Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ

Немчинова Е.Е. 1 Пониматкина Л.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
2 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
В статье показаны особенности регулирования предпринимательской деятельности в туризме. Установлено, что системный подход к решению комплекса проблем становления и развития субъектов предпринимательства в туризме можно осуществить на основе исследования содержания сервисной системы, ее составляющих, а также влияния на внутреннее управление, осуществляемых институциональных и организационно-экономических преобразований в индустрии туризма. При этом анализ субъектов предпринимательской деятельности в туризме, интересы которых объективно пересекаются в процессе реализации экономических отношений, позволяет логически выделить соответствующую доминантную роль предпринимательских интересов. Доказано, что структурно-функциональное взаимодействие и взаимовлияние туристских субъектов образуют своеобразную экономическую микросистему, в рамках которой происходит формирование, функционирование и развитие туристских предприятий. При этом систему предпринимательская деятельность формирует тогда, когда она рассматривается не изолированно сама по себе, а как комплексная деятельность, где учитывается вся совокупность проявления факторов внутренней и внешней, среды. В процессе осуществления предпринимательской деятельности туристские предприятия вступают в разнообразные отношения друг с другом, связанные с оказанием туристских услуг, осуществлением денежных расчетов и прочими видами деятельности.
регулирование
предпринимательство
деятельность
туризм
отношения
услуга
предприятие
расчеты
экономика
факторы
1. Агамирова Е.В., Кожина В.О., Лебедев К.А., Лебедева О.Е. Совершенствование подходов к реструктуризации предприятий в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-4 (77). С. 353-356.
2. Булдакова О.В. Административно-правовое регулирование в сфере туризма в Российской Федерации // Студенческий вестник. 2023. № 37-1 (276). С. 65-68.
3. Восколович Н.А. На пути к цифровому туризму // Государственное управление. Электронный вестник. 2024. № 102. С. 155-167.
4. Гайдук В.И., Зазимко В.Л., Кондрашова А.В. Анализ и управление инвестиционными проектами туристической фирмы // Инновации и инвестиции. 2020. № 2. С. 28-32.
5. Золотовский В.А. Сущность и функции реестровой деятельности в туризме в условиях цифровой экономики: экономико-правовой аспект // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2021. № 6. С. 111-120.
6. Зонова А.В., Ливанова Р.В. Целевая государственная помощь сельскохозяйственным организациям по страхованию урожаем сельскохозяйственных культур // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 2. С. 50-52.
7. Лебедева О.Е. Развитие маркетинговой инфраструктуры на рынке молокопродукции // Проблемы и перспективы развития предпринимательства: Сборник материалов IV международной научно-практической конференции. 2010. С. 86-87.
8. Ливанова Р.В., Бачаева А.Х. Основные аспекты о внедрении электронного документооборота в организации // Перспективные направления научных исследований: Сборник статей по материалам V ежегодной научно-практической конференции. 2019. С. 88-93.
9. Литаренко Н.В. К вопросу о построении современной системы регулирования туризма // Туризм: право и экономика. 2023. № 2. С. 5-9.
10. Матюнина О.Е., Завалько Н.А., Кожина В.О., Соколов А.А., Лебедева О.Е. Развитие финансовой инфраструктуры в системе государственного регулирования цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. 2018. № 12 (101). С. 26-29.
11. Морозова Н.С. Риски и банкротства предпринимательских структур в индустрии туризма и гостеприимства // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. Т. 8, № 2. С. 47-56.
12. Селецкий Б.Э. Кэшбэк-сервисы как элемент политики государственной поддержки и стимулирования туристской деятельности // Современные проблемы сервиса и туризма. 2022. Т. 16, № 4. С. 9-19.
13. Тельминова Н.И. Основные проблемы в сфере административно-правового регулирования туристской деятельности // Молодой ученый. 2022. № 5 (400). С. 230-233.
14. Ухина Т.В., Троицкая Н.Г., Подсевалова Е.Н., Зикирова Ш.С., Лебедева О.Е. Совершенствование управления персоналом в туристской индустрии // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-4 (89). С. 1194-1197.
15. Организация агробизнеса. Цифровая трансформация / Л.И. Хоружий, О.Г. Каратаева, А.В. Шитикова, А.А. Манохина и др. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. 189 с.
16. Rudenko L., Goryachikh S., Bykova O., Livanova R.V., Lapteva S. Mechanism providing information infrastructure support of sustainable development of small business in the region // IV International Scientific and Practical Conference ‘Anthropogenic Transformation of Geospace: Nature, Economy, Society’ (ATG 2019). 2020. P. 249-252.

