Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE DOMINANT FACTORS OF NEO-INDUSTRIAL ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF “INDUSTRY 4.0”

Hasanov E.A. 1 Korobkova O.K. 1 Beauty T.G. 2
1 Pacific State University
2 Amur State University named after Sholom Aleichem
New technological trends increasingly determine the basis for the formation of a neo-industrial economy. The genesis of the neo-industrial economy is the process of introducing a complex of breakthrough technologies in the manufacturing industry. Currently, the science-intensive services and products generated almost always have a large effective demand. Producers get the maximum profit from all stages of demand expansion in each product cycle. Through new technologies, the maximum amount of new knowledge is materialized and the use of traditional economic resources is minimized. New organizational and economic mechanisms of mutual influence of business process factors are used, based on the latest technological regulations and increasing the importance of high-quality resources. In the coordinates of Industry 4.0, scientific and educational clusters, innovation clusters and various technological platforms act as the dominant factors of sustainable and neo-industrial economic development. Within the framework of Industry 4.0, technologies of robotics, artificial intelligence, virtual and additional reality, bio- and neurotechnology are used. The advantage of Industry 4.0 is the growth of competitiveness through automation of business processes and their scaling, productivity growth, the release of new products and services based on the factors of digitalization, sustainable and neo-industrial development of the country’s economy.
industry 4.0
neo-industrial development
economy
scientific and educational cluster
innovation cluster
technological platform
innovation
market
sustainable development

Введение

Проблемы устойчивого и неоиндустриального развития экономики – это проблемы изменений в мотивации, условий, факторов, институтов и технологий. Для современной рыночной экономики характерно интенсивная структурная перестройка [3]. Ускорение трансформации цифровых технологий и использование инновационных технологий поставили на первое место проблему повышения скорости устойчивого развития и неоиндустриального развития экономики. [11].

При исследовании этих проблем целесообразно сконцентрировать внимание на детализированном описании условий, факторов неоиндустриального развития, а также на исходных предпосылках. Здесь необходимо выбрать новую парадигму и систему стратегических переменных и дать адекватную интерпретацию их взаимоотношениям [22]. Неоиндустриальное развитие экономики включает в себе элементы традиционного и инновационного начала, подвергается постоянной структурной и технологической трансформации [15].

Различные модели неоиндустриального развития могут быть найдены даже в разных регионах одной страны. В такой ситуации следует найти соответствующий набор исходных предпосылок, которые позволят найти общий подход к проблеме неоиндустриального развития экономики в условиях «Индустрии 4.0». Для того, чтобы более эффективно использовать возможные условия и существующие факторы, необходимо развивать смешанные формы организации совместной деятельности неоиндустриального характера, например, таких как кластеров, платформ и т.д. [14].

Целью научного исследования является процесс изучения устойчивого и неоиндустриального развития экономики. Чтобы достичь заданной цели исследования, важно выполнить её следующие задачи: исследовать научно – образовательный кластер, инновационные кластеры, интеллектуализацию технологического базиса.

Материалы и методики исследований

При проведении исследования были изучены научные ресурсы, обобщены и систематизированы данные, нормативные и литературные материалы в сфере устойчивого развития и неоиндустриального развития экономической деятельности. Анализируя полученные научные данные, можно объективно показать результат этого исследования.

Результаты и обсуждение исследований

Научно-практический кластер

Основой развития капитала человека является человеческий капитал. Формирование научных и образовательных проектов (кластеров) способствуют развитию капитала человека и обеспечивают высокие показатели качества подготовки сотрудников, включая инновационные направления. [17]. Основное условие реализации инновационного кластера, инновационного в своем характере, является инновационная реализация этого кластера. Это совокупность технологий, научных и производственных процессов и интеллектуальных факторов.

