Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ

Лебедева О.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
В статье рассмотрены механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности в туризме. Установлено, что для инфраструктуры предпринимательства в туризме остаются свойственными организационная неупорядоченность, слабость партнерских связей, неразвитость государственных и общественных институтов. Поэтому встает вопрос усиления государственного влияния на динамику совершенствования таких составляющих инфраструктуры, как институциональная, финансово-кредитная, организационно-техническая, информационно-аналитическая. Выяснено, что развитие туристского предпринимательства сдерживается несовершенством института долгосрочного кредитования. Коммерческие банки, как правило, не заинтересованы в предоставлении долгосрочных кредитов малым и средним туристским предприятиям и отдают предпочтение краткосрочным кредитам под высокие проценты, что не позволяет внедрять новейшие технологии и обновлять основные фонды. Выяснено, что механизм государственного регулирования развития предпринимательства в туризме можно определить как подзаконную деятельность государственных институтов, которая основывается на экономических и административных методах и направляется на поддержку, развитие и обеспечение конкурентоспособности туристских субъектов, то есть это совокупность последовательных, взаимосвязанных мер и методов государственного воздействия, которые применяются на практике с целью реализации социально-экономической политики государства в приоритетных направлениях и отраслях индустрии туризма.
механизм
государство
регулирование
предпринимательство
деятельность
туризм
конкурентоспособность
поддержка
институт
бизнес
1. Богданова И.М. Оценка эффективности региональной системы предпринимательства в сфере туризма // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2019. Т. 18, № 3. С. 129-142.
2. Болдырева С.Б., Егоринова Е.С., Баршева Д.Б., Сангаджиева А.Ц., Манджиев Д.Б. Государственное регулирование туристической отрасли в региональной экономике (на примере Республики Калмыкия) // Финансовый бизнес. 2020. № 6 (209). С. 115-117.
3. Болтик А.В. Возможности государственно-частного партнерства в сфере сельского туризма на территории Омской области // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11, № 7-1. С. 169-174.
4. Дядькина Е.М. Государственная поддержка предпринимательства в туристской сфере // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 50. С. 564-569.
5. Зикирова Ш.С., Удалов Д.Э., Троицкая Н.Г., Лысоиваненко Е.И., Подсевалова Е.Н. Предпринимательский подход как условие эффективности туристского предприятия // Экономика и предпринимательство. 2019. № 9 (110). С. 753-756.
6. Зонова А.В., Ливанова Р.В. Бухгалтерский учет операций по страхованию в сельском хозяйстве. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. 167 с.
7. Зонова А.В., Ливанова Р.В. Целевая государственная помощь сельскохозяйственным организациям по страхованию урожаев сельскохозяйственных культур // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 2. С. 50-52.
8. Кулакова Л.И. Оценка эффективности государственной поддержки туристско-рекреационного предпринимательства на региональном уровне // Фундаментальные исследования. 2019. № 1. С. 26-32.
9. Лебедева О.Е. Развитие маркетинговой инфраструктуры на рынке молокопродукции // Проблемы и перспективы развития предпринимательства: Сборник материалов IV международной научно-практической конференции. 2010. С. 86-87.
10. Ливанова Р.В., Бачаева А.Х. Основные аспекты о внедрении электронного документооборота в организации // Перспективные направления научных исследований: Сборник статей по материалам V ежегодной научно-практической конференции. 2019. С. 88-93.
11. Матюнина О.Е., Завалько Н.А., Кожина В.О., Соколов А.А., Лебедева О.Е. Развитие финансовой инфраструктуры в системе государственного регулирования цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. 2018. № 12 (101). С. 26-29.
12. Реджепова М. Предпринимательство в туризме // Матрица научного познания. 2023. № 5-2. С. 385-387.
13. Смерницкая Е.В. Механизм государственного регулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства в туристской отрасли Республики Крым // Экономика и предпринимательство. 2020. № 5 (118). С. 466-469.
14. Ухина Т.В., Троицкая Н.Г., Подсевалова Е.Н., Зикирова Ш.С., Лебедева О.Е. Совершенствование управления персоналом в туристской индустрии // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-4 (89). С. 1194-1197.
15. Хоружий Л.И., Каратаева О.Г., Шитикова А.В., Манохина А.А. и др. Организация агробизнеса. Цифровая трансформация: учебное пособие. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. 189 с.
16. Sergeeva Yu.S., Mishina N.V., Patiulin G., Mishurova O., Panina T., Livanova R. The issue of regulating human rights and freedoms in modern transforming society // Wisdom. 2022. Vol. 24. № 4. P. 130-142.

