Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INTERNATIONAL RELATIONS IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION AS A KEY ELEMENT IN IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE MODERN PERSONNEL TRAINING SYSTEM IN RUSSIA

Buevich A.P. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
In the modern world, the active development of science and education is the most important task in order to create favorable conditions for the full development of human potential, which is a key source of sustainable economic growth in any country. In turn, the most important element in ensuring quality improvement and improvement of these areas is the development of international relations. The purpose of the study is to identify the need for further development of international relations in the field of science and education in Russia in the context of the destabilization of the external situation, as well as to determine the current vector of development of this area. During the analysis, it was concluded that the development of international cooperation in the field of science and education is an integral part of improving the effectiveness of the modern personnel training system in Russia. This is largely due to the fact that the formation of scientific and technical specialists is simply impossible without providing opportunities for an active exchange of experience and knowledge, which is explained by the specifics of this field. Moreover, the main direction of the development of our country’s foreign relations in the current conditions was identified, namely, a turn to the East, and risks were identified, overcoming which will increase the effectiveness of the expansion of international relations in these areas.
human potential
intellectual potential
science
education
international cooperation

Введение

Сегодня, в условиях активного развития постиндустриального общества роль интеллектуального потенциала неумолимо растет, а система получения знаний модифицируется под влиянием глобализационных процессов. Так, все большую актуальность приобретает развитие международных связей в сфере образования, позволяющих повысить авторитет и статус страны на мировой арене. В связи с чем особую важность приобретает многосторонний анализ вопроса интернационализации российской системы образования с целью выявления реальной потребности в реализации данной политики для развития отечественной системы подготовки кадров и, соответственно, обеспечения условий для развития человеческого потенциала страны, отвечающего требованиям современного рынка труда.

Цель исследования заключается в выявлении потребности в дальнейшем развитии глобального партнёрства в сфере науки и образования в России для полноценного развития человеческого потенциала страны, а также определении актуального вектора развития данного направления.

Новизна исследования заключается в выявлении значимости реализации международных связей в сфере образования в России для повышения эффективности отечественной системы подготовки кадров и обеспечения рынка труда специалистами, отвечающими требованиям современности.

Материалы и методы исследования

Информационной базой исследования послужили труды многих российских и зарубежных авторов, раскрывающих в своих работах различные аспекты интернационализации национальной системы образования. В частности, среди них можно выделить следующих авторов, исследования которых представляют особую значимость для данной работы: Глебову Л.Н. [1], Горячева Ю.А., Захарова В.Ф. [2], Кузьмину Е.С. [3], Николаева В.К. [4], Петрякова П.А., Певзнера М.Н., Смертина И.А. [5], и многих других – а также научно-исследовательские институты (НИИ), в частности Научно-исследовательский институт развития образования РЭУ им. Г.В. Плеханова [6].

При проведении исследования был осуществлен анализ статистической и аналитической информации, а также нормативно-правовой базы РФ, связанной с данной проблематикой.

Результаты исследования и их обсуждение

В эпоху шестого технологического уклада главным источником экономического роста страны является научно-технический прогресс (НТП), который обеспечивает рост производительности других факторов производства и, соответственно, повышение его эффективности и конкурентоспособности. В свою очередь, НТП основывается на постоянном увеличении объёмов и повышения качества научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), что реализуется за счёт творческой самореализации учёных, инженеров и предпринимателей [7], то есть за счёт развития интеллектуальной компоненты человеческого потенциала. Такая тенденция приводит и к изменениям требований современного рынка труда к новым специалистов. Так, на первый план выходит необходимость в расширении численности научно-исследовательских, технических специалистов [8].

Это, безусловно, требует развития и качественного образования, являющегося главным источников квалифицированных кадров. Именно поэтому одной из основных целей российского образования является формирование у учеников, студентов и молодых ученых способности к творческой, интеллектуальной деятельности, а также способности обрабатывать всё возрастающий поток информации, как неотъемлемые части исследовательской деятельности с целью соответствия будущих специалистов требованиям современного рынка труда [9].

Анализируя потенциал для подготовки современных специалистов, можно констатировать, что в нашей стране он действительно большой. Так, доля людей, имеющих высшее образование, в России в 2023 г. составила 57% [10].

Тем не менее, большая его часть по-прежнему остаётся не задействованной, о чём свидетельствует положение России в рейтинге инновационной и технологической активности. Так, на основании рейтинговых данных Глобального индекса инноваций, на конец 2023 г. Россия заняла лишь 51 место в общем рейтинге. При этом ещё в 2018 г. наша страна находилась на 46 месте, что свидетельствует о негативной динамике. Важно заметить, что ухудшение данного положения обусловливается именно снижением уровня реализации инновационных и технических разработок в стране [11]. Причиной такой негативной динамики может послужить низкий интерес к деятельности в сфере НИОКР в силу низкого уровня вовлеченности студентов в данный процесс.

Одной из перспективных мер для решения этой проблемы служит интернационализация сфер науки и образования. Так, по мнению экспертов НИИ развития образования РЭУ им. Плеханова, в условиях глобализации становится невозможным для университетов единолично реализовать превосходство в образовательной и научно-исследовательской сферах. В связи с чем, для повышения конкурентоспособности и эффективности национальной образовательной системы необходима консолидация ресурсов вузов на международном уровне [6]. Таким образом, это позволит обеспечить благоприятные условия для полноценного раскрытия интеллектуального потенциала будущих специалистов.

