Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PREFERENTIAL LENDING FOR TOURIST INFRASTRUCTURE FACILITIES

Frumina S.V. 1, 2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
2 Russian Economic University named after. G.V. Plekhanov
2462 KB
The article covers key issues of state financial stimulation of tourism infrastructure with an emphasis on preferential lending instruments. The author raises the current problem of duplication of tasks in strategic planning documents and pays attention to the goals of implementing the concessional lending program. To reflect the current situation in the implementation of financial support for federal projects that provide preferential lending in the tourism sector, the author notes the deviation of funding from planned budget assignments and groups violations associated with the untimely provision of loans to beneficiaries. Untimely deadlines for reviewing documents on the provided subsidy, inconsistency of the procedure for calculating subsidies with the rules for their provision, lack of additional agreements, etc. were considered as violations in the work.
tourism
tourism infrastructure
subsidies
preferential loans
government incentives

Введение

Развитие туризма является стратегической задачей, нашедшей отражение в национальных целях развития государства до 2036 г. [1]. В документе предусмотрено увеличение доли туристской отрасли в ВВП до 5% и масштабирование экспорта туристских услуг. Такие амбициозные задачи нацелены на обеспечение устойчивого социально-экономического развития вкупе с повышением конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке.

Для достижения поставленных задач государство применяет финансовые меры стимулирующего характера, реализуемые через систему стратегического планирования. К таким мерам относятся субсидии, предоставляемые юридическим лицам, в том числе, возмещающие часть затрат на предоставление льготных кредитов.

Цель исследования заключается в выявлении проблем реализации государственной финансовой поддержки развития туристской инфраструктуры в форме льготного кредитования.

Материалы и методы исследования

При написании работы применяются методы индукции, дедукции, графической визуализации данных и методы формальной логики. При исследовании механизма льготного кредитования в сфере туризма, используются методы сравнительного анализа и проводится сопоставление целей, задач реализации национальных проектов.

Результаты исследования и их обсуждение

Вопросы туристской инфраструктуры являются объектом исследований российских и зарубежных ученых. С активизацией развития туризма в России, научные работы, освещающие теоретические аспекты понятия «туристская инфраструктура» [2,3], методы и опыт ее исследования [4,5] становятся более актуальны. Отечественные авторы исследуют подходы к оценке туристской инфраструктуры [6], рассматривают сферу туризма в контексте устойчивого развития [7,8], анализируют исполнение государственных программ и мер государственной поддержки в туристской сфере. Многовекторное изучение вопросов финансирования туризма и туристской инфраструктуры подтверждает востребованность данной области научных исследований. Вместе с тем в работах отечественных авторов недостаточно внимания уделяется такому инструменту государственной поддержки, как льготное кредитование, которое активно применяется при реализации национальных проектов.

В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» (далее по тексту НП-3), функционирует государственная программа (ГП-55) и 3 проекта федерального статуса (ФП-3/1, ФП-3/2 и ФП-3/3), предусматривающие развитие туристской инфраструктуры, доступность продуктов, реализуемых в сфере туризма и совершенствование управления в соответствующей области (рис. 1).

Для получения максимального синергетического эффекта от реализации проектов в области туризма государством предусмотрены меры стимулирующего характера, включающие:

− субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации;

− единую субсидию бюджетам субъектов Российской Федерации (реализуется с 2024 года);

субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных учреждений) и т.д.

missing image file

Рис. 1. Развитие туристской инфраструктуры

missing image file

Рис. 2. Условия предоставления льготных кредитов Источник: составлено автором

В числе перечисленных мер особое внимание уделяется субсидии части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на строительство, реставрацию и реконструкцию объектов туристской инфраструктуры, регламентируемой постановлением Правительства №141 [9] (далее по тексту Постановление-141). Основные условия льготного кредитования согласно Постановлению-141, можно представить в виде рис. 2.

С 2022 г. в перечень уполномоченных банков, с которыми заключаются договоры о предоставлении субсидии, входит 20 организаций. Минимальный и максимальный размер льготного кредитования составляет 100 000 тыс. руб. и 70 000 000 тыс. руб. соответственно.

Льготное кредитование на развитие туристской инфраструктуры предусмотрено НП-3 и Постаноовление-141 распространяется только на ФП-3/1 НП-3 [9, п.1]. В то же время, льготные кредиты на развитие туристской инфраструктуры заложены и в Национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» (НП-5). Так, в рамках НП-5 предусмотрено льготное кредитование субъектов МСП, участвующих в реализации проектов внутреннего туризма. В программе участвуют 96 банков; льготная процентная ставка, возмещаемая из бюджета, достигает 10,25%. По данным Минэкономразвития России, за 9 месяцев 2023 г. объемы таких кредитов в туристской сфере превысили 42 млрд руб. [10]. Получателями кредитов стали более 100 МСП.

Таким образом, субсидирование процентной ставки на предоставление льготных кредитов, направленных на финансирование туристской инфраструктуры, одновременно предусмотрено в двух национальных проектах и ряде проектов федерального уровня, что позволяет говорить о пересечении функций соответствующих ведомств и необходимости точечного контроля выполняемых задач.

