Введение
Управление инвестиционной деятельностью является стратегической задачей развития экономики региона. Повышение производительности труда и обеспечение экономического роста предполагает вовлечение в экономику инвестиций, в том числе прямых иностранных вложений. Проблемой, препятствующей развитию инвестиционной деятельности состоит в том, что в составе издержек на производство товаров и услуг: а) растет доля материальных затрат, в первую очередь из-за увеличения стоимости на энергетические и прочие ограниченные ресурсы, б) имеет место увеличения трансакционных издержек, связанные с реализацией товаров за рубежом и на внутреннем рынке. Доказано, что эффективность инвестиционной деятельности непосредственно связана с тремя важными компонентами региональной экономической системы: инвестиционная активность, инвестиционный потенциал и инвестиционная привлекательность региона [8]. Проводя территориальный анализ данных компонентов, выясняется, что экономические показатели некоторых областей Узбекистана имеют ниже республиканского значения, т.е. существенно отстают. Противоречия состоит в том, что необходимо усилить в них притока иностранной инвестиции, а инвесторы к ним не идут со своими деньгами.
Целью исследования является обоснование важности усиления притока иностранных инвестиций в слаборазвитые регионы Республики Узбекистан (РУз) на базе создания центров экономического развития.
Материалы и методы исследования
В качестве основных методов исследования в работе использованы общенаучные методы системного анализа, общей теории эффективности, исторических аналогий, а также методы стратегического и программно-целевого управления. Также авторы использовали методы нормативного анализа, статистических наблюдений и оценок, обработки данных.
Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные данные государственной статистической отчетности Агентства Статистики при Президенте РУз, законодательная и нормативная база РУз, данные официальных сайтов Свободных экономических зон РУз, собственные базы данных.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время для экономики важно насколько направления инвестирования соответствуют реальным потребностям экономики регионов в перспективе, в том числе реализацию приоритетных национальных проектов.
Инвестиционная активность – это усиленная деятельность игроков рынка по привлечению инвестиций в основной капитал региона, который состоит из затрат на создание, строительство, расширение и реконструкцию существующих или новых предприятий различного назначения, на инновационное обновление фондов предприятий и модернизацию их оборудования, и др.
Инвестиционный потенциал региона – это объем вложений, который может быть привлечен в основной капитал предприятий региона за счет отечественных и зарубежных источников финансирования, с учетом наличия в регионе экономических, научно-технических, природных, инновационно-инфраструктурных ресурсов, географического положения и других объективных предпосылок, имеющих значение для развития в нем инвестиционной активности. По оценкам экспертов инвестиционный потенциал регионов высок в Узбекистане у тех регионов, где значительно сосредоточены природные ресурсы. Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми составляющих, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей (рис. 1).
Инвестиционная привлекательность региона, определяется скорее уровнями инвестиционного потенциала, платежеспособности населения, интенсивностью социально-экономических процессов между игроками рынка и степенью региональных рисков. Также важное место в этом сыграет эффективная деятельность институтов рынка [3].
Основные структурные элементы инвестиционного климата региона и их взаимосвязь представлены на рис. 2.
В Концепции «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 гг.» акцент сделан на дифференцированном развитии регионов, фактическом закреплении их роли в экономике Узбекистана и территориальной структуре хозяйства. К примеру, в цели под номером 23 указывается: «Дальнейшее улучшение и повышение привлекательности инвестиционного климата в стране, принятие мер по привлечению в последующие пять лет инвестиций в объеме 120 миллиардов долларов США, в том числе 70 миллиардов долларов иностранных инвестиций» [1]. Также отмечается в ближайшее до 2026 г. привлечение на основе государственно-частного партнерства инвестиций в объеме 14 миллиардов долларов США в энергетическую, транспортную сферы, сферы здравоохранения, образования, экологии, коммунальных услуг, водного хозяйства и другие отрасли.
Рис. 1. Структура инвестиционного потенциала региона Источник: составлено авторами на основе книги [3]
Рис. 2 Взаимосвязь элементов регионального инвестиционного процесса Источник: составлено авторами
В вышеназванном документе речь идет о приоритетном развитии (государственной поддержке) регионов двух типов, а) активные – это наиболее крупные, экономически развитые регионы страны, призваны они быть маяком развития узбекской экономики в целом, б) отсталые – это регионы, имеющие не до конца израсходованные ресурсы роста из-за ухудшения инвестиционного климата и недостатка инвестиций.
В теорию общегосударственной региональной инвестиционной политики следует придать динамику. Не следует стараться усовершенствовать инвестиционный климат в абсолютно всех регионах мгновенно. Подобный подход может привести лишь к излишнему расходованию бюджетных средств, и на практике опыт показывает, что еще и к весьма неоправданным итогам [4].