Эффективно функционирующие научно-образовательные кластеры способны быстро создавать оптимальную комбинацию науки, образования и инновационного производства во всех отраслях и секторах экономики [2]. Научно-образовательные кластеры концентрируют всю мощь указанных факторов, их потенциал, которые увеличивают объем уникальных идей инноваций и содействует их осуществлению и реализации [10]. Характерная особенность научно-образовательных кластеров является то, что они выступают открытыми для изменений, гибкими и непротиворечивыми, в значительных возможностях реализации созидательного потенциала всех участников и партнеров:

1) производят инновационные идеи, концепции, которые могут быть воплотить в продукты и услуги;

2) формирует много стратегических вариантов развития капитала человека, являющихся ядром устойчивого развития инноваций.

В неоиндустриальной экономике развивать человеческий капитал, повышать его интеллектуальность, креативные и творческие способности становятся детерминацией нового технологического способа производства [5].

В условиях бурного роста НИОКР доминирует преобразовательная функция интеллектуальной деятельности. В рамках «умного производства» работники должны иметь высокий уровень квалификации, обладать четким пониманием существующих особенностей перехода к Индустрии 4.0, и технологий организации работы с остальными участниками [20].

Всё это реализуется на практике, где основной рост занятости приходится на профессию, преобладающую в интеллектуальной сфере. Прослеживается устойчивая тенденция, когда научно – образовательный кластер приобретает инновационный характер. Одним из приоритетов данного кластеров является как раз и формирование креативного составляющего человеческого капитала, которое занимает уникальное место среди других его качественных характеристик [12].

Инновационные инициативы как объекты познавательной деятельности человека позволяют перейти к новой фазе технологического развития. В рамках неоиндустриального развития экономики осуществляется постоянный процесс субъективизации объективированного знания.

Метаморфозы знания от состояния объекта осознания до эндогенного качества субъекта (индивида) и его сознания происходят ускоренными темпами. Это качество в первую очередь характеризуются:

1) теоретическое, творческое и креативное мышление как интеллектуальные свойства человеческого капитала;

2) способность отражать человеческий капитал, понимать природу и другие процессы, и явления;

3) осознавать их суть, усваивать и сопоставлять понятия, теории, категории, требования законов с реальностью;

4) умение организовать, соответствующую интеллектуальную деятельность.

Все, что новое в отношении существующих, можно рассматривать как творческое и креативное [6].

Мышление делится на два основных типа:

1) первый тип применяется в процессе анализа, осознания, понимания, выбора, отбора и выработки правильного решения. Это способность оценки, позволяет понимать основные принципы и сформулировать абстрактные мысли и суждения.

2) второй тип – это творческое (креативное) мышление, даёт возможность выдвигать новую идею благодаря нашим воображениям. Это тип интеллектуальной деятельности обеспечивает движущуюся силу научно – технологического прогресса, это и обусловливает неоиндустриальное развитие современных экономик.

Эффективные взаимодействия этих двух возможностей дают более широкий потенциал для человеческого капитала. Креативная мысль отражает индивидуальность капитала человека и направлена в будущее [23]. Способность оценки основывается, прежде всего, на общей совокупности имеющихся и применяемых знаниях. Они связаны с характером и содержанием инновационной трансформации экономики. На основе этого перехода произошла трансформация с преимущественно физического труда на преимущественно интеллектуальную работу как основу развития неоиндустриального экономического развития.

Данные инновационные трансформации приводят к уникальным изменениям образования, содержания, методов, технической и организационной формы подготовки человеческого капитала. В научно-образовательном кластере – взаимосвязанные вузы, научные центры, академические институты, в которых создаются теоретические знания, проверяются, кодифицируются, становятся стратегическими факторами экономического генезиса. К. Эрроу подчеркнул, что «экономический прогресс во многих случаях является следствием роста знаний» [24].

Неоиндустриальное развитие экономики предполагают резкого ускорения технологического обновления. Это возможно в рамках эффективной работы научно-образовательных и инновационных кластеров, технологических платформ и т.д. Они способны, подчеркнул П. Друкер, «превращать знания и образование из предмета шика и элитного орнамента в прямой производственный капитал общества, который называется истинным капиталом любого хозяйства [7].

