Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Фрумина С.В. 1, 2
1 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
2 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Статья освещает ключевые вопросы государственного финансового стимулирования туристской инфраструктуры с акцентом на инструментах льготного кредитования. Автор поднимает актуальную проблему дублирования задач в документах стратегического планирования и уделяет внимание целям реализации программы льготного кредитования. Для отражения текущей ситуации в области реализации финансового обеспечения федеральных проектов, предусматривающих льготное кредитование в сфере туризма, автор отмечает отклонение финансирования от плановых бюджетных назначений и группирует нарушения, связанные с несвоевременным предоставлением кредитов бенефициарам. В качестве нарушений в работе рассмотрены несвоевременные сроки рассмотрения документов по предоставляемой субсидии, несоответствие порядка расчета субсидий правилам их предоставления, отсутствие дополнительных соглашений и т.д.
туризм
туристская инфраструктура
субсидии
льготные кредиты
государственное стимулирование
1. Указ Президента РФ от 07.05.2024 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 10.04.2024).
2. Погорелова Н.В. Теоретические подходы к исследованию понятия «Туристская инфраструктура» // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2011 № 5. С. 57-61.
3. Колупаева И.В. К вопросу использования термина «Туристская инфраструктура» // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2017. № 4. С. 33-37.
4. Косманев А.Л. Региональная туристская инфраструктура: подходы, методы и опыт исследования // Псковский регионологический журнал. 2010. № 10. С. 107-117.
5. Зайцева А.И., Шиве А.А. Развитие туризма в России в условиях внешних угроз // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 12-2(87). С. 189-195.
6. Степанова С.В., Шулепов В.И. Туристская инфраструктура региона в муниципальном разрезе: подходы к оценке // Вестник государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 4 (40). С. 5-6.
7. Елизаров А.Н. Деловой туризм и устойчивое развитие туристической отрасли России // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2013. № 4(58). С. 18-28.
8. Шмиголь Н.С. Международный опыт применения мер и инструментов бюджетной политики для стимулирования экономического роста // Финансовая жизнь. 2020. № 2. С. 45-52.
9. Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2021 г. №141 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке инвесторам для реализации инвестиционных проектов, необходимых для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма, создания и развития туристских кластеров, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма». URL: https://docs.cntd.ru/document/573648245?ysclid=lutitor5h7524962009 (дата обращения: 12.04.2024).
10. Официальный сайт Минэкономразвития РФ. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_rf_obem_lgotnogo_kreditovaniya_turizma_po_nacproektu_msp_vyros_bolee_chem_vdvoe_za_9_mesyacev.html?ysclid=lwxr878qzv702891599 (дата обращения: 10.04.2024).
11. Паспорт Федерального проекта «Развития туристской инфраструктуры». URL: https://storage.strategy24.ru/files/news/202103/d20fd413710c8c8717a79e1d93426896.pdf (дата обращения: 11.04.2024).
12. Паспорт Федерального проекта «Развития туристской инфраструктуры» (с изменениями от 2022 г.). URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/46af81ad27ae6ba3e5e2eeb317a51acf/FP_Turisticheskaya_infrastruktura.pdf?ysclid=lura4eqt38103094215 (дата обращения: 10.04.2024).
13. Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/bdf/l99o73ln5xs450xn9raz4ixmokp6v9wh.pdf (дата обращения: 14.04.2024).
14. Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета январь-декабрь. URL: 2023 https://ach.gov.ru/upload/iblock/5ee/zyor1q3va23b4o2y4irx01fq1gc9b56a.pdf (дата обращения: 11.04.2024).

Введение

Развитие туризма является стратегической задачей, нашедшей отражение в национальных целях развития государства до 2036 г. [1]. В документе предусмотрено увеличение доли туристской отрасли в ВВП до 5% и масштабирование экспорта туристских услуг. Такие амбициозные задачи нацелены на обеспечение устойчивого социально-экономического развития вкупе с повышением конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке.

Для достижения поставленных задач государство применяет финансовые меры стимулирующего характера, реализуемые через систему стратегического планирования. К таким мерам относятся субсидии, предоставляемые юридическим лицам, в том числе, возмещающие часть затрат на предоставление льготных кредитов.

Цель исследования заключается в выявлении проблем реализации государственной финансовой поддержки развития туристской инфраструктуры в форме льготного кредитования.

