Введение
Развитие туризма является стратегической задачей, нашедшей отражение в национальных целях развития государства до 2036 г. [1]. В документе предусмотрено увеличение доли туристской отрасли в ВВП до 5% и масштабирование экспорта туристских услуг. Такие амбициозные задачи нацелены на обеспечение устойчивого социально-экономического развития вкупе с повышением конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке.
Для достижения поставленных задач государство применяет финансовые меры стимулирующего характера, реализуемые через систему стратегического планирования. К таким мерам относятся субсидии, предоставляемые юридическим лицам, в том числе, возмещающие часть затрат на предоставление льготных кредитов.
Цель исследования заключается в выявлении проблем реализации государственной финансовой поддержки развития туристской инфраструктуры в форме льготного кредитования.
Материалы и методы исследования
При написании работы применяются методы индукции, дедукции, графической визуализации данных и методы формальной логики. При исследовании механизма льготного кредитования в сфере туризма, используются методы сравнительного анализа и проводится сопоставление целей, задач реализации национальных проектов.
Результаты исследования и их обсуждение
Вопросы туристской инфраструктуры являются объектом исследований российских и зарубежных ученых. С активизацией развития туризма в России, научные работы, освещающие теоретические аспекты понятия «туристская инфраструктура» [2,3], методы и опыт ее исследования [4,5] становятся более актуальны. Отечественные авторы исследуют подходы к оценке туристской инфраструктуры [6], рассматривают сферу туризма в контексте устойчивого развития [7,8], анализируют исполнение государственных программ и мер государственной поддержки в туристской сфере. Многовекторное изучение вопросов финансирования туризма и туристской инфраструктуры подтверждает востребованность данной области научных исследований. Вместе с тем в работах отечественных авторов недостаточно внимания уделяется такому инструменту государственной поддержки, как льготное кредитование, которое активно применяется при реализации национальных проектов.
В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» (далее по тексту НП-3), функционирует государственная программа (ГП-55) и 3 проекта федерального статуса (ФП-3/1, ФП-3/2 и ФП-3/3), предусматривающие развитие туристской инфраструктуры, доступность продуктов, реализуемых в сфере туризма и совершенствование управления в соответствующей области (рис. 1).
Для получения максимального синергетического эффекта от реализации проектов в области туризма государством предусмотрены меры стимулирующего характера, включающие:
− субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации;
− единую субсидию бюджетам субъектов Российской Федерации (реализуется с 2024 года);
− субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных учреждений) и т.д.
Рис. 1. Развитие туристской инфраструктуры
Рис. 2. Условия предоставления льготных кредитов Источник: составлено автором
В числе перечисленных мер особое внимание уделяется субсидии части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на строительство, реставрацию и реконструкцию объектов туристской инфраструктуры, регламентируемой постановлением Правительства №141 [9] (далее по тексту Постановление-141). Основные условия льготного кредитования согласно Постановлению-141, можно представить в виде рис. 2.
С 2022 г. в перечень уполномоченных банков, с которыми заключаются договоры о предоставлении субсидии, входит 20 организаций. Минимальный и максимальный размер льготного кредитования составляет 100 000 тыс. руб. и 70 000 000 тыс. руб. соответственно.
Льготное кредитование на развитие туристской инфраструктуры предусмотрено НП-3 и Постаноовление-141 распространяется только на ФП-3/1 НП-3 [9, п.1]. В то же время, льготные кредиты на развитие туристской инфраструктуры заложены и в Национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» (НП-5). Так, в рамках НП-5 предусмотрено льготное кредитование субъектов МСП, участвующих в реализации проектов внутреннего туризма. В программе участвуют 96 банков; льготная процентная ставка, возмещаемая из бюджета, достигает 10,25%. По данным Минэкономразвития России, за 9 месяцев 2023 г. объемы таких кредитов в туристской сфере превысили 42 млрд руб. [10]. Получателями кредитов стали более 100 МСП.
Таким образом, субсидирование процентной ставки на предоставление льготных кредитов, направленных на финансирование туристской инфраструктуры, одновременно предусмотрено в двух национальных проектах и ряде проектов федерального уровня, что позволяет говорить о пересечении функций соответствующих ведомств и необходимости точечного контроля выполняемых задач.
В то же время следует обратить внимание на изменения, внесенные в Постановление-141, согласно которым с 2023 г. результаты предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов по предоставленным льготным кредитам оцениваются исходя из количественных показателей величины номерного фонда, подлежащего строительству / реконструкции, посетителей объектов туристской инфраструктуры и других показателей, предусмотренных соглашением о субсидии. Такие изменения носят положительный характер и позволяют оценить результативность использования бюджетных средств, выделенных на программы льготного кредитования.
