Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОСБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Чернышова Л.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения»
Вопрос конкурентоспособности является актуальным для многих предприятий строительной сферы, поскольку, обладая устойчивыми конкурентными преимуществами, умело используя имеющийся потенциал, организация будет успешной на рынке. В настоящее время в России действует большое количество строительных предприятий и, по прогнозам специалистов, в последующие годы строительный рынок будет иметь тенденции к увеличению. Соответственно на рынке будет наблюдаться конкуренция между различными организациями и их продукцией (работой). Поэтому для строительных организаций очень важно проводить оценку своих конкурентных преимуществ, своевременно обращать внимание на недостатки в деятельности организации, адекватно и своевременно реагировать на изменение факторов внутренней и внешней среды предприятия. В статье рассматривается сущность категорий «конкуренция» и «конкурентоспособность», представлены методы оценки конкурентоспособности строительной организации. На основании данных одной из организаций Свердловской области, осуществляющих ремонтно-строительные работы, проведена оценка ее конкурентоспособности методом SWOT-анализа и анализа пяти сил конкуренции М. Портера. В результате оценки были выявлены преимущества и недостатки в деятельности организации, а также предложены возможные направления повышения эффективности ее деятельности для обеспечения конкурентоспособности на строительном рынке.
строительная организация
конкуренция
конкурентоспособность
оценка
эффект
строительство
1. Виноградова Т.Г. Конкурентоспособность: методы и оценка // Известия СПбГАУ. 2019. № 43. С. 84-86.
2. Мокроносов А.Г., Маврина И.Н. Конкуренция и конкурентоспособность. Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. 194 с.
3. Войлов Е.П. Перспективы развития строительной отрасли в 2024 г: прогноз // Известия. 2022. № 52. URL: https://iz.ru/1669761/2024-03-22/ekspert-sprognoziroval-rost-chisla-stroitelnykh-proektov-v-rossii (дата обращения: 07.06.2024).
4. Лухманова Н.А. Методы оценки конкурентоспособности транспортных услуг // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 90. С. 217-221.
5. Болодурина В.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятия // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 11(42). URL: https://research-journal.org/archive/11-42-2015-december/metody-ocenki-konkurentosposobnosti-predpriyatiya (дата обращения: 07.06.2024).
6. Кривенок Д.А., Чернышова Л.И. Анализ конкурентоспособности организации здравоохранения // Финансовый бизнес. 2024. Т. 4, № 1(247). С. 93-97.
7. Чернышова И.Г., Быковская М.В. Оценка конкурентоспособности строительной организации // Путеводитель предпринимателя. 2019. № 43. C. 149-159.

Введение

Целью любой коммерческой организации в современных условиях развития экономики является обеспечение конкурентоспособности своей продукции или услуг, поскольку от этого напрямую зависит ее финансовое благосостояние. Как показывает практика, этой цели достигают организации с более высоким конкурентным потенциалом, поэтому исследуемая проблематика является актуальной. Для строительных организаций очень важно проводить оценку своих конкурентных преимуществ, знать слабые стороны, мешающие развитию, адекватно и своевременно реагировать на изменение факторов внутренней и внешней среды предприятия.

Цель исследования заключается в изучении сущности конкурентоспособности строительной организации и методов ее оценки для дальнейшего выявления возможностей повышения конкурентоспособности.

Материалы и методы исследования

Теоретической базой для проведения исследования послужил анализ и обобщение методологических основ обеспечения конкурентоспособности организации. Практической основой исследования стали данные строительной организации, осуществляющей свою деятельность в г. Екатеринбурге, а также информация и прогнозы развития строительной отрасли из средств массовой информации и официальных источников.

Результаты исследования и их обсуждение

Конкуренция, согласно традиционным представлениям, является ключевым элементом функционирования рыночной экономики. Она существует только при наличии большого числа производителей одной и той же продукции, чьи доли на рынке являются незначительными, и ни один производитель не в состоянии повлиять на цену через изменение объема продаж.

