Введение
Развитие предпринимательства в туризме признается в Российской Федерации одним из приоритетных направлений рыночных реформ и государственной регуляторной политики. Значение частного предпринимательства и его влияние на социально-экономические преобразования в туристской сфере трудно переоценить. Прежде всего, это дополнительные поступления в государственный бюджет, новые рабочие места, расширение туристских, внедрение ноу-хау и других достижений научно-технического прогресса и, наконец, – повышение благосостояния населения.
За годы становления рыночно ориентированной экономики государство предприняло решительные шаги по стимулированию туристского предпринимательства. В частности, сформирован предпринимательский сектор который постепенно и уверенно расширяется. Но для его стабильного развития недостаточно создания только соответствующих экономических, правовых и организационных предпосылок, необходима также активизация деятельности образованных институтов, причастных к формированию рамочных правил жизнеспособности туристских предприятий, сокращение трансакционных расходов и повышение эффективности сервисной деятельности.
Недооценка роли институционального обеспечения тормозит рыночные преобразования в предпринимательском секторе как важной отрасли индустрии туризма. Кроме того, состояние частного предпринимательства, количественные и качественные показатели деятельности туристских предприятий и фирм еще не отвечают потребностям настоящего. Действующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие функционирование этой сферы, разнообразные программы имеют скорее декларативный характер и не предусматривают повышения ответственности должностных лиц за их реализацию.
Поэтому встает актуальный вопрос обоснования средств совершенствования механизма государственного регулирования развития предпринимательства в туризме и его составляющих. При этом теоретико-концептуальными основами исследования являются научные положения о сущности государственного управления, сформулированные в трудах различных исследователей. Общий научный интерес вызывают отдельные научные труды, в которых анализируются вопросы предпринимательской деятельности. Среди них публикации И.М. Богдановой [1], С.Б. Болдыревой [2], А.В. Болтика [3], Е.М. Дядькиной [4], Ш.С. Зикирова [5], Л.И. Кулаковой [8], Е.В. Смерницкой [13], Т.В. Ухиной [14] и др.
Но, несмотря на их высокий научный уровень, многие вопросы по формированию и совершенствованию механизмов государственного регулирования развития предпринимательства в туризме остаются открытыми. Актуальность темы работы определяется не только недостаточной проработкой методов государственного влияния на развитие предпринимательства в туризме, но и несовершенством подходов к анализу государственного регулирования индустрии туризма. Кроме этого, в научной литературе еще не хватает комплексных исследований институционального механизма государственного регулирования развития туристского предпринимательства.
Целью исследования является обоснование рекомендаций по совершенствованию механизмов государственного регулирования предпринимательской деятельности в туризме.
Материал и методы исследования
Теоретико-методологической основой исследования является система общенаучных и специальных методов. С помощью методов исторического, логического сравнения и научной абстракции обосновано действие институционального механизма государственного регулирования развития предпринимательства в туристской сфере.
Отбор научной информации по теме работы и исследования концепции формирования институционального механизма государственного регулирования предпринимательства и трансформаций в туризме осуществлено путем: комплексного анализа литературных источников; применения статистического и социологического методов; методов индукции и дедукции, которые позволили обобщить теоретические и методологические наработки относительно действия институционального механизма государственного регулирования; метода научной абстракции, позволившего определить сущность институционального механизма государственного регулирования предпринимательства в туризме и систематизировать его основные составляющие.
Результаты исследования и их обсуждение
Механизм государственного регулирования развития предпринимательства в туризме можно определить как подзаконную деятельность государственных институтов (нормотворческих, распорядительных и исполнительных), которая основывается на экономических и административных методах и направляется на поддержку, развитие и обеспечение конкурентоспособности туристских субъектов. То есть это совокупность последовательных, взаимосвязанных мер и методов государственного воздействия, которые применяются на практике с целью реализации социально-экономической политики государства в приоритетных отраслях индустрии туризма.
Механизм включает правовую, экономическую, административную и социальную составляющие, в т. ч. меры по стимулированию регулирования и инструменты его реализации. При этом институциональный механизм государственного регулирования развития предпринимательства в туризме мы представляем как систему мер, базирующихся на основных принципах государственного регулирования, учитывающих взаимодействие существующих формальных и неформальных институтов согласно выбранной социально-экономической политике.
