Введение
В Российской Федерации законодательно закреплена презумпция самостоятельного принятия решения о сохранении, равно как и прерывания беременности, женщиной [1]. Этому могут препятствовать только установленные ограничения: медицинские противопоказания в виде острых инфекционных заболеваний, острых воспалительных процессов любой локализации [2]; превышение установленных сроков беременности. По общему правилу искусственное прерывание беременности по желанию пациента может быть проведено в сроки до 12 недель [3]. Таким образом, законодательством не признана самостоятельная правосубъектность плода [4, с.19-24]. Возможно также прерывание беременности по социальным и медицинским показаниям.
Только лишь при наличии четко определённых в законе случаев [5] медицинское вмешательство может быть осуществлено вне зависимости от согласия пациента. Такое недобровольное медицинское вмешательство осуществляется в целях защиты права пациента на жизнь, либо в целях защиты неопределенного круга лиц [6, с.11-17].
Частота и эпидемиология абортов весьма разнообразны. В 2018 году в МБУЗ «Городская больница №8» города Ростова-на-Дону было проведено – 178 медицинских абортов по желанию женщин, количество которых значительно меньше, чем количество сохраненных беременностей за тот же период времени (1267).
Цель данной работы состоит в обосновании положений об особенностях проведения медицинского вмешательства – искусственного прерывания беременности.
Материал и методы исследования
Материалами исследования послужили нормы российского законодательства об охране здоровья и оказании медицинской помощи, труды ученых, исследовавших вопросы правовой регламентации оказания медицинской помощи, решения судов по рассматриваемой проблематике. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания – анализ и синтез, формально-юридический, толкования.
Результаты исследования и их обсуждение
Применительно к сфере медицинских услуг законодатель в статье 20 федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также – Закон №323-ФЗ) предусмотрел необходимое предварительное условие любого медицинского вмешательства – информированное добровольное согласие. Данное положение носит императивный характер и не зависит от того оказываются медицинские услуги в рамках обязательного или добровольного медицинского страхования. Так, и п. 28 Постановления Правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006 [7] предусмотрено, что платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя, его законного представителя. Дается такое согласие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
П. 102 Приказа Минздрава России от 1 ноября 2012 года № 572н (ред. от 12.01.2016) «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» (далее также – Порядок) установлено, что искусственное прерывание беременности проводится при наличии информированного добровольного согласия (далее также – ИДС, согласие) женщины. Форма ИДС на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины утверждена Приказом Минздрава России от 7 апреля 2016 года № 216н [8].
Подписанию согласия предшествует предоставление медицинским работником полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (ч. 1 ст. 20 Закона №323-ФЗ). Предоставлению информации и консультации женщине придается большое значение. Так, Всемирной организацией здравоохранения отмечается, что предоставление информации и предложение консультации помогают женщине принять решение. Они обеспечивают то, что решение принято добровольно [9, с.36].
Информация должна быть представлена пациенту в доступной форме (ч. 1 ст. 20 Закона №323-ФЗ). Именно предоставление правильной с научной точки зрения и легко понимаемой информации всем женщинам, прерывающим беременность, а также недирективное добровольное консультирование женщин, которые обращаются за такой консультацией, -ключевой элемент качественной медицинской помощи по прерыванию беременности [10].
Следует учитывать, что в силу п. 1 ст. 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора [11]. При этом в п.9 постановления от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг применяется законодательство о защите прав потребителей, не зависимо от того оказываются такие услуги в рамках добровольного или обязательного медицинского страхования.
Важное значение для осуществления медицинской деятельности имеет определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года, в котором, в частности отмечено: при решении спора о качестве оказанных медицинских услуг необходимо выяснять вопрос о том, была ли предоставлена пациенту надлежащая информация о характере медицинской помощи, наличии противопоказаний для нее, о степени вероятности достижения желаемого результата и о риске неблагоприятных последствий [12]. Представляется необходимым учитывать приведенную позицию Верховного Суда Российской Федерации при получении ИДС.
Нельзя недооценивать роль предоставления исчерпывающей информации о предстоящем вмешательстве. К примеру, отказывая в удовлетворении иска пациента о ненадлежащем медицинском вмешательстве (искусственном прерывании беременности), суд сослался на получение согласия на оказание услуги, в котором было указано о возможном наступлении последствий, из-за которых потребуется дополнительное медицинское вмешательство [13].
В абз. 1 п.9 Порядка среди основных задач диспансерного наблюдения женщин в период беременности отнесено предупреждение прерывания беременности при отсутствии медицинских и социальных показаний. В связи с этим при проведении исследования (УЗИ) органов малого таза беременной женщине демонстрируется изображение эмбриона и его сердцебиение (при наличии сердцебиения) (п. 106 Порядка). Об этом делается отметка в ИДС (на основании медицинской документации с указанием даты проведения или даты отказа от медицинского вмешательства, оформленного в установленном порядке) [14].
Заключение
Поводя итог изложенному, следует отметить важные положения относительно ИДС на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины:
- согласие должно быть получено до начала медицинского вмешательства;
- перед получением ИДС женщине должна быть предоставлена надлежащая и исчерпывающая информация о предстоящем медицинском вмешательстве, включая степень вероятности достижения желаемого результата и риска неблагоприятных последствий;
- информация должна предоставляться женщине в доступной форме;
- решение о прерывание беременности принимается женщиной самостоятельно и добровольно.