Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ДОМИНИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ НЕОИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ «ИНДУСТРИЯ 4.0»

Гасанов Э.А. 1 Коробкова О.К. 1 Красота Т.Г. 2
1 ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»
Новые технологические тренды всё больше определяет основу формирования неоиндустриальной экономики. Генезис неоиндустриальной экономики – это процесс внедрения комплекса прорывных технологий обрабатывающей промышленности. В настоящее время генерируемые наукоемкие услуги и продукция практически всегда имеют большой платежеспособный спрос. Производители получают максимальную прибыль со всех стадий расширения спроса в каждом товарном цикле. Посредством новых технологий осуществляется материализация максимального количества нового знания и минимизируется использования традиционных экономических ресурсов. Используются новые организационно-хозяйственные механизмы взаимовлияния факторов бизнес-процессов, основывающиеся на новейших технологических регламентах и увеличивающие значение качественных ресурсов. В координатах «Индустрия 4.0» научно-образовательные кластеры, инновационные кластеры и различные технологические платформы выступают как доминирующие факторы устойчивого и неоиндустриального развития экономики. В рамках «Индустрия 4.0» используются технологии роботизации, искусственного интеллекта, виртуальной и дополнительной реальности, био- и нейротехнологии. Преимущество «Индустрии 4.0» состоит в росте конкурентоспособности за счёт автоматизации бизнес-процессов и их масштабирование, роста производительности, выпуске новых продуктов и услуг на основе факторов цифровизации, устойчивого и неоиндустриального развития экономики страны.
индустрия 4
неоиндустриальное развитие
экономика
научно-образовательный кластер
инновационный кластер
технологическая платформа
инновация
рынок
устойчивое развитие
1. Бондаренко Н.Е. Инновационные кластеры: теоретические основы и формы организации // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. № 5 (83). С. 1-13.
2. Воденко К.В., Черных С.С. Научно-образовательные кластеры в системе инновационного развития региона в условиях Индустрии 4.0 // Гуманитарий юга России. 2021. № 1 (10). С. 30-43.
3. Гасанов Э.А., Красота Т.Г., Коробкова О.К. Динамика устойчивого инновационного развития экономики в условиях четвертой промышленной революции // Экономика и предпринимательство. 2023. № 11 (160). С. 26-28.
4. Гасанов Э.А., Красота Т.Г., Коробкова О.К. Основные механизмы развития устойчивой инновационной деятельности в экономике // Экономика и предпринимательство. 2023. № 12 (161). С. 26-28.
5. Грузина Ю.М., Харчилава Х.П. Развитие человеческого капитала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики // Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. 2021. № 6 (11). С. 62-66.
6. Джадкинс Р. Искусство креативного мышления. М.: Азбука-Бизнес, 2018. 288 с.
7. Друкер П. Труд и управление в современном мире // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 5. С. 106-115.
8. Егорова М.С. Технологические платформы и кластеры как инструменты модернизации экономического развития // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-8. С. 1626-1630.
9. Климович О.В., Черенков В.И. Рыночные и нерыночные механизмы диффузии инноваций в глобальной экономике // Фундаментальные исследования. 2018. № 2. С. 111-117.
10. Коломыц О.Н., Христич Ф. Научно-образовательные кластеры в современной России: миф или объективная необходимость? // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 49. С. 77-79.
11. Коробкова О.К., Гасанов Э.А., Гасанова Н.В. Устойчивое развитие как один из приоритетов национальных целей безопасности России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 4-1. С. 76-81.
12. Кравченко Л.А., Троян И.А., Горячих М.В. Теоретические аспекты развития человеческого капитала в условиях креативной экономики // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8(74). № 3. С. 49-58.
13. Кузнецова Н.В., Клецель Н.В. Место технологических платформ в стратегии инновационно-технологического развития России // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. № 1 (21). С. 15-37.
14. Лапенкова Н.В., Фирсов Д.В. Кластер как механизм неоиндустриализации // Финансы и управление. 2021. № 3. С. 47-60.
15. Мяснянкина О.В. Факторы, определяющие темпы неоиндустриализации в России // Регион: Система, экономика, управление. 2023. № 1 (60). С. 44-51.
16. Никонова А.А. Технологический суверенитет России: исследование и моделирование с позиций системной трансформации экономики // п-Экономика. 2023. № 5 (16). С. 22-37.
17. Никулина Ю.И. Специфика научно-образовательных кластеров // Вестник современных исследований. 2019. № 2.16 (29). С. 125-128.
18. Орехова С.В. Технологические платформы и новая промышленная политика России // Вопросы регулирования экономики. 2017. № 4 (8). С. 6-19.
19. Пудовкина О.Е., Иваева М.И., Сафронов Е.Г., Нарыжная Н.Ю. Кластеризация в промышленности как потенциал для развития технологичной экономики // Креативная экономика. 2024. Т. 18, № 2. С. 323-336. DOI: 10.18334/ce.18.2.120385.
20. Римская О.Н., Анохов И.В., Кранбихлер В.С. Человеческий капитал в индустрии 4.0: настоящее и будущее // Экономика науки. 2021. № 4(7). С. 275-289.
21. Саяпина К.В. Классификация инновационных кластеров в России и мира // Вестник РУДН. 2013. № 4. С. 85-93.
22. Тополева Т.Н. Парадигма неоиндустриализации: теория, методология, стратегические императивы России // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2023. № 3. С. 183-198.
23. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: МИФ, 2016. 384 с.
24. Эрроу К. Информация как товар // Экономический журнал ВШЭ. 2012. №2. С. 161-171.