Тем не менее, следует уточнить, что в 2022 г. финансирование анализируемых национальных проектов (НП-3 и НП-5) отклонялось от плановых бюджетных назначений (рис. 3-4).
Рис. 3. Отклонения в финансировании НП-5 на 01.01.2023 г.
Рис. 4. Отклонения в финансировании НП-3 на 01.01.2023 г.
Рис. 5. Расхождение объемов финансирования ФП 3/1 и ФБ по механизму поддержки льготного кредитования, млн руб.
Расхождения в объемах бюджетного финансирования наблюдались и в части предоставления льготных кредитов. Проблема в том, что объемы финансового обеспечения механизма льготного кредитования неоднократно изменялись. Программа была запущена в 2021 г. для субсидирования части процентной ставки. Согласно паспорту ФП-3/1 ГП-55 (с 2021 по 2030 г.) было предусмотрено выделение 900 млн руб. [11] ежегодно. В следующей итерации документа [12] объемы финансирования были пересмотрены. Однако изменение паспорта проекта не обеспечил соответствия данных ФП-3/1 и федерального бюджета (ФБ) на заданный период.
В результате, исходя из анализа законов о федеральном бюджете с 2021 по 2026 г., было установлено отсутствие бюджетных ассигнований по данному направлению расходов в 2021 г. (в ФП-3/1 на 2021 предусмотрено 560 тыс. руб.).
Начиная с 2022 г. объем бюджетных ассигнований на субсидирование части процентной ставки по кредитам составил 5277 млн руб., 10058 млн руб. и 8750 млн руб. соответственно, что не коррелирует с утвержденными плановыми значениями ФП-3/1 (рис. 5).
Согласно первой версии паспорта ФП-3/1 ассигнования в течение анализируемого периода должны были распределяться равномерно и зачисляться в конце соответствующего года. По факту исполнения федерального бюджета размеры ассигнований и объемы запланированных на 2024-2026 гг. бюджетных средств, предусмотренных ФП-3/1 существенно отличаются.
Следовательно, механизм государственной финансовой поддержки льготного кредитования туристской инфраструктуры был недостаточно проработан, что привело к его исполнению с нарушениями. Основные проблемы, возникшие при реализации данного инструмента финансового стимулирования, состояли в следующем:
− нарушение сроков рассмотрения документов по предоставляемой субсидии;
− отсутствие дополнительных соглашений о предоставлении субсидий;
− несоответствие порядка расчета субсидии правилам предоставления субсидий;
− недоведение Ростуризмом лимитов бюджетных обязательств до получателей субсидий (кассовое исполнение 16%) и другие [13].
По результатам 2023 г. (данные Счетной палаты Российской Федерации) [14], ситуация стабилизировалась. Финансирование ФП «Развитие туристской инфраструктуры» в рамках которого применяется льготное кредитование, было исполнено на 97,3%. В свою очередь, финансирование ФП «Акселерация субъектов МСП» – на 91,5%. Представленные данные свидетельствуют о качественном сдвиге в реализации стратегических задач в части исполнения бюджетных назначений.
Важно подчеркнуть, что в 2023 году объемы межбюджетных трансфертов на реализацию ГП и ФП были увеличены за счет выделения дополнительных бюджетных средств. В частности, на реализацию ФП-3/1 было выделено 21547,9 млн руб.
С 2023 г. программа льготного кредитования расширилась и в нее вошли такие объекты инфраструктуры как аквапарки, парки развлечений и инфраструктура горнолыжных курортов [9]. Результатом изменений стала поддержка программы в области льготного кредитования в Краснодарском крае, где денежные средства были выделены на строительство отелей, горнолыжный курорт и аквапарк. В число регионов-лидеров также вошли Московская область, Ставропольский край, Москва и Челябинская область.
Заключение
Анализ реализации мер поддержки туристской инфраструктуры в форме предоставления льготных кредитов показал, что данный механизм государственного финансового стимулирования реализуется одновременно в двух национальных проектах, но на разных условиях. Правила предоставления субсидий на льготное кредитование также отличаются. Благодаря комплексной поддержке через инструменты льготного кредитования российские юридические лица имеют возможность выбора приоритетных проектов и наиболее приемлемых условий кредитования туристской инфраструктуры.
Изменения в правилах предоставления субсидий на возмещение льготной ставки, утвержденные в 2023 году, позволяют контролировать достижение результатов предоставления субсидий, что приводит к сокращению нарушений в данной сфере.
Результаты выполнения анализируемых национальных проектов в 2022 и 2023 году также демонстрирует положительную динамику. По итогам 2023 года уровень исполнения расходов по ФП-3/1 составил 97,3% против в 69,0% 2022 году. Таким образом, принятые меры и уточнения, внесенные в документы стратегического планирования, способствуют выполнению национальных целей развития и достижению результатов, заложенных в национальных проектах.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.