Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PECULIARITIES OF FINANCING IT INFRASTRUCTURE PROJECTS ON THE BASIS OF CONCESSION AGREEMENTS

Kurbatov A.M. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
1313 KB
The study focuses on the financial mechanism used to implement IT infrastructure concession agreements in the Russian Federation. The subject of the study is financial and economic relations between the participants of concession agreements in the process of implementing IT infrastructure projects. The research methodology is based on the analysis of the current experience in the implementation of IT infrastructure projects using concession agreements in Russia, including the analysis of the financing structure of the relevant projects. The results of the research are the proposal of methodological recommendations reflecting the principles of formation of the financial mechanism aimed at the implementation of IT infrastructure projects on the basis of concession agreements. The following six principles of the financial mechanism formation are proposed: separation; dependence on the right to use the object of the concession agreement, priority, ensuring profitability, alternative financing instruments, financial stability.
financial instruments
financing principles
it infrastructure projects
financial mechanism
concession agreements
ppp models

Введение

В настоящее время наблюдаются два фактора, которые подчеркивают необходимость изучения финансового механизма для реализации проектов в области ИТ-инфраструктуры в форме концессионного соглашения. Во-первых, концессионное соглашение становится все более популярным способом осуществления инфраструктурных проектов, особенно в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Во-вторых, государства уделяют особое внимание цифровизации экономики [1], что влечет за собой увеличенный интерес к развитию ИТ-инфраструктуры.

Целью исследования является определение особенностей финансирования проектов в ИТ-инфраструктуре на основе концессионных соглашений и предложение рекомендаций по развитию финансового механизма реализации концессионных соглашений, направленных на реализацию проектов в ИТ-инфраструктуре в Российской Федерации.

Материалы и методы исследования

Исследование базируется на анализе данных Центра ГЧП и Росинфра.

Результаты исследования и их обсуждение

По данным платформы «Росинфра» к концу 2023 года в России было реализовано не менее 3510 проектов в формате классического государственно-частного партнерства (ГЧП) в инфраструктуре, из которых согласно рисунку 1 большую часть в количественном выражении составляют проекты в сфере ЖКХ – 2777 шт. или 79% от всех проектов, согласно рисунку 2 большую часть в денежном эквиваленте составляют проекты в сфере транспорта – 2677 млрд рублей или 50% от всех проектов. Проекты в ИТ-инфраструктуре составляют 1% в количестве и 5% в денежном эквиваленте.

Общий объем инвестиций по действующим на 2023 год соглашениям реализации ГЧП-проектов в инфраструктуре составил 5,4 трлн рублей, из них 3,8 трлн рублей – частные инвестиции согласно рисунку 3.

Несмотря на сложные социально-экономические условия, рынок ГЧП в России продолжает стабильное развитие, частично благодаря финансовой и регуляторной поддержке со стороны государства, что в 2023 году привело к достижению рекордных объемов законтрактованных инвестиций.

По оценке платформы «Росинфра», в 2023 году коммерческое закрытие прошло для 116 проектов в форме ГЧП с общим объемом инвестиций 765,5 миллиарда рублей, из которых 469,8 миллиарда рублей представляют собой частные инвестиции. Это сравнимо с предыдущим годом, когда были закрыты 346 проектов на сумму 877,6 миллиарда рублей (433,1 миллиарда рублей частных инвестиций).

Также стоит отметить, что благодаря активным инициативам государственной поддержки и привлечению средств из федерального бюджета в 2023 году было запущено 55 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 592,7 миллиарда рублей, из которых 321,6 миллиарда рублей представляют частные инвестиции [4].

Среди проектов в ИТ-инфраструктуре на основе концессионных соглашений было реализовано и / или реализуется около 10 проектов.

missing image file

Рис. 1. Структура действующих на 2023 год соглашений реализации ГЧП-проектов в инфраструктуре, шт., % Источник: составлено автором основе данных Росинфра [4]

missing image file

Рис. 2. Структура действующих на 2023 год соглашений реализации ГЧП-проектов в инфраструктуре, млрд руб.; % Источник: составлено автором основе данных Росинфра [4]

missing image file

Рис. 3. Объем инвестиций по действующим на 2023 год соглашениям реализации ГЧП-проектов в инфраструктуре Источник: составлено автором основе данных Росинфра [4]

Ключевые проекты представлены в таблице с учетом определенной на основе Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в работе автора «Финансовый механизм реализации концессионных соглашений в ИТ-инфраструктуре в Российской Федерации» типизации объектов концессионного соглашения: программное обеспечение (далее – ПО), комплексные решения (далее – КР), центры обработки данных (ЦОД) [1, 2].

Как видно из таблицы объектом концессионных соглашений являлись только комплексные решения и программное обеспечение. Проектов, где объектом соглашения являлся бы центр обработки данных, не обнаружено.

