Введение
Сегодня, в условиях активного развития постиндустриального общества роль интеллектуального потенциала неумолимо растет, а система получения знаний модифицируется под влиянием глобализационных процессов. Так, все большую актуальность приобретает развитие международных связей в сфере образования, позволяющих повысить авторитет и статус страны на мировой арене. В связи с чем особую важность приобретает многосторонний анализ вопроса интернационализации российской системы образования с целью выявления реальной потребности в реализации данной политики для развития отечественной системы подготовки кадров и, соответственно, обеспечения условий для развития человеческого потенциала страны, отвечающего требованиям современного рынка труда.
Цель исследования заключается в выявлении потребности в дальнейшем развитии глобального партнёрства в сфере науки и образования в России для полноценного развития человеческого потенциала страны, а также определении актуального вектора развития данного направления.
Новизна исследования заключается в выявлении значимости реализации международных связей в сфере образования в России для повышения эффективности отечественной системы подготовки кадров и обеспечения рынка труда специалистами, отвечающими требованиям современности.
Материалы и методы исследования
Информационной базой исследования послужили труды многих российских и зарубежных авторов, раскрывающих в своих работах различные аспекты интернационализации национальной системы образования. В частности, среди них можно выделить следующих авторов, исследования которых представляют особую значимость для данной работы: Глебову Л.Н. [1], Горячева Ю.А., Захарова В.Ф. [2], Кузьмину Е.С. [3], Николаева В.К. [4], Петрякова П.А., Певзнера М.Н., Смертина И.А. [5], и многих других – а также научно-исследовательские институты (НИИ), в частности Научно-исследовательский институт развития образования РЭУ им. Г.В. Плеханова [6].
При проведении исследования был осуществлен анализ статистической и аналитической информации, а также нормативно-правовой базы РФ, связанной с данной проблематикой.
Результаты исследования и их обсуждение
В эпоху шестого технологического уклада главным источником экономического роста страны является научно-технический прогресс (НТП), который обеспечивает рост производительности других факторов производства и, соответственно, повышение его эффективности и конкурентоспособности. В свою очередь, НТП основывается на постоянном увеличении объёмов и повышения качества научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), что реализуется за счёт творческой самореализации учёных, инженеров и предпринимателей [7], то есть за счёт развития интеллектуальной компоненты человеческого потенциала. Такая тенденция приводит и к изменениям требований современного рынка труда к новым специалистов. Так, на первый план выходит необходимость в расширении численности научно-исследовательских, технических специалистов [8].
Это, безусловно, требует развития и качественного образования, являющегося главным источников квалифицированных кадров. Именно поэтому одной из основных целей российского образования является формирование у учеников, студентов и молодых ученых способности к творческой, интеллектуальной деятельности, а также способности обрабатывать всё возрастающий поток информации, как неотъемлемые части исследовательской деятельности с целью соответствия будущих специалистов требованиям современного рынка труда [9].
Анализируя потенциал для подготовки современных специалистов, можно констатировать, что в нашей стране он действительно большой. Так, доля людей, имеющих высшее образование, в России в 2023 г. составила 57% [10].
Тем не менее, большая его часть по-прежнему остаётся не задействованной, о чём свидетельствует положение России в рейтинге инновационной и технологической активности. Так, на основании рейтинговых данных Глобального индекса инноваций, на конец 2023 г. Россия заняла лишь 51 место в общем рейтинге. При этом ещё в 2018 г. наша страна находилась на 46 месте, что свидетельствует о негативной динамике. Важно заметить, что ухудшение данного положения обусловливается именно снижением уровня реализации инновационных и технических разработок в стране [11]. Причиной такой негативной динамики может послужить низкий интерес к деятельности в сфере НИОКР в силу низкого уровня вовлеченности студентов в данный процесс.
Одной из перспективных мер для решения этой проблемы служит интернационализация сфер науки и образования. Так, по мнению экспертов НИИ развития образования РЭУ им. Плеханова, в условиях глобализации становится невозможным для университетов единолично реализовать превосходство в образовательной и научно-исследовательской сферах. В связи с чем, для повышения конкурентоспособности и эффективности национальной образовательной системы необходима консолидация ресурсов вузов на международном уровне [6]. Таким образом, это позволит обеспечить благоприятные условия для полноценного раскрытия интеллектуального потенциала будущих специалистов.
В свою очередь, такое положение вещей свидетельствует и о том, что для подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда, а именно конкурентоспособных высококвалифицированных кадров в сфере НИОКР, так же необходимо обеспечение для обучающихся возможности взаимодействия на международном уровне. Это, в свою очередь, обосновывается специфическим характером подобных сфер деятельности, подразумевающим необходимость в постоянной коммуникации и обмене опытом для активного развития специалистов в них.
Более того, приток обучающихся в Россию для освоения программ магистратуры и аспирантуры из других стран в перспективе может способствовать расширению числа высококвалифицированных кадров в нашей стране. Так, создание благоприятных условий для приезжающих студентов может привести к возникновению у них желания к продолжению пребывания в России ещё некоторое время после обучения. Это, в свою очередь, также может способствовать обеспечению современного рынка труда требуемыми кадрами за счёт повышения уровня трудовой миграции.
