Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES IN TOURISM

Nemchinova E.E. 1 Ponimatkina L.A. 2
1 Russian State University of Tourism and Service
2 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article shows the peculiarities of regulating entrepreneurial activity in tourism. It is established that a systematic approach to solving the complex of problems of the formation and development of business entities in tourism can be carried out on the basis of a study of the content of the service system, its components, as well as the impact on internal management, ongoing institutional and organizational and economic transformations in the tourism industry. At the same time, the analysis of business entities in tourism, whose interests objectively overlap in the process of implementing economic relations, allows us to logically identify the corresponding dominant role of entrepreneurial interests. It is proved that the structural and functional interaction and mutual influence of tourist entities form a kind of economic microsystem within which the formation, functioning and development of tourist enterprises take place. At the same time, entrepreneurial activity forms a system when it is considered not in isolation by itself, but as a complex activity, where the whole set of manifestations of factors of the internal and external environment is taken into account. In the process of doing business, tourist enterprises enter into a variety of relationships with each other related to the provision of tourist services, the implementation of monetary settlements and other activities.
regulation
entrepreneurship
activity
tourism
relations
service
enterprise
calculations
economics
factors

Введение

В процессе рыночной трансформации индустрии туризма существенное значение имеет системная мобилизация качественно новых источников повышения ее эффективности как базового условия формирования социально ориентированной экономической системы. Решается эта стратегическая проблема, главным образом, через становление и развитие принципиально новых экономических отношений, среди которых важная роль принадлежит предпринимательству. Оно является одним из главных факторов реструктуризации индустрии туризма с целью повышения ее эффективности на основе активизации инновационных процессов, формирования конкурентной среды и как результат – динамического насыщения рынка туристскими услугами.

Актуальность исследования предпринимательского феномена обусловлена, прежде всего, значением и характером функционирования его современной специфической разновидности – инновационного предпринимательства. Сейчас решающим становится разработка, производство и массовое коммерческое освоение высокотехнологичной и наукоемкой продукции, использование нововведений для удержания и наращивания конкурентных преимуществ на туристском рынке. Становление и развитие предпринимательства – необходимое условие обеспечения инновационных процессов ресурсами, что приводит к структурным сдвигам и качественным изменениям в системе рыночных отношений и финансовых механизмов в отрасли.

Различным проблемам туристского предпринимательства посвящены работы О.В. Булдаковой [2], Н.А. Восколовича [3], В.И. Гайдука [4], В.А. Золотовского [5], Н.В. Литаренко [9], Н.С. Морозовой [11], Б.Э. Селецкого [12], Н.И. Тельминовой [13], Т.В. Ухиной [14] и др. При этом аспекты регулирования предпринимательской деятельности в туризме требуют своего развития.

Целью исследования является разработка подходов к регулированию предпринимательской деятельности в туризме.

Материалы и методы исследования

Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы: диалектический – при исследовании закономерностей становления и развития предпринимательской деятельности в туризме; исторический – при изучении эволюции предпринимательства как экономического феномена; качественный анализ и метод научных абстракций – при обосновании категориального аппарата; принцип противоречия – в категории «предпринимательство» выделено вещественное содержание и общественная форма, на основе чего раскрыта его внутренняя экономическая сущность; системный и структурно-функциональный подходы – для исследования структуры отношений предпринимательства и организационно-экономического механизма регулирования предпринимательской деятельности в туризме. Информационной основой исследования являются труды ученых, результаты экономических исследований, законодательные и нормативные акты.

Результаты исследования и их обсуждение

Инновации побуждают предпринимателя к активизации инициативной деятельности во всех сферах индустрии туризма, и в первую очередь там, где рождаются и материализуются новые идеи. В то же время именно инновации выступают своеобразным генератором предпринимательства, создают поле для воплощения новых предпринимательских идей. В своем органическом сочетании предпринимательство и инновации создают особый новаторский процесс формирования новых продуктов, технологий, усиления социо-гуманитарной направленности всей туристской деятельности.

Следовательно, успехи рыночных реформ в значительной мере определяются именно состоянием и характером функционирования предпринимательства в туризме, а именно – его масштабностью и результативностью. Все это актуализирует исследование проблем становления, функционирования и развития предпринимательства особенно в туристской системе, как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Теоретическое обобщение взглядов на определение сущности предпринимательства дает основания рассматривать предпринимательство как определенный тип хозяйствования, в котором главным субъектом является предприниматель, который способен распоряжаться капиталом на основе новых комбинаций факторов производства и реализации нововведений, что обеспечивает экономическое развитие туристских предприятий [1, 6, 15]. Поэтому в категории «предпринимательство» можно выделить вещественное содержание, раскрывающее его взаимосвязь с развитием современной системы производительных сил.