В то же время следует обратить внимание на изменения, внесенные в Постановление-141, согласно которым с 2023 г. результаты предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов по предоставленным льготным кредитам оцениваются исходя из количественных показателей величины номерного фонда, подлежащего строительству / реконструкции, посетителей объектов туристской инфраструктуры и других показателей, предусмотренных соглашением о субсидии. Такие изменения носят положительный характер и позволяют оценить результативность использования бюджетных средств, выделенных на программы льготного кредитования.

Тем не менее, следует уточнить, что в 2022 г. финансирование анализируемых национальных проектов (НП-3 и НП-5) отклонялось от плановых бюджетных назначений (рис. 3-4).

missing image file

Рис. 3. Отклонения в финансировании НП-5 на 01.01.2023 г.

missing image file

Рис. 4. Отклонения в финансировании НП-3 на 01.01.2023 г.

missing image file

Рис. 5. Расхождение объемов финансирования ФП 3/1 и ФБ по механизму поддержки льготного кредитования, млн руб.

Расхождения в объемах бюджетного финансирования наблюдались и в части предоставления льготных кредитов. Проблема в том, что объемы финансового обеспечения механизма льготного кредитования неоднократно изменялись. Программа была запущена в 2021 г. для субсидирования части процентной ставки. Согласно паспорту ФП-3/1 ГП-55 (с 2021 по 2030 г.) было предусмотрено выделение 900 млн руб. [11] ежегодно. В следующей итерации документа [12] объемы финансирования были пересмотрены. Однако изменение паспорта проекта не обеспечил соответствия данных ФП-3/1 и федерального бюджета (ФБ) на заданный период.

В результате, исходя из анализа законов о федеральном бюджете с 2021 по 2026 г., было установлено отсутствие бюджетных ассигнований по данному направлению расходов в 2021 г. (в ФП-3/1 на 2021 предусмотрено 560 тыс. руб.).

Начиная с 2022 г. объем бюджетных ассигнований на субсидирование части процентной ставки по кредитам составил 5277 млн руб., 10058 млн руб. и 8750 млн руб. соответственно, что не коррелирует с утвержденными плановыми значениями ФП-3/1 (рис. 5).

Согласно первой версии паспорта ФП-3/1 ассигнования в течение анализируемого периода должны были распределяться равномерно и зачисляться в конце соответствующего года. По факту исполнения федерального бюджета размеры ассигнований и объемы запланированных на 2024-2026 гг. бюджетных средств, предусмотренных ФП-3/1 существенно отличаются.

Следовательно, механизм государственной финансовой поддержки льготного кредитования туристской инфраструктуры был недостаточно проработан, что привело к его исполнению с нарушениями. Основные проблемы, возникшие при реализации данного инструмента финансового стимулирования, состояли в следующем:

− нарушение сроков рассмотрения документов по предоставляемой субсидии;

− отсутствие дополнительных соглашений о предоставлении субсидий;

− несоответствие порядка расчета субсидии правилам предоставления субсидий;

− недоведение Ростуризмом лимитов бюджетных обязательств до получателей субсидий (кассовое исполнение 16%) и другие [13].

По результатам 2023 г. (данные Счетной палаты Российской Федерации) [14], ситуация стабилизировалась. Финансирование ФП «Развитие туристской инфраструктуры» в рамках которого применяется льготное кредитование, было исполнено на 97,3%. В свою очередь, финансирование ФП «Акселерация субъектов МСП» – на 91,5%. Представленные данные свидетельствуют о качественном сдвиге в реализации стратегических задач в части исполнения бюджетных назначений.

Важно подчеркнуть, что в 2023 году объемы межбюджетных трансфертов на реализацию ГП и ФП были увеличены за счет выделения дополнительных бюджетных средств. В частности, на реализацию ФП-3/1 было выделено 21547,9 млн руб.

С 2023 г. программа льготного кредитования расширилась и в нее вошли такие объекты инфраструктуры как аквапарки, парки развлечений и инфраструктура горнолыжных курортов [9]. Результатом изменений стала поддержка программы в области льготного кредитования в Краснодарском крае, где денежные средства были выделены на строительство отелей, горнолыжный курорт и аквапарк. В число регионов-лидеров также вошли Московская область, Ставропольский край, Москва и Челябинская область.

Заключение

Анализ реализации мер поддержки туристской инфраструктуры в форме предоставления льготных кредитов показал, что данный механизм государственного финансового стимулирования реализуется одновременно в двух национальных проектах, но на разных условиях. Правила предоставления субсидий на льготное кредитование также отличаются. Благодаря комплексной поддержке через инструменты льготного кредитования российские юридические лица имеют возможность выбора приоритетных проектов и наиболее приемлемых условий кредитования туристской инфраструктуры.

Изменения в правилах предоставления субсидий на возмещение льготной ставки, утвержденные в 2023 году, позволяют контролировать достижение результатов предоставления субсидий, что приводит к сокращению нарушений в данной сфере.

Результаты выполнения анализируемых национальных проектов в 2022 и 2023 году также демонстрирует положительную динамику. По итогам 2023 года уровень исполнения расходов по ФП-3/1 составил 97,3% против в 69,0% 2022 году. Таким образом, принятые меры и уточнения, внесенные в документы стратегического планирования, способствуют выполнению национальных целей развития и достижению результатов, заложенных в национальных проектах.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.