Именно поэтому неудивительно, что даже в условиях общей политико-экономической неопределенности Россия не перестает стимулировать и налаживать внешние связи в сфере образования.
И так, за последние 6 лет число иностранных студентов в российских университетах выросло с 237530 до 351448 учащихся, увеличившись почти в 1,5 раза (рисунок). При этом даже несмотря на обострившуюся геополитическую ситуацию, и в 2022 году численность иностранных студентов в России продолжила расти [12]. Более того, по плану принятого приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», направленного на повышение привлекательности и конкурентоспособности образовательных программ российских вузов для иностранных граждан, улучшение условий пребывания иностранных обучающихся, повышение узнаваемости бренда российского образования на международном рынке образовательных услуг, ожидается увеличение к 2025 г. численности иностранных студентов в России до 710 000 человек [13].
Число иностранных студентов в российских университетах, человек Источник: составлено автором на основании данных [12]
Однако здесь же важно заметить, что сегодня, в условиях общей неопределенности, национальная стратегия интернационализации образования претерпевает серьезные изменения. Так, в настоящее время попытки западных стран изолировать Россию от европейского культурно-образовательного пространства потребовали пространственной переориентации деятельности по интернационализации высшего образования, в результате чего были обозначены перспективные направления разнопланового сотрудничества со странами Востока [5]. И подобная динамика становится наиболее ярко выраженной именно при анализе взаимодействия российских студентов с иностранными вузами и организациями партнерами.
Так, в 2022 году российские вузы потеряли большое количество западных иностранных партнеров. Так, РАНХИГС разорвал контракты с 53 университетами, МГИМО – с 85, МГУ – с 71, ВШЭ – с 22. При этом контракты были разорваны именно с университетами во Франции, Финляндии, Нидерландах, США, Норвегии, Швейцарии, Швеции, Великобритании, Эстонии и Чехии [14].
В то же время одним только Финансовым университетом в период 2022–2023 гг. было заключено 18 договоров с китайскими университетами, 7 соглашений с вузами Вьетнама и 4 с учебными заведениями Индии. И ожидается, что такая тенденция продолжится в ближайшие 3–5 лет, что и обозначает новый вектор развития внешних связей в сфере образования – разворот на Восток [14].
Однако, несмотря на перспективность реализации внешнеэкономических связей в сфере науки и образования, данный процесс сопряжён и с рядом рисков для отечественного рынка труда:
1. «Утечка умов» в виде оттока российских студентов за рубеж для постоянного местожительства, что может негативно сказаться на обеспечении отечественного рынка труда высококвалифицированными кадрами [15];
2. Приток иностранных студентов может не отвечать современным потребностям российского рынка труда и не способствовать расширению численности кадров в важнейших для страны секторах экономики. При этом данный факт, напротив, может ужесточать конкуренцию на рынке труда в других сферах и усложнить трудоустройство для российских специалистов [3];
Данные факторы, в свою очередь, сильно затормаживают и ставят под вопрос целесообразность реализации данной стратегии. Однако разработка мер, направленных на минимизацию возможных рисков, позволит избежать негативных последствий, что положительно скажется на дальнейшем развитии международного сотрудничества и повышении эффективности его реализации при подготовке кадров.
Заключение
Сегодня развитие интеллектуального потенциала в России является крайне актуальной задачей на пути к обеспечению стабильного экономического роста страны. Это, в свою очередь, обусловливает и возрастание потребности в расширении численности научно-исследовательских, технических специалистов, а также кадров в области работы с информационными технологиями на отечественном рынке труда. Однако, в России, хотя и существует большой потенциал для подготовки данных специалистов, он остаётся не развит.
Одной из возможных стратегий преодоления негативных эффектов служит интернационализация сферы науки и образования в России. Реализация подобной стратегии развития данных сфер является неотъемлемой частью системы полноценной подготовки специалистами в сфере НИОКР, что обусловливается специфическим характером данной сферы деятельности, подразумевающей необходимость в постоянной коммуникации и обмене опытом для активного развития специалистов в ней. Более того, создание благоприятных условий для приезжающих студентов может способствовать обеспечению современного рынка труда требуемыми кадрами за счёт повышения уровня трудовой миграции.
Это, в свою очередь, обосновывает необходимость дальнейшего развития данного направления в рамках повышения качества отечественной системы образования даже в условиях её полной перестройки. И, хотя реализация подобной стратегии сопряжена с некоторыми рисками, грамотная разработка мер по их минимизации позволит обеспечить эффективность международного сотрудничества для всех стран, участвующих в данном процессе.
В связи с чем, даже несмотря на то, что Россия находится в ситуации некоторой неопределённости, сегодня всё равно продолжается активное развитие международных связей. При этом уже сейчас обозначается новый вектор развития международных связей в сфере образования – разворот на Восток.
Библиографическая ссылка
Буевич А.П. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 7-1. – С. 28-32;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3556 (дата обращения: 03.12.2024).