 70 миллиардов долларов иностранных инвестиций» [1]. Также отмечается в ближайшее до 2026 г. привлечение на основе государственно-частного партнерства инвестиций в объеме 14 миллиардов долларов США в энергетическую, транспортную сферы, сферы здравоохранения, образования, экологии, коммунальных услуг, водного хозяйства и другие отрасли.

missing image file

Рис. 1. Структура инвестиционного потенциала региона Источник: составлено авторами на основе книги [3]

missing image file

Рис. 2 Взаимосвязь элементов регионального инвестиционного процесса Источник: составлено авторами

В вышеназванном документе речь идет о приоритетном развитии (государственной поддержке) регионов двух типов, а) активные – это наиболее крупные, экономически развитые регионы страны, призваны они быть маяком развития узбекской экономики в целом, б) отсталые – это регионы, имеющие не до конца израсходованные ресурсы роста из-за ухудшения инвестиционного климата и недостатка инвестиций.

В теорию общегосударственной региональной инвестиционной политики следует придать динамику. Не следует стараться усовершенствовать инвестиционный климат в абсолютно всех регионах мгновенно. Подобный подход может привести лишь к излишнему расходованию бюджетных средств, и на практике опыт показывает, что еще и к весьма неоправданным итогам [4].

missing image file

Рис. 3. Расширение центров экономического развития Узбекистана посредством создания Свободных экономических зон Источник: https://fergana.media/siteapi/media/images/0582f4cb-564a-4a2f-b7f9-78de9f8bc570.jpeg [2]

В теории государственного регулировании регионального развития, имеет место прежде всего, устремление централизации: концентрация финансовых ресурсов, концентрация миграционного потока населения в центральную часть (в Республике Узбекистан – это города Ташкент, Бухара, Самарканд) и др. В перспективе вероятнее всего не имеет смысла усиленная борьба с данными направлениями, а нужно стараться воспользоваться ею так, чтобы иметь возможность получить от этого больше выгоды. Возможно, стоит создать несколько таких центров экономического развития Узбекистана посредством создания кластеров и Свободных экономических зон [6] (рис. 3).

Стоит сформировать в стране ряд подобных центров, допустим, как г. Ташкент, центров притяжения и рабочей силы и финансовых средств из остальных регионов. На начальном этапе, эта идея может показаться неудачной, напоминая квинтэссенция теории оптимума Парето, т.е. что за счет ухудшения ситуации в одних регионах, она улучшается в других, но такая тенденция будет лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе будут развиваться не только сами центры, но и постепенно территории вокруг, согласно теории диффузии Кристаллера. Следует ускорить процесс накопления ресурсов, чтобы быстрее перейти к стадии равномерного их распределения.

По данным таблицы 1 в 2023 г. по степени интенсивности вовлечения иностранных инвестиций лидируют три крупных региона: Ташкент, с доли иностранных инвестиций 14,24% из общей массы в целом по стране, Ташкентская область (13,24%) и Бухарская область (10,95%).

К сожалению, доля иностранных инвестиций относительно слаборазвитых регионов, таких как Республика Каракалпакстан и Хорезмская область составляют соответственно 3,63% и 2,75%.

В случае равномерного распределения иностранных инвестиций все рассматриваемые регионы получили бы соответственно по 7,14%.

Таблица 1

Иностранные инвестиции в основной капитал по регионам Республики Узбекистан за 2023 г.

 

Наименование области

Сумма, трлн узбекских сумов

В млн долл. США по состоянию на 01.01.2024*

Доля региона в общем объеме в стране, %

1

Республика Каракалпакстан

7,3

591,7

3,63

2

Андижанская область

11,9

964,5

5,65

3

Бухарская область

22,4

1815,5

10,95

4

Джизакская область

10,6

859,3

5,25

5

Кашкадарьинская область

12,3

996,9

6,15

6

Навоийская область

17,6

1426,2

8,80

7

Наманганская область

10,7

867,4

5,35

8

Самаркандская область

12,7

1029,3

6,24

9

Сурхандарьинская область

12,1

980,7

6,11

10

Сырдарьинская область

12,9

1045,5

6,40

11

Ташкентская область

26,7

2164,2

13,24

12

Ферганская область

10,3

834,8

5,24

13

Хорезмская область

5,5

445,8

2,75

14

Ташкент

28,7

2326,2

14,24

 

Итого

201,7

16348,0

100

* Курс: 1 дол. 12338 сумов

Источник: составлено авторами на основании данных Агентства Статистики при Президенте Республики Узбекистан [Электронный ресурс]- Режим доступа: [https://stat.uz/uz] [9]

missing image file

Рис. 4. Динамика роста доли иностранных инвестиций по регионам Узбекистана (% от общих инвестиций) Источник: составлено авторами

Минимальное отклонение от среднего составляет (Хорезмская обл.) 4,39% (7,14-2,75) или же на 61,5% отставание в экономическом развитии от остальных регионов. А максимальное отклонение от среднего составляет (Ташкент) 7,1% (14,24-7,14) или же почти в 2 раза данная территория в динамике находится в опережающем развитии по сравнению с другими.

