Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Мирошникова Э.М. 1
1 Городская больница № 8 города Ростов-на-Дону
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на медицинскую помощь. Медицинская помощь должна быть не только доступной, но и качественной. В свою очередь медицинская деятельность детально регламентируется законодательством. Настоящая статья посвящена вопросам правовой регламентации искусственного прерывания беременности как безопасной и комплексной медицинской помощи. В виду ограниченности объема работы, в ней рассматриваются лишь отдельные актуальные аспекты правовой регламентации искусственного прерывания беременности, при этом используются не только положения нормативно-правовых актов, но и судебная практика. В частности, анализируются нормативно-правовые акты, касающиеся реализации права пациента на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства при оказании медицинской помощи в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования. Подробно рассматривается порядок получения информированного добровольного согласия, а также правовые последствия нарушения данного порядка. Акцентируется внимание на обязательности предоставления женщине консультации и полной информации о предстоящем медицинском вмешательстве, а также подчеркивается, что это не только способствует принятию пациентом решения о необходимости либо отсутствии необходимости в таком медицинском вмешательстве, но и свидетельствует о добровольности принятого решения.
право на медицинскую помощь
искусственное прерывание беременности
информированное добровольное согласие
1. Ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01.12.2018).
2. П.п.102, 105 Приказа Минздрава России от 1 ноября 2012 года № 572н (ред. от 12.01.2016) «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01.12.2018).
3. Ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01.12.2018).
4. Гибадуллина Л.Т. О проблеме правового статуса плода как пациента // Медицинское право. – 2017. – № 5. – С. 19-24.
5. Ч. 9 ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01.12.2018).
6. Бурашникова Н.А. Судебное санкционирование недобровольного оказания медицинской помощи в Российской Федерации // Прецеденты Европейского суда по правам человека. – 2018. – № 3. – С. 11-17.
7. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01.12.2018).
8. Приказ Минздрава России от 7 апреля 2016 года № 216н «Об утверждении формы информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01.12.2018).
9. Безопасный аборт: рекомендации для систем здравоохранения по вопросам политики и практики. Второе издание. – Всемирная организация здравоохранения. 2012. – URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/70914/9789244548431_rus.pdf;jsessionid=58CFA1368428915FD7A6EC21C1F0EBA3?sequence=19 (дата обращения 01.12.2018).
10. Роль работников здравоохранения в предоставлении медицинской помощи по безопасному прерыванию беременности и контрацепции после аборта. Всемирная организация здравоохранения. 2015. – URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/181041/9789244549261_rus.pdf? sequence=5 (дата обращения 01.12.2018).
11. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 29.07.2018) «О защите прав потребителей». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01.12.2018).
12. Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2018 № 5-КГ18-15. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01.12.2018).
13. Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону. Дело № 2-4271/2016 ~ М-4309/2016. – URL: https://bsr.sudrf.ru/bigs/portal.html (дата обращения 01.12.2018).
14. Приказ Минздрава России от 7 апреля 2016 года № 216н «Об утверждении формы информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины» // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01.12.2018).

Введение

В Российской Федерации законодательно закреплена презумпция самостоятельного принятия решения о сохранении, равно как и прерывания беременности, женщиной [1]. Этому могут препятствовать только установленные ограничения: медицинские противопоказания в виде острых инфекционных заболеваний, острых воспалительных процессов любой локализации [2]; превышение установленных сроков беременности. По общему правилу искусственное прерывание беременности по желанию пациента может быть проведено в сроки до 12 недель [3]. Таким образом, законодательством не признана самостоятельная правосубъектность плода [4, с.19-24]. Возможно также прерывание беременности по социальным и медицинским показаниям.

Только лишь при наличии четко определённых в законе случаев [5] медицинское вмешательство может быть осуществлено вне зависимости от согласия пациента. Такое недобровольное медицинское вмешательство осуществляется в целях защиты права пациента на жизнь, либо в целях защиты неопределенного круга лиц [6, с.11-17].

Частота и эпидемиология абортов весьма разнообразны. В 2018 году в МБУЗ «Городская больница №8» города Ростова-на-Дону было проведено – 178 медицинских абортов по желанию женщин, количество которых значительно меньше, чем количество сохраненных беременностей за тот же период времени (1267).

