Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПОДГОТОВКА КАДРОВ И ФИНАНСИРОВАНИЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Гриневич Ю.А. 1 Виноградова А.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Социально-экономическое развитие и повышение качества жизни обычно обусловлены высоким уровнем развития здравоохранения. Доля расходов, выделяемых на систему здравоохранения, определяет уровень и качество его развития, в частности способствует внедрению новых технологий и качественной подготовке кадров. В статье рассмотрены динамика расходов на здравоохранения в ряде стран мира за период с 2000 года, расходы бюджета РФ на здравоохранение, а также бюджетное финансирование подготовки специалистов для сферы здравоохранения за 2015 и 2023 годы. При этом для нормального функционирования системы здравоохранения необходимо достаточное количество специалистов, что обусловлено подготовкой квалифицированных кадров соответствующего профиля. Авторами рассмотрена динамика и структура численности врачей за последние годы, а также обучающихся, поступивших и выпустившихся, по направлениям подготовки в сфере медицины 2023 году в сравнении с 2015 годом. Проанализированы структура источников финансирования подготовки кадров в сфере здравоохранения.
здравоохранение
подготовка кадров в сфере здравоохранения
расходы на здравоохранение
бюджетное финансирование
количество бюджетных мест
численность студентов
численность врачей
1. Здравоохранение в России. 2023: Стат.сб. / Росстат. М., 2023. 179 с [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2023.pdf (дата обращения: 06.05.2024).
2. Минфин России. Бюджет для граждан 2024–2026. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/11/main/0749_Budget_2024-2026.pdf (дата обращения: 06.05.2024).
3. Российский статистический ежегодник. 2023: Стат.сб. / Росстат. М., 2023 701 с. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2023.pdf (дата обращения: 06.05.2024).
4. Всемирный банк. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SH.XPD.CHEX.GD.ZS?most_recent_value_desc=true (дата обращения: 04.05.2024).
5. Официальный сайт Правительства России. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1640. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/115006/ (дата обращения: 08.05.2024).
6. Национальные проекты РФ. [Электронный ресурс].URL: https://национальныепроекты.рф/projects/zdravookhranenie (дата обращения: 08.05.2024).
7. Официальный сайт Министерства Образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 28.04.2024)

Введение

Здравоохранение является одной из самых значимых составляющих, как социальной сферы, так и социально-экономического развития государства в целом. Стабильное функционирование системы здравоохранения лежит в основе сохранения здоровья и повышения качества жизни населения, а также стабильной работы промышленности и сферы услуг, что в совокупности способствует росту ВВП, повышению, как уровня экономического развития, так и безопасности государства в целом.

Высокий уровень развития здравоохранения обуславливает низкие показатели смертности и высокие показатели продолжительности жизни. Это стало особенно очевидно в период пандемии Covid-19, когда страны с более высоким уровнем развития системы здравоохранения смогли в более короткие сроки сократить заболеваемость и смертность. Уровень финансирования (в частности бюджетного) во многом определяет уровень развития системы здравоохранения. Одним из показателей развития системы здравоохранения является количество врачей, больничных организаций и коечного фонда, а основополагающими показателями можно считать бюджетное финансирование системы здравоохранения и подготовку квалифицированных кадров в рамках системы образования.

Цель исследования – оценить динамику развития, рассмотреть процессы финансирования и подготовку кадров для системы здравоохранения РФ.

Материалы и методы исследования

Основной статистической базой исследования послужили данные, представленные в официальных сборниках Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов и Министерства образования и науки РФ, а также база данных Всемирного банка. В работе использованы аналитический и описательный методы исследования, графический и математический аппарат обработки статистических данных.

Результаты исследования и их обсуждение

В России количество больниц за период с момента распада СССР до 2021 года сократилось более чем в два раза (таблица 1), а количество больничных коек с 1990 до 2022 сократилось с 2 млн до 1,14 млн, причиной этого также стало недостаточность финансирования в период 1990-2010 годов [1].

