Введение
Целью любой коммерческой организации в современных условиях развития экономики является обеспечение конкурентоспособности своей продукции или услуг, поскольку от этого напрямую зависит ее финансовое благосостояние. Как показывает практика, этой цели достигают организации с более высоким конкурентным потенциалом, поэтому исследуемая проблематика является актуальной. Для строительных организаций очень важно проводить оценку своих конкурентных преимуществ, знать слабые стороны, мешающие развитию, адекватно и своевременно реагировать на изменение факторов внутренней и внешней среды предприятия.
Цель исследования заключается в изучении сущности конкурентоспособности строительной организации и методов ее оценки для дальнейшего выявления возможностей повышения конкурентоспособности.
Материалы и методы исследования
Теоретической базой для проведения исследования послужил анализ и обобщение методологических основ обеспечения конкурентоспособности организации. Практической основой исследования стали данные строительной организации, осуществляющей свою деятельность в г. Екатеринбурге, а также информация и прогнозы развития строительной отрасли из средств массовой информации и официальных источников.
Результаты исследования и их обсуждение
Конкуренция, согласно традиционным представлениям, является ключевым элементом функционирования рыночной экономики. Она существует только при наличии большого числа производителей одной и той же продукции, чьи доли на рынке являются незначительными, и ни один производитель не в состоянии повлиять на цену через изменение объема продаж.
Анализ трудов российских и зарубежных авторов в определении конкуренции, позволил выявить общие взгляды в трактовке данного понятия, а именно в том, что конкуренция представляет собой экономический процесс, который происходит между фирмами на рынке сбыта.
Конкурентоспособность, которая обеспечивает победу на рынке, является синонимом успеха экономического субъекта и его способности достигать благоприятных результатов [1]. И.Н. Маврина и А.Г. Мокроносова дают следующее определение конкурентоспособности предприятия: «Относительная характеристика, которая отражает отличия развития данной организации от развития организаций-конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности» [2].
Строительная отрасль играет ключевое значение в развитии инфраструктуры страны, способствует снижению уровня безработицы в регионах, росту качества жизни, решению социальных задача, обеспечивая 14 % валового продукта страны.
В настоящее время наблюдается рост в ключевых областях строительства. Так, например, в 2023 году рынок стройматериалов в стране вырос на 2,6%, а строительный сектор – на 8%, в области промышленности рост количества новых проектов составил 34%, в сфере энергетики – 66%, логистики – 39%, сегмент жилого строительства вырос на 12%, в частности, более 110 млн м2 жилья было введено в России в 2023 г. [3].
В отрасли действует большое количество организаций, которые конкурируют между собой за рынки сбыта, клиентов и т.д. Соответственно, строительные организации и их продукция будут более привлекательными для клиентов в том случае, если они обладают рядом преимуществ, например, более выгодной ценой, высоким качеством, уровнем квалификации персонала и т. д.
К методам оценки уровня конкурентоспособности организации можно отнести матричные методы (матрица БКГ, Мак-Кинси, Портера и т.д.), рейтинговую оценку, расчет доли рынка, нормы потребительской стоимости, SWOT- и STEP-анализ и др. [1,2,4-6]. Использование данных инструментов для анализа и оценки конкурентоспособности позволяет выявить факторы в деятельности организации, какие препятствуют или способствуют обеспечению устойчивых позиций на строительном рынке.
Так, например, SWOT-анализ позволяет оценить сильные и слабые стороны организации (внутренняя среда), а также возможности и угрозы (внешняя среда), что, в свою очередь, позволяет выбрать направления развития организации, устранять недостатки в деятельности организации, которые могут ослабить положение предприятия на рынке и избежать опасностей и рисков.
