Введение
Здравоохранение является одной из самых значимых составляющих, как социальной сферы, так и социально-экономического развития государства в целом. Стабильное функционирование системы здравоохранения лежит в основе сохранения здоровья и повышения качества жизни населения, а также стабильной работы промышленности и сферы услуг, что в совокупности способствует росту ВВП, повышению, как уровня экономического развития, так и безопасности государства в целом.
Высокий уровень развития здравоохранения обуславливает низкие показатели смертности и высокие показатели продолжительности жизни. Это стало особенно очевидно в период пандемии Covid-19, когда страны с более высоким уровнем развития системы здравоохранения смогли в более короткие сроки сократить заболеваемость и смертность. Уровень финансирования (в частности бюджетного) во многом определяет уровень развития системы здравоохранения. Одним из показателей развития системы здравоохранения является количество врачей, больничных организаций и коечного фонда, а основополагающими показателями можно считать бюджетное финансирование системы здравоохранения и подготовку квалифицированных кадров в рамках системы образования.
Цель исследования – оценить динамику развития, рассмотреть процессы финансирования и подготовку кадров для системы здравоохранения РФ.
Материалы и методы исследования
Основной статистической базой исследования послужили данные, представленные в официальных сборниках Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов и Министерства образования и науки РФ, а также база данных Всемирного банка. В работе использованы аналитический и описательный методы исследования, графический и математический аппарат обработки статистических данных.
Результаты исследования и их обсуждение
В России количество больниц за период с момента распада СССР до 2021 года сократилось более чем в два раза (таблица 1), а количество больничных коек с 1990 до 2022 сократилось с 2 млн до 1,14 млн, причиной этого также стало недостаточность финансирования в период 1990-2010 годов [1].
Таблица 1
Число больничных организаций (тыс.) и численность врачей (тыс. чел) в России с 1940 по 2022 гг.
Годы |
Число больничных организаций |
Численность врачей |
||
тыс. чел |
прирост, % |
тыс. чел |
прирост, % |
|
1940 |
8,5 |
- |
82,2 |
- |
1950 |
10,5 |
123,53 |
148,9 |
181,14 |
1960 |
14,3 |
136,19 |
233,2 |
156,62 |
1980 |
12,5 |
87,41 |
531,5 |
227,92 |
1990 |
12,8 |
102,40 |
667,3 |
125,55 |
2000 |
10,7 |
83,59 |
680,2 |
101,93 |
2010 |
6,3 |
58,88 |
715,8 |
105,23 |
2011 |
6,3 |
100,00 |
732,8 |
102,37 |
2012 |
6,2 |
98,41 |
703,2 |
95,96 |
2013 |
5,9 |
95,16 |
702,6 |
99,91 |
2014 |
5,6 |
94,92 |
709,4 |
100,97 |
2015 |
5,4 |
96,43 |
673 |
94,87 |
2016 |
5,4 |
100,00 |
680,9 |
101,17 |
2017 |
5,3 |
98,15 |
697,1 |
102,38 |
2018 |
5,3 |
100,00 |
703,7 |
100,95 |
2019 |
5,1 |
96,23 |
714,6 |
101,55 |
2020 |
5,1 |
100,00 |
737,4 |
103,19 |
2021 |
5,1 |
100,00 |
741,9 |
100,61 |
2022 |
5,2 |
101,96 |
744,1 |
100,30 |
Источник: рассчитано авторами по [2, 3].
Рис. 1. Расходы на здравоохранение в странах и регионах мира (% от ВВП) [4]
Рис. 2. Расходы федерального бюджета на здравоохранение 2015-2023 гг. и проект бюджета на 2024-2026 гг. (млрд руб) [1, 2]
В период с 2015 года количество больниц стабилизировалось на отметке 5,1 тыс. При этом заболеваемость возросла только в период с 2020 по 2022 гг. с 229 млн чел. до 254 млн чел. [1].
Одним из важнейших показателей в мировой практике, характеризующий финансирование системы здравоохранения, является доля расходов на здравоохранение в ВВП (рис. 1).
В среднем по миру этот показатель составил 10,89%, а в России – 7,6%. При этом многие развитые и ряд развивающихся стран стараются тратить на здравоохранение более 10%, а в некоторых развивающихся странах, таких как Тувалу данный показатель достигает 21,54%, а, например, в Сингапуре, Китае и Польше не превышает 7% [4].
В Российской Федерации установлена страховая система финансирования здравоохранения, в которой важную роль играют средства, перераспределяемые через федеральный бюджет. За период с 2019 года финансирование из федерального бюджета возрасло практически в два раза, чему немало способствовала пандемия, в проектах бюджета на 2025/26 годы можно увидеть порядка 1,6 трлн. руб., которые планируется выделить на развитие системы здравоохранения (рис. 2). Необходимо отметить наличие государственной программы «Развитие здравоохранения» [5], функционирующей с 2017 года, а также национального проекта «Здравоохраниение» [6], которые направлены на снижение заболеваемости, развитие исследовательских центров, подготовку кадров, обновление материальной базы и др.