Целенаправленная разработка различных кластеров, как считаем, ускорит неоиндустриальное экономическое развитие. Нельзя забывать о том, что накопление и обмен фундаментальными знаниями – это кумулятивный и непрерывный процесс. Неоиндустриальное развитите экономики в рамках инновационного развития экономики провозгласило новый подход к фундаментальным наукам. Изменение должны охватить систему высшего образования, научно-исследовательского сектора и структуру промышленного производства.

Инновационные кластеры – ядро неоиндустриального развития экономики

Инновационная деятельность – интеллектуальная деятельность в координатах Индустрии 4.0 особое значение приобретает формирование и развитие инновационных кластеров как одним из факторов неоиндустриализации экономического развития [4].

Под инновационными кластерами (кластерами инноваций) понимается локальное пространственное сосредоточение эффективных совместных университетов, научных институтов, исследовательских институтов, научных центров, связанных отраслями и институтов, занимающихся созданием и распространением инновационных разработок, технологий и соответствующих инфраструктур [1].

Немалый интерес представляет определение видов инновационных кластеров. В современных условиях «наиболее комплексные параметры классификации – это отраслевые принадлежности, организационные структуры, специализация продукции, источник финансирования кластера» [21]. Наибольшие успехи показывают кластеры, имеющие все условия для развития. Функционирование подобных кластеров в отраслях промышленности зависит от высокой степени развития образования и науки [19].

Это позволяет значительно интегрировать сотрудников университета в производственные структуры, ориентироваться на экономическую стратегию технологических предприятий для достижения долгосрочных целей инновации.

Функционирующий научно-образовательный, инновационный кластер и технологическая площадка благодаря слаженной логистике имеет высокие возможности динамично и эффективно взаимодействовать [16].

Интеллектуализация технологического базиса – фактор ускоренного неоиндустриального развития экономики

Развитие технологических укладов, режимов, систем, комплексов и платформ обеспечивает эффективное использование новых экономических ресурсов [13].

Под влиянием «Индустрия 4,0» изменяется характер производства и осуществляется интеллектуализация его технологического базиса [8]. Неоиндустриальное развитие экономики зависит от технологического обновления, под которым понимается массовое внедрение массовых инноваций на базе технологий. Технологическое обновление – переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций под влиянием «Индустрия 4.0» [18].

Важно, чтобы распространение инновационной технологии открывало новые рынки, стимулировало производственное развитие и порождало новые факторы производства, достаточно эффективные, чтобы обеспечить непрерывное благополучие общества.

Технологическая платформа в узком смысле понимании является объединением усилий государственной власти, бизнеса, образования и науки в рамках единого понимания тренда развития научно-технологических и инновационных технологий. В данном контексте формируются общие подходы к разработке и промышленном освоении соответствующей инновационной технологии [9].

Для более широкого понимания технологическая площадка является коммуникационным инструментом, который:

1) активизирует усилия по разработке инновационных продуктов и услуг;

2) привлекает новые инвестиции в научно-исследовательские институты от заинтересованных участников науки, образования, бизнеса, государства, организаций общественного развития;

3) совершенствует правовую базу в области научного и технического развития и развития инноваций.

В современных экономиках развитие технологических площадок (платформ) направлено на выполнение следующих задач:

1)активизация научного и технологического генезиса;

2) реализация новых научных и технологических возможностей;

3) диффузия перспективных технологий;

4) поддержка научно-технологической деятельности и стимулирование инноваций;

5) расширение научно-производственной кооперации и развитие новых форм инновационного партнерства;

6) формирование институциональной и правовой системы научно-технологического и инновационного развития.

Приверженность платформам уникальных научно – производственных, научно – технологических решений способствует формированию условий для освоения инновационных, новаторский технологий в любой отраслевой экономике.

Заключение

Важнейшими чертами начальной стадии неоиндустриального, инновационного развития экономической системы являются: высокий генезис рыночных отношений, существование кластеров, необходимая инновационная инфраструктура, сильная зависимость от притока информационных и интеллектуальных ресурсов и конъюнктуры глобального рынка.