Введение
К определенному периоду времени произошедшие изменения в экономике привели к трансформации всей экономической системы и реорганизации нормативно-правового регулирования в области бухгалтерского учета. В результате не только коммерческие организации, но и организации государственного сектора столкнулись с необходимостью трансформации всей системы стандартизации бухгалтерского учета.
Необходимо разрабатывать предложения по направлениям развития национальных бухгалтерских стандартов в цифровой экономике и в условиях изменения сложившихся политических и экономических реалий. В рамках исследования ставятся ряд задач: оценить тенденции в области стандартизации учета и влияние на нее факторов цифровой трансформации; изучить положения действующих стандартов учета и их актуальность в цифровой экономике; оценить концепцию бухгалтерского учета для понимания направлений ее формирования в цифровой экономике.
Материалы и методы исследования
Теоретическую основу работы составили исследования в области применения и развития национальных и международных стандартов учета, что представляет собой теоретическую базу и инструментарий для изучения национальной стандартизации учета. Практическая значимость исследования определяется возможностью выработать направления развития стандартизации учета на макро и микро уровне и создавать стратегии формирования и изменения стандартов. В исследовании использован эмпирический подход; произведены наблюдения и сопоставления. Проведена оценка стандартизации учета на основе действующих и проектируемых стандартов учета на государственном уровне и на уровне хозяйствующего субъекта.
Адаптация национальных стандартов бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами успешно произошла; была постепенно определена и последовательно реализована система стандартизации, реформирование которой продолжается и в настоящее время. При этом цифровая трансформация и создание цифровой экономики в России оказывают значительное влияние на построение системы учета и отчетности хозяйствующих субъектов и усиливают потребность в стандартизации этой области с учетом этих процессов.
Вопросы изучения стандартизации учета и отчетности достаточно широко освещаются в научных исследованиях в трудах С.Н. Поленовой, М.В. Львовой, Н.В. Воскресенской, Т.Ю. Дружиловской, А.В. Бодяко и других авторов. При значительном количестве трудов по стандартизации учета и отчетности в части международного и российского опыта, недостаточно раскрыты вопросы стандартизации в условиях цифровой трансформации экономики, направлений развития системы стандартов и их внутреннего наполнения в новых условиях хозяйствования. Вопросы дальнейшего развития стандартизации требуют взвешенного подхода и выделения ряда насущных и актуальных задач, требующих решения в ближайшее время.
Результаты исследования и их обсуждение
Одно из направлений реформирования в РФ – создание системы федеральных стандартов бухгалтерского учета, которые необходимы для формирования национальной системы стандартов нового типа. При этом направления развития стандартизации должны учитывать текущие процессы в обществе и экономике. Ранее, в соответствии с Международными стандартами учета, ставились глобальные задачи гармонизации учета в РФ [1]. В настоящее время принятой стратегией развития информационного общества в РФ и национальной программой «Цифровая экономика РФ» определены новые глобальные вызовы, которые, в частности, влияют и на концептуальные основы стандартизации как на макро-, так и на микроуровне [2, 3].
Сформированная в начале рыночной экономики стандартизация учета в РФ давала достаточно полное и подробное описание механизма учета, отражала существующие инструменты и принципы в области бухгалтерского учета, что соответствовало этапу развития страны и ее гармонизацию с международными стандартами финансовой отчетности [4], поскольку существовала необходимость использования методов учета, аналогичных применяемым в международной практике и учитывающих специфику деятельности российских организаций.
При этом мы понимаем, что настал информационный век, происходят стремительные изменения в области искусственного интеллекта, квантовых технологий, систем распределенного реестра и других. Приняты национальные программы в области внедрения цифровых технологий и созданы дорожные карты достижения поставленных целей [5]; внедряются концепции «Общество 5.0», «Индустрия 5.0» и т.д. [6] Процессы цифровой трансформации проникли во все сферы общества и экономики [7]. Хозяйствующие субъекты в настоящее время решают прикладные задачи по цифровой трансформации, создавая стратегии развития внутренней среды с учетом цифровой трансформации [8, 9], что неизбежно уже влияет и будет влиять в дальнейшем на систему стандартизации учета и отчетности.
При этом, анализ законодательства, трудов российских ученых и стандартов хозяйствующих субъектов показал, что в настоящее время ощущается проработка концептуальных вопросов стандартизации в цифровой экономике России больше на уровне субъекта, чем на макроуровне. В РФ также не получила должного развития и стандартизация управленческого учета, в отличии от финансового учета, регулируемого на государственном уровне [10, 11]. Поэтому необходимо еще и решение вопросов внутренних управленческих стандартов с ориентацией на существующую бизнес-модель организации, взаимоотношения с внешними контрагентами и применение цифровых инструментов.
Разработанная в 1997 г. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России на данном этапе требует пересмотра (поскольку не учитывает новый этап развития экономики) и создания новых методологических подходов бухгалтерского учета с пониманием уровня цифровой трансформации на макро и микроуровне и важности потребностей стейкхолдеров в информации нового типа.
Так, на уровне хозяйствующего субъекта появились новые цифровые инструменты, которые значительным образом меняют подход к текущей стандартизации учета. Это, в первую очередь, системы взаимодействия для хранения и передачи информации (система блокчейн), цифровая организация документооборота, интернет вещей и т.п., что не пока не нашло должного отражения в системе не только организации учета, но и в правовом поле РФ [12, 13].
