Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DEVELOPMENT OF ACCOUNTING STANDARDIZATION IN THE DIGITAL ECONOMY

Blinova U.Yu. 1 Rozhkova N.K. 2 Rozhkova D.Yu. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
2 State University of Management
Since the beginning of the market economy, accounting has gone through significant stages of transformation. Global goals were set in the field of accounting related to its harmonization and standardization. The globally applied International Financial Reporting Standards, formed in the middle of the last century, went through a transformation process in terms of their methodology, which was an integral consequence of the increasing role of international integration with the current changes in the world economy in terms of its globalization, changes in social relations and the needs of stakeholders. Russian accounting practice also required some kind of unification and transparency of financial reporting for various user groups. A system of standards was created taking into account the processes of globalization and the formation of a market economy. Currently, the process of creating a system of standards continues; federal accounting and reporting standards of a new generation are being created. However, accounting standards must take into account the factors of the emergence of new relationships in society, the creation of a new type of information economy based on digitalization; changes in access to information; formation of a new information culture. Stakeholders have significantly increased their need for changed types of information; Information relationships in digital format have intensified. Digital tools, artificial intelligence, a system of distributed registries and others have appeared, the use of which generates facts of economic life that cause many contradictions and questions when they are reflected in accounting due to the lack of recommendations or the presence of contradictions in accounting standards and other regulations of the Russian Federation. In this regard, business entities are forced to create an internal corporate environment taking into account global processes in society and the economy, facing a number of problems when organizing the accounting process of new facts of activity. The results of the study make it possible to develop priority directions for the development of accounting standardization to eliminate these problems.
standardization
concept
accounting
reporting
international standards
informatization
digital transformation
accounting principles
reform

Введение

К определенному периоду времени произошедшие изменения в экономике привели к трансформации всей экономической системы и реорганизации нормативно-правового регулирования в области бухгалтерского учета. В результате не только коммерческие организации, но и организации государственного сектора столкнулись с необходимостью трансформации всей системы стандартизации бухгалтерского учета.

Необходимо разрабатывать предложения по направлениям развития национальных бухгалтерских стандартов в цифровой экономике и в условиях изменения сложившихся политических и экономических реалий. В рамках исследования ставятся ряд задач: оценить тенденции в области стандартизации учета и влияние на нее факторов цифровой трансформации; изучить положения действующих стандартов учета и их актуальность в цифровой экономике; оценить концепцию бухгалтерского учета для понимания направлений ее формирования в цифровой экономике.

Материалы и методы исследования

Теоретическую основу работы составили исследования в области применения и развития национальных и международных стандартов учета, что представляет собой теоретическую базу и инструментарий для изучения национальной стандартизации учета. Практическая значимость исследования определяется возможностью выработать направления развития стандартизации учета на макро и микро уровне и создавать стратегии формирования и изменения стандартов. В исследовании использован эмпирический подход; произведены наблюдения и сопоставления. Проведена оценка стандартизации учета на основе действующих и проектируемых стандартов учета на государственном уровне и на уровне хозяйствующего субъекта.

Адаптация национальных стандартов бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами успешно произошла; была постепенно определена и последовательно реализована система стандартизации, реформирование которой продолжается и в настоящее время. При этом цифровая трансформация и создание цифровой экономики в России оказывают значительное влияние на построение системы учета и отчетности хозяйствующих субъектов и усиливают потребность в стандартизации этой области с учетом этих процессов.

Вопросы изучения стандартизации учета и отчетности достаточно широко освещаются в научных исследованиях в трудах С.Н. Поленовой, М.В. Львовой, Н.В. Воскресенской, Т.Ю. Дружиловской, А.В. Бодяко и других авторов. При значительном количестве трудов по стандартизации учета и отчетности в части международного и российского опыта, недостаточно раскрыты вопросы стандартизации в условиях цифровой трансформации экономики, направлений развития системы стандартов и их внутреннего наполнения в новых условиях хозяйствования. Вопросы дальнейшего развития стандартизации требуют взвешенного подхода и выделения ряда насущных и актуальных задач, требующих решения в ближайшее время.

