Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДА БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сергеева Н.М. 1 Стекачев В.И. 2 Перькова Е.Ю. 1 Семерова О.С. 3
1 Курский государственный медицинский университет
2 Курский государственный аграрный университет
3 Курский институт кооперации (филиал) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и прав»
От эффективности реализации налоговой политики во многом зависит пополняемость государственного бюджета и формирование его сбалансированного или даже профицитного состояния. Усиление кризисных явлений в экономике после 2020 года способствовало снижению доходов как организаций, так и населения, что привело к сокращению налогооблагаемой базы и соответственно поступлений. Также произошел рост задолженности по начисленным налогам и сборам, что обусловлено снижением платежеспособности как предприятий, так и организаций. В ходе исследования проводится оценка динамики и структуры налоговых поступлений как источника бюджетных доходов в России в период 2018-2022 гг., выявлены сложившиеся тенденции и их причины. Установлено, что в структуре налоговых поступлений наиболее крупными направлениями являются налоги и сборы за пользование природными ресурсами, НДС и налоги на прибыль организаций. Однако в 2020 году объем поступлений в государственный бюджет по данным направлениям сократился заметно. Также на фоне кризиса отмечен кратный рост объема задолженностей по всем видам налогов, при этом наиболее существенными также являются задолженности по НДС и налогам на прибыль организаций, что свидетельствует об ухудшении финансового положения бизнес-субъектов. Существенный объем задолженностей по налогам и сборам актуализирует проведение политики в части взыскания просроченных задолженностей со стороны налогоплательщиков.
налоговая система
фискальная политика
налоги и сборы
налоговые доходы бюджета
задолженность по налогам и сборам
1. Талатынова М.Д., Боброва Е.А. Роль налоговой системы в формировании доходов федерального бюджета России и пути ее совершенствования // Научные Записки ОрелГИЭТ. 2021. № 4 (40). С. 40-45.
2. Макаров Д.А., Яковлева Н.В. Роль налоговых доходов в обеспечении экономической безопасности государства // Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. 2020. № 6. С. 101-107.
3. Абзалимова Р.Р. Роль налоговых доходов в формировании бюджета Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 102-2. С. 8-10.
4. Букланов Д.А. Роль инфляционного фактора в поддержании устойчивости налоговых доходов Российской Федерации // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2019. № 4. С. 128-134.
5. Милославская Р.А., Киракосян А.М. Роль НДС в формировании налоговых доходов // Меридиан. 2020. № 3 (37). С. 522-524.
6. Морозова Г.В., Дерина О.В. Совершенствование налогового контроля в условиях цифровой трансформации // Казанский экономический вестник. 2020. № 5 (49). С. 97-102.
7. Российский статистический ежегодник. 2023: Стат.сб. / Росстат. М., 2023 701 с.

Введение

Для экономической жизни государства налоги играют одну из важнейших ролей, поскольку формируют финансовую базу для осуществления государственной политики, обеспечения текущей экономической деятельности и решения важнейших стратегических, экономических и социальных задач [1]. В основе бюджетной системы России лежит формирование ее доходной и расходной частей. При этом вопросы формирования доходной части консолидированного бюджета страны выходят на первый план. Основными источниками доходной части государственного бюджета являются налоговые и неналоговые доходы. К неналоговым доходам государственного бюджета России относят доходы от внешнеэкономической деятельности, использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности [2, 3].

Особый интерес представляют налоговые доходы государственного бюджета, поскольку именно они более чем на 60% формируют доходную часть государственного бюджета. Поэтому от эффективности реализации налоговой политики во многом зависит пополняемость государственного бюджета и формирование его сбалансированного или даже профицитного состояния [4]. В вопросах налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы России одной из ключевых проблем по-прежнему остается существование теневой экономики и применение методов сокрытия доходов с целью занижения налогооблагаемой базы, в первую очередь по налогам на доходы физических лиц и на прибыль организаций, что приводит к фактическому снижению потенциальной доходной части [5]. Кроме того, усиление кризисных явлений в экономике после 2020 года способствовало снижению доходов как организаций, так и населения, что привело к сокращению налогооблагаемой базы и соответственно поступлений. Также произошел рост задолженности по начисленным налогам и сборам, что обусловлено снижением платежеспособности как предприятий, так и организаций в рамках сохранения кризисных явлений [6]. Поэтому оценка основных тенденций изменения налоговых доходов государственного бюджета является актуальным направлением.