При том, при разработке стандартизации учета необходимо учитывать текущие потребности стейкхолдеров. С течением времени состав стейкхолдеров и их требования к учетной информации меняется. В СССР плановая экономика предполагала учетные стандарты, направленные на формирование информации для соблюдения финансово-платежной дисциплины и обеспечения информацией для плановой экономики. С развитием автоматизации, внедрением рыночных отношений, гармонизации с международными стандартами учета состав стейкхолдеров трансформировался и расширился. У стейкхолдеров появились другие потребности в учетной информации, которая не только стала более оперативной, но и более точной и достоверной. Учетные стандарты в этот период можно считать основой для формирования стандартизации учета сегодняшнего времени.
В цифровой экономике эти потребности неизбежно оказывают влияние на генерируемую хозяйствующими субъектами информацию, поскольку в условиях экономики цифрового типа информация – это однозначно ценный ресурс. Она формируется, хранится, передается и обрабатывается и посредством информационно-коммуникационных технологий.
Также возникшие в настоящее время геополитические факторы изменили состав стейкхолдеров в направлении увеличения стейкхолдеров внутри страны.
Качественный состав учетно-аналитически информации тоже меняется [14]. В силу применения новых цифровых подходов учетная информация однозначно стала более точной, более достоверной; однозначно оперативность информации также увеличилась. Но полезность, уместность и прозрачность информации – с этим надо еще работать, создавая стандарты учета и отчетности нового типа для их достижения.
Анализ трудов и национальных нормативных актов по бухгалтерскому учету [15, 16, 17] показал, что в настоящее время существует отставание созданной и проектируемой системы стандартов учета и отчетности на макроуровне от текущих цифровых реалий, что создает сложности в практическом использовании стандартов. При помощи цифровых инструментов можно решить множество задач, например, с повышением достоверности и транспарентности финансовой отчетности, однако механизм применения таких инструментов не проработан; ряд фактов хозяйственной жизни, присущих цифровой среде, не нашел отражение в стандартах; существует также несогласованность стандартов учета и других сопутствующих нормативно-правовых актов.
Выводы
В результате исследования получены данные, свидетельствующие о необходимости детального изучения и выработки направлений национальной стандартизации бухгалтерского учета в цифровой экономике и новой геополитической ситуации – для создания единой концепции стандартизации учета.
Причинами изменения системы стандартизации бухгалтерского учета можно считать изменение экономических условий страны и направленность на регламентацию с международными стандартами финансовой отчетности. При этом концепция бухгалтерского учета в условиях цифрового общества, изменившихся политических и экономических условий, в отличии от утвержденной концепции учета в рыночной экономике, не определена.
В условиях нового миропорядка и цифровой трансформации общества сформулируем алгоритм дальнейшей работы по стандартизации учета и выработке направлений исследований в этой области:
- решить вопрос о целесообразности придерживаться сложившейся политики в области гармонизации учета и отчетности в соответствии с МСФО с учетом геополитических факторов;
В данном аспекте необходим детальный сбор положительных моментов и недостатков гармонизации с международными стандартами за весь период применения МСФО на территории РФ и их критический анализ. Геополитические факторы также нельзя игнорировать в текущий момент, поскольку они вызвали значительные структурные изменения в экономике, что однозначно повлияло на состав стейкхолдеров и их потребности в информации.
- оценить методологическую основу для разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности в цифровой экономике во взаимосвязи с сопутствующими применяемыми и проектными нормативно-правовыми актами РФ;
Необходимо критически оценить соответствие учетных стандартов и сопутствующих нормативно-правовых актов, поскольку с углублением цифровой трансформации появляются новые учетные и правовые категории, а по отдельным процессам и механизмам наблюдается не только законодательное отставание от текущих реалий, но и противоречивость в законодательстве.
- оценить современные информационные потребности пользователей информации, влияющие на формирование учетно-аналитической информации с учетом цифровой трансформации общества и экономики, и привести стандарты в части раскрытия информации в соответствие в этими потребностями; на уровне организации необходимо учитывать различные показатели, связанные с цифровой трансформацией общества и экономики: по внедрению цифрового документооборота, систем автоматизации и хранения информации при помощи облачных технологий и баз данных; показатели использования интернета вещей, искусственного интеллекта; цифровых инструментов взаимодействия в виде распределенных сетей; применение методов защиты, антивирусных программ, а также особенности организации кадровой работы;
- изучить требования к транспарентности финансовой отчетности и разработать конкретные шаги по ее достижению с использованием цифровых инструментов;
Для этого следует проанализировать российский и мировой опыт применения цифровых инструментов для целей формирования финансовой отчетности.
В результате решения глобальных вопросов стандартизации необходимо создать Концепцию бухгалтерского учета в цифровой экономике, в которой цель учета, содержание, требования и состав представляемой информации стейкхолдерам будет соответствовать новым условиям хозяйствования в цифровой среде.
Цели и принципы стандартизации должны соответствовать происходящим переменам в обществе и экономике, геополитической обстановке. Последовательное решение поставленных выше вопросов поможет выработать направления дальнейшей трансформации в области стандартизации учета и отчетности в цифровой среде функционирования, сформировать соответствующие концептуальные положения для развития такой стандартизации и ее практического применения.
Библиографическая ссылка
Блинова У.Ю., Рожкова Н.К., Рожкова Д.Ю. РАЗВИТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ УЧЕТА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 6-1. – С. 37-41;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3493 (дата обращения: 03.12.2024).