Введение

Проблемы устойчивого и неоиндустриального развития экономики – это проблемы изменений в мотивации, условий, факторов, институтов и технологий. Для современной рыночной экономики характерно интенсивная структурная перестройка [3]. Ускорение трансформации цифровых технологий и использование инновационных технологий поставили на первое место проблему повышения скорости устойчивого развития и неоиндустриального развития экономики. [11].

При исследовании этих проблем целесообразно сконцентрировать внимание на детализированном описании условий, факторов неоиндустриального развития, а также на исходных предпосылках. Здесь необходимо выбрать новую парадигму и систему стратегических переменных и дать адекватную интерпретацию их взаимоотношениям [22]. Неоиндустриальное развитие экономики включает в себе элементы традиционного и инновационного начала, подвергается постоянной структурной и технологической трансформации [15].

Различные модели неоиндустриального развития могут быть найдены даже в разных регионах одной страны. В такой ситуации следует найти соответствующий набор исходных предпосылок, которые позволят найти общий подход к проблеме неоиндустриального развития экономики в условиях «Индустрии 4.0». Для того, чтобы более эффективно использовать возможные условия и существующие факторы, необходимо развивать смешанные формы организации совместной деятельности неоиндустриального характера, например, таких как кластеров, платформ и т.д. [14].

Целью научного исследования является процесс изучения устойчивого и неоиндустриального развития экономики. Чтобы достичь заданной цели исследования, важно выполнить её следующие задачи: исследовать научно – образовательный кластер, инновационные кластеры, интеллектуализацию технологического базиса.

Материалы и методики исследований

При проведении исследования были изучены научные ресурсы, обобщены и систематизированы данные, нормативные и литературные материалы в сфере устойчивого развития и неоиндустриального развития экономической деятельности. Анализируя полученные научные данные, можно объективно показать результат этого исследования.

Результаты и обсуждение исследований

Научно-практический кластер

Основой развития капитала человека является человеческий капитал. Формирование научных и образовательных проектов (кластеров) способствуют развитию капитала человека и обеспечивают высокие показатели качества подготовки сотрудников, включая инновационные направления. [17]. Основное условие реализации инновационного кластера, инновационного в своем характере, является инновационная реализация этого кластера. Это совокупность технологий, научных и производственных процессов и интеллектуальных факторов.