Результаты исследования и их обсуждение

Одно из направлений реформирования в РФ – создание системы федеральных стандартов бухгалтерского учета, которые необходимы для формирования национальной системы стандартов нового типа. При этом направления развития стандартизации должны учитывать текущие процессы в обществе и экономике. Ранее, в соответствии с Международными стандартами учета, ставились глобальные задачи гармонизации учета в РФ [1]. В настоящее время принятой стратегией развития информационного общества в РФ и национальной программой «Цифровая экономика РФ» определены новые глобальные вызовы, которые, в частности, влияют и на концептуальные основы стандартизации как на макро-, так и на микроуровне [2, 3].

Сформированная в начале рыночной экономики стандартизация учета в РФ давала достаточно полное и подробное описание механизма учета, отражала существующие инструменты и принципы в области бухгалтерского учета, что соответствовало этапу развития страны и ее гармонизацию с международными стандартами финансовой отчетности [4], поскольку существовала необходимость использования методов учета, аналогичных применяемым в международной практике и учитывающих специфику деятельности российских организаций.

При этом мы понимаем, что настал информационный век, происходят стремительные изменения в области искусственного интеллекта, квантовых технологий, систем распределенного реестра и других. Приняты национальные программы в области внедрения цифровых технологий и созданы дорожные карты достижения поставленных целей [5]; внедряются концепции «Общество 5.0», «Индустрия 5.0» и т.д. [6] Процессы цифровой трансформации проникли во все сферы общества и экономики [7]. Хозяйствующие субъекты в настоящее время решают прикладные задачи по цифровой трансформации, создавая стратегии развития внутренней среды с учетом цифровой трансформации [8, 9], что неизбежно уже влияет и будет влиять в дальнейшем на систему стандартизации учета и отчетности.

При этом, анализ законодательства, трудов российских ученых и стандартов хозяйствующих субъектов показал, что в настоящее время ощущается проработка концептуальных вопросов стандартизации в цифровой экономике России больше на уровне субъекта, чем на макроуровне. В РФ также не получила должного развития и стандартизация управленческого учета, в отличии от финансового учета, регулируемого на государственном уровне [10, 11]. Поэтому необходимо еще и решение вопросов внутренних управленческих стандартов с ориентацией на существующую бизнес-модель организации, взаимоотношения с внешними контрагентами и применение цифровых инструментов.

Разработанная в 1997 г. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России на данном этапе требует пересмотра (поскольку не учитывает новый этап развития экономики) и создания новых методологических подходов бухгалтерского учета с пониманием уровня цифровой трансформации на макро и микроуровне и важности потребностей стейкхолдеров в информации нового типа.

Так, на уровне хозяйствующего субъекта появились новые цифровые инструменты, которые значительным образом меняют подход к текущей стандартизации учета. Это, в первую очередь, системы взаимодействия для хранения и передачи информации (система блокчейн), цифровая организация документооборота, интернет вещей и т.п., что не пока не нашло должного отражения в системе не только организации учета, но и в правовом поле РФ [12, 13].

При том, при разработке стандартизации учета необходимо учитывать текущие потребности стейкхолдеров. С течением времени состав стейкхолдеров и их требования к учетной информации меняется. В СССР плановая экономика предполагала учетные стандарты, направленные на формирование информации для соблюдения финансово-платежной дисциплины и обеспечения информацией для плановой экономики. С развитием автоматизации, внедрением рыночных отношений, гармонизации с международными стандартами учета состав стейкхолдеров трансформировался и расширился. У стейкхолдеров появились другие потребности в учетной информации, которая не только стала более оперативной, но и более точной и достоверной. Учетные стандарты в этот период можно считать основой для формирования стандартизации учета сегодняшнего времени.

В цифровой экономике эти потребности неизбежно оказывают влияние на генерируемую хозяйствующими субъектами информацию, поскольку в условиях экономики цифрового типа информация – это однозначно ценный ресурс. Она формируется, хранится, передается и обрабатывается и посредством информационно-коммуникационных технологий.

Также возникшие в настоящее время геополитические факторы изменили состав стейкхолдеров в направлении увеличения стейкхолдеров внутри страны.

