Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ В ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЕ НА ОСНОВЕ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

Курбатов А.М. 1
1 Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
Исследование сосредоточено на финансовом механизме, применяемом для осуществления концессионных соглашений в сфере ИТ-инфраструктуры в Российской Федерации. Предметом изучения являются финансово-экономические взаимоотношения между участниками концессионных соглашений в процессе реализации проектов ИТ-инфраструктуры. Методология исследования базируется на анализе текущего опыта осуществления проектов в области ИТ-инфраструктуры с использованием концессионных соглашений в России, включая анализ структуры финансирования соответствующих проектов. Результатами исследования является предложение методологических рекомендаций, отражающих принципы формирования финансового механизма, направленного на реализацию проектов в ИТ-инфраструктуре на основе концессионных соглашений. Предложены следующие шесть принципов формирования финансового механизма: разделения; зависимости от наличия права на использования объекта концессионного соглашения, приоритетности, обеспечения доходности, альтернативности инструментов финансирования, финансовой устойчивости.
финансовые инструменты
принципы финансирования
проекты в ит-инфраструктуре финансовый механизм
концессионные соглашения
модели гчп
1. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О концессионных соглашениях», п. 21-22 ст. 4. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70571454/#ixzz5PePmJPlV (дата обращения: 12.03.2024).
2. Курбатов А.М. Электронная промышленность как наиболее значимая для экономики Российской Федерации отрасль реализации инфраструктурных проектов // Финансовый Бизнес. 2022. № 5 (1). С. 50-54.
3. Курбатов А.М. Финансовый механизм реализации концессионных соглашений в ИТ-инфраструктуре в Российской Федерации // Вестник академии знаний. 2023. № 3 (56). С. 323-325.
4. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2023 года. Аналитический дайджест Центр ГЧП. [Электронный ресурс]. URL: https://pppcenter.ru/upload/iblock/b0f/b0fcbdbe6927a5b75f7526d86642cf47.pdf (дата обращения 01.04.2024).
5. Концессионный проект в отношении информационной системы «Цифровое Приморье». Case study ГЧП-Советник. [Электронный ресурс]. URL: https://pppadvisor.ru/kontsessionnyy-proekt-v-otnoshenii-informatsionnoy-sistemy-tsifrovoe-primore/ (дата обращения 15.03.2024).
6. Создание и эксплуатация системы взимания платы «Платон». База проектов Росинфра. [Электронный ресурс]. URL: https://dpo.rosinfra.ru/projects-office/2167/form/application (дата обращения 14.03.2024).
7. Создание и эксплуатация информационной системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на территории Амурской области. База проектов Росинфра. [Электронный ресурс]. URL: https://dpo.rosinfra.ru/projects-office/6624/form/application (дата обращения 24.03.2024).
8. Создание и эксплуатация технологического комплекса элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенного для обеспечения безопасности дорожного движения на территории Еврейской автономной области. База проектов Росинфра. [Электронный ресурс]. URL: https://dpo.rosinfra.ru/projects-office/373/form/application (дата обращения 16.03.2024).
9. Концессионное соглашение «О создании Геоинформационной базы данных муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан». Официальный сайт Муниципального района Караидельского района Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: https://karaidel.bashkortostan.ru/documents/other/473337/ (дата обращения 15.03.2024).
10. Концессионное соглашение «О создании Геоинформационной базы данных муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан». Официальный сайт Муниципального района Нуримановского района Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: https://nuriman.bashkortostan.ru/documents/active/553337/ (дата обращения 16.03.2024).
11. Концессионное соглашение в отношении создания базы данных и программного обеспечения для хранения, поиска и обработки информации в данной базе данных на территории г.о. Красногорск Московской области. [Электронный ресурс]. URL: https://dpo.rosinfra.ru/projects-office/6515/form/application (дата обращения 13.03.2024).
12. Создание и эксплуатация технологического комплекса элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенного для обеспечения безопасности дорожного движения на территории Республики Крым. [Электронный ресурс]. URL: https://dpo.rosinfra.ru/projects-office/10811/form/application (дата обращения 12.03.2024).
13. Концессионное соглашения на создание и эксплуатацию объектов информационных технологий и технических средств, технологически связанных с ними и предназначенных для обеспечения их функционирования в г. Волгоград. База проектов Росинфра. [Электронный ресурс]. URL: https://dpo.rosinfra.ru/projects-office/6520/form/tender (дата обращения 17.03.2024).
14. Создание и обеспечение функционирования единой информационно-аналитической системы ЖКХ МО (ЕИАС ЖКХ). [Электронный ресурс]. URL: https://dpo.rosinfra.ru/projects-office/4184/form/application (дата обращения 17.03.2024).