Анализ трудов российских и зарубежных авторов в определении конкуренции, позволил выявить общие взгляды в трактовке данного понятия, а именно в том, что конкуренция представляет собой экономический процесс, который происходит между фирмами на рынке сбыта.

Конкурентоспособность, которая обеспечивает победу на рынке, является синонимом успеха экономического субъекта и его способности достигать благоприятных результатов [1]. И.Н. Маврина и А.Г. Мокроносова дают следующее определение конкурентоспособности предприятия: «Относительная характеристика, которая отражает отличия развития данной организации от развития организаций-конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности» [2].

Строительная отрасль играет ключевое значение в развитии инфраструктуры страны, способствует снижению уровня безработицы в регионах, росту качества жизни, решению социальных задача, обеспечивая 14 % валового продукта страны.

В настоящее время наблюдается рост в ключевых областях строительства. Так, например, в 2023 году рынок стройматериалов в стране вырос на 2,6%, а строительный сектор – на 8%, в области промышленности рост количества новых проектов составил 34%, в сфере энергетики – 66%, логистики – 39%, сегмент жилого строительства вырос на 12%, в частности, более 110 млн м2 жилья было введено в России в 2023 г. [3].

В отрасли действует большое количество организаций, которые конкурируют между собой за рынки сбыта, клиентов и т.д. Соответственно, строительные организации и их продукция будут более привлекательными для клиентов в том случае, если они обладают рядом преимуществ, например, более выгодной ценой, высоким качеством, уровнем квалификации персонала и т. д.

К методам оценки уровня конкурентоспособности организации можно отнести матричные методы (матрица БКГ, Мак-Кинси, Портера и т.д.), рейтинговую оценку, расчет доли рынка, нормы потребительской стоимости, SWOT- и STEP-анализ и др. [1,2,4-6]. Использование данных инструментов для анализа и оценки конкурентоспособности позволяет выявить факторы в деятельности организации, какие препятствуют или способствуют обеспечению устойчивых позиций на строительном рынке.

Так, например, SWOT-анализ позволяет оценить сильные и слабые стороны организации (внутренняя среда), а также возможности и угрозы (внешняя среда), что, в свою очередь, позволяет выбрать направления развития организации, устранять недостатки в деятельности организации, которые могут ослабить положение предприятия на рынке и избежать опасностей и рисков.

Организация N, действующая на территории Свердловской области, оказывает следующие виды ремонтно-строительных работ и услуг: устройство фасадов и кровли, отделочные работы, вентиляция и кондиционирование, электромонтажные и сантехнические работы, благоустройство территории. По большинству видов работ выполняется полный цикл: проектирование, монтаж, пусконаладочные работы и последующее техническое обслуживание. Оценка и направления повышения конкурентоспособности строительной организации N методом SWOT-анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

SWOT-анализа деятельности строительной организации

Фактор

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

 

Широкий спектр работ и услуг; учет сезонных потребностей клиентов; квалифицированный персонал; наличие бонусной программы при оплате стоимости; большая часть техники находится в собственности организации; выполнение работ «под ключ»

Слабая рекламная деятельность; недостаточное внимание к обновлению официального сайта организации; низкий уровень известности, текучесть кадров (сезонных работников)

Возможности (O)

SO

WO

Увеличение «среднего чека»; использование современных технологий строительства; ухудшение положения конкурентов; возможность выполнения работы за пределами города

1) Внедрение новых услуг с использованием передового оборудования и новых технологий;

2) Увеличение географии присутствия в других регионах;

3) Концентрация на крупных объектах, повышение контроля и качества проведения работ за счет снижения количества «мелких объектов»

1) Совершенствование рекламной деятельности для привлечения новых клиентов из других регионов;

2) Формирование отдела маркетинга, использование других каналов рекламы.