Качественный состав учетно-аналитически информации тоже меняется [14]. В силу применения новых цифровых подходов учетная информация однозначно стала более точной, более достоверной; однозначно оперативность информации также увеличилась. Но полезность, уместность и прозрачность информации – с этим надо еще работать, создавая стандарты учета и отчетности нового типа для их достижения.

Анализ трудов и национальных нормативных актов по бухгалтерскому учету [15, 16, 17] показал, что в настоящее время существует отставание созданной и проектируемой системы стандартов учета и отчетности на макроуровне от текущих цифровых реалий, что создает сложности в практическом использовании стандартов. При помощи цифровых инструментов можно решить множество задач, например, с повышением достоверности и транспарентности финансовой отчетности, однако механизм применения таких инструментов не проработан; ряд фактов хозяйственной жизни, присущих цифровой среде, не нашел отражение в стандартах; существует также несогласованность стандартов учета и других сопутствующих нормативно-правовых актов.

Выводы

В результате исследования получены данные, свидетельствующие о необходимости детального изучения и выработки направлений национальной стандартизации бухгалтерского учета в цифровой экономике и новой геополитической ситуации – для создания единой концепции стандартизации учета.

Причинами изменения системы стандартизации бухгалтерского учета можно считать изменение экономических условий страны и направленность на регламентацию с международными стандартами финансовой отчетности. При этом концепция бухгалтерского учета в условиях цифрового общества, изменившихся политических и экономических условий, в отличии от утвержденной концепции учета в рыночной экономике, не определена.

В условиях нового миропорядка и цифровой трансформации общества сформулируем алгоритм дальнейшей работы по стандартизации учета и выработке направлений исследований в этой области:

- решить вопрос о целесообразности придерживаться сложившейся политики в области гармонизации учета и отчетности в соответствии с МСФО с учетом геополитических факторов;

В данном аспекте необходим детальный сбор положительных моментов и недостатков гармонизации с международными стандартами за весь период применения МСФО на территории РФ и их критический анализ. Геополитические факторы также нельзя игнорировать в текущий момент, поскольку они вызвали значительные структурные изменения в экономике, что однозначно повлияло на состав стейкхолдеров и их потребности в информации.

- оценить методологическую основу для разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности в цифровой экономике во взаимосвязи с сопутствующими применяемыми и проектными нормативно-правовыми актами РФ;

Необходимо критически оценить соответствие учетных стандартов и сопутствующих нормативно-правовых актов, поскольку с углублением цифровой трансформации появляются новые учетные и правовые категории, а по отдельным процессам и механизмам наблюдается не только законодательное отставание от текущих реалий, но и противоречивость в законодательстве.

- оценить современные информационные потребности пользователей информации, влияющие на формирование учетно-аналитической информации с учетом цифровой трансформации общества и экономики, и привести стандарты в части раскрытия информации в соответствие в этими потребностями; на уровне организации необходимо учитывать различные показатели, связанные с цифровой трансформацией общества и экономики: по внедрению цифрового документооборота, систем автоматизации и хранения информации при помощи облачных технологий и баз данных; показатели использования интернета вещей, искусственного интеллекта; цифровых инструментов взаимодействия в виде распределенных сетей; применение методов защиты, антивирусных программ, а также особенности организации кадровой работы;

- изучить требования к транспарентности финансовой отчетности и разработать конкретные шаги по ее достижению с использованием цифровых инструментов;

Для этого следует проанализировать российский и мировой опыт применения цифровых инструментов для целей формирования финансовой отчетности.

В результате решения глобальных вопросов стандартизации необходимо создать Концепцию бухгалтерского учета в цифровой экономике, в которой цель учета, содержание, требования и состав представляемой информации стейкхолдерам будет соответствовать новым условиям хозяйствования в цифровой среде.

Цели и принципы стандартизации должны соответствовать происходящим переменам в обществе и экономике, геополитической обстановке. Последовательное решение поставленных выше вопросов поможет выработать направления дальнейшей трансформации в области стандартизации учета и отчетности в цифровой среде функционирования, сформировать соответствующие концептуальные положения для развития такой стандартизации и ее практического применения.