Материалы и методы исследования

При написании работы применяются методы индукции, дедукции, графической визуализации данных и методы формальной логики. При исследовании механизма льготного кредитования в сфере туризма, используются методы сравнительного анализа и проводится сопоставление целей, задач реализации национальных проектов.

Результаты исследования и их обсуждение

Вопросы туристской инфраструктуры являются объектом исследований российских и зарубежных ученых. С активизацией развития туризма в России, научные работы, освещающие теоретические аспекты понятия «туристская инфраструктура» [2,3], методы и опыт ее исследования [4,5] становятся более актуальны. Отечественные авторы исследуют подходы к оценке туристской инфраструктуры [6], рассматривают сферу туризма в контексте устойчивого развития [7,8], анализируют исполнение государственных программ и мер государственной поддержки в туристской сфере. Многовекторное изучение вопросов финансирования туризма и туристской инфраструктуры подтверждает востребованность данной области научных исследований. Вместе с тем в работах отечественных авторов недостаточно внимания уделяется такому инструменту государственной поддержки, как льготное кредитование, которое активно применяется при реализации национальных проектов.

В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» (далее по тексту НП-3), функционирует государственная программа (ГП-55) и 3 проекта федерального статуса (ФП-3/1, ФП-3/2 и ФП-3/3), предусматривающие развитие туристской инфраструктуры, доступность продуктов, реализуемых в сфере туризма и совершенствование управления в соответствующей области (рис. 1).

Для получения максимального синергетического эффекта от реализации проектов в области туризма государством предусмотрены меры стимулирующего характера, включающие:

− субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации;

− единую субсидию бюджетам субъектов Российской Федерации (реализуется с 2024 года);

субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных учреждений) и т.д.

missing image file

Рис. 1. Развитие туристской инфраструктуры

missing image file

Рис. 2. Условия предоставления льготных кредитов Источник: составлено автором

В числе перечисленных мер особое внимание уделяется субсидии части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на строительство, реставрацию и реконструкцию объектов туристской инфраструктуры, регламентируемой постановлением Правительства №141 [9] (далее по тексту Постановление-141). Основные условия льготного кредитования согласно Постановлению-141, можно представить в виде рис. 2.

С 2022 г. в перечень уполномоченных банков, с которыми заключаются договоры о предоставлении субсидии, входит 20 организаций. Минимальный и максимальный размер льготного кредитования составляет 100 000 тыс. руб. и 70 000 000 тыс. руб. соответственно.

Льготное кредитование на развитие туристской инфраструктуры предусмотрено НП-3 и Постаноовление-141 распространяется только на ФП-3/1 НП-3 [9, п.1]. В то же время, льготные кредиты на развитие туристской инфраструктуры заложены и в Национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» (НП-5). Так, в рамках НП-5 предусмотрено льготное кредитование субъектов МСП, участвующих в реализации проектов внутреннего туризма. В программе участвуют 96 банков; льготная процентная ставка, возмещаемая из бюджета, достигает 10,25%. По данным Минэкономразвития России, за 9 месяцев 2023 г. объемы таких кредитов в туристской сфере превысили 42 млрд руб. [10]. Получателями кредитов стали более 100 МСП.

Таким образом, субсидирование процентной ставки на предоставление льготных кредитов, направленных на финансирование туристской инфраструктуры, одновременно предусмотрено в двух национальных проектах и ряде проектов федерального уровня, что позволяет говорить о пересечении функций соответствующих ведомств и необходимости точечного контроля выполняемых задач.

В то же время следует обратить внимание на изменения, внесенные в Постановление-141, согласно которым с 2023 г. результаты предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов по предоставленным льготным кредитам оцениваются исходя из количественных показателей величины номерного фонда, подлежащего строительству / реконструкции, посетителей объектов туристской инфраструктуры и других показателей, предусмотренных соглашением о субсидии. Такие изменения носят положительный характер и позволяют оценить результативность использования бюджетных средств, выделенных на программы льготного кредитования.

Тем не менее, следует уточнить, что в 2022 г. финансирование анализируемых национальных проектов (НП-3 и НП-5) отклонялось от плановых бюджетных назначений (рис. 3-4).

missing image file

Рис. 3. Отклонения в финансировании НП-5 на 01.01.2023 г.

missing image file

Рис. 4. Отклонения в финансировании НП-3 на 01.01.2023 г.

missing image file

Рис. 5. Расхождение объемов финансирования ФП 3/1 и ФБ по механизму поддержки льготного кредитования, млн руб.