Пандемия Covid-19 показала необходимость увеличения количества врачей в поликлиниках и больницах. Однако наблюдаемая численность врачей в период с 2010 года по 2022 возросла незначительно с 715,8 до 744 тыс. чел. (рис. 1).
При этом численность врачей на 10000 населения с 2011 до 2019 года сокращалась, и только пандемия 2020 года привела к незначительному росту до 50,8 человек на 10 тыс. чел. населения, что является недостаточным для текущей ситуации в здравоохранении, особенно серьезные проблемы с нехваткой врачей наблюдаются в сельской местности, что является также немаловажным фактором оттока населения в города. Дефицит врачей наблюдается в педиатрии, как в городах, так и в сельской местности. Также серьезные проблемы можно наблюдать и в медико-профилактической медицине. Изменения, проведенные в этой сфере (в частности сокращение специалистов), не способствовали улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации (в частности, в последние годы наблюдается рост ареала распространения клещей, которые проникли и распространились на парковую зону городов, перенося такие заболевания, как клещевой энцефалит и болезнь Лайма, также серьезнее стала ситуация с коклюшем, корью, полиомиелитом и другими заболеваниями).
В связи с этим подготовка специалистов–медиков является приоритетным направлением в образовании. Согласно отчетам Министерства образования в период с 2015 по 2023 год количество студентов, поступающих на направления, связанные с медициной возрастает, за рассматриваемый период в целом рост составил 1,57 раза (табл. 2). Самые популярные направление у студентов Лечебное дело и Стоматология, 58,8% и 20,6% общей численности студентов (табл. 2).
Самое популярное направление у студентов – Лечебное дело (рост за 7 лет составил 1,63 раза, на втором месте по популярности – стоматология – рост в 2,11 раза, педиатрия – в 1,25 раза, наихудшие показатели Медико-профилактическое дело, практически нет роста, а наименее популярным является направление Фармация, где численность даже снижается, при том, что количество аптек значительно возрастает (табл. 3).
Таблица 2
Структура студентов – медиков, поступивших в 2015 г. и 2023 г., по направлениям (%)
Направление подготовки |
Код направления подготовки |
2015 г. |
2023 г. |
Программы – всего |
100 |
100 |
|
Лечебное дело |
31.05.01 |
56,7 |
58,8 |
Педиатрия |
31.05.02 |
16,8 |
13,4 |
Стоматология |
31.05.03 |
15,3 |
20,6 |
Медико-профилактическое дело |
32.05.01 |
3,5 |
2,4 |
Фармация |
33.05.01 |
7,8 |
4,9 |
Источник: рассчитано авторами по [7].
Таблица 3
Динамика численности студентов, поступивших в 2015 г. и 2023 г., по направлениям 30.05, 31.05 и 32.05, чел.
Направления |
2015 г. |
2023 г. |
Прирост в 2023 г. по сравнению с 2015 г., % |
||
чел. |
доля, % |
чел. |
доля, % |
||
Всего |
50235 |
100 |
78635 |
100 |
- |
30.05.01 |
512 |
1,02 |
642 |
0,82 |
125,39 |
30.05.02 |
132 |
0,26 |
215 |
0,27 |
162,88 |
30.05.03 |
162 |
0,32 |
307 |
0,39 |
189,51 |
31.05.01 |
28025 |
55,79 |
45559 |
57,94 |
162,57 |
31.05.02 |
8295 |
16,51 |
10358 |
13,17 |
124,87 |
31.05.03 |
7540 |
15,01 |
15925 |
20,25 |
211,21 |
32.05.01 |
1728 |
3,44 |
1827 |
2,32 |
105,73 |
33.05.01 |
3841 |
7,65 |
3802 |
4,83 |
98,98 |
Источник: рассчитано авторами по [7].
Рис. 3. Динамика численности выпускников в 2015/2016 и 2022/2023, по направлениям 31.05 и 32.05 (чел.) [1]
Среди наиболее современных направлений, реализуемых на стыке наук, также наблюдается рост численности обучающихся – Медицинская биохимия (1,25 раза), Медицинская биофизика (1,63), Медицинская кибернетика (1,9 раза). В настоящее время медицинские организации оснащаются все более сложным оборудованием, требующих дополнительных знаний в смежных областях, поэтому данные перспективные направления становятся более привлекательными для студентов (табл. 3).
Если сравнивать выпуск специалистов за рассматриваемые годы, то также можно отметить рост выпускающихся специалистов, за исключением медико-профилактических направлений и фармации. При этом необходимо отметить, что не все молодые специалисты идут работать по специальности, а уходят в более оплачиваемые сферы, которые не всегда связаны с медициной.
