Введение
Проблемы устойчивого и неоиндустриального развития экономики – это проблемы изменений в мотивации, условий, факторов, институтов и технологий. Для современной рыночной экономики характерно интенсивная структурная перестройка [3]. Ускорение трансформации цифровых технологий и использование инновационных технологий поставили на первое место проблему повышения скорости устойчивого развития и неоиндустриального развития экономики. [11].
При исследовании этих проблем целесообразно сконцентрировать внимание на детализированном описании условий, факторов неоиндустриального развития, а также на исходных предпосылках. Здесь необходимо выбрать новую парадигму и систему стратегических переменных и дать адекватную интерпретацию их взаимоотношениям [22]. Неоиндустриальное развитие экономики включает в себе элементы традиционного и инновационного начала, подвергается постоянной структурной и технологической трансформации [15].
Различные модели неоиндустриального развития могут быть найдены даже в разных регионах одной страны. В такой ситуации следует найти соответствующий набор исходных предпосылок, которые позволят найти общий подход к проблеме неоиндустриального развития экономики в условиях «Индустрии 4.0». Для того, чтобы более эффективно использовать возможные условия и существующие факторы, необходимо развивать смешанные формы организации совместной деятельности неоиндустриального характера, например, таких как кластеров, платформ и т.д. [14].
Целью научного исследования является процесс изучения устойчивого и неоиндустриального развития экономики. Чтобы достичь заданной цели исследования, важно выполнить её следующие задачи: исследовать научно – образовательный кластер, инновационные кластеры, интеллектуализацию технологического базиса.
Материалы и методики исследований
При проведении исследования были изучены научные ресурсы, обобщены и систематизированы данные, нормативные и литературные материалы в сфере устойчивого развития и неоиндустриального развития экономической деятельности. Анализируя полученные научные данные, можно объективно показать результат этого исследования.
Результаты и обсуждение исследований
Научно-практический кластер
Основой развития капитала человека является человеческий капитал. Формирование научных и образовательных проектов (кластеров) способствуют развитию капитала человека и обеспечивают высокие показатели качества подготовки сотрудников, включая инновационные направления. [17]. Основное условие реализации инновационного кластера, инновационного в своем характере, является инновационная реализация этого кластера. Это совокупность технологий, научных и производственных процессов и интеллектуальных факторов.
Эффективно функционирующие научно-образовательные кластеры способны быстро создавать оптимальную комбинацию науки, образования и инновационного производства во всех отраслях и секторах экономики [2]. Научно-образовательные кластеры концентрируют всю мощь указанных факторов, их потенциал, которые увеличивают объем уникальных идей инноваций и содействует их осуществлению и реализации [10]. Характерная особенность научно-образовательных кластеров является то, что они выступают открытыми для изменений, гибкими и непротиворечивыми, в значительных возможностях реализации созидательного потенциала всех участников и партнеров:
1) производят инновационные идеи, концепции, которые могут быть воплотить в продукты и услуги;
2) формирует много стратегических вариантов развития капитала человека, являющихся ядром устойчивого развития инноваций.
В неоиндустриальной экономике развивать человеческий капитал, повышать его интеллектуальность, креативные и творческие способности становятся детерминацией нового технологического способа производства [5].
В условиях бурного роста НИОКР доминирует преобразовательная функция интеллектуальной деятельности. В рамках «умного производства» работники должны иметь высокий уровень квалификации, обладать четким пониманием существующих особенностей перехода к Индустрии 4.0, и технологий организации работы с остальными участниками [20].
Всё это реализуется на практике, где основной рост занятости приходится на профессию, преобладающую в интеллектуальной сфере. Прослеживается устойчивая тенденция, когда научно – образовательный кластер приобретает инновационный характер. Одним из приоритетов данного кластеров является как раз и формирование креативного составляющего человеческого капитала, которое занимает уникальное место среди других его качественных характеристик [12].
Инновационные инициативы как объекты познавательной деятельности человека позволяют перейти к новой фазе технологического развития. В рамках неоиндустриального развития экономики осуществляется постоянный процесс субъективизации объективированного знания.
Метаморфозы знания от состояния объекта осознания до эндогенного качества субъекта (индивида) и его сознания происходят ускоренными темпами. Это качество в первую очередь характеризуются:
1) теоретическое, творческое и креативное мышление как интеллектуальные свойства человеческого капитала;
2) способность отражать человеческий капитал, понимать природу и другие процессы, и явления;
3) осознавать их суть, усваивать и сопоставлять понятия, теории, категории, требования законов с реальностью;
4) умение организовать, соответствующую интеллектуальную деятельность.
Все, что новое в отношении существующих, можно рассматривать как творческое и креативное [6].
Мышление делится на два основных типа:
1) первый тип применяется в процессе анализа, осознания, понимания, выбора, отбора и выработки правильного решения. Это способность оценки, позволяет понимать основные принципы и сформулировать абстрактные мысли и суждения.
2) второй тип – это творческое (креативное) мышление, даёт возможность выдвигать новую идею благодаря нашим воображениям. Это тип интеллектуальной деятельности обеспечивает движущуюся силу научно – технологического прогресса, это и обусловливает неоиндустриальное развитие современных экономик.