Введение

В настоящее время наблюдаются два фактора, которые подчеркивают необходимость изучения финансового механизма для реализации проектов в области ИТ-инфраструктуры в форме концессионного соглашения. Во-первых, концессионное соглашение становится все более популярным способом осуществления инфраструктурных проектов, особенно в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Во-вторых, государства уделяют особое внимание цифровизации экономики [1], что влечет за собой увеличенный интерес к развитию ИТ-инфраструктуры.

Целью исследования является определение особенностей финансирования проектов в ИТ-инфраструктуре на основе концессионных соглашений и предложение рекомендаций по развитию финансового механизма реализации концессионных соглашений, направленных на реализацию проектов в ИТ-инфраструктуре в Российской Федерации.

Материалы и методы исследования

Исследование базируется на анализе данных Центра ГЧП и Росинфра.

Результаты исследования и их обсуждение

По данным платформы «Росинфра» к концу 2023 года в России было реализовано не менее 3510 проектов в формате классического государственно-частного партнерства (ГЧП) в инфраструктуре, из которых согласно рисунку 1 большую часть в количественном выражении составляют проекты в сфере ЖКХ – 2777 шт. или 79% от всех проектов, согласно рисунку 2 большую часть в денежном эквиваленте составляют проекты в сфере транспорта – 2677 млрд рублей или 50% от всех проектов. Проекты в ИТ-инфраструктуре составляют 1% в количестве и 5% в денежном эквиваленте.

Общий объем инвестиций по действующим на 2023 год соглашениям реализации ГЧП-проектов в инфраструктуре составил 5,4 трлн рублей, из них 3,8 трлн рублей – частные инвестиции согласно рисунку 3.

Несмотря на сложные социально-экономические условия, рынок ГЧП в России продолжает стабильное развитие, частично благодаря финансовой и регуляторной поддержке со стороны государства, что в 2023 году привело к достижению рекордных объемов законтрактованных инвестиций.

По оценке платформы «Росинфра», в 2023 году коммерческое закрытие прошло для 116 проектов в форме ГЧП с общим объемом инвестиций 765,5 миллиарда рублей, из которых 469,8 миллиарда рублей представляют собой частные инвестиции. Это сравнимо с предыдущим годом, когда были закрыты 346 проектов на сумму 877,6 миллиарда рублей (433,1 миллиарда рублей частных инвестиций).

Также стоит отметить, что благодаря активным инициативам государственной поддержки и привлечению средств из федерального бюджета в 2023 году было запущено 55 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 592,7 миллиарда рублей, из которых 321,6 миллиарда рублей представляют частные инвестиции [4].

Среди проектов в ИТ-инфраструктуре на основе концессионных соглашений было реализовано и / или реализуется около 10 проектов.

missing image file

Рис. 1. Структура действующих на 2023 год соглашений реализации ГЧП-проектов в инфраструктуре, шт., % Источник: составлено автором основе данных Росинфра [4]

missing image file

Рис. 2. Структура действующих на 2023 год соглашений реализации ГЧП-проектов в инфраструктуре, млрд руб.; % Источник: составлено автором основе данных Росинфра [4]

missing image file

Рис. 3. Объем инвестиций по действующим на 2023 год соглашениям реализации ГЧП-проектов в инфраструктуре Источник: составлено автором основе данных Росинфра [4]

Ключевые проекты представлены в таблице с учетом определенной на основе Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в работе автора «Финансовый механизм реализации концессионных соглашений в ИТ-инфраструктуре в Российской Федерации» типизации объектов концессионного соглашения: программное обеспечение (далее – ПО), комплексные решения (далее – КР), центры обработки данных (ЦОД) [1, 2].

Как видно из таблицы объектом концессионных соглашений являлись только комплексные решения и программное обеспечение. Проектов, где объектом соглашения являлся бы центр обработки данных, не обнаружено.

Проекты в ИТ-инфраструктуре в форме концессионных соглашений, реализуемые в Российской Федерации

Проект (концессионное соглашение)

Объект

Срок

Структура финансирования

Проект №1

КР: информационная система

2021-2033

– Прямые инвестиции спонсора: 606 млн рублей

– Прямые инвестиции института развития:

200 млн рублей

– Банковский кредит: 5023 млн рублей [5]

Проект №2

КР: объекты системы

взимания платы

2014-2027

– Прямые инвестиции спонсора: 2 млрд рублей

– Банковский кредит: 27 млрд рублей [6]

Проект №3

КР: информационные технологии и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий

2020-2030

Долговое и собственное финансирование:

0,66 млрд рублей (предположительно 100%

банковский кредит) [7]