Одновременно государство тратит значительную сумму средств на подготовку кадров, финансируя бюджетные места в ВУЗах, занимающихся подготовкой медицинских кадров. В последние годы подготовка специалистов-медиков является приоритетным направлением в образовании (табл. 4). Согласно отчетам Министерства образования в период с 2015 по 2023 год количество студентов, поступающих на направления, связанные с медициной возрастает [7]. Практически по всем направлениям подготовки можно наблюдать рост количества бюджетных мест, финансируемых за счет федерального бюджета (а по некоторым, таким как Лечебное дело и Педиатрия, и за счет регионального). Исключением стало только направление стоматология, где произошло сокращение бюджетных мест, при росте популярности и оплаты обучения самими студентами. Также необходимо отметить значительный рост по новым направлениям (Медицинская биофизика, Медицинская кибернетика).
При рассмотрении структуры обучающихся на бюджетных и внебюджетных местах, можно сделать вывод о том, что государство в 2023 году отплачивает от 40 до 90% бюджетных мест практически по всем направлениям, за исключением Стоматологии, и нового направления Остеопатии (табл. 5). По значимым для государства Медицинской кибернетике и Медицинской биофизике финансирование достигает 77,5 и 91,2% соответственно.
Таблица 4
Количество бюджетных мест по направлениям, связанным с медициной (чел, % прироста)
2015 г. |
2023 г. |
Прирост 2023 г. к 2015 г. (%) |
|
Бюджетное финансирование по 30.05 |
438 |
809 |
84,7 |
Бюджетное финансирование по 31.05 в том числе |
21581 |
29280 |
35,7 |
Лечебное дело 31.05.01* |
13802 |
19159 |
38,8 |
Педиатрия 31.05.02* |
5638 |
8278 |
46,8 |
Стоматология 31.05.03 |
2141 |
1843 |
-13,9 |
Бюджетное финансирование по 32.05 |
1261 |
1476 |
17,05 |
Бюджетное финансирование по 33.05 |
2107 |
1813 |
-13,95 |
*за счет средств Федерального и Регионального бюджетов.
Источник: составлено и рассчитано авторами по [7]
Таблица 5
Структура финансирования обучения по направлениям подготовки, связанным с медициной, %
2015 г. |
2023 г. |
||||||
Бюджетные средства |
Собственные средства студентов |
Итого |
Бюджетные средства |
Собственные средства студентов |
Итого |
||
Медицинская биохимия |
30.05.01 |
51,4 |
48,6 |
100 |
58,4 |
41,6 |
100 |
Медицинская биофизика |
30.05.02 |
71,96 |
28,04 |
100 |
91,2 |
8,8 |
100 |
Медицинская кибернетика |
30.05.03 |
49,4 |
50,6 |
100 |
77,5 |
22,5 |
100 |
Лечебное дело |
31.05.01 |
49,2 |
50,8 |
100 |
42,1 |
57,9 |
100 |
Педиатрия |
31.05.02 |
67,97 |
32,03 |
100 |
79,9 |
20,1 |
100 |
Стоматология |
31.05.03 |
28,4 |
71,6 |
100 |
11,6 |
88,4 |
100 |
Остеопатия |
31.05.04 |
- |
- |
- |
0 |
100 |
100 |
Медико-профилактическое дело |
32.05.01 |
72,97 |
27,03 |
100 |
80,8 |
19,2 |
100 |
Фармация |
33.05.01 |
54,9 |
45,1 |
100 |
47,7 |
52,3 |
100 |
Источник: рассчитано авторами по [7].
Заключение
Подводя итог необходимо сказать, что для повышения уровня и качества медицинских услуг, для внедрения достижений научно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности системы здравоохранения, следует наращивать объемы бюджетного финансирования, разрабатывать новые федеральные проекты и программы в сфере здравоохранения, а также финансировать подготовку кадров для системы здравоохранения и поддержку молодых специалистов. Для противодействия развитию пандемий и снижения заболеваемости, сокращению преждевременной смертности и профилактики болезней, увеличения продолжительности жизни, повышения качества и объема предоставляемых услуг в сфере здравоохранения необходимо увеличивать количество высококвалифицированных специалистов. Помощь государства повысит привлекательность профессии врача и увеличит количество желающих обучаться. Меры, предпринимаемые федеральными и региональными органами власти, такие как рост количества бюджетных мест, различные программы поддержки молодых специалистов и прочие, позволят повысить конкурентоспособность профессии, избежать оттока специалистов и повысить качество предоставляемых населению услуг. Вышеупомянутые меры будут способствовать снижению заболеваемости и профилактики различных болезней, предупреждению пандемий, снижению смертности, повышению рождаемости и продолжительности жизни, что в итоге может положительно сказаться на экономическом росте и экономическом развитии Российской экономики.