Учитывая то, что основной тенденцией развития сервисной деятельности является обобществление, понимаемое как укрепление сервисных связей и взаимозависимости турагентов, то очевидным является то, что в данном аспекте предпринимательство рассматривается как форма наиболее динамичных и новаторских сервисно-организационных взаимодействий самостоятельных субъектов. Согласно этому, характер обобществления туристской деятельности определяет предпосылки и факторы развития предпринимательства в современных условиях.

Для выделения общественной формы предпринимательства в туризме необходимо провести анализ через призму отношений собственности – экономических отношений между людьми по поводу присвоения средств производства, рабочей силы, предметов потребления, туристских услуг, объектов интеллектуальной собственности. Отношения экономической собственности выступают общественной формой развития производительных сил.

Предпринимательство как система нами рассматривается с позиции определения содержания собственно предпринимательства и предпринимательской деятельности. Что касается предпринимательства, то оно отличается от предпринимательской деятельности таким же образом, как целое от части, или система от подсистемы. Предпринимательская деятельность – это основа предпринимательства, которая является системообразующей составляющей предпринимательства, но сама по себе еще систему не создает.

Систему предпринимательская деятельность формирует тогда, когда оно рассматривается не само по себе, а как деятельность, где учитывается вся совокупность факторов внутренней и внешней рыночной среды, то есть единый комплекс факторов, которые с той или иной степенью оптимальности реализуют потенциал туристской й деятельности. Отмеченное функциональное взаимодействие и взаимовлияние образуют своеобразную экономическую микросистему, в рамках которой происходит становление, функционирование и развитие предпринимательской организации.

С этой точки зрения, как наиболее функционально взаимосвязанные, могут быть выделены три элемента предпринимательской деятельности, и которые характерны для всех этапов ее развития: субъект предпринимательской деятельности; рыночная среда как совокупность экономических субъектов, олицетворяющих всю массу потребителей и контрагентов данного субъекта предпринимательской деятельности; предпринимательская структура как особый экономический субъект в пределах рыночной среды.

Исследования показывают, что целостность такой системы обусловливается характером связи этих трех элементов, которые именно и определяют содержание, границы и внутренние тенденции развития данной структуры. Она является результатом возникновения и долговременного непосредственного действия особых внутренних диалектических связей между структурными элементами предпринимательства как системы, что свидетельствует о наличии внутренней самоорганизации, в результате чего обеспечивается взаимодействие ее элементов и взаимное их подчинение.

Диалектические связи, постоянно и непосредственно осуществляемые при функционировании каждого из трех элементов, имеют социально-экономическую природу и четко определенную структуру [7, 8, 10, 16]. В индустрии туризма такие связи одно время характеризовались как сервисные отношения, а ныне их можно назвать экономическими. Именно взаимовлияние указанных элементов, осуществляемое через постоянно действующие экономические отношения, которые образуются на основе взаимодействия стабильно функционирующих туристских предприятий и являются базой для формирования теоретической модели отношений туристского предпринимательства.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности туристские предприятия вступают в разнообразные отношения друг с другом: оказывают туристские услуги, осуществляют денежные расчеты и т. д. Такая их деятельность сопровождается принятием сервисных решений, первичными действиями и поведением, что несет в себе возможность реализации экономических интересов деловых партнеров.

Кроме того, туристские предприятия вступают в определенные отношения с органами государственного управления. Организация этой деятельности может осуществляться стихийно (спонтанно), или планомерно, что предполагает соблюдение определенных юридических норм. Последние составляют ведущий элемент институциональной среды, в которой указанные туристские субъекты осуществляют свой выбор. Нормы определяют, как должен себя вести туристский субъект в соответствующих ситуациях. Их основная функция – поддержание порядка в системе взаимодействий. Исходным относительно того, что дает возможность выделить и объединить функции экономических институтов в отдельную совокупность, является положение об их нацеленности на обеспечение рационализации взаимодействий между разноуровневыми элементами туристской системы.

Выводы

Подводя итоги можно отметить, что системный подход к решению комплекса проблем становления и развития субъектов предпринимательства в туризме можно осуществить на основе исследования содержания сервисной системы, ее составляющих, а также влияния на внутреннее управление, осуществляемых институциональных и организационно-экономических преобразований в индустрии туризма.

При этом анализ субъектов предпринимательской деятельности в туризме, интересы которых объективно пересекаются в процессе реализации экономических отношений, позволяет логически выделить соответствующую доминантную роль предпринимательских интересов. Структурно-функциональное взаимодействие и взаимовлияние указанных субъектов образуют своеобразную экономическую микросистему, в рамках которой происходит формирование, функционирование и развитие туристских предприятий. При этом систему предпринимательская деятельность формирует тогда, когда она рассматривается не изолированно сама по себе, а как комплексная деятельность, где учитывается вся совокупность проявления факторов внутренней и внешней, среды.