Проекты в ИТ-инфраструктуре в форме концессионных соглашений, реализуемые в Российской Федерации

Проект (концессионное соглашение)

Объект

Срок

Структура финансирования

Проект №1

КР: информационная система

2021-2033

– Прямые инвестиции спонсора: 606 млн рублей

– Прямые инвестиции института развития:

200 млн рублей

– Банковский кредит: 5023 млн рублей [5]

Проект №2

КР: объекты системы

взимания платы

2014-2027

– Прямые инвестиции спонсора: 2 млрд рублей

– Банковский кредит: 27 млрд рублей [6]

Проект №3

КР: информационные технологии и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий

2020-2030

Долговое и собственное финансирование:

0,66 млрд рублей (предположительно 100%

банковский кредит) [7]

Проект №4

КР: технологически связанное между собой движимое и недвижимое имущество

2018-2030

– Прямые инвестиции спонсора: 185 млн рублей

– Банковский кредит: 115 млн рублей [8]

Проект №5

ПО: информационная

система

2022-2037

Долговое и собственное финансирование:

0,04 млрд рублей (предположительно 100%

банковский кредит) [9]

Проект №6

ПО: информационная

система

2022-2037

Долговое и собственное финансирование:

0,02 млрд рублей (предположительно 100%

банковский кредит) [10]

Проект №7

ПО: базы данных и программное обеспечение

2020-2033

Долговое и собственное финансирование:

0,01 млрд рублей (предположительно 100%

банковский кредит) [11]

Проект №8

КР: технологический комплекс элементов обустройства автомобильных дорог

2020-2030

Долговое и собственное финансирование:

1 млрд рублей (предположительно 100%

банковский кредит) [12]

Проект №9

КР: объекты информационных технологий и технических средств

2020-2027

Долговое и собственное финансирование:

0,28 млрд рублей (предположительно 100%

банковский кредит) [13]

Проект №10

ПО: информационная

система

2015-2022

Долговое и собственное финансирование:

0,2 млрд рублей (предположительно 100%

банковский кредит) [14]

Источник: составлено автором на основе [5-14].

missing image file

Рис. 4. Структура совокупного объема финансирования проектов в ИТ-инфраструктуре в разрезе элементов финансового механизма; % Источник: составлено автором на основе данных таблицы

В рассмотренных проектах были применены следующие элементы финансового механизма реализации концессионных соглашений в ИТ-инфраструктуре:

- прямые инвестиции спонсора;

- прямые инвестиции института развития;

- банковский кредит.

Причем совокупное предполагаемое соотношение данных трех элементов финансового механизма согласно рисунку 4 представляется как: 0,5% для прямых инвестиций института развития; 7% для прямых инвестиций спонсора; 92,4% для банковского кредита.

Данный список частично покрывает, раннее выявленные автором [3], всевозможные альтернативы: прямые инвестиции, поручительство спонсора; концессионные облигации концессионера; прямые инвестиции, грант, кредит, СОПФ, льготная ставка заемного финансирования, гарантии института развития; субсидии, налоговые преференции, государственные и муниципальные гарантии концендента.

Таким образом, можно сделать вывод, что требуется развитие финансового механизма с точки зрения информированности участников концессионных соглашений о наличии большего спектра элементов финмеханизма и их доступности. В качестве инструментария, который, в частности, направлен на устранения неосведомлённости, предлагаются методологические рекомендации, отражающие принципы формирования финансового механизма:

1. Принцип разделения, который подразумевает разделения финансового механизма на разные этапы проекта (финансирование, проектирование, строительство, реконструкция, содержание, управление, аренда, передача), которые имеют свою специфику, а соответственно могут накладывать ограничения на использование тех или иных элементов финмеханизма.

2. Принцип зависимости от наличия права на использования объекта концессионного соглашения, который предполагает зависимость структуры финансового механизма от наличия права на использования объекта концессионного соглашения концессионером после его создания.

3. Принцип приоритетности подразумевает выбор того или иного элемента финансового механизма с учетом их ранжирования по совокупности критериев.

4. Принцип обеспечения доходности подразумевает, что каждый участник проекта по созданию ИТ-инфраструктуры, предоставляющий финансирование, должен быть обеспечен необходимым уровнем требуемой доходности.

5. Принцип альтернативности инструментов финансирования подразумевает, что инструменты финансирования могут быть заменены иными альтернативными.

6. Принцип финансовой устойчивости, подразумевает, что рентабельность деятельности концессионера должна быть выше, чем совокупная стоимость элементов финансового механизма и концессионер в состоянии вернуть субъекту финансирования полный объем обязательств в установленный срок.

Следует отметить, что все предложенные принципы финансирования учитывают особенности создания объектов ИТ-инфраструктуры с использованием концессионных соглашений.

Заключение

В ходе анализа финансирования инфраструктурных проектов в Российской Федерации в форме концессионных соглашений выявлена низкая вариативность используемых элементов финансового механизма. В связи с чем, автовором были предложен ряд принципов финансирования (разделения, зависимости от наличия права использования объекта концессионного соглашения, приоритетности, обеспечения доходности, альтернативности, финансовой устойчивости), которые направлены на стимулирование использования различных финансовых инструментов и экономических рычагов. Данные принципы могут быть использованы на этапе структурирования и выбора финансового механизма реализации проектов в ИТ-инфраструктуре на основе концессионных соглашений.