Однако, дополнительный анализ динамики доли иностранных инвестиций по областям Республики Узбекистан показывает радостную весть о том, что со временем наблюдается увеличение доли вложений иностранцев в слаборазвитые регионы. Так, например, если в 2018 г. доля иностранных инвестиций Республики Каракалпакстан составляла 22% от общей инвестиций в регионе, уже в 2023 г. этот уровень поднялся до 58%. По Хорезмской области изменение составило от 5% в 2018 г. до 43% в 2023 г. (рис. 4).

Вместе с тем, также наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли иностранных инвестиций в развитых и опережающих регионах, таких как г. Ташкент, Кашкадарьинская, Сырдарьинская и Навоинской областей.

В целом анализ динамики (рис. 4) увеличения доли иностранных инвестиций свидетельствует и подтверждает качественный рост экономики за счет роста доли добавленной стоимости в реальном секторе экономики страны.

Таблица 2

Характеристики Свободных экономических зон по регионам Республики Узбекистан по состоянию на 01.01.2024 г.

Регионы Узбекистана

Название свободной экономической зоны

Род деятельности

1.

Республика

Каракалпакстан

«Нукус»

Данные о резидентах отсутствуют

«Нукус- Фарм»

Производство фармацевтической продукции

2.

Андижанская

область

«Ипак Йули»

В процессе запуска

«Андижан-Фарм»

Производство фармацевтической продукции

3.

Ферганская область

«Коканд»

Данные о резидентах отсутствуют

4.

Наманганская

область

«Наманган»

Машино и станкостроение;

Производство: запасных частей, текстильных и трикотажных изделий, обуви, химической продукции, пищевой продукции, лифтов, эскалаторов, камер, турникетов;

Переработка хлопкового волокна;

Металообработка.

«Косансой-Фарм»

Производство фармацевтической продукции

5.

Ташкентская

область

«Паркент-фарм»

Производство фармацевтической продукции

«Ангрен»

Производство: сахара, керамической плитки и гранита, оливкового масла, изделий из резины

«Бустонлик-Фарм»

Производство фармацевтической продукции

«Балик ишлаб чикарувчи»

Рыбное хозяйство

6.

Сырдарьинская область

«Сырдарё»

Производство: стеклотары для фармацевтической и химической промышленности, полипропиленовых изделий, керамической плитки, сантехнического оборудования, мучных изделий, текстильной продукции, строительных материалов.

«Сирдарё-фарм»

Производство фармацевтической продукции

7.

Джизакская

область

«Джизак»

Производство: оптоволоконной продукции, цемента, аккумуляторных батарей, текстильной продукции, углеводородного топлива, автомобилей, шин, изделий из стекла

«Зомин-Фарм»

Производство фармацевтической продукции

8.

Навоийская

область

«Навои»

Машиностроение; Приборостроение;

Производство: электротехнической продукции, телекоммуникационного оборудования, комплектующих частей, лекарственных изделий и медицинского оборудования, пластиковых и полимерных изделий, строительных материалов, готовых текстильных изделий;

Переработка и упаковка пищевых продуктов;

Глубокая переработка сельскохозяйственной продукции;

Химическая промышленность

9.

Самаркандская область

«Ургут»

Производство сендвич панелей и металлоконструкции, средств гигиены, ковров и ковровых покрытий,

10.

Бухарская

область

«Бухоро-арго»

Cельское хозяйство

«Гиждуван»

Производство текстильной продукции;

в августе – запуск мукомольного предприятия;

в сентябре – выпуск комбинированных тканей для автокресел.

«Каракул»

Производство металлических труб;

строительство завода по производству олефинов

11.

Кашкадарьинская область

«Чирокчи»

Переработка минерального сырья и сельскохозяйственных ресурсов

12.

Сурхандарьинская область

«Термез»

Развитие транспортно-логистических связей с Афганистаном и Таджикистаном

«Хазарасп»

Производство ковроткацкой, пищевой, текстильной, химической, фармацевтической и сельскохозяйственной продукции и строительных материалов.

13.

Хорезмская

область

«Узбекистан- Туркменистан»

Услуги по приему, хранению и сортировке продукции

Источник: составлено авторами

Привлечение иностранных инвестиций поддерживается благоприятным законодательством РУз. С 2009 года Постановлениями Президента на территории Республики Узбекистан созданы 25 Свободных экономических зон (СЭЗ) [2]. Данные о СЭЗ представлены в табл. 2.

Заключение

Истории известно множество случаев падения экономики страны в результате уменьшения или прекращения финансовой поддержки от более развитых стран [7]. Причинами являлись различные обстоятельства: непреодолимой силы, неблагоприятная государственная политика, сопровождаемая отсутствием гарантий прав иностранных инвесторов, отсутствием стимулирования для привлечения иностранных инвестиций и т.п.

Данное исследование показало, что Узбекистан – государство с правильно выстроенной инвестиционной политикой, обладающее достаточным инвестиционным потенциалом и растущей инвестиционной активностью. Однако, данные о потоках иностранных инвестиций всё еще демонстрируют небольшое отставание в некоторых регионах Республики. Авторам представляется, что увеличение потока иностранных инвестиций в СЭЗ, действующих в менее развитых регионах, будет способствовать как оживлению экономики и повышению показателей экономического роста данного региона, так и улучшению макроэкономических показателей страны.


Библиографическая ссылка

Урунов А.А., Сатимова Д.Н. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНА: НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ЦЕНТРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 9-1. – С. 137-144;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3711 (дата обращения: 28.10.2024).