Рис. 3. Расширение центров экономического развития Узбекистана посредством создания Свободных экономических зон Источник: https://fergana.media/siteapi/media/images/0582f4cb-564a-4a2f-b7f9-78de9f8bc570.jpeg [2]
В теории государственного регулировании регионального развития, имеет место прежде всего, устремление централизации: концентрация финансовых ресурсов, концентрация миграционного потока населения в центральную часть (в Республике Узбекистан – это города Ташкент, Бухара, Самарканд) и др. В перспективе вероятнее всего не имеет смысла усиленная борьба с данными направлениями, а нужно стараться воспользоваться ею так, чтобы иметь возможность получить от этого больше выгоды. Возможно, стоит создать несколько таких центров экономического развития Узбекистана посредством создания кластеров и Свободных экономических зон [6] (рис. 3).
Стоит сформировать в стране ряд подобных центров, допустим, как г. Ташкент, центров притяжения и рабочей силы и финансовых средств из остальных регионов. На начальном этапе, эта идея может показаться неудачной, напоминая квинтэссенция теории оптимума Парето, т.е. что за счет ухудшения ситуации в одних регионах, она улучшается в других, но такая тенденция будет лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе будут развиваться не только сами центры, но и постепенно территории вокруг, согласно теории диффузии Кристаллера. Следует ускорить процесс накопления ресурсов, чтобы быстрее перейти к стадии равномерного их распределения.
По данным таблицы 1 в 2023 г. по степени интенсивности вовлечения иностранных инвестиций лидируют три крупных региона: Ташкент, с доли иностранных инвестиций 14,24% из общей массы в целом по стране, Ташкентская область (13,24%) и Бухарская область (10,95%).
К сожалению, доля иностранных инвестиций относительно слаборазвитых регионов, таких как Республика Каракалпакстан и Хорезмская область составляют соответственно 3,63% и 2,75%.
В случае равномерного распределения иностранных инвестиций все рассматриваемые регионы получили бы соответственно по 7,14%.
Таблица 1
Иностранные инвестиции в основной капитал по регионам Республики Узбекистан за 2023 г.
Наименование области |
Сумма, трлн узбекских сумов |
В млн долл. США по состоянию на 01.01.2024* |
Доля региона в общем объеме в стране, % |
|
1 |
Республика Каракалпакстан |
7,3 |
591,7 |
3,63 |
2 |
Андижанская область |
11,9 |
964,5 |
5,65 |
3 |
Бухарская область |
22,4 |
1815,5 |
10,95 |
4 |
Джизакская область |
10,6 |
859,3 |
5,25 |
5 |
Кашкадарьинская область |
12,3 |
996,9 |
6,15 |
6 |
Навоийская область |
17,6 |
1426,2 |
8,80 |
7 |
Наманганская область |
10,7 |
867,4 |
5,35 |
8 |
Самаркандская область |
12,7 |
1029,3 |
6,24 |
9 |
Сурхандарьинская область |
12,1 |
980,7 |
6,11 |
10 |
Сырдарьинская область |
12,9 |
1045,5 |
6,40 |
11 |
Ташкентская область |
26,7 |
2164,2 |
13,24 |
12 |
Ферганская область |
10,3 |
834,8 |
5,24 |
13 |
Хорезмская область |
5,5 |
445,8 |
2,75 |
14 |
Ташкент |
28,7 |
2326,2 |
14,24 |
Итого |
201,7 |
16348,0 |
100 |
* Курс: 1 дол. 12338 сумов
Источник: составлено авторами на основании данных Агентства Статистики при Президенте Республики Узбекистан [Электронный ресурс]- Режим доступа: [https://stat.uz/uz] [9]
Рис. 4. Динамика роста доли иностранных инвестиций по регионам Узбекистана (% от общих инвестиций) Источник: составлено авторами
Минимальное отклонение от среднего составляет (Хорезмская обл.) 4,39% (7,14-2,75) или же на 61,5% отставание в экономическом развитии от остальных регионов. А максимальное отклонение от среднего составляет (Ташкент) 7,1% (14,24-7,14) или же почти в 2 раза данная территория в динамике находится в опережающем развитии по сравнению с другими.
Однако, дополнительный анализ динамики доли иностранных инвестиций по областям Республики Узбекистан показывает радостную весть о том, что со временем наблюдается увеличение доли вложений иностранцев в слаборазвитые регионы. Так, например, если в 2018 г. доля иностранных инвестиций Республики Каракалпакстан составляла 22% от общей инвестиций в регионе, уже в 2023 г. этот уровень поднялся до 58%. По Хорезмской области изменение составило от 5% в 2018 г. до 43% в 2023 г. (рис. 4).
Вместе с тем, также наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли иностранных инвестиций в развитых и опережающих регионах, таких как г. Ташкент, Кашкадарьинская, Сырдарьинская и Навоинской областей.
