Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РОЛЬ И МЕСТО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Стыцюк Р.Ю. 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье приведена разнонаправленная группировка основных видов этнографического туризма. Дана характеристика факторов развития этнографического туризма в РФ. Сделан вывод, что ряд регионов РФ имеет достаточный потенциал и возможности для развития этнотуризма. Вместе с тем, региональные особенности некоторых территорий изучены в меньшей степени. Современный период времени характеризуется развитием различных туристских направлений, однако одним из перспективно развивающихся является этнографический туризм, предоставляющий путь для проекционного роста туристской индустрии регионов страны. Этнографический туризм в регионах РФ способствует возрождению местных сообществ и укреплению позиций региона с точки зрения экономического потенциала.
культурно-исторический туризм
этнографический туризм
регион
культурные особенности территории
этнос
классификация
дестинация
туристская индустрия
1. Конституция Российской Федерации. М.: Эксмо-Пресс, 2019. 32 с.
2. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. Справочник. М.: Финансы и статистика, 2016. 368 с.
3. Иванова Д.А. Перспективы развития этнического туризма в Республике Алтай // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты. М.: Перо, 2015. С. 226-231.
4. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII – начало XX в: монография. М.: Наука, 1996. 270 с.
5. Медведева В.А. История развития туризма в Алтайском крае // Педагогическое образование на Алтае. 2014. № 2. С. 42-43.
6. Садохин А.П. Культурология. М.: КноРус, 2019. 376 с.
7. Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А., Мотагали Я.Б. Применение потенциала маркетинга в целях повышения туристской притягательности дестинаций // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Т. 174. С. 364-369.
8. Шульгин П.М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Журнал Мир России. Социология. Этнология. 2019. Т. 13, № 5. С. 115-133.
9. Rozanova T.P., Stytsiuk R.Y., Artemyeva O.A., Motagali Y.B. Assessment of the tourism potential of the Russian Federation // Financial and Economic Tools Used in the World Hospitality Industry. Proceedings of the 5th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism and Hospitality. 2018. С. 183-188.
10. Все о туризме – образовательный туристский портал [Электронный ресурс]. URL: https://tourlib.net/ (дата обращения: 18.03.2024).

Введение

В эпоху развивающейся рыночной конъюнктуры особое место в экономике регионов страны занимает туризм как одна из наиболее стремительно развивающихся индустрий. Российская Федерация как многонациональная держава объединяет на своей территории великое множество культурного и исторического наследия народов, населяющих страну. Каждая дестинация в России имеет свои уникальные характеристики, требующие изучения и адаптации культурных особенностей территории для создания привлекательного туристского имиджа для гостей региона. Туризм имеет свое выражение в дифференциальных явлениях, связях и взаимоотношениях, вследствие чего появляется необходимость в выделении классификации и разделении видов туризма на группы по аналогичным признакам, находящихся в зависимости от сложившихся практико-ориентированных целей. Исходя из классификационных критериев, остановимся на наиболее перспективной направленности сферы туризма, а именно культурно-познавательном этнографическом туризме.

Цель исследования – рассмотреть теоретические аспекты формирования туристской привлекательности территории с использованием этнографического туризма, определить его виды, раскрыть классификационные признаки, сформулировать место и роль специализированных видов туризма, в том числе этнографического в территориальном развитии.

Материал и методы исследования

Теоретической и методической базой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов в области специализированных видов туризма, современных проблем развития этнографического туризма территорий в условиях цифрового общества, продвижения территорий, в том числе таких авторов, как работы: И.В. Зорина, Т.П. Розановой, В. А. Медведевой и др. Среди использованных методов следует отметить такие как методы прогнозирования, графического и экономико-статистического анализа, а также SWOT- анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Россия объединяет около 146,5 миллионов человек и 190 народов, каждый из которых имеет культурные, языковые и традиционные особенности, занимает собственную территорию, имея на ней свои обычаи и быт, «проводником» в которые является такое направление туристской индустрии, как этнотуризм. В современный период этнографические направления России представляют дифференцированную структуру наполнения и масштаба развития. Условно дестинации можно разделить на группы:

- Области и регионы, развивающие этнографическое направление туризма более активно вследствие наличия туристской инфраструктуры. «В данную группу входят такие регионы, как Краснодарский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Ставропольский край» [10].

- «Перспективно развивающиеся дестинации, привлекательные для развития этнографического туризма. Например, Поволжье, Сахалин, Республики Северного Кавказа, Республика Алтай, Алтайский край, Хабаровский край и другие» [10].

Вышеупомянутые дестинации имеют достаточный потенциал и возможности для популяризации территории с точки зрения развития этнотуризма и вовлечения в сферу туризма. Региональные особенности некоторых территорий изучены в меньшей степени, однако имеют достаточные возможности для развития. Согласно стратегии развития туризма в России на период до 2035 года, развитие туристской индустрии является одним из первостепенных направлений совершенствования экономической системы страны [7,10]. В настоящий период времени создаются условия для комплексного становления внутреннего и въездного туризма на территории Российской Федерации посредством создания конкурентоспособного туристского продукта, каким является этнографический туризм как перспективное направление развитие рынка туризма на территории страны.