Этот механизм можно реализовать с помощью нормативно-правовых, программно-целевых, организационно-распорядительных и контрольно-надзорных управленческих решений, принимающих органы государственной исполнительной власти, негосударственные институты и объединения предпринимателей на национальном, региональном и местном уровнях управления. В то же время нами анализируются концептуальные подходы к государственному регулированию предпринимательства с выделением таких концепций в контексте макроэкономических теорий (классической, кейнсианской, неолиберальной, монетарной, теории рациональных ожиданий и др.), положения которых целесообразно использовать при формировании институционального механизма в туризме.
С переходом страны к цивилизованным рыночным отношениям, регулирующая функция государства перемещается в сферу стимулирования конкуренции, формирования заинтересованного собственника, активизации экономического поведения агентов хозяйствования в индустрии туризма, создания институтов рыночной системы, способных обеспечить рыночное реформирование. В свою очередь введение реформ обязательно сопровождается изменениями в системе институтов. Без таких изменений не возможны позитивные преобразования в индустрии туризма.
В Российской Федерации идет перманентный процесс совершенствования правового обеспечения туристского предпринимательства [6, 9, 16]. Регуляторная политика государства в этой сфере определяется многочисленными нормативно-правовыми актами общего и специального характера, не всегда согласующимися между собой. Это обуславливает определенное замедление рыночных преобразований и распространение разного рода бюрократических злоупотреблений. С учетом данных опроса экспертов нами исследовано современное состояние и перспективы бизнес-климата в предпринимательской сфере.
Кроме того, достижение целей государственной политики развития предпринимательства в туризме определяется принципами, формами и методами государственного регулирования. В основу классификации методов нами положены такие критерии, как характер и содержание, продолжительность и уровень воздействия, масштаб вмешательства. В этих условиях государственное регулирование предпринимательского сектора в туризме реализуется посредством организации выполнения управленческих решений: нормативно-правовых, программно-целевых, организационно-распорядительных и контрольно-надзорных.
Выполняя функцию координатора, государство согласовывает направления и границы деятельности частных структур, в т. ч. рыночную политику, ценообразование, распределение рынков и сфер влияния, инвестиции и др. В то же время основы стимулирования и деятельности туристского предпринимательства уже заложены, а именно: сформирована нормативно-правовая база и разветвленная сеть институтов поддержки туристского предпринимательства; значительное количество туристских организаций занимается развитием этого сектора экономики на государственном, региональном и местном уровнях; законодательно закреплен широкий спектр обязанностей органов власти, органов местного самоуправления и предпринимателей по развитию туристского предпринимательства.
К типичным недостаткам этих процессов можно отнести отсутствие действенного сотрудничества между персоналом управленческих структур и субъектов хозяйствования в туризме, надежных обратных связей, целостной взаимосогласованной системы поддержки предпринимательства, а также низкое качество выполнения решений и реализации принятых программ, недостаточную ответственность отдельных должностных лиц [7, 10, 15].
В то же время результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что именно органы государственной власти регионального и местного уровней сдерживают развитие частного предпринимательства в туризме, что существенно усложняет и делает затратным начало собственного дела и дальнейшее ведение предпринимательской деятельности в рамках закона, в связи с чем открываются каналы распространения коррупционных действий.
На процесс принятия согласованных решений по регулированию сфер предпринимательской деятельности в туризме негативно влияет их чрезмерная политизация [11, 12]. Экономические методы регулирования, которые являются определяющими в условиях рыночной экономики, должным образом не используются вследствие хрупкости институциональной среды, несформированности механизмов санкционирования и контроля за соблюдением действующих норм и правил. Кроме того, объединения предпринимателей в туризме еще не имеют должного влияния на представителей органов государственной власти. При этом неформальные институты общества меняют характер своей деятельности постепенно, являются мерой формирования нового поведения людей, а формальные институты, статус которых закрепляется законодательно, и решения которых являются обязательными для исполнения, – изменяются под влиянием государства и его политики.
Вывод
Рассматриваются особенности развития инфраструктуры предпринимательства в туризме было установлено, что для нее остаются свойственными организационная неупорядоченность, слабость партнерских связей, неразвитость государственных и общественных институтов. Поэтому встает вопрос усиления государственного влияния на динамику совершенствования таких составляющих инфраструктуры, как институциональная, финансово-кредитная, организационно-техническая, информационно-аналитическая.
Выяснено, что развитие туристского предпринимательства сдерживается несовершенством института долгосрочного кредитования. Коммерческие банки, как правило, не заинтересованы в предоставлении долгосрочных кредитов малым и средним туристским предприятиям и отдают предпочтение краткосрочным кредитам под высокие проценты, что не позволяет внедрять новейшие технологии и обновлять основные фонды.