Таблица 1

Число больничных организаций (тыс.) и численность врачей (тыс. чел) в России с 1940 по 2022 гг.

Годы

Число больничных организаций

Численность врачей

тыс. чел

прирост, %

тыс. чел

прирост, %

1940

8,5

-

82,2

-

1950

10,5

123,53

148,9

181,14

1960

14,3

136,19

233,2

156,62

1980

12,5

87,41

531,5

227,92

1990

12,8

102,40

667,3

125,55

2000

10,7

83,59

680,2

101,93

2010

6,3

58,88

715,8

105,23

2011

6,3

100,00

732,8

102,37

2012

6,2

98,41

703,2

95,96

2013

5,9

95,16

702,6

99,91

2014

5,6

94,92

709,4

100,97

2015

5,4

96,43

673

94,87

2016

5,4

100,00

680,9

101,17

2017

5,3

98,15

697,1

102,38

2018

5,3

100,00

703,7

100,95

2019

5,1

96,23

714,6

101,55

2020

5,1

100,00

737,4

103,19

2021

5,1

100,00

741,9

100,61

2022

5,2

101,96

744,1

100,30

Источник: рассчитано авторами по [2, 3].

missing image file

Рис. 1. Расходы на здравоохранение в странах и регионах мира (% от ВВП) [4]

missing image file

Рис. 2. Расходы федерального бюджета на здравоохранение 2015-2023 гг. и проект бюджета на 2024-2026 гг. (млрд руб) [1, 2]

В период с 2015 года количество больниц стабилизировалось на отметке 5,1 тыс. При этом заболеваемость возросла только в период с 2020 по 2022 гг. с 229 млн чел. до 254 млн чел. [1].

Одним из важнейших показателей в мировой практике, характеризующий финансирование системы здравоохранения, является доля расходов на здравоохранение в ВВП (рис. 1).

В среднем по миру этот показатель составил 10,89%, а в России – 7,6%. При этом многие развитые и ряд развивающихся стран стараются тратить на здравоохранение более 10%, а в некоторых развивающихся странах, таких как Тувалу данный показатель достигает 21,54%, а, например, в Сингапуре, Китае и Польше не превышает 7% [4].

В Российской Федерации установлена страховая система финансирования здравоохранения, в которой важную роль играют средства, перераспределяемые через федеральный бюджет. За период с 2019 года финансирование из федерального бюджета возрасло практически в два раза, чему немало способствовала пандемия, в проектах бюджета на 2025/26 годы можно увидеть порядка 1,6 трлн. руб., которые планируется выделить на развитие системы здравоохранения (рис. 2). Необходимо отметить наличие государственной программы «Развитие здравоохранения» [5], функционирующей с 2017 года, а также национального проекта «Здравоохраниение» [6], которые направлены на снижение заболеваемости, развитие исследовательских центров, подготовку кадров, обновление материальной базы и др.

Пандемия Covid-19 показала необходимость увеличения количества врачей в поликлиниках и больницах. Однако наблюдаемая численность врачей в период с 2010 года по 2022 возросла незначительно с 715,8 до 744 тыс. чел. (рис. 1).

При этом численность врачей на 10000 населения с 2011 до 2019 года сокращалась, и только пандемия 2020 года привела к незначительному росту до 50,8 человек на 10 тыс. чел. населения, что является недостаточным для текущей ситуации в здравоохранении, особенно серьезные проблемы с нехваткой врачей наблюдаются в сельской местности, что является также немаловажным фактором оттока населения в города. Дефицит врачей наблюдается в педиатрии, как в городах, так и в сельской местности. Также серьезные проблемы можно наблюдать и в медико-профилактической медицине. Изменения, проведенные в этой сфере (в частности сокращение специалистов), не способствовали улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации (в частности, в последние годы наблюдается рост ареала распространения клещей, которые проникли и распространились на парковую зону городов, перенося такие заболевания, как клещевой энцефалит и болезнь Лайма, также серьезнее стала ситуация с коклюшем, корью, полиомиелитом и другими заболеваниями).