Введение

В процессе рыночной трансформации индустрии туризма существенное значение имеет системная мобилизация качественно новых источников повышения ее эффективности как базового условия формирования социально ориентированной экономической системы. Решается эта стратегическая проблема, главным образом, через становление и развитие принципиально новых экономических отношений, среди которых важная роль принадлежит предпринимательству. Оно является одним из главных факторов реструктуризации индустрии туризма с целью повышения ее эффективности на основе активизации инновационных процессов, формирования конкурентной среды и как результат – динамического насыщения рынка туристскими услугами.

Актуальность исследования предпринимательского феномена обусловлена, прежде всего, значением и характером функционирования его современной специфической разновидности – инновационного предпринимательства. Сейчас решающим становится разработка, производство и массовое коммерческое освоение высокотехнологичной и наукоемкой продукции, использование нововведений для удержания и наращивания конкурентных преимуществ на туристском рынке. Становление и развитие предпринимательства – необходимое условие обеспечения инновационных процессов ресурсами, что приводит к структурным сдвигам и качественным изменениям в системе рыночных отношений и финансовых механизмов в отрасли.

Различным проблемам туристского предпринимательства посвящены работы О.В. Булдаковой [2], Н.А. Восколовича [3], В.И. Гайдука [4], В.А. Золотовского [5], Н.В. Литаренко [9], Н.С. Морозовой [11], Б.Э. Селецкого [12], Н.И. Тельминовой [13], Т.В. Ухиной [14] и др. При этом аспекты регулирования предпринимательской деятельности в туризме требуют своего развития.

Целью исследования является разработка подходов к регулированию предпринимательской деятельности в туризме.

Материалы и методы исследования

Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы: диалектический – при исследовании закономерностей становления и развития предпринимательской деятельности в туризме; исторический – при изучении эволюции предпринимательства как экономического феномена; качественный анализ и метод научных абстракций – при обосновании категориального аппарата; принцип противоречия – в категории «предпринимательство» выделено вещественное содержание и общественная форма, на основе чего раскрыта его внутренняя экономическая сущность; системный и структурно-функциональный подходы – для исследования структуры отношений предпринимательства и организационно-экономического механизма регулирования предпринимательской деятельности в туризме. Информационной основой исследования являются труды ученых, результаты экономических исследований, законодательные и нормативные акты.

Результаты исследования и их обсуждение

Инновации побуждают предпринимателя к активизации инициативной деятельности во всех сферах индустрии туризма, и в первую очередь там, где рождаются и материализуются новые идеи. В то же время именно инновации выступают своеобразным генератором предпринимательства, создают поле для воплощения новых предпринимательских идей. В своем органическом сочетании предпринимательство и инновации создают особый новаторский процесс формирования новых продуктов, технологий, усиления социо-гуманитарной направленности всей туристской деятельности.

Следовательно, успехи рыночных реформ в значительной мере определяются именно состоянием и характером функционирования предпринимательства в туризме, а именно – его масштабностью и результативностью. Все это актуализирует исследование проблем становления, функционирования и развития предпринимательства особенно в туристской системе, как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Теоретическое обобщение взглядов на определение сущности предпринимательства дает основания рассматривать предпринимательство как определенный тип хозяйствования, в котором главным субъектом является предприниматель, который способен распоряжаться капиталом на основе новых комбинаций факторов производства и реализации нововведений, что обеспечивает экономическое развитие туристских предприятий [1, 6, 15]. Поэтому в категории «предпринимательство» можно выделить вещественное содержание, раскрывающее его взаимосвязь с развитием современной системы производительных сил.

Учитывая то, что основной тенденцией развития сервисной деятельности является обобществление, понимаемое как укрепление сервисных связей и взаимозависимости турагентов, то очевидным является то, что в данном аспекте предпринимательство рассматривается как форма наиболее динамичных и новаторских сервисно-организационных взаимодействий самостоятельных субъектов. Согласно этому, характер обобществления туристской деятельности определяет предпосылки и факторы развития предпринимательства в современных условиях.

Для выделения общественной формы предпринимательства в туризме необходимо провести анализ через призму отношений собственности – экономических отношений между людьми по поводу присвоения средств производства, рабочей силы, предметов потребления, туристских услуг, объектов интеллектуальной собственности. Отношения экономической собственности выступают общественной формой развития производительных сил.