Организация N, действующая на территории Свердловской области, оказывает следующие виды ремонтно-строительных работ и услуг: устройство фасадов и кровли, отделочные работы, вентиляция и кондиционирование, электромонтажные и сантехнические работы, благоустройство территории. По большинству видов работ выполняется полный цикл: проектирование, монтаж, пусконаладочные работы и последующее техническое обслуживание. Оценка и направления повышения конкурентоспособности строительной организации N методом SWOT-анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1
SWOT-анализа деятельности строительной организации
Фактор |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Широкий спектр работ и услуг; учет сезонных потребностей клиентов; квалифицированный персонал; наличие бонусной программы при оплате стоимости; большая часть техники находится в собственности организации; выполнение работ «под ключ» |
Слабая рекламная деятельность; недостаточное внимание к обновлению официального сайта организации; низкий уровень известности, текучесть кадров (сезонных работников) |
|
Возможности (O) |
SO |
WO |
Увеличение «среднего чека»; использование современных технологий строительства; ухудшение положения конкурентов; возможность выполнения работы за пределами города |
1) Внедрение новых услуг с использованием передового оборудования и новых технологий; 2) Увеличение географии присутствия в других регионах; 3) Концентрация на крупных объектах, повышение контроля и качества проведения работ за счет снижения количества «мелких объектов» |
1) Совершенствование рекламной деятельности для привлечения новых клиентов из других регионов; 2) Формирование отдела маркетинга, использование других каналов рекламы. 3) Формирование постоянной команды для выполнения работ на крупных объектах (в течение длительного периода времени) |
Угрозы (T |
ST |
WT |
Появление в сегменте новых фирм-конкурентов; снижение спроса на услуги в разные сезоны; неблагоприятная экономическая ситуация; повышение стоимости арендуемого оборудования; |
1) Наличие широкого спектра работ позволит получить преимущества перед конкурентами, быстро переориентироваться с учетом изменения спроса; 2) Создание акций и выгодных предложений для клиентов позволит сохранить объемы работ; 3) Использование в работе собственного оборудования нивелирует рост цен на аренду оборудование |
1) Изменение рекламной политики позволит повлиять на сезонные колебания спроса, привлечет новых клиентов; 2) Наличие в штате постоянных сотрудников сократит затраты на найм и адаптацию персонала, что сократит стоимость услуг и даже в случае роста затрат на материалы, позволит снизить себестоимость; 3) Развитие бренда, чтобы привлечь клиентов |
Таблица 2
Сводный результат анализа конкурентоспособности по М. Портеру
Оценка Сила |
Выраженность риска |
Степень влияния |
Возможность решения |
Итоговый рейтинг |
Угроза вторжения новых игроков |
8 |
6 |
5 |
9 |
Власть покупателей |
8 |
7 |
5 |
10 |
Власть поставщиков |
4 |
7 |
7 |
4 |
Появление товаров-заменителей |
7 |
7 |
6 |
8 |
Внутриотраслевая конкуренция |
8 |
9 |
4 |
13 |
Методика SWOT-анализа является универсальной и может быть использована на начальном этапе оценки, когда руководство предприятия хочет понять основные проблемы, устранить возможные угрозы и с учетом этого скорректировать стратегию бизнеса, однако, ее недостаточно, чтобы полностью определить уровень конкурентоспособности. Для получения более полной картины необходимо использовать несколько методов, что позволит всесторонне проанализировать деятельность компании и разработать более четкие рекомендации и план ее дальнейшего развития.
Другим инструментом, какой может быть использован для оценки конкурентоспособности строительной организации, может быть модель анализа пяти сил конкуренции М. Портера. Результат оценки представлен в табл. 2.
Как видно из таблицы, наибольшее влияние на организацию будут оказывать такие факторы, как угроза вторжения новых игроков, покупатели и наличие сильной внутриотраслевой конкуренции.
В Свердловской области в среднем насчитывается более 590 компаний, в т.ч. в г. Екатеринбург – более 470 компаний, какие предлагают аналогичные виды работ и услуг, соответственно, на рынке ярко выражена конкурентная борьба за потребителей, которые имеют возможность выбирать аналогичные виды работ и услуг из большого числа предложений. Кроме того, велика угроза появления на рынке новых игроков, которые могут обладать новыми технологиями, более экологичным сырьем и т.д. Возможность появления новых конкурентов должна «стимулировать» организацию на повышение эффективности деятельности в целях сохранения и укрепления рыночных позиций.
Фактор влияния покупателей можно рассматривать как самый нестабильный фактор, поскольку сложно предугадать спрос клиентов в будущем. Данный фактор имеет высокое значение, поэтому организации необходимо сохранить интерес потребителя к ее продукции, чтобы обеспечить стабильность работы.
Стоит отметить, что для более полной оценки конкурентоспособности строительной организации необходимо проводить дополнительно оценку по финансовым показателям, организационно-техническим показателям, показателям конкурентоспособности продукции и управленческим показателям [1,7]. Далее по результатам проведенной оценки разрабатываются мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности организации.
Заключение
Предприятия строительства, для успешного существования в отрасли, должны уметь оценивать свое положение, а также прогнозировать варианты развития, уметь адаптироваться к изменяющимся условиям на рынке для поддержания равновесия в изменчивой среде, что обеспечит им эффективное функционирование и дальнейшее развитие.