Введение
В эпоху развивающейся рыночной конъюнктуры особое место в экономике регионов страны занимает туризм как одна из наиболее стремительно развивающихся индустрий. Российская Федерация как многонациональная держава объединяет на своей территории великое множество культурного и исторического наследия народов, населяющих страну. Каждая дестинация в России имеет свои уникальные характеристики, требующие изучения и адаптации культурных особенностей территории для создания привлекательного туристского имиджа для гостей региона. Туризм имеет свое выражение в дифференциальных явлениях, связях и взаимоотношениях, вследствие чего появляется необходимость в выделении классификации и разделении видов туризма на группы по аналогичным признакам, находящихся в зависимости от сложившихся практико-ориентированных целей. Исходя из классификационных критериев, остановимся на наиболее перспективной направленности сферы туризма, а именно культурно-познавательном этнографическом туризме.
Цель исследования – рассмотреть теоретические аспекты формирования туристской привлекательности территории с использованием этнографического туризма, определить его виды, раскрыть классификационные признаки, сформулировать место и роль специализированных видов туризма, в том числе этнографического в территориальном развитии.
Материал и методы исследования
Теоретической и методической базой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов в области специализированных видов туризма, современных проблем развития этнографического туризма территорий в условиях цифрового общества, продвижения территорий, в том числе таких авторов, как работы: И.В. Зорина, Т.П. Розановой, В. А. Медведевой и др. Среди использованных методов следует отметить такие как методы прогнозирования, графического и экономико-статистического анализа, а также SWOT- анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Россия объединяет около 146,5 миллионов человек и 190 народов, каждый из которых имеет культурные, языковые и традиционные особенности, занимает собственную территорию, имея на ней свои обычаи и быт, «проводником» в которые является такое направление туристской индустрии, как этнотуризм. В современный период этнографические направления России представляют дифференцированную структуру наполнения и масштаба развития. Условно дестинации можно разделить на группы:
- Области и регионы, развивающие этнографическое направление туризма более активно вследствие наличия туристской инфраструктуры. «В данную группу входят такие регионы, как Краснодарский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Ставропольский край» [10].
- «Перспективно развивающиеся дестинации, привлекательные для развития этнографического туризма. Например, Поволжье, Сахалин, Республики Северного Кавказа, Республика Алтай, Алтайский край, Хабаровский край и другие» [10].
Вышеупомянутые дестинации имеют достаточный потенциал и возможности для популяризации территории с точки зрения развития этнотуризма и вовлечения в сферу туризма. Региональные особенности некоторых территорий изучены в меньшей степени, однако имеют достаточные возможности для развития. Согласно стратегии развития туризма в России на период до 2035 года, развитие туристской индустрии является одним из первостепенных направлений совершенствования экономической системы страны [7,10]. В настоящий период времени создаются условия для комплексного становления внутреннего и въездного туризма на территории Российской Федерации посредством создания конкурентоспособного туристского продукта, каким является этнографический туризм как перспективное направление развитие рынка туризма на территории страны.
Культурно-познавательный туризм является понятием, объединяющим дифференцированные, но подобные по природе и «характеру видов туризма: исторического туризма, религиозного туризма, паломнического туризма, этнического туризма, этнографического туризма, фольклорного туризма, событийного туризма, дворцового туризма, археологического туризма, музейного туризма, музыкального туризма и иных видов» [2,8]. Рассматриваемое явление интерпретируется, исходя из основы каждого из вышеупомянутых видов туризма – культурной составляющей, которая объединяет интересы и мотивации туристов, ищущих новый культурный опыт и познающих межкультурное взаимодействие [4].
Исследования показали, что особое внимание в настоящее время представляет этнографический туризм, являющийся связующим компонентом между культурой народов и объектами, отражающими традиции, быт и историю различных этносов. В настоящее время интерес общества к этнографическому туризму тяготеет к росту и, в этой связи становятся актуальными туры, позволяющие познакомить путешественников с уникальной культурой коренных жителей исторических поселений. Отмети, что погружение туристов в бытовую и культурную жизнь малочисленных народов является своего рода просветительством, обеспечивающим популяризацию территории и сохранение памяти о этническом многообразии народов [3,7].