Предпринимательство как система нами рассматривается с позиции определения содержания собственно предпринимательства и предпринимательской деятельности. Что касается предпринимательства, то оно отличается от предпринимательской деятельности таким же образом, как целое от части, или система от подсистемы. Предпринимательская деятельность – это основа предпринимательства, которая является системообразующей составляющей предпринимательства, но сама по себе еще систему не создает.

Систему предпринимательская деятельность формирует тогда, когда оно рассматривается не само по себе, а как деятельность, где учитывается вся совокупность факторов внутренней и внешней рыночной среды, то есть единый комплекс факторов, которые с той или иной степенью оптимальности реализуют потенциал туристской й деятельности. Отмеченное функциональное взаимодействие и взаимовлияние образуют своеобразную экономическую микросистему, в рамках которой происходит становление, функционирование и развитие предпринимательской организации.

С этой точки зрения, как наиболее функционально взаимосвязанные, могут быть выделены три элемента предпринимательской деятельности, и которые характерны для всех этапов ее развития: субъект предпринимательской деятельности; рыночная среда как совокупность экономических субъектов, олицетворяющих всю массу потребителей и контрагентов данного субъекта предпринимательской деятельности; предпринимательская структура как особый экономический субъект в пределах рыночной среды.

Исследования показывают, что целостность такой системы обусловливается характером связи этих трех элементов, которые именно и определяют содержание, границы и внутренние тенденции развития данной структуры. Она является результатом возникновения и долговременного непосредственного действия особых внутренних диалектических связей между структурными элементами предпринимательства как системы, что свидетельствует о наличии внутренней самоорганизации, в результате чего обеспечивается взаимодействие ее элементов и взаимное их подчинение.

Диалектические связи, постоянно и непосредственно осуществляемые при функционировании каждого из трех элементов, имеют социально-экономическую природу и четко определенную структуру [7, 8, 10, 16]. В индустрии туризма такие связи одно время характеризовались как сервисные отношения, а ныне их можно назвать экономическими. Именно взаимовлияние указанных элементов, осуществляемое через постоянно действующие экономические отношения, которые образуются на основе взаимодействия стабильно функционирующих туристских предприятий и являются базой для формирования теоретической модели отношений туристского предпринимательства.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности туристские предприятия вступают в разнообразные отношения друг с другом: оказывают туристские услуги, осуществляют денежные расчеты и т. д. Такая их деятельность сопровождается принятием сервисных решений, первичными действиями и поведением, что несет в себе возможность реализации экономических интересов деловых партнеров.

Кроме того, туристские предприятия вступают в определенные отношения с органами государственного управления. Организация этой деятельности может осуществляться стихийно (спонтанно), или планомерно, что предполагает соблюдение определенных юридических норм. Последние составляют ведущий элемент институциональной среды, в которой указанные туристские субъекты осуществляют свой выбор. Нормы определяют, как должен себя вести туристский субъект в соответствующих ситуациях. Их основная функция – поддержание порядка в системе взаимодействий. Исходным относительно того, что дает возможность выделить и объединить функции экономических институтов в отдельную совокупность, является положение об их нацеленности на обеспечение рационализации взаимодействий между разноуровневыми элементами туристской системы.

Выводы

Подводя итоги можно отметить, что системный подход к решению комплекса проблем становления и развития субъектов предпринимательства в туризме можно осуществить на основе исследования содержания сервисной системы, ее составляющих, а также влияния на внутреннее управление, осуществляемых институциональных и организационно-экономических преобразований в индустрии туризма.

При этом анализ субъектов предпринимательской деятельности в туризме, интересы которых объективно пересекаются в процессе реализации экономических отношений, позволяет логически выделить соответствующую доминантную роль предпринимательских интересов. Структурно-функциональное взаимодействие и взаимовлияние указанных субъектов образуют своеобразную экономическую микросистему, в рамках которой происходит формирование, функционирование и развитие туристских предприятий. При этом систему предпринимательская деятельность формирует тогда, когда она рассматривается не изолированно сама по себе, а как комплексная деятельность, где учитывается вся совокупность проявления факторов внутренней и внешней, среды.


Библиографическая ссылка

Немчинова Е.Е., Пониматкина Л.А. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 7-2. – С. 326-330;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3601 (дата обращения: 21.11.2024).