Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MECHANISMS OF STATE REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN TOURISM

Lebedeva O.E. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article considers the mechanisms of state regulation of entrepreneurial activity in tourism. It has been established that the infrastructure of entrepreneurship in tourism remains characterized by organizational disorder, weak partnerships, and underdevelopment of state and public institutions. Therefore, the question arises of strengthening state influence on the dynamics of improving such components of infrastructure as institutional, financial and credit, organizational and technical, information and analytical. It was found out that the development of tourism entrepreneurship is hindered by the imperfection of the institution of long-term lending. Commercial banks, as a rule, are not interested in providing long-term loans to small and medium-sized tourism enterprises and prefer short-term loans at high interest rates, which does not allow them to introduce the latest technologies and update fixed assets. It was found out that the mechanism of state regulation of the development of entrepreneurship in tourism can be defined as the subordinate activity of state institutions, which is based on economic and administrative methods and is aimed at supporting, developing and ensuring the competitiveness of tourist entities, that is, it is a set of consistent, interrelated measures and methods of state influence that are applied in practice in order to implement socio-economic state policy in priority areas and sectors of the tourism industry.
mechanism
state
regulation
entrepreneurship
activity
tourism
competitiveness
support
institution
business

Введение

Развитие предпринимательства в туризме признается в Российской Федерации одним из приоритетных направлений рыночных реформ и государственной регуляторной политики. Значение частного предпринимательства и его влияние на социально-экономические преобразования в туристской сфере трудно переоценить. Прежде всего, это дополнительные поступления в государственный бюджет, новые рабочие места, расширение туристских, внедрение ноу-хау и других достижений научно-технического прогресса и, наконец, – повышение благосостояния населения.

За годы становления рыночно ориентированной экономики государство предприняло решительные шаги по стимулированию туристского предпринимательства. В частности, сформирован предпринимательский сектор который постепенно и уверенно расширяется. Но для его стабильного развития недостаточно создания только соответствующих экономических, правовых и организационных предпосылок, необходима также активизация деятельности образованных институтов, причастных к формированию рамочных правил жизнеспособности туристских предприятий, сокращение трансакционных расходов и повышение эффективности сервисной деятельности.

Недооценка роли институционального обеспечения тормозит рыночные преобразования в предпринимательском секторе как важной отрасли индустрии туризма. Кроме того, состояние частного предпринимательства, количественные и качественные показатели деятельности туристских предприятий и фирм еще не отвечают потребностям настоящего. Действующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие функционирование этой сферы, разнообразные программы имеют скорее декларативный характер и не предусматривают повышения ответственности должностных лиц за их реализацию.

Поэтому встает актуальный вопрос обоснования средств совершенствования механизма государственного регулирования развития предпринимательства в туризме и его составляющих. При этом теоретико-концептуальными основами исследования являются научные положения о сущности государственного управления, сформулированные в трудах различных исследователей. Общий научный интерес вызывают отдельные научные труды, в которых анализируются вопросы предпринимательской деятельности. Среди них публикации И.М. Богдановой [1], С.Б. Болдыревой [2], А.В. Болтика [3], Е.М. Дядькиной [4], Ш.С. Зикирова [5], Л.И. Кулаковой [8], Е.В. Смерницкой [13], Т.В. Ухиной [14] и др.

Но, несмотря на их высокий научный уровень, многие вопросы по формированию и совершенствованию механизмов государственного регулирования развития предпринимательства в туризме остаются открытыми. Актуальность темы работы определяется не только недостаточной проработкой методов государственного влияния на развитие предпринимательства в туризме, но и несовершенством подходов к анализу государственного регулирования индустрии туризма. Кроме этого, в научной литературе еще не хватает комплексных исследований институционального механизма государственного регулирования развития туристского предпринимательства.

Целью исследования является обоснование рекомендаций по совершенствованию механизмов государственного регулирования предпринимательской деятельности в туризме.

Материал и методы исследования

Теоретико-методологической основой исследования является система общенаучных и специальных методов. С помощью методов исторического, логического сравнения и научной абстракции обосновано действие институционального механизма государственного регулирования развития предпринимательства в туристской сфере.

Отбор научной информации по теме работы и исследования концепции формирования институционального механизма государственного регулирования предпринимательства и трансформаций в туризме осуществлено путем: комплексного анализа литературных источников; применения статистического и социологического методов; методов индукции и дедукции, которые позволили обобщить теоретические и методологические наработки относительно действия институционального механизма государственного регулирования; метода научной абстракции, позволившего определить сущность институционального механизма государственного регулирования предпринимательства в туризме и систематизировать его основные составляющие.

Результаты исследования и их обсуждение

Механизм государственного регулирования развития предпринимательства в туризме можно определить как подзаконную деятельность государственных институтов (нормотворческих, распорядительных и исполнительных), которая основывается на экономических и административных методах и направляется на поддержку, развитие и обеспечение конкурентоспособности туристских субъектов. То есть это совокупность последовательных, взаимосвязанных мер и методов государственного воздействия, которые применяются на практике с целью реализации социально-экономической политики государства в приоритетных отраслях индустрии туризма.