Цель исследования – провести оценку динамики и структуры налоговых поступлений как источника бюджетных доходов в России в период 2018-2022 гг.

Материал и методы исследования

При проведении исследования были использованы данные Российского статистического ежегодника 2023 года [7], в котором отражены данные об объеме и структуре налоговых доходов консолидированного бюджета России, а также о размере задолженности по налогам в период 2018-2022 гг. Исследование проведено по наиболее актуальным статистическим данным за последние 5 лет, при этом проводится сопоставление данных по периодам с индикативным 2020-м годом, что позволяет оценить влияние пандемии и связанных с ней социально-экономических преобразований на динамику и структуру налоговых поступлений в госбюджет. При проведении исследования были использованы различные методы и подходы, среди которых основными были анализ динамики и общенаучные инструменты анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Суммарное значение налоговых доходов консолидированного бюджета России по итогам 2018 года составляло 23,5 трлн руб., а в 2019 году составил 25,2 трлн руб. В 2020 году отмечено падение налоговых доходов бюджета до уровня 2018 года, что связано с негативным влиянием пандемии на состояние экономики. Однако уже в 2021 году объем налоговых поступлений вырос на 34,4% – до 31,6 трлн рублей. В 2022 году объем налоговых поступлений продолжил расти и составил 36,1 трлн рублей, что превышает уровень 2021 года на 14,2%, а 2018 года – на 53,6%. Доля налоговых поступлений в бюджет России в 2018 году составляла около 63%, а в 2019 году – около 64%. Однако в 2020 году на фоне снижения объема налоговых поступлений в бюджет в абсолютном выражении снизилась и их доля в общей структуре до 61,5%, что является наименьшим значением в исследуемом периоде. В 2021 доля налоговых поступлений в общем объеме доходов бюджета страны вырос до 65,8%, а к 2022 году достигла наибольшего значения – 68% (рисунок).

Оценка динамики налоговых поступлений госбюджета в разрезе основных видов налогов показала, что в период 2018-2020 гг. снижение объемов поступлений произошло по таким направлениям, как налоги на прибыль организаций, на имущество и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Для других направлений устойчивой тенденцией является рост показателя, при этом в наибольшей степени – для акцизов и НДС. В 2020 году основными источниками налоговых поступлений в консолидированный бюджет были налоги на прибыль организаций, на доходы физических лиц, НДС и налогов, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (таблица 1).

Таблица 1

Оценка изменения объема и доли налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в разрезе основных видов налогов в 2018-2022 гг.

 

Значение показателя

Изменение

2018 г.

2020 г.

2022 г.

2020 г.

к 2018 г.

2022 г.

к 2020 г.

Динамика, трлн руб.

Налоговые доходы всего, в т.ч.:

23,5

23,5

36,1

0,2

53,6

1. налог на прибыль организаций

4,1

4,0

6,4

-2,0

58,2

2. налог на доходы физических лиц

3,7

4,3

5,7

16,4

34,7

3. налог на добавленную стоимость:

- товары (работы, услуги), реализуемые

на территории РФ

3,6

4,3

6,5

19,4

52,0

- на товары, ввозимые на территорию РФ

2,4

2,9

3,1

20,1

4,4

4. акцизы по подакцизным товарам:

- производимым на территории РФ

1,5

1,8

-1,0

22,8

-

- ввозимым на территорию РФ

0,1

0,1

0,1

6,0

1,7

5. налоги на совокупный доход

0,5

0,6

1,0

14,0

67,6

6. налоги на имущество

1,4

1,4

1,6

-2,8

20,3

7. налоги, сборы и регулярные платежи

за пользование природными ресурсами

6,2

4,1

12,7

-33,0

206,8

Структура, %

1. налог на прибыль организаций

17,5

17,1

17,6

-0,4

0,5

2. налог на доходы физических лиц

15,6

18,1

15,9

2,5

-2,2

3. налог на добавленную стоимость:

- товары (работы, услуги), реализуемые

на территории РФ

15,2

18,2

18,0

2,9

-0,2

- на товары, ввозимые на территорию РФ

10,4

12,5

8,5

2,1

-4,0

4. акцизы по подакцизным товарам:

- производимым на территории РФ

6,4

7,8

-2,7

1,4

-10,5

- ввозимым на территорию РФ

0,4

0,4

0,3

-

-0,1

5. налоги на совокупный доход

2,2

2,5

2,8

0,3

0,2

6. налоги на имущество

6,0

5,8

4,5

-0,2

-1,3

7. налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

26,3

17,6

35,2

-8,7

17,6

missing image file

Оценка изменения объема и доли налоговых поступлений в общем объеме доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018-2022 гг.

В период 2020-2022 гг. по большинству направлений отмечено усиление роста, при этом в наибольшей степени объем налоговых поступлений за последние 3 года вырос по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами – в 2 раза. В 2022 году снизился объем поступлений за счет акцизов по производимым на территории России товарам, сумма налоговых поступлений по которым стала отрицательной. В 2022 году наиболее крупным направлением налоговых поступлений стали налоги и сборы за пользование природными ресурсами – 12,7 трлн рублей.

В 2020 году в общей структуре поступлений в бюджет РФ лидировали налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, доля которых составляла 26,7%. Также более 15% в общей структуре налоговых поступлений в бюджет приходится на такие направления, как налоги на прибыль организаций, доходы физических лиц и НДС. Наименее существенный вклад в налоговые доходы госбюджета вносит такое направление, как акцизы на ввозимые в РФ товары – 0,6%. К 2020 году происходит снижение доли налоговых поступлений с прибыли организаций, а также по налогам на имущество и за пользование природными ресурсами. Наиболее заметно снизилась доля налоговых поступлений от использования природных ресурсов – более чем на 8%. В 2020 году значительный объем поступлений в госбюджет отмечен по НДФЛ и НДС – более 18% по каждому направлению. В 2022 году объема налоговых поступлений по налогам и сборам за пользование природными ресурсами вырос, в результате чего доля данного направления выросла до 35,2%, что является наибольшим значением. По другим видам налогов произошло снижение удельного веса в общей структуре бюджетных поступлений, при этом по-прежнему более 15% приходится на налог на прибыль организаций, НДФЛ и НДС.

Сравнительная оценка изменения распределения налоговых поступлений по бюджетам бюджетной системы РФ в 2018 и 2022 году показала, что по отдельным видам налогов 99-100% поступлений устойчиво приходится на федеральный бюджет, а именно по НДС и акцизы на ввозимые в РФ товары, налогам и платежам за пользование природными ресурсами. Также необходимо отметить изменение к 2022 году распределения поступлений НДС и акцизов по производимым в РФ товарам до 100% в федеральный бюджет, хотя в 2018 году только 50-60% поступало в него. В свою очередь НДФЛ в 2018 году на 100% поступал в бюджеты субъектов РФ, а в 2022 году 2,6% поступило в федеральный бюджет. Также к числу преимущественно региональных налоговых поступлений относятся такие направления, как налоги на прибыль организаций, налоги на совокупный доход и имущество. При этом налоги на прибыль организаций распределены таким образом, что в федеральный бюджет поступает только чуть более четверти от их общего объема, а более 70% – в консолидированный бюджет субъектов РФ (таблица 2).

Поскольку налоговые поступления составляют важную часть доходной части консолидированного бюджета России, контроль и своевременное взыскание задолженностей по налогам и сборам является важным направлением государственной политики. Общий объем налоговой задолженности в России в 2018 году составлял 1081,7 млрд рублей, а в 2019-2020 гг. снижался до чуть более 700 млрд рублей. Однако в 2021-2022 гг. произошел более чем двукратный рост объема задолженности по налогам и сборам, причем наибольшее значение показателя было достигнуто в 2022 году – 1989 млрд рублей.

Таблица 2

Изменение распределения налоговых поступлений по бюджетам бюджетной системы РФ в 2018 и 2022 гг.