В связи с этим подготовка специалистов–медиков является приоритетным направлением в образовании. Согласно отчетам Министерства образования в период с 2015 по 2023 год количество студентов, поступающих на направления, связанные с медициной возрастает, за рассматриваемый период в целом рост составил 1,57 раза (табл. 2). Самые популярные направление у студентов Лечебное дело и Стоматология, 58,8% и 20,6% общей численности студентов (табл. 2).

Самое популярное направление у студентов – Лечебное дело (рост за 7 лет составил 1,63 раза, на втором месте по популярности – стоматология – рост в 2,11 раза, педиатрия – в 1,25 раза, наихудшие показатели Медико-профилактическое дело, практически нет роста, а наименее популярным является направление Фармация, где численность даже снижается, при том, что количество аптек значительно возрастает (табл. 3).

Таблица 2

Структура студентов – медиков, поступивших в 2015 г. и 2023 г., по направлениям (%)

Направление подготовки

Код направления подготовки

2015 г.

2023 г.

Программы – всего

 

100

100

Лечебное дело

31.05.01

56,7

58,8

Педиатрия

31.05.02

16,8

13,4

Стоматология

31.05.03

15,3

20,6

Медико-профилактическое дело

32.05.01

3,5

2,4

Фармация

33.05.01

7,8

4,9

Источник: рассчитано авторами по [7].

Таблица 3

Динамика численности студентов, поступивших в 2015 г. и 2023 г., по направлениям 30.05, 31.05 и 32.05, чел.

Направления

2015 г.

2023 г.

Прирост в 2023 г. по сравнению с 2015 г., %

чел.

доля, %

чел.

доля, %

Всего

50235

100

78635

100

-

30.05.01

512

1,02

642

0,82

125,39

30.05.02

132

0,26

215

0,27

162,88

30.05.03

162

0,32

307

0,39

189,51

31.05.01

28025

55,79

45559

57,94

162,57

31.05.02

8295

16,51

10358

13,17

124,87

31.05.03

7540

15,01

15925

20,25

211,21

32.05.01

1728

3,44

1827

2,32

105,73

33.05.01

3841

7,65

3802

4,83

98,98

Источник: рассчитано авторами по [7].

missing image file

Рис. 3. Динамика численности выпускников в 2015/2016 и 2022/2023, по направлениям 31.05 и 32.05 (чел.) [1]

Среди наиболее современных направлений, реализуемых на стыке наук, также наблюдается рост численности обучающихся – Медицинская биохимия (1,25 раза), Медицинская биофизика (1,63), Медицинская кибернетика (1,9 раза). В настоящее время медицинские организации оснащаются все более сложным оборудованием, требующих дополнительных знаний в смежных областях, поэтому данные перспективные направления становятся более привлекательными для студентов (табл. 3).

Если сравнивать выпуск специалистов за рассматриваемые годы, то также можно отметить рост выпускающихся специалистов, за исключением медико-профилактических направлений и фармации. При этом необходимо отметить, что не все молодые специалисты идут работать по специальности, а уходят в более оплачиваемые сферы, которые не всегда связаны с медициной.

Одновременно государство тратит значительную сумму средств на подготовку кадров, финансируя бюджетные места в ВУЗах, занимающихся подготовкой медицинских кадров. В последние годы подготовка специалистов-медиков является приоритетным направлением в образовании (табл. 4). Согласно отчетам Министерства образования в период с 2015 по 2023 год количество студентов, поступающих на направления, связанные с медициной возрастает [7]. Практически по всем направлениям подготовки можно наблюдать рост количества бюджетных мест, финансируемых за счет федерального бюджета (а по некоторым, таким как Лечебное дело и Педиатрия, и за счет регионального). Исключением стало только направление стоматология, где произошло сокращение бюджетных мест, при росте популярности и оплаты обучения самими студентами. Также необходимо отметить значительный рост по новым направлениям (Медицинская биофизика, Медицинская кибернетика).