Цель данной работы состоит в обосновании положений об особенностях проведения медицинского вмешательства – искусственного прерывания беременности.

Материал и методы исследования

Материалами исследования послужили нормы российского законодательства об охране здоровья и оказании медицинской помощи, труды ученых, исследовавших вопросы правовой регламентации оказания медицинской помощи, решения судов по рассматриваемой проблематике. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания – анализ и синтез, формально-юридический, толкования.

Результаты исследования и их обсуждение

Применительно к сфере медицинских услуг законодатель в статье 20 федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также – Закон №323-ФЗ) предусмотрел необходимое предварительное условие любого медицинского вмешательства – информированное добровольное согласие. Данное положение носит императивный характер и не зависит от того оказываются медицинские услуги в рамках обязательного или добровольного медицинского страхования. Так, и п. 28 Постановления Правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006 [7] предусмотрено, что платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя, его законного представителя. Дается такое согласие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

П. 102 Приказа Минздрава России от 1 ноября 2012 года № 572н (ред. от 12.01.2016) «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» (далее также – Порядок) установлено, что искусственное прерывание беременности проводится при наличии информированного добровольного согласия (далее также – ИДС, согласие) женщины. Форма ИДС на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины утверждена Приказом Минздрава России от 7 апреля 2016 года № 216н [8].

Подписанию согласия предшествует предоставление медицинским работником полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (ч. 1 ст. 20 Закона №323-ФЗ). Предоставлению информации и консультации женщине придается большое значение. Так, Всемирной организацией здравоохранения отмечается, что предоставление информации и предложение консультации помогают женщине принять решение. Они обеспечивают то, что решение принято добровольно [9, с.36].

Информация должна быть представлена пациенту в доступной форме (ч. 1 ст. 20 Закона №323-ФЗ). Именно предоставление правильной с научной точки зрения и легко понимаемой информации всем женщинам, прерывающим беременность, а также недирективное добровольное консультирование женщин, которые обращаются за такой консультацией, -ключевой элемент качественной медицинской помощи по прерыванию беременности [10].

Следует учитывать, что в силу п. 1 ст. 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора [11]. При этом в п.9 постановления от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг применяется законодательство о защите прав потребителей, не зависимо от того оказываются такие услуги в рамках добровольного или обязательного медицинского страхования.

Важное значение для осуществления медицинской деятельности имеет определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года, в котором, в частности отмечено: при решении спора о качестве оказанных медицинских услуг необходимо выяснять вопрос о том, была ли предоставлена пациенту надлежащая информация о характере медицинской помощи, наличии противопоказаний для нее, о степени вероятности достижения желаемого результата и о риске неблагоприятных последствий [12]. Представляется необходимым учитывать приведенную позицию Верховного Суда Российской Федерации при получении ИДС.

Нельзя недооценивать роль предоставления исчерпывающей информации о предстоящем вмешательстве. К примеру, отказывая в удовлетворении иска пациента о ненадлежащем медицинском вмешательстве (искусственном прерывании беременности), суд сослался на получение согласия на оказание услуги, в котором было указано о возможном наступлении последствий, из-за которых потребуется дополнительное медицинское вмешательство [13].

В абз. 1 п.9 Порядка среди основных задач диспансерного наблюдения женщин в период беременности отнесено предупреждение прерывания беременности при отсутствии медицинских и социальных показаний. В связи с этим при проведении исследования (УЗИ) органов малого таза беременной женщине демонстрируется изображение эмбриона и его сердцебиение (при наличии сердцебиения) (п. 106 Порядка). Об этом делается отметка в ИДС (на основании медицинской документации с указанием даты проведения или даты отказа от медицинского вмешательства, оформленного в установленном порядке) [14].

Заключение

Поводя итог изложенному, следует отметить важные положения относительно ИДС на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины:

- согласие должно быть получено до начала медицинского вмешательства;

- перед получением ИДС женщине должна быть предоставлена надлежащая и исчерпывающая информация о предстоящем медицинском вмешательстве, включая степень вероятности достижения желаемого результата и риска неблагоприятных последствий;

- информация должна предоставляться женщине в доступной форме;

- решение о прерывание беременности принимается женщиной самостоятельно и добровольно.


Библиографическая ссылка

Мирошникова Э.М. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-1. – С. 142-145;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=363 (дата обращения: 28.11.2021).