Введение

Развитие предпринимательства в туризме признается в Российской Федерации одним из приоритетных направлений рыночных реформ и государственной регуляторной политики. Значение частного предпринимательства и его влияние на социально-экономические преобразования в туристской сфере трудно переоценить. Прежде всего, это дополнительные поступления в государственный бюджет, новые рабочие места, расширение туристских, внедрение ноу-хау и других достижений научно-технического прогресса и, наконец, – повышение благосостояния населения.

За годы становления рыночно ориентированной экономики государство предприняло решительные шаги по стимулированию туристского предпринимательства. В частности, сформирован предпринимательский сектор который постепенно и уверенно расширяется. Но для его стабильного развития недостаточно создания только соответствующих экономических, правовых и организационных предпосылок, необходима также активизация деятельности образованных институтов, причастных к формированию рамочных правил жизнеспособности туристских предприятий, сокращение трансакционных расходов и повышение эффективности сервисной деятельности.

Недооценка роли институционального обеспечения тормозит рыночные преобразования в предпринимательском секторе как важной отрасли индустрии туризма. Кроме того, состояние частного предпринимательства, количественные и качественные показатели деятельности туристских предприятий и фирм еще не отвечают потребностям настоящего. Действующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие функционирование этой сферы, разнообразные программы имеют скорее декларативный характер и не предусматривают повышения ответственности должностных лиц за их реализацию.

Поэтому встает актуальный вопрос обоснования средств совершенствования механизма государственного регулирования развития предпринимательства в туризме и его составляющих. При этом теоретико-концептуальными основами исследования являются научные положения о сущности государственного управления, сформулированные в трудах различных исследователей. Общий научный интерес вызывают отдельные научные труды, в которых анализируются вопросы предпринимательской деятельности. Среди них публикации И.М. Богдановой [1], С.Б. Болдыревой [2], А.В. Болтика [3], Е.М. Дядькиной [4], Ш.С. Зикирова [5], Л.И. Кулаковой [8], Е.В. Смерницкой [13], Т.В. Ухиной [14] и др.

Но, несмотря на их высокий научный уровень, многие вопросы по формированию и совершенствованию механизмов государственного регулирования развития предпринимательства в туризме остаются открытыми. Актуальность темы работы определяется не только недостаточной проработкой методов государственного влияния на развитие предпринимательства в туризме, но и несовершенством подходов к анализу государственного регулирования индустрии туризма. Кроме этого, в научной литературе еще не хватает комплексных исследований институционального механизма государственного регулирования развития туристского предпринимательства.

Целью исследования является обоснование рекомендаций по совершенствованию механизмов государственного регулирования предпринимательской деятельности в туризме.

Материал и методы исследования

Теоретико-методологической основой исследования является система общенаучных и специальных методов. С помощью методов исторического, логического сравнения и научной абстракции обосновано действие институционального механизма государственного регулирования развития предпринимательства в туристской сфере.

Отбор научной информации по теме работы и исследования концепции формирования институционального механизма государственного регулирования предпринимательства и трансформаций в туризме осуществлено путем: комплексного анализа литературных источников; применения статистического и социологического методов; методов индукции и дедукции, которые позволили обобщить теоретические и методологические наработки относительно действия институционального механизма государственного регулирования; метода научной абстракции, позволившего определить сущность институционального механизма государственного регулирования предпринимательства в туризме и систематизировать его основные составляющие.

Результаты исследования и их обсуждение

Механизм государственного регулирования развития предпринимательства в туризме можно определить как подзаконную деятельность государственных институтов (нормотворческих, распорядительных и исполнительных), которая основывается на экономических и административных методах и направляется на поддержку, развитие и обеспечение конкурентоспособности туристских субъектов. То есть это совокупность последовательных, взаимосвязанных мер и методов государственного воздействия, которые применяются на практике с целью реализации социально-экономической политики государства в приоритетных отраслях индустрии туризма.

Механизм включает правовую, экономическую, административную и социальную составляющие, в т. ч. меры по стимулированию регулирования и инструменты его реализации. При этом институциональный механизм государственного регулирования развития предпринимательства в туризме мы представляем как систему мер, базирующихся на основных принципах государственного регулирования, учитывающих взаимодействие существующих формальных и неформальных институтов согласно выбранной социально-экономической политике.

Этот механизм можно реализовать с помощью нормативно-правовых, программно-целевых, организационно-распорядительных и контрольно-надзорных управленческих решений, принимающих органы государственной исполнительной власти, негосударственные институты и объединения предпринимателей на национальном, региональном и местном уровнях управления. В то же время нами анализируются концептуальные подходы к государственному регулированию предпринимательства с выделением таких концепций в контексте макроэкономических теорий (классической, кейнсианской, неолиберальной, монетарной, теории рациональных ожиданий и др.), положения которых целесообразно использовать при формировании институционального механизма в туризме.