 

Федеральный бюджет РФ, %

Консолидированные бюджеты субъектов РФ, %

2018

2022

Изм., %

2018

2022

Изм., %

1. налог на прибыль организаций

24,3

26,3

2,0

75,7

73,7

-2,0

2. налог на доходы физических лиц

-

2,6

2,6

100

97,4

-2,6

3. НДС:

- на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

49,4

100

50,5

50,6

-

-50,5

- на товары, ввозимые на территорию РФ

100

100

-

-

-

-

4. акцизы по подакцизным товарам:

- производимым на территории РФ

57,6

100

42,4

42,4

-

-

- ввозимым на территорию РФ

100

100

-

-

-

-

5. налоги на совокупный доход

-

-

-

100

100

-

6. налоги на имущество

-

0,1

0,1

100

99,9

-0,1

7. налоги, сборы и регулярные платежи

за пользование природными ресурсами

98,8

99,0

0,1

1,2

1,0

-0,1

Таблица 3

Оценка изменения задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет в России в 2018-2022 гг.

 

Значение показателя, млрд руб.

Изменение, %

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2020 г.

к 2018 г.

2022 г.

к 2020 г.

Всего, в том числе:

1081,7

791,8

710,2

1830,4

1 989

-34,3

180,1

1. по федеральным налогам и сборам, из них:

481,3

410,2

361,2

1109,3

1292,6

-25,0

2,6 раза

- НДС

302,3

249,7

225,6

662,5

733,8

-25,4

2,3 раза

- налог на прибыль организаций

100,2

83,2

67,2

219

320,8

-32,9

3,8 раза

- акцизы по подакцизным товарам (продукции), произведенным в РФ

13,2

13,7

8,7

76,1

84,7

-34,1

8,7 раза

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

3,3

9,2

9,1

29,2

41,4

175,8

3,5 раза

2. по региональным налогам и сборам

176,1

134,8

121,7

196,5

193,1

-30,9

58,7

3. по местным налогам и сборам

87,7

79,7

75,2

113,1

113,2

-14,3

50,5

4. по налогам со специальным

налоговым режимом

38,4

32,7

30,1

45,7

43,4

-21,6

44,2

В структуре задолженности лидирует задолженность по федерльным налогам: в 2018 году она составляла 481,3 млрд рублей, а после снижения в 2020 году к 2021-2022 гг. выросла в 1,8 раза и превысила 1 трлн рублей. Среди федеральных налогов в 2022 году в наибольшей степени выросла задолженность по акцизам на произведенные в РФ товары – более чем в 8 раз и составила 84,7 млрд рублей. В абсолютном выражении наибольший объем задолженности среди федеральных налогов приходится на НДС и налог на прибыль организаций (таблица 3).

Объем задолженности по региональным налогам в исследуемом периоде не превышает 200 млрд рублей, при этом в 2020 году отмечено снижение показателя на 31% – до 121,7 млрд рублей, а к 2022 году – рост на 59% до 193,1 млрд рублей. По местным налогам к 2020 году также выявлено снижение размера задолженности до 75,2 млрд рулей, а к 2022 год –увеличение до 113,2 млрд рублей. Объем задолженности по налогам со специальным налоговым режимом составил 43,4 млрд рублей в 2022 году.

Заключение

В 2020 году, когда произошло усиление кризиса в экономике на фоне пандемии, объем и удельный вес налоговых доходов государственного бюджета сократился, что вполне закономерно. Однако в 2021-2022 годах произошло восстановление темпов роста объема налоговых доходов государственного бюджета, а их доля выросла до 68%.

В структуре налоговых поступлений наиболее крупными направлениями являются налоги и сборы за пользование природными ресурсами, НДС и налоги на прибыль организаций. Однако в 2020 году объем поступлений в государственный бюджет по данным направлениям сократился заметно.

Также на фоне кризиса отмечен кратный рост объема задолженностей по всем видам налогов, при этом наиболее существенными также являются задолженности по НДС и налогам на прибыль организаций, что свидетельствует об ухудшении финансового положения бизнес-субъектов.

В результате, существенный объем задолженностей по налогам и сборам актуализирует проведение политики в части взыскания просроченных задолженностей со стороны налогоплательщиков, однако в условиях сохранения кризиса требует лояльного подхода.


Библиографическая ссылка

Сергеева Н.М., Стекачев В.И., Перькова Е.Ю., Семерова О.С. НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДА БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 5-1. – С. 116-121;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3421 (дата обращения: 03.07.2024).