Расхождения в объемах бюджетного финансирования наблюдались и в части предоставления льготных кредитов. Проблема в том, что объемы финансового обеспечения механизма льготного кредитования неоднократно изменялись. Программа была запущена в 2021 г. для субсидирования части процентной ставки. Согласно паспорту ФП-3/1 ГП-55 (с 2021 по 2030 г.) было предусмотрено выделение 900 млн руб. [11] ежегодно. В следующей итерации документа [12] объемы финансирования были пересмотрены. Однако изменение паспорта проекта не обеспечил соответствия данных ФП-3/1 и федерального бюджета (ФБ) на заданный период.

В результате, исходя из анализа законов о федеральном бюджете с 2021 по 2026 г., было установлено отсутствие бюджетных ассигнований по данному направлению расходов в 2021 г. (в ФП-3/1 на 2021 предусмотрено 560 тыс. руб.).

Начиная с 2022 г. объем бюджетных ассигнований на субсидирование части процентной ставки по кредитам составил 5277 млн руб., 10058 млн руб. и 8750 млн руб. соответственно, что не коррелирует с утвержденными плановыми значениями ФП-3/1 (рис. 5).

Согласно первой версии паспорта ФП-3/1 ассигнования в течение анализируемого периода должны были распределяться равномерно и зачисляться в конце соответствующего года. По факту исполнения федерального бюджета размеры ассигнований и объемы запланированных на 2024-2026 гг. бюджетных средств, предусмотренных ФП-3/1 существенно отличаются.

Следовательно, механизм государственной финансовой поддержки льготного кредитования туристской инфраструктуры был недостаточно проработан, что привело к его исполнению с нарушениями. Основные проблемы, возникшие при реализации данного инструмента финансового стимулирования, состояли в следующем:

− нарушение сроков рассмотрения документов по предоставляемой субсидии;

− отсутствие дополнительных соглашений о предоставлении субсидий;

− несоответствие порядка расчета субсидии правилам предоставления субсидий;

− недоведение Ростуризмом лимитов бюджетных обязательств до получателей субсидий (кассовое исполнение 16%) и другие [13].

По результатам 2023 г. (данные Счетной палаты Российской Федерации) [14], ситуация стабилизировалась. Финансирование ФП «Развитие туристской инфраструктуры» в рамках которого применяется льготное кредитование, было исполнено на 97,3%. В свою очередь, финансирование ФП «Акселерация субъектов МСП» – на 91,5%. Представленные данные свидетельствуют о качественном сдвиге в реализации стратегических задач в части исполнения бюджетных назначений.

Важно подчеркнуть, что в 2023 году объемы межбюджетных трансфертов на реализацию ГП и ФП были увеличены за счет выделения дополнительных бюджетных средств. В частности, на реализацию ФП-3/1 было выделено 21547,9 млн руб.

С 2023 г. программа льготного кредитования расширилась и в нее вошли такие объекты инфраструктуры как аквапарки, парки развлечений и инфраструктура горнолыжных курортов [9]. Результатом изменений стала поддержка программы в области льготного кредитования в Краснодарском крае, где денежные средства были выделены на строительство отелей, горнолыжный курорт и аквапарк. В число регионов-лидеров также вошли Московская область, Ставропольский край, Москва и Челябинская область.

Заключение

Анализ реализации мер поддержки туристской инфраструктуры в форме предоставления льготных кредитов показал, что данный механизм государственного финансового стимулирования реализуется одновременно в двух национальных проектах, но на разных условиях. Правила предоставления субсидий на льготное кредитование также отличаются. Благодаря комплексной поддержке через инструменты льготного кредитования российские юридические лица имеют возможность выбора приоритетных проектов и наиболее приемлемых условий кредитования туристской инфраструктуры.

Изменения в правилах предоставления субсидий на возмещение льготной ставки, утвержденные в 2023 году, позволяют контролировать достижение результатов предоставления субсидий, что приводит к сокращению нарушений в данной сфере.

Результаты выполнения анализируемых национальных проектов в 2022 и 2023 году также демонстрирует положительную динамику. По итогам 2023 года уровень исполнения расходов по ФП-3/1 составил 97,3% против в 69,0% 2022 году. Таким образом, принятые меры и уточнения, внесенные в документы стратегического планирования, способствуют выполнению национальных целей развития и достижению результатов, заложенных в национальных проектах.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.


Библиографическая ссылка

Фрумина С.В. ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 6-2. – С. 400-406;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3548 (дата обращения: 22.07.2024).