3) Формирование постоянной команды для выполнения работ на крупных объектах (в течение длительного периода времени)

Угрозы (T

ST

WT

Появление в сегменте новых фирм-конкурентов; снижение спроса на услуги в разные сезоны; неблагоприятная экономическая ситуация; повышение стоимости арендуемого оборудования;

1) Наличие широкого спектра работ позволит получить преимущества перед конкурентами, быстро переориентироваться с учетом изменения спроса;

2) Создание акций и выгодных предложений для клиентов позволит сохранить объемы работ;

3) Использование в работе собственного оборудования нивелирует рост цен на аренду оборудование

1) Изменение рекламной политики позволит повлиять на сезонные колебания спроса, привлечет новых клиентов;

2) Наличие в штате постоянных сотрудников сократит затраты на найм и адаптацию персонала, что сократит стоимость услуг и даже в случае роста затрат на материалы, позволит снизить себестоимость;

3) Развитие бренда, чтобы привлечь клиентов

Таблица 2

Сводный результат анализа конкурентоспособности по М. Портеру

Оценка

Сила

Выраженность риска

Степень влияния

Возможность решения

Итоговый рейтинг

Угроза вторжения новых игроков

8

6

5

9

Власть покупателей

8

7

5

10

Власть поставщиков

4

7

7

4

Появление товаров-заменителей

7

7

6

8

Внутриотраслевая конкуренция

8

9

4

13

Методика SWOT-анализа является универсальной и может быть использована на начальном этапе оценки, когда руководство предприятия хочет понять основные проблемы, устранить возможные угрозы и с учетом этого скорректировать стратегию бизнеса, однако, ее недостаточно, чтобы полностью определить уровень конкурентоспособности. Для получения более полной картины необходимо использовать несколько методов, что позволит всесторонне проанализировать деятельность компании и разработать более четкие рекомендации и план ее дальнейшего развития.

Другим инструментом, какой может быть использован для оценки конкурентоспособности строительной организации, может быть модель анализа пяти сил конкуренции М. Портера. Результат оценки представлен в табл. 2.

Как видно из таблицы, наибольшее влияние на организацию будут оказывать такие факторы, как угроза вторжения новых игроков, покупатели и наличие сильной внутриотраслевой конкуренции.

В Свердловской области в среднем насчитывается более 590 компаний, в т.ч. в г. Екатеринбург – более 470 компаний, какие предлагают аналогичные виды работ и услуг, соответственно, на рынке ярко выражена конкурентная борьба за потребителей, которые имеют возможность выбирать аналогичные виды работ и услуг из большого числа предложений. Кроме того, велика угроза появления на рынке новых игроков, которые могут обладать новыми технологиями, более экологичным сырьем и т.д. Возможность появления новых конкурентов должна «стимулировать» организацию на повышение эффективности деятельности в целях сохранения и укрепления рыночных позиций.

Фактор влияния покупателей можно рассматривать как самый нестабильный фактор, поскольку сложно предугадать спрос клиентов в будущем. Данный фактор имеет высокое значение, поэтому организации необходимо сохранить интерес потребителя к ее продукции, чтобы обеспечить стабильность работы.

Стоит отметить, что для более полной оценки конкурентоспособности строительной организации необходимо проводить дополнительно оценку по финансовым показателям, организационно-техническим показателям, показателям конкурентоспособности продукции и управленческим показателям [1,7]. Далее по результатам проведенной оценки разрабатываются мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности организации.

Заключение

Предприятия строительства, для успешного существования в отрасли, должны уметь оценивать свое положение, а также прогнозировать варианты развития, уметь адаптироваться к изменяющимся условиям на рынке для поддержания равновесия в изменчивой среде, что обеспечит им эффективное функционирование и дальнейшее развитие.


Библиографическая ссылка

Чернышова Л.И. ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОСБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 8-3. – С. 494-497;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3687 (дата обращения: 21.11.2024).