При рассмотрении структуры обучающихся на бюджетных и внебюджетных местах, можно сделать вывод о том, что государство в 2023 году отплачивает от 40 до 90% бюджетных мест практически по всем направлениям, за исключением Стоматологии, и нового направления Остеопатии (табл. 5). По значимым для государства Медицинской кибернетике и Медицинской биофизике финансирование достигает 77,5 и 91,2% соответственно.

Таблица 4

Количество бюджетных мест по направлениям, связанным с медициной (чел, % прироста)

 

2015 г.

2023 г.

Прирост 2023 г. к 2015 г. (%)

Бюджетное финансирование по 30.05

438

809

84,7

Бюджетное финансирование по 31.05

в том числе

21581

29280

35,7

Лечебное дело 31.05.01*

13802

19159

38,8

Педиатрия 31.05.02*

5638

8278

46,8

Стоматология 31.05.03

2141

1843

-13,9

Бюджетное финансирование по 32.05

1261

1476

17,05

Бюджетное финансирование по 33.05

2107

1813

-13,95

*за счет средств Федерального и Регионального бюджетов.

Источник: составлено и рассчитано авторами по [7]

Таблица 5

Структура финансирования обучения по направлениям подготовки, связанным с медициной, %

   

2015 г.

2023 г.

Бюджетные средства

Собственные средства студентов

Итого

Бюджетные средства

Собственные средства студентов

Итого

Медицинская биохимия

30.05.01

51,4

48,6

100

58,4

41,6

100

Медицинская биофизика

30.05.02

71,96

28,04

100

91,2

8,8

100

Медицинская кибернетика

30.05.03

49,4

50,6

100

77,5

22,5

100

Лечебное дело

31.05.01

49,2

50,8

100

42,1

57,9

100

Педиатрия

31.05.02

67,97

32,03

100

79,9

20,1

100

Стоматология

31.05.03

28,4

71,6

100

11,6

88,4

100

Остеопатия

31.05.04

-

-

-

0

100

100

Медико-профилактическое дело

32.05.01

72,97

27,03

100

80,8

19,2

100

Фармация

33.05.01

54,9

45,1

100

47,7

52,3

100

Источник: рассчитано авторами по [7].

Заключение

Подводя итог необходимо сказать, что для повышения уровня и качества медицинских услуг, для внедрения достижений научно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности системы здравоохранения, следует наращивать объемы бюджетного финансирования, разрабатывать новые федеральные проекты и программы в сфере здравоохранения, а также финансировать подготовку кадров для системы здравоохранения и поддержку молодых специалистов. Для противодействия развитию пандемий и снижения заболеваемости, сокращению преждевременной смертности и профилактики болезней, увеличения продолжительности жизни, повышения качества и объема предоставляемых услуг в сфере здравоохранения необходимо увеличивать количество высококвалифицированных специалистов. Помощь государства повысит привлекательность профессии врача и увеличит количество желающих обучаться. Меры, предпринимаемые федеральными и региональными органами власти, такие как рост количества бюджетных мест, различные программы поддержки молодых специалистов и прочие, позволят повысить конкурентоспособность профессии, избежать оттока специалистов и повысить качество предоставляемых населению услуг. Вышеупомянутые меры будут способствовать снижению заболеваемости и профилактики различных болезней, предупреждению пандемий, снижению смертности, повышению рождаемости и продолжительности жизни, что в итоге может положительно сказаться на экономическом росте и экономическом развитии Российской экономики.


Библиографическая ссылка

Гриневич Ю.А., Виноградова А.В. ПОДГОТОВКА КАДРОВ И ФИНАНСИРОВАНИЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 6-2. – С. 258-264;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3528 (дата обращения: 22.07.2024).