Эффективные взаимодействия этих двух возможностей дают более широкий потенциал для человеческого капитала. Креативная мысль отражает индивидуальность капитала человека и направлена в будущее [23]. Способность оценки основывается, прежде всего, на общей совокупности имеющихся и применяемых знаниях. Они связаны с характером и содержанием инновационной трансформации экономики. На основе этого перехода произошла трансформация с преимущественно физического труда на преимущественно интеллектуальную работу как основу развития неоиндустриального экономического развития.
Данные инновационные трансформации приводят к уникальным изменениям образования, содержания, методов, технической и организационной формы подготовки человеческого капитала. В научно-образовательном кластере – взаимосвязанные вузы, научные центры, академические институты, в которых создаются теоретические знания, проверяются, кодифицируются, становятся стратегическими факторами экономического генезиса. К. Эрроу подчеркнул, что «экономический прогресс во многих случаях является следствием роста знаний» [24].
Неоиндустриальное развитие экономики предполагают резкого ускорения технологического обновления. Это возможно в рамках эффективной работы научно-образовательных и инновационных кластеров, технологических платформ и т.д. Они способны, подчеркнул П. Друкер, «превращать знания и образование из предмета шика и элитного орнамента в прямой производственный капитал общества, который называется истинным капиталом любого хозяйства [7].
Целенаправленная разработка различных кластеров, как считаем, ускорит неоиндустриальное экономическое развитие. Нельзя забывать о том, что накопление и обмен фундаментальными знаниями – это кумулятивный и непрерывный процесс. Неоиндустриальное развитите экономики в рамках инновационного развития экономики провозгласило новый подход к фундаментальным наукам. Изменение должны охватить систему высшего образования, научно-исследовательского сектора и структуру промышленного производства.
Инновационные кластеры – ядро неоиндустриального развития экономики
Инновационная деятельность – интеллектуальная деятельность в координатах Индустрии 4.0 особое значение приобретает формирование и развитие инновационных кластеров как одним из факторов неоиндустриализации экономического развития [4].
Под инновационными кластерами (кластерами инноваций) понимается локальное пространственное сосредоточение эффективных совместных университетов, научных институтов, исследовательских институтов, научных центров, связанных отраслями и институтов, занимающихся созданием и распространением инновационных разработок, технологий и соответствующих инфраструктур [1].
Немалый интерес представляет определение видов инновационных кластеров. В современных условиях «наиболее комплексные параметры классификации – это отраслевые принадлежности, организационные структуры, специализация продукции, источник финансирования кластера» [21]. Наибольшие успехи показывают кластеры, имеющие все условия для развития. Функционирование подобных кластеров в отраслях промышленности зависит от высокой степени развития образования и науки [19].
Это позволяет значительно интегрировать сотрудников университета в производственные структуры, ориентироваться на экономическую стратегию технологических предприятий для достижения долгосрочных целей инновации.
Функционирующий научно-образовательный, инновационный кластер и технологическая площадка благодаря слаженной логистике имеет высокие возможности динамично и эффективно взаимодействовать [16].
Интеллектуализация технологического базиса – фактор ускоренного неоиндустриального развития экономики
Развитие технологических укладов, режимов, систем, комплексов и платформ обеспечивает эффективное использование новых экономических ресурсов [13].
Под влиянием «Индустрия 4,0» изменяется характер производства и осуществляется интеллектуализация его технологического базиса [8]. Неоиндустриальное развитие экономики зависит от технологического обновления, под которым понимается массовое внедрение массовых инноваций на базе технологий. Технологическое обновление – переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций под влиянием «Индустрия 4.0» [18].
Важно, чтобы распространение инновационной технологии открывало новые рынки, стимулировало производственное развитие и порождало новые факторы производства, достаточно эффективные, чтобы обеспечить непрерывное благополучие общества.
Технологическая платформа в узком смысле понимании является объединением усилий государственной власти, бизнеса, образования и науки в рамках единого понимания тренда развития научно-технологических и инновационных технологий. В данном контексте формируются общие подходы к разработке и промышленном освоении соответствующей инновационной технологии [9].
Для более широкого понимания технологическая площадка является коммуникационным инструментом, который:
1) активизирует усилия по разработке инновационных продуктов и услуг;
2) привлекает новые инвестиции в научно-исследовательские институты от заинтересованных участников науки, образования, бизнеса, государства, организаций общественного развития;
3) совершенствует правовую базу в области научного и технического развития и развития инноваций.
В современных экономиках развитие технологических площадок (платформ) направлено на выполнение следующих задач:
1)активизация научного и технологического генезиса;
2) реализация новых научных и технологических возможностей;
3) диффузия перспективных технологий;
4) поддержка научно-технологической деятельности и стимулирование инноваций;
5) расширение научно-производственной кооперации и развитие новых форм инновационного партнерства;
6) формирование институциональной и правовой системы научно-технологического и инновационного развития.
Приверженность платформам уникальных научно – производственных, научно – технологических решений способствует формированию условий для освоения инновационных, новаторский технологий в любой отраслевой экономике.
Заключение
Важнейшими чертами начальной стадии неоиндустриального, инновационного развития экономической системы являются: высокий генезис рыночных отношений, существование кластеров, необходимая инновационная инфраструктура, сильная зависимость от притока информационных и интеллектуальных ресурсов и конъюнктуры глобального рынка.