В целом анализ динамики (рис. 4) увеличения доли иностранных инвестиций свидетельствует и подтверждает качественный рост экономики за счет роста доли добавленной стоимости в реальном секторе экономики страны.
Таблица 2
Характеристики Свободных экономических зон по регионам Республики Узбекистан по состоянию на 01.01.2024 г.
№ |
Регионы Узбекистана |
Название свободной экономической зоны |
Род деятельности |
1. |
Республика Каракалпакстан |
«Нукус» |
Данные о резидентах отсутствуют |
«Нукус- Фарм» |
Производство фармацевтической продукции |
||
2. |
Андижанская область |
«Ипак Йули» |
В процессе запуска |
«Андижан-Фарм» |
Производство фармацевтической продукции |
||
3. |
Ферганская область |
«Коканд» |
Данные о резидентах отсутствуют |
4. |
Наманганская область |
«Наманган» |
Машино и станкостроение; Производство: запасных частей, текстильных и трикотажных изделий, обуви, химической продукции, пищевой продукции, лифтов, эскалаторов, камер, турникетов; Переработка хлопкового волокна; Металообработка. |
«Косансой-Фарм» |
Производство фармацевтической продукции |
||
5. |
Ташкентская область |
«Паркент-фарм» |
Производство фармацевтической продукции |
«Ангрен» |
Производство: сахара, керамической плитки и гранита, оливкового масла, изделий из резины |
||
«Бустонлик-Фарм» |
Производство фармацевтической продукции |
||
«Балик ишлаб чикарувчи» |
Рыбное хозяйство |
||
6. |
Сырдарьинская область |
«Сырдарё» |
Производство: стеклотары для фармацевтической и химической промышленности, полипропиленовых изделий, керамической плитки, сантехнического оборудования, мучных изделий, текстильной продукции, строительных материалов. |
«Сирдарё-фарм» |
Производство фармацевтической продукции |
||
7. |
Джизакская область |
«Джизак» |
Производство: оптоволоконной продукции, цемента, аккумуляторных батарей, текстильной продукции, углеводородного топлива, автомобилей, шин, изделий из стекла |
«Зомин-Фарм» |
Производство фармацевтической продукции |
||
8. |
Навоийская область |
«Навои» |
Машиностроение; Приборостроение; Производство: электротехнической продукции, телекоммуникационного оборудования, комплектующих частей, лекарственных изделий и медицинского оборудования, пластиковых и полимерных изделий, строительных материалов, готовых текстильных изделий; Переработка и упаковка пищевых продуктов; Глубокая переработка сельскохозяйственной продукции; Химическая промышленность |
9. |
Самаркандская область |
«Ургут» |
Производство сендвич панелей и металлоконструкции, средств гигиены, ковров и ковровых покрытий, |
10. |
Бухарская область |
«Бухоро-арго» |
Cельское хозяйство |
«Гиждуван» |
Производство текстильной продукции; в августе – запуск мукомольного предприятия; в сентябре – выпуск комбинированных тканей для автокресел. |
||
«Каракул» |
Производство металлических труб; строительство завода по производству олефинов |
||
11. |
Кашкадарьинская область |
«Чирокчи» |
Переработка минерального сырья и сельскохозяйственных ресурсов |
12. |
Сурхандарьинская область |
«Термез» |
Развитие транспортно-логистических связей с Афганистаном и Таджикистаном |
«Хазарасп» |
Производство ковроткацкой, пищевой, текстильной, химической, фармацевтической и сельскохозяйственной продукции и строительных материалов. |
||
13. |
Хорезмская область |
«Узбекистан- Туркменистан» |
Услуги по приему, хранению и сортировке продукции |
Источник: составлено авторами
Привлечение иностранных инвестиций поддерживается благоприятным законодательством РУз. С 2009 года Постановлениями Президента на территории Республики Узбекистан созданы 25 Свободных экономических зон (СЭЗ) [2]. Данные о СЭЗ представлены в табл. 2.
Заключение
Истории известно множество случаев падения экономики страны в результате уменьшения или прекращения финансовой поддержки от более развитых стран [7]. Причинами являлись различные обстоятельства: непреодолимой силы, неблагоприятная государственная политика, сопровождаемая отсутствием гарантий прав иностранных инвесторов, отсутствием стимулирования для привлечения иностранных инвестиций и т.п.
Данное исследование показало, что Узбекистан – государство с правильно выстроенной инвестиционной политикой, обладающее достаточным инвестиционным потенциалом и растущей инвестиционной активностью. Однако, данные о потоках иностранных инвестиций всё еще демонстрируют небольшое отставание в некоторых регионах Республики. Авторам представляется, что увеличение потока иностранных инвестиций в СЭЗ, действующих в менее развитых регионах, будет способствовать как оживлению экономики и повышению показателей экономического роста данного региона, так и улучшению макроэкономических показателей страны.