Эффективно функционирующие научно-образовательные кластеры способны быстро создавать оптимальную комбинацию науки, образования и инновационного производства во всех отраслях и секторах экономики [2]. Научно-образовательные кластеры концентрируют всю мощь указанных факторов, их потенциал, которые увеличивают объем уникальных идей инноваций и содействует их осуществлению и реализации [10]. Характерная особенность научно-образовательных кластеров является то, что они выступают открытыми для изменений, гибкими и непротиворечивыми, в значительных возможностях реализации созидательного потенциала всех участников и партнеров:

1) производят инновационные идеи, концепции, которые могут быть воплотить в продукты и услуги;

2) формирует много стратегических вариантов развития капитала человека, являющихся ядром устойчивого развития инноваций.

В неоиндустриальной экономике развивать человеческий капитал, повышать его интеллектуальность, креативные и творческие способности становятся детерминацией нового технологического способа производства [5].

В условиях бурного роста НИОКР доминирует преобразовательная функция интеллектуальной деятельности. В рамках «умного производства» работники должны иметь высокий уровень квалификации, обладать четким пониманием существующих особенностей перехода к Индустрии 4.0, и технологий организации работы с остальными участниками [20].

Всё это реализуется на практике, где основной рост занятости приходится на профессию, преобладающую в интеллектуальной сфере. Прослеживается устойчивая тенденция, когда научно – образовательный кластер приобретает инновационный характер. Одним из приоритетов данного кластеров является как раз и формирование креативного составляющего человеческого капитала, которое занимает уникальное место среди других его качественных характеристик [12].

Инновационные инициативы как объекты познавательной деятельности человека позволяют перейти к новой фазе технологического развития. В рамках неоиндустриального развития экономики осуществляется постоянный процесс субъективизации объективированного знания.

Метаморфозы знания от состояния объекта осознания до эндогенного качества субъекта (индивида) и его сознания происходят ускоренными темпами. Это качество в первую очередь характеризуются:

1) теоретическое, творческое и креативное мышление как интеллектуальные свойства человеческого капитала;

2) способность отражать человеческий капитал, понимать природу и другие процессы, и явления;

3) осознавать их суть, усваивать и сопоставлять понятия, теории, категории, требования законов с реальностью;

4) умение организовать, соответствующую интеллектуальную деятельность.

Все, что новое в отношении существующих, можно рассматривать как творческое и креативное [6].

Мышление делится на два основных типа:

1) первый тип применяется в процессе анализа, осознания, понимания, выбора, отбора и выработки правильного решения. Это способность оценки, позволяет понимать основные принципы и сформулировать абстрактные мысли и суждения.

2) второй тип – это творческое (креативное) мышление, даёт возможность выдвигать новую идею благодаря нашим воображениям. Это тип интеллектуальной деятельности обеспечивает движущуюся силу научно – технологического прогресса, это и обусловливает неоиндустриальное развитие современных экономик.

Эффективные взаимодействия этих двух возможностей дают более широкий потенциал для человеческого капитала. Креативная мысль отражает индивидуальность капитала человека и направлена в будущее [23]. Способность оценки основывается, прежде всего, на общей совокупности имеющихся и применяемых знаниях. Они связаны с характером и содержанием инновационной трансформации экономики. На основе этого перехода произошла трансформация с преимущественно физического труда на преимущественно интеллектуальную работу как основу развития неоиндустриального экономического развития.

Данные инновационные трансформации приводят к уникальным изменениям образования, содержания, методов, технической и организационной формы подготовки человеческого капитала. В научно-образовательном кластере – взаимосвязанные вузы, научные центры, академические институты, в которых создаются теоретические знания, проверяются, кодифицируются, становятся стратегическими факторами экономического генезиса. К. Эрроу подчеркнул, что «экономический прогресс во многих случаях является следствием роста знаний» [24].

Неоиндустриальное развитие экономики предполагают резкого ускорения технологического обновления. Это возможно в рамках эффективной работы научно-образовательных и инновационных кластеров, технологических платформ и т.д. Они способны, подчеркнул П. Друкер, «превращать знания и образование из предмета шика и элитного орнамента в прямой производственный капитал общества, который называется истинным капиталом любого хозяйства [7].

Целенаправленная разработка различных кластеров, как считаем, ускорит неоиндустриальное экономическое развитие. Нельзя забывать о том, что накопление и обмен фундаментальными знаниями – это кумулятивный и непрерывный процесс. Неоиндустриальное развитите экономики в рамках инновационного развития экономики провозгласило новый подход к фундаментальным наукам. Изменение должны охватить систему высшего образования, научно-исследовательского сектора и структуру промышленного производства.