С переходом страны к цивилизованным рыночным отношениям, регулирующая функция государства перемещается в сферу стимулирования конкуренции, формирования заинтересованного собственника, активизации экономического поведения агентов хозяйствования в индустрии туризма, создания институтов рыночной системы, способных обеспечить рыночное реформирование. В свою очередь введение реформ обязательно сопровождается изменениями в системе институтов. Без таких изменений не возможны позитивные преобразования в индустрии туризма.

В Российской Федерации идет перманентный процесс совершенствования правового обеспечения туристского предпринимательства [6, 9, 16]. Регуляторная политика государства в этой сфере определяется многочисленными нормативно-правовыми актами общего и специального характера, не всегда согласующимися между собой. Это обуславливает определенное замедление рыночных преобразований и распространение разного рода бюрократических злоупотреблений. С учетом данных опроса экспертов нами исследовано современное состояние и перспективы бизнес-климата в предпринимательской сфере.

Кроме того, достижение целей государственной политики развития предпринимательства в туризме определяется принципами, формами и методами государственного регулирования. В основу классификации методов нами положены такие критерии, как характер и содержание, продолжительность и уровень воздействия, масштаб вмешательства. В этих условиях государственное регулирование предпринимательского сектора в туризме реализуется посредством организации выполнения управленческих решений: нормативно-правовых, программно-целевых, организационно-распорядительных и контрольно-надзорных.

Выполняя функцию координатора, государство согласовывает направления и границы деятельности частных структур, в т. ч. рыночную политику, ценообразование, распределение рынков и сфер влияния, инвестиции и др. В то же время основы стимулирования и деятельности туристского предпринимательства уже заложены, а именно: сформирована нормативно-правовая база и разветвленная сеть институтов поддержки туристского предпринимательства; значительное количество туристских организаций занимается развитием этого сектора экономики на государственном, региональном и местном уровнях; законодательно закреплен широкий спектр обязанностей органов власти, органов местного самоуправления и предпринимателей по развитию туристского предпринимательства.

К типичным недостаткам этих процессов можно отнести отсутствие действенного сотрудничества между персоналом управленческих структур и субъектов хозяйствования в туризме, надежных обратных связей, целостной взаимосогласованной системы поддержки предпринимательства, а также низкое качество выполнения решений и реализации принятых программ, недостаточную ответственность отдельных должностных лиц [7, 10, 15].

В то же время результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что именно органы государственной власти регионального и местного уровней сдерживают развитие частного предпринимательства в туризме, что существенно усложняет и делает затратным начало собственного дела и дальнейшее ведение предпринимательской деятельности в рамках закона, в связи с чем открываются каналы распространения коррупционных действий.

На процесс принятия согласованных решений по регулированию сфер предпринимательской деятельности в туризме негативно влияет их чрезмерная политизация [11, 12]. Экономические методы регулирования, которые являются определяющими в условиях рыночной экономики, должным образом не используются вследствие хрупкости институциональной среды, несформированности механизмов санкционирования и контроля за соблюдением действующих норм и правил. Кроме того, объединения предпринимателей в туризме еще не имеют должного влияния на представителей органов государственной власти. При этом неформальные институты общества меняют характер своей деятельности постепенно, являются мерой формирования нового поведения людей, а формальные институты, статус которых закрепляется законодательно, и решения которых являются обязательными для исполнения, – изменяются под влиянием государства и его политики.

Вывод

Рассматриваются особенности развития инфраструктуры предпринимательства в туризме было установлено, что для нее остаются свойственными организационная неупорядоченность, слабость партнерских связей, неразвитость государственных и общественных институтов. Поэтому встает вопрос усиления государственного влияния на динамику совершенствования таких составляющих инфраструктуры, как институциональная, финансово-кредитная, организационно-техническая, информационно-аналитическая.

Выяснено, что развитие туристского предпринимательства сдерживается несовершенством института долгосрочного кредитования. Коммерческие банки, как правило, не заинтересованы в предоставлении долгосрочных кредитов малым и средним туристским предприятиям и отдают предпочтение краткосрочным кредитам под высокие проценты, что не позволяет внедрять новейшие технологии и обновлять основные фонды.


Библиографическая ссылка

Лебедева О.Е. МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 5-2. – С. 272-276;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3474 (дата обращения: 30.06.2024).