К особенностям классификации этнографического туризма относится то, что его следует разделить по географическому признаку: внешнему, который предполагает путешествия с целью изучения культуры зарубежных народов и внутреннему – путешествия по уникальным историко-культурным этнически территориям России. Классификация видов этнотуризма приводится на рисунке.
Вместе с тем, если рассматривать специфику и наполненность самого путешествия, то оно может быть выстроено на:
- знакомстве с культурой, бытом и традициями реального этнографического поселения;
- знакомстве с музейной экспозицией;
- знакомстве с жизнью аборигенов территории [4].
Классификация видов этнотуризма
Более детальное подразделение на виды этнографического туризма определяет его характер: традиционный, ностальгический и антропологический, который связан со знакомством с исчезнувшими и исчезающими местами и народами, и джайлоо, который предполагает совместное проживание с этническими группами, полное погружение в жизненный уклад народа.
По способу организации этнографический туризм подразделяют на стационарный, который является традиционным и предполагает посещение жилья и изучения быта этнических групп, и событийный, связанный с проведением мероприятия, связанного с этносом и культурой того или иного народа. Каждый вид туризма, в том числе этнографический, имеет характерные особенности объектов туризма, которые популяризированы среди посетителей и представляют собой явления культурно-исторического развития, сохранившие отличительные характеристики традиций и культуры этносов.
Рассматривая ресурсные объекты этнографического туризма следует привести пример сооружений Пазырыкской культуры – эпохи существования определенных этнических групп, ставших доступными в результате археологических раскопок в Горном Алтае [5,6]. А также:
• архитектурные ансамбли, которые отражают традиции и культуры различных этносов;
• памятники архитектуры с ярко выраженными конфессиональными чертами, отражающими традиции народов;
• этнические захоронения, созданные на основании традиции нации;
• музеи национальных культур;
• традиционные виды жилья и предметы быта разных народностей;
• воссозданные или сохранившиеся поселения, отражающие ритм жизни и культуры народов;
• отдельные возведенные объекты быта и культуры;
• народные фестивали и национальные праздники, отражающие культуру и традиции.
Роль данного вида туризма для развития региона заключается в:
• создании толерантного отношения к разным народам и народностям
• сохранении культурной и исторической ценности многообразного мира
• социально-экономическом развитии территории
• сохранении традиций и формирования культуры населения территории
Заключение
Российская Федерация является государством, привлекательным с точки зрения туризма, благодаря разнообразному культурному, народному, этнографическому наследию, широкой географии и многонациональности. Данные особенности способствуют увеличению спроса на продукты туристской индустрии не только для иностранных туристов, но и для граждан России. Фундаментом развития этнографического туризма на территории страны является историко-культурное наследие и этнокультурная многоликость 193 народов и народностей государства [1].
В настоящее время введены в действие перечни объектов этнокультурного наследия с туристскими направлениями, обеспечены различные виды услуг с целью содействия предпринимательства в данной области. Также разработана и введена в действие программа сертификации деятельности в структуре этнотуризма [9,5]. Первостепенным фактором в развитии этнографического направления в туристской деятельности является заинтересованность бизнеса, местного и коренного населения, поддерживающие мероприятия со стороны органов региональной и муниципальной власти [3,4].
С точки зрения дестинации культурно-историческое наследие и, как следствие, этнографический туризм, выполняет несколько функций: воспитание культуры, то есть основание национального менталитета, сбережение первоочередной определенности населения, воспитание патриотизма к Родине; экономическое развитие, то есть создание рабочих мест, сохранение экологии с помощью финансирования, а также объектов истории, духовности и культуры.
Для сохранения нематериального наследия ЮНЕСКО запустила проект по «Обнародованию шедевров устного и нематериального наследия человечества». Данный проект обуславливает уникальность феномена традиционной культуры и нематериальных ценностей, которые стали хранится в специальном реестре на международном уровне.