Механизм включает правовую, экономическую, административную и социальную составляющие, в т. ч. меры по стимулированию регулирования и инструменты его реализации. При этом институциональный механизм государственного регулирования развития предпринимательства в туризме мы представляем как систему мер, базирующихся на основных принципах государственного регулирования, учитывающих взаимодействие существующих формальных и неформальных институтов согласно выбранной социально-экономической политике.

Этот механизм можно реализовать с помощью нормативно-правовых, программно-целевых, организационно-распорядительных и контрольно-надзорных управленческих решений, принимающих органы государственной исполнительной власти, негосударственные институты и объединения предпринимателей на национальном, региональном и местном уровнях управления. В то же время нами анализируются концептуальные подходы к государственному регулированию предпринимательства с выделением таких концепций в контексте макроэкономических теорий (классической, кейнсианской, неолиберальной, монетарной, теории рациональных ожиданий и др.), положения которых целесообразно использовать при формировании институционального механизма в туризме.

С переходом страны к цивилизованным рыночным отношениям, регулирующая функция государства перемещается в сферу стимулирования конкуренции, формирования заинтересованного собственника, активизации экономического поведения агентов хозяйствования в индустрии туризма, создания институтов рыночной системы, способных обеспечить рыночное реформирование. В свою очередь введение реформ обязательно сопровождается изменениями в системе институтов. Без таких изменений не возможны позитивные преобразования в индустрии туризма.

В Российской Федерации идет перманентный процесс совершенствования правового обеспечения туристского предпринимательства [6, 9, 16]. Регуляторная политика государства в этой сфере определяется многочисленными нормативно-правовыми актами общего и специального характера, не всегда согласующимися между собой. Это обуславливает определенное замедление рыночных преобразований и распространение разного рода бюрократических злоупотреблений. С учетом данных опроса экспертов нами исследовано современное состояние и перспективы бизнес-климата в предпринимательской сфере.

Кроме того, достижение целей государственной политики развития предпринимательства в туризме определяется принципами, формами и методами государственного регулирования. В основу классификации методов нами положены такие критерии, как характер и содержание, продолжительность и уровень воздействия, масштаб вмешательства. В этих условиях государственное регулирование предпринимательского сектора в туризме реализуется посредством организации выполнения управленческих решений: нормативно-правовых, программно-целевых, организационно-распорядительных и контрольно-надзорных.

Выполняя функцию координатора, государство согласовывает направления и границы деятельности частных структур, в т. ч. рыночную политику, ценообразование, распределение рынков и сфер влияния, инвестиции и др. В то же время основы стимулирования и деятельности туристского предпринимательства уже заложены, а именно: сформирована нормативно-правовая база и разветвленная сеть институтов поддержки туристского предпринимательства; значительное количество туристских организаций занимается развитием этого сектора экономики на государственном, региональном и местном уровнях; законодательно закреплен широкий спектр обязанностей органов власти, органов местного самоуправления и предпринимателей по развитию туристского предпринимательства.

К типичным недостаткам этих процессов можно отнести отсутствие действенного сотрудничества между персоналом управленческих структур и субъектов хозяйствования в туризме, надежных обратных связей, целостной взаимосогласованной системы поддержки предпринимательства, а также низкое качество выполнения решений и реализации принятых программ, недостаточную ответственность отдельных должностных лиц [7, 10, 15].

В то же время результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что именно органы государственной власти регионального и местного уровней сдерживают развитие частного предпринимательства в туризме, что существенно усложняет и делает затратным начало собственного дела и дальнейшее ведение предпринимательской деятельности в рамках закона, в связи с чем открываются каналы распространения коррупционных действий.

На процесс принятия согласованных решений по регулированию сфер предпринимательской деятельности в туризме негативно влияет их чрезмерная политизация [11, 12]. Экономические методы регулирования, которые являются определяющими в условиях рыночной экономики, должным образом не используются вследствие хрупкости институциональной среды, несформированности механизмов санкционирования и контроля за соблюдением действующих норм и правил. Кроме того, объединения предпринимателей в туризме еще не имеют должного влияния на представителей органов государственной власти. При этом неформальные институты общества меняют характер своей деятельности постепенно, являются мерой формирования нового поведения людей, а формальные институты, статус которых закрепляется законодательно, и решения которых являются обязательными для исполнения, – изменяются под влиянием государства и его политики.

Вывод

Рассматриваются особенности развития инфраструктуры предпринимательства в туризме было установлено, что для нее остаются свойственными организационная неупорядоченность, слабость партнерских связей, неразвитость государственных и общественных институтов. Поэтому встает вопрос усиления государственного влияния на динамику совершенствования таких составляющих инфраструктуры, как институциональная, финансово-кредитная, организационно-техническая, информационно-аналитическая.

Выяснено, что развитие туристского предпринимательства сдерживается несовершенством института долгосрочного кредитования. Коммерческие банки, как правило, не заинтересованы в предоставлении долгосрочных кредитов малым и средним туристским предприятиям и отдают предпочтение краткосрочным кредитам под высокие проценты, что не позволяет внедрять новейшие технологии и обновлять основные фонды.