Проект №4

КР: технологически связанное между собой движимое и недвижимое имущество

2018-2030

– Прямые инвестиции спонсора: 185 млн рублей

– Банковский кредит: 115 млн рублей [8]

Проект №5

ПО: информационная

система

2022-2037

Долговое и собственное финансирование:

0,04 млрд рублей (предположительно 100%

банковский кредит) [9]

Проект №6

ПО: информационная

система

2022-2037

Долговое и собственное финансирование:

0,02 млрд рублей (предположительно 100%

банковский кредит) [10]

Проект №7

ПО: базы данных и программное обеспечение

2020-2033

Долговое и собственное финансирование:

0,01 млрд рублей (предположительно 100%

банковский кредит) [11]

Проект №8

КР: технологический комплекс элементов обустройства автомобильных дорог

2020-2030

Долговое и собственное финансирование:

1 млрд рублей (предположительно 100%

банковский кредит) [12]

Проект №9

КР: объекты информационных технологий и технических средств

2020-2027

Долговое и собственное финансирование:

0,28 млрд рублей (предположительно 100%

банковский кредит) [13]

Проект №10

ПО: информационная

система

2015-2022

Долговое и собственное финансирование:

0,2 млрд рублей (предположительно 100%

банковский кредит) [14]

Источник: составлено автором на основе [5-14].

missing image file

Рис. 4. Структура совокупного объема финансирования проектов в ИТ-инфраструктуре в разрезе элементов финансового механизма; % Источник: составлено автором на основе данных таблицы

В рассмотренных проектах были применены следующие элементы финансового механизма реализации концессионных соглашений в ИТ-инфраструктуре:

- прямые инвестиции спонсора;

- прямые инвестиции института развития;

- банковский кредит.

Причем совокупное предполагаемое соотношение данных трех элементов финансового механизма согласно рисунку 4 представляется как: 0,5% для прямых инвестиций института развития; 7% для прямых инвестиций спонсора; 92,4% для банковского кредита.

Данный список частично покрывает, раннее выявленные автором [3], всевозможные альтернативы: прямые инвестиции, поручительство спонсора; концессионные облигации концессионера; прямые инвестиции, грант, кредит, СОПФ, льготная ставка заемного финансирования, гарантии института развития; субсидии, налоговые преференции, государственные и муниципальные гарантии концендента.

Таким образом, можно сделать вывод, что требуется развитие финансового механизма с точки зрения информированности участников концессионных соглашений о наличии большего спектра элементов финмеханизма и их доступности. В качестве инструментария, который, в частности, направлен на устранения неосведомлённости, предлагаются методологические рекомендации, отражающие принципы формирования финансового механизма:

1. Принцип разделения, который подразумевает разделения финансового механизма на разные этапы проекта (финансирование, проектирование, строительство, реконструкция, содержание, управление, аренда, передача), которые имеют свою специфику, а соответственно могут накладывать ограничения на использование тех или иных элементов финмеханизма.

2. Принцип зависимости от наличия права на использования объекта концессионного соглашения, который предполагает зависимость структуры финансового механизма от наличия права на использования объекта концессионного соглашения концессионером после его создания.

3. Принцип приоритетности подразумевает выбор того или иного элемента финансового механизма с учетом их ранжирования по совокупности критериев.

4. Принцип обеспечения доходности подразумевает, что каждый участник проекта по созданию ИТ-инфраструктуры, предоставляющий финансирование, должен быть обеспечен необходимым уровнем требуемой доходности.

5. Принцип альтернативности инструментов финансирования подразумевает, что инструменты финансирования могут быть заменены иными альтернативными.

6. Принцип финансовой устойчивости, подразумевает, что рентабельность деятельности концессионера должна быть выше, чем совокупная стоимость элементов финансового механизма и концессионер в состоянии вернуть субъекту финансирования полный объем обязательств в установленный срок.

Следует отметить, что все предложенные принципы финансирования учитывают особенности создания объектов ИТ-инфраструктуры с использованием концессионных соглашений.

Заключение

В ходе анализа финансирования инфраструктурных проектов в Российской Федерации в форме концессионных соглашений выявлена низкая вариативность используемых элементов финансового механизма. В связи с чем, автовором были предложен ряд принципов финансирования (разделения, зависимости от наличия права использования объекта концессионного соглашения, приоритетности, обеспечения доходности, альтернативности, финансовой устойчивости), которые направлены на стимулирование использования различных финансовых инструментов и экономических рычагов. Данные принципы могут быть использованы на этапе структурирования и выбора финансового механизма реализации проектов в ИТ-инфраструктуре на основе концессионных соглашений.


Библиографическая ссылка

Курбатов А.М. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ В ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЕ НА ОСНОВЕ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 4-3. – С. 444-449;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3444 (дата обращения: 03.07.2024).