Инновационные кластеры – ядро неоиндустриального развития экономики

Инновационная деятельность – интеллектуальная деятельность в координатах Индустрии 4.0 особое значение приобретает формирование и развитие инновационных кластеров как одним из факторов неоиндустриализации экономического развития [4].

Под инновационными кластерами (кластерами инноваций) понимается локальное пространственное сосредоточение эффективных совместных университетов, научных институтов, исследовательских институтов, научных центров, связанных отраслями и институтов, занимающихся созданием и распространением инновационных разработок, технологий и соответствующих инфраструктур [1].

Немалый интерес представляет определение видов инновационных кластеров. В современных условиях «наиболее комплексные параметры классификации – это отраслевые принадлежности, организационные структуры, специализация продукции, источник финансирования кластера» [21]. Наибольшие успехи показывают кластеры, имеющие все условия для развития. Функционирование подобных кластеров в отраслях промышленности зависит от высокой степени развития образования и науки [19].

Это позволяет значительно интегрировать сотрудников университета в производственные структуры, ориентироваться на экономическую стратегию технологических предприятий для достижения долгосрочных целей инновации.

Функционирующий научно-образовательный, инновационный кластер и технологическая площадка благодаря слаженной логистике имеет высокие возможности динамично и эффективно взаимодействовать [16].

Интеллектуализация технологического базиса – фактор ускоренного неоиндустриального развития экономики

Развитие технологических укладов, режимов, систем, комплексов и платформ обеспечивает эффективное использование новых экономических ресурсов [13].

Под влиянием «Индустрия 4,0» изменяется характер производства и осуществляется интеллектуализация его технологического базиса [8]. Неоиндустриальное развитие экономики зависит от технологического обновления, под которым понимается массовое внедрение массовых инноваций на базе технологий. Технологическое обновление – переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций под влиянием «Индустрия 4.0» [18].

Важно, чтобы распространение инновационной технологии открывало новые рынки, стимулировало производственное развитие и порождало новые факторы производства, достаточно эффективные, чтобы обеспечить непрерывное благополучие общества.

Технологическая платформа в узком смысле понимании является объединением усилий государственной власти, бизнеса, образования и науки в рамках единого понимания тренда развития научно-технологических и инновационных технологий. В данном контексте формируются общие подходы к разработке и промышленном освоении соответствующей инновационной технологии [9].

Для более широкого понимания технологическая площадка является коммуникационным инструментом, который:

1) активизирует усилия по разработке инновационных продуктов и услуг;

2) привлекает новые инвестиции в научно-исследовательские институты от заинтересованных участников науки, образования, бизнеса, государства, организаций общественного развития;

3) совершенствует правовую базу в области научного и технического развития и развития инноваций.

В современных экономиках развитие технологических площадок (платформ) направлено на выполнение следующих задач:

1)активизация научного и технологического генезиса;

2) реализация новых научных и технологических возможностей;

3) диффузия перспективных технологий;

4) поддержка научно-технологической деятельности и стимулирование инноваций;

5) расширение научно-производственной кооперации и развитие новых форм инновационного партнерства;

6) формирование институциональной и правовой системы научно-технологического и инновационного развития.

Приверженность платформам уникальных научно – производственных, научно – технологических решений способствует формированию условий для освоения инновационных, новаторский технологий в любой отраслевой экономике.

Заключение

Важнейшими чертами начальной стадии неоиндустриального, инновационного развития экономической системы являются: высокий генезис рыночных отношений, существование кластеров, необходимая инновационная инфраструктура, сильная зависимость от притока информационных и интеллектуальных ресурсов и конъюнктуры глобального рынка.


Библиографическая ссылка

Гасанов Э.А., Коробкова О.К., Красота Т.Г. ДОМИНИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ НЕОИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ «ИНДУСТРИЯ 4.0» // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 5-2. – С. 202-207;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3463 (дата обращения: 30.06.2024).