Культурно-познавательный туризм является понятием, объединяющим дифференцированные, но подобные по природе и «характеру видов туризма: исторического туризма, религиозного туризма, паломнического туризма, этнического туризма, этнографического туризма, фольклорного туризма, событийного туризма, дворцового туризма, археологического туризма, музейного туризма, музыкального туризма и иных видов» [2,8]. Рассматриваемое явление интерпретируется, исходя из основы каждого из вышеупомянутых видов туризма – культурной составляющей, которая объединяет интересы и мотивации туристов, ищущих новый культурный опыт и познающих межкультурное взаимодействие [4].

Исследования показали, что особое внимание в настоящее время представляет этнографический туризм, являющийся связующим компонентом между культурой народов и объектами, отражающими традиции, быт и историю различных этносов. В настоящее время интерес общества к этнографическому туризму тяготеет к росту и, в этой связи становятся актуальными туры, позволяющие познакомить путешественников с уникальной культурой коренных жителей исторических поселений. Отмети, что погружение туристов в бытовую и культурную жизнь малочисленных народов является своего рода просветительством, обеспечивающим популяризацию территории и сохранение памяти о этническом многообразии народов [3,7].

К особенностям классификации этнографического туризма относится то, что его следует разделить по географическому признаку: внешнему, который предполагает путешествия с целью изучения культуры зарубежных народов и внутреннему – путешествия по уникальным историко-культурным этнически территориям России. Классификация видов этнотуризма приводится на рисунке.

Вместе с тем, если рассматривать специфику и наполненность самого путешествия, то оно может быть выстроено на:

- знакомстве с культурой, бытом и традициями реального этнографического поселения;

- знакомстве с музейной экспозицией;

- знакомстве с жизнью аборигенов территории [4].

missing image file

Классификация видов этнотуризма

Более детальное подразделение на виды этнографического туризма определяет его характер: традиционный, ностальгический и антропологический, который связан со знакомством с исчезнувшими и исчезающими местами и народами, и джайлоо, который предполагает совместное проживание с этническими группами, полное погружение в жизненный уклад народа.

По способу организации этнографический туризм подразделяют на стационарный, который является традиционным и предполагает посещение жилья и изучения быта этнических групп, и событийный, связанный с проведением мероприятия, связанного с этносом и культурой того или иного народа. Каждый вид туризма, в том числе этнографический, имеет характерные особенности объектов туризма, которые популяризированы среди посетителей и представляют собой явления культурно-исторического развития, сохранившие отличительные характеристики традиций и культуры этносов.

Рассматривая ресурсные объекты этнографического туризма следует привести пример сооружений Пазырыкской культуры – эпохи существования определенных этнических групп, ставших доступными в результате археологических раскопок в Горном Алтае [5,6]. А также:

• архитектурные ансамбли, которые отражают традиции и культуры различных этносов;

• памятники архитектуры с ярко выраженными конфессиональными чертами, отражающими традиции народов;

• этнические захоронения, созданные на основании традиции нации;

• музеи национальных культур;

• традиционные виды жилья и предметы быта разных народностей;

• воссозданные или сохранившиеся поселения, отражающие ритм жизни и культуры народов;

• отдельные возведенные объекты быта и культуры;

• народные фестивали и национальные праздники, отражающие культуру и традиции.

Роль данного вида туризма для развития региона заключается в:

• создании толерантного отношения к разным народам и народностям

• сохранении культурной и исторической ценности многообразного мира

• социально-экономическом развитии территории

• сохранении традиций и формирования культуры населения территории

Заключение

Российская Федерация является государством, привлекательным с точки зрения туризма, благодаря разнообразному культурному, народному, этнографическому наследию, широкой географии и многонациональности. Данные особенности способствуют увеличению спроса на продукты туристской индустрии не только для иностранных туристов, но и для граждан России. Фундаментом развития этнографического туризма на территории страны является историко-культурное наследие и этнокультурная многоликость 193 народов и народностей государства [1].

В настоящее время введены в действие перечни объектов этнокультурного наследия с туристскими направлениями, обеспечены различные виды услуг с целью содействия предпринимательства в данной области. Также разработана и введена в действие программа сертификации деятельности в структуре этнотуризма [9,5]. Первостепенным фактором в развитии этнографического направления в туристской деятельности является заинтересованность бизнеса, местного и коренного населения, поддерживающие мероприятия со стороны органов региональной и муниципальной власти [3,4].

С точки зрения дестинации культурно-историческое наследие и, как следствие, этнографический туризм, выполняет несколько функций: воспитание культуры, то есть основание национального менталитета, сбережение первоочередной определенности населения, воспитание патриотизма к Родине; экономическое развитие, то есть создание рабочих мест, сохранение экологии с помощью финансирования, а также объектов истории, духовности и культуры.

Для сохранения нематериального наследия ЮНЕСКО запустила проект по «Обнародованию шедевров устного и нематериального наследия человечества». Данный проект обуславливает уникальность феномена традиционной культуры и нематериальных ценностей, которые стали хранится в специальном реестре на международном уровне.


Библиографическая ссылка

Стыцюк Р.Ю. РОЛЬ И МЕСТО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 6-1. – С. 167-170;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3514 (дата обращения: 21.11.2024).