В свою очередь, такое положение вещей свидетельствует и о том, что для подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда, а именно конкурентоспособных высококвалифицированных кадров в сфере НИОКР, так же необходимо обеспечение для обучающихся возможности взаимодействия на международном уровне. Это, в свою очередь, обосновывается специфическим характером подобных сфер деятельности, подразумевающим необходимость в постоянной коммуникации и обмене опытом для активного развития специалистов в них.

Более того, приток обучающихся в Россию для освоения программ магистратуры и аспирантуры из других стран в перспективе может способствовать расширению числа высококвалифицированных кадров в нашей стране. Так, создание благоприятных условий для приезжающих студентов может привести к возникновению у них желания к продолжению пребывания в России ещё некоторое время после обучения. Это, в свою очередь, также может способствовать обеспечению современного рынка труда требуемыми кадрами за счёт повышения уровня трудовой миграции.

Именно поэтому неудивительно, что даже в условиях общей политико-экономической неопределенности Россия не перестает стимулировать и налаживать внешние связи в сфере образования.

И так, за последние 6 лет число иностранных студентов в российских университетах выросло с 237530 до 351448 учащихся, увеличившись почти в 1,5 раза (рисунок). При этом даже несмотря на обострившуюся геополитическую ситуацию, и в 2022 году численность иностранных студентов в России продолжила расти [12]. Более того, по плану принятого приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», направленного на повышение привлекательности и конкурентоспособности образовательных программ российских вузов для иностранных граждан, улучшение условий пребывания иностранных обучающихся, повышение узнаваемости бренда российского образования на международном рынке образовательных услуг, ожидается увеличение к 2025 г. численности иностранных студентов в России до 710 000 человек [13].

Buevich1.tif

Число иностранных студентов в российских университетах, человек Источник: составлено автором на основании данных [12]

Однако здесь же важно заметить, что сегодня, в условиях общей неопределенности, национальная стратегия интернационализации образования претерпевает серьезные изменения. Так, в настоящее время попытки западных стран изолировать Россию от европейского культурно-образовательного пространства потребовали пространственной переориентации деятельности по интернационализации высшего образования, в результате чего были обозначены перспективные направления разнопланового сотрудничества со странами Востока [5]. И подобная динамика становится наиболее ярко выраженной именно при анализе взаимодействия российских студентов с иностранными вузами и организациями партнерами.

Так, в 2022 году российские вузы потеряли большое количество западных иностранных партнеров. Так, РАНХИГС разорвал контракты с 53 университетами, МГИМО – с 85, МГУ – с 71, ВШЭ – с 22. При этом контракты были разорваны именно с университетами во Франции, Финляндии, Нидерландах, США, Норвегии, Швейцарии, Швеции, Великобритании, Эстонии и Чехии [14].

В то же время одним только Финансовым университетом в период 2022–2023 гг. было заключено 18 договоров с китайскими университетами, 7 соглашений с вузами Вьетнама и 4 с учебными заведениями Индии. И ожидается, что такая тенденция продолжится в ближайшие 3–5 лет, что и обозначает новый вектор развития внешних связей в сфере образования – разворот на Восток [14].

Однако, несмотря на перспективность реализации внешнеэкономических связей в сфере науки и образования, данный процесс сопряжён и с рядом рисков для отечественного рынка труда:

1. «Утечка умов» в виде оттока российских студентов за рубеж для постоянного местожительства, что может негативно сказаться на обеспечении отечественного рынка труда высококвалифицированными кадрами [15];

2. Приток иностранных студентов может не отвечать современным потребностям российского рынка труда и не способствовать расширению численности кадров в важнейших для страны секторах экономики. При этом данный факт, напротив, может ужесточать конкуренцию на рынке труда в других сферах и усложнить трудоустройство для российских специалистов [3];

Данные факторы, в свою очередь, сильно затормаживают и ставят под вопрос целесообразность реализации данной стратегии. Однако разработка мер, направленных на минимизацию возможных рисков, позволит избежать негативных последствий, что положительно скажется на дальнейшем развитии международного сотрудничества и повышении эффективности его реализации при подготовке кадров.

Заключение

Сегодня развитие интеллектуального потенциала в России является крайне актуальной задачей на пути к обеспечению стабильного экономического роста страны. Это, в свою очередь, обусловливает и возрастание потребности в расширении численности научно-исследовательских, технических специалистов, а также кадров в области работы с информационными технологиями на отечественном рынке труда. Однако, в России, хотя и существует большой потенциал для подготовки данных специалистов, он остаётся не развит.

Одной из возможных стратегий преодоления негативных эффектов служит интернационализация сферы науки и образования в России. Реализация подобной стратегии развития данных сфер является неотъемлемой частью системы полноценной подготовки специалистами в сфере НИОКР, что обусловливается специфическим характером данной сферы деятельности, подразумевающей необходимость в постоянной коммуникации и обмене опытом для активного развития специалистов в ней. Более того, создание благоприятных условий для приезжающих студентов может способствовать обеспечению современного рынка труда требуемыми кадрами за счёт повышения уровня трудовой миграции.

Это, в свою очередь, обосновывает необходимость дальнейшего развития данного направления в рамках повышения качества отечественной системы образования даже в условиях её полной перестройки. И, хотя реализация подобной стратегии сопряжена с некоторыми рисками, грамотная разработка мер по их минимизации позволит обеспечить эффективность международного сотрудничества для всех стран, участвующих в данном процессе.

В связи с чем, даже несмотря на то, что Россия находится в ситуации некоторой неопределённости, сегодня всё равно продолжается активное развитие международных связей. При этом уже сейчас обозначается новый вектор развития международных связей в сфере образования – разворот на Восток.