Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

TAX REVENUE AS A SOURCE OF INCOME OF THE BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Sergeeva N.M. 1 Stekachev V.I. 2 Perkova E.Yu. 1 Semerova O.S. 3
1 Kursk state medical university
2 Kursk state agrarian university
3 Kursk Institute of Cooperation (branch) of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law
1258 KB
The replenishment of the state budget and the formation of its balanced or even surplus state largely depend on the effectiveness of the implementation of tax policy. The intensification of crisis phenomena in the economy after 2020 contributed to a decrease in income of both organizations and the population, which led to a reduction in the tax base and, accordingly, revenues. There was also an increase in debt on accrued taxes and fees, which was due to a decrease in the solvency of both enterprises and organizations. The study assesses the dynamics and structure of tax revenues as a source of budget revenues in Russia in the period 2018-2022, identifying current trends and their causes. It has been established that in the structure of tax revenues the largest areas are taxes and fees for the use of natural resources, VAT and taxes on corporate profits. However, in 2020, the volume of revenues to the state budget in these areas decreased significantly. Also, against the backdrop of the crisis, there was a multiple increase in the volume of debts for all types of taxes, with the most significant also being debts for VAT and corporate income taxes, which indicates a deterioration in the financial situation of business entities. A significant amount of tax and fee arrears actualizes the implementation of a policy regarding the collection of overdue debts from taxpayers.
tax system
fiscal policy
taxes and fees
tax revenues of the budget
debt on taxes and fees

Введение

Для экономической жизни государства налоги играют одну из важнейших ролей, поскольку формируют финансовую базу для осуществления государственной политики, обеспечения текущей экономической деятельности и решения важнейших стратегических, экономических и социальных задач [1]. В основе бюджетной системы России лежит формирование ее доходной и расходной частей. При этом вопросы формирования доходной части консолидированного бюджета страны выходят на первый план. Основными источниками доходной части государственного бюджета являются налоговые и неналоговые доходы. К неналоговым доходам государственного бюджета России относят доходы от внешнеэкономической деятельности, использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности [2, 3].

Особый интерес представляют налоговые доходы государственного бюджета, поскольку именно они более чем на 60% формируют доходную часть государственного бюджета. Поэтому от эффективности реализации налоговой политики во многом зависит пополняемость государственного бюджета и формирование его сбалансированного или даже профицитного состояния [4]. В вопросах налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы России одной из ключевых проблем по-прежнему остается существование теневой экономики и применение методов сокрытия доходов с целью занижения налогооблагаемой базы, в первую очередь по налогам на доходы физических лиц и на прибыль организаций, что приводит к фактическому снижению потенциальной доходной части [5]. Кроме того, усиление кризисных явлений в экономике после 2020 года способствовало снижению доходов как организаций, так и населения, что привело к сокращению налогооблагаемой базы и соответственно поступлений. Также произошел рост задолженности по начисленным налогам и сборам, что обусловлено снижением платежеспособности как предприятий, так и организаций в рамках сохранения кризисных явлений [6]. Поэтому оценка основных тенденций изменения налоговых доходов государственного бюджета является актуальным направлением.

Цель исследования – провести оценку динамики и структуры налоговых поступлений как источника бюджетных доходов в России в период 2018-2022 гг.

Материал и методы исследования

При проведении исследования были использованы данные Российского статистического ежегодника 2023 года [7], в котором отражены данные об объеме и структуре налоговых доходов консолидированного бюджета России, а также о размере задолженности по налогам в период 2018-2022 гг. Исследование проведено по наиболее актуальным статистическим данным за последние 5 лет, при этом проводится сопоставление данных по периодам с индикативным 2020-м годом, что позволяет оценить влияние пандемии и связанных с ней социально-экономических преобразований на динамику и структуру налоговых поступлений в госбюджет. При проведении исследования были использованы различные методы и подходы, среди которых основными были анализ динамики и общенаучные инструменты анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Суммарное значение налоговых доходов консолидированного бюджета России по итогам 2018 года составляло 23,5 трлн руб., а в 2019 году составил 25,2 трлн руб. В 2020 году отмечено падение налоговых доходов бюджета до уровня 2018 года, что связано с негативным влиянием пандемии на состояние экономики. Однако уже в 2021 году объем налоговых поступлений вырос на 34,4% – до 31,6 трлн рублей. В 2022 году объем налоговых поступлений продолжил расти и составил 36,1 трлн рублей, что превышает уровень 2021 года на 14,2%, а 2018 года – на 53,6%. Доля налоговых поступлений в бюджет России в 2018 году составляла около 63%, а в 2019 году – около 64%. Однако в 2020 году на фоне снижения объема налоговых поступлений в бюджет в абсолютном выражении снизилась и их доля в общей структуре до 61,5%, что является наименьшим значением в исследуемом периоде. В 2021 доля налоговых поступлений в общем объеме доходов бюджета страны вырос до 65,8%, а к 2022 году достигла наибольшего значения – 68% (рисунок).

Оценка динамики налоговых поступлений госбюджета в разрезе основных видов налогов показала, что в период 2018-2020 гг. снижение объемов поступлений произошло по таким направлениям, как налоги на прибыль организаций, на имущество и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Для других направлений устойчивой тенденцией является рост показателя, при этом в наибольшей степени – для акцизов и НДС. В 2020 году основными источниками налоговых поступлений в консолидированный бюджет были налоги на прибыль организаций, на доходы физических лиц, НДС и налогов, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (таблица 1).

Таблица 1

Оценка изменения объема и доли налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в разрезе основных видов налогов в 2018-2022 гг.

 

Значение показателя

Изменение

2018 г.

2020 г.

2022 г.

2020 г.

к 2018 г.

2022 г.

к 2020 г.

Динамика, трлн руб.

Налоговые доходы всего, в т.ч.:

23,5

23,5

36,1

0,2

53,6

1. налог на прибыль организаций

4,1

4,0

6,4

-2,0

58,2

2. налог на доходы физических лиц

3,7

4,3

5,7

16,4

34,7

3. налог на добавленную стоимость:

- товары (работы, услуги), реализуемые

на территории РФ

3,6

4,3

6,5

19,4

52,0

- на товары, ввозимые на территорию РФ

2,4

2,9

3,1

20,1

4,4

4. акцизы по подакцизным товарам:

- производимым на территории РФ

1,5

1,8

-1,0

22,8

-

- ввозимым на территорию РФ

0,1

0,1

0,1

6,0

1,7

5. налоги на совокупный доход

0,5

0,6

1,0

14,0

67,6

6. налоги на имущество

1,4

1,4

1,6

-2,8

20,3

7. налоги, сборы и регулярные платежи

за пользование природными ресурсами

6,2

4,1

12,7

-33,0

206,8

Структура, %

1. налог на прибыль организаций

17,5

17,1

17,6

-0,4

0,5

2. налог на доходы физических лиц

15,6

18,1

15,9

2,5

-2,2

3. налог на добавленную стоимость:

- товары (работы, услуги), реализуемые

на территории РФ

15,2

18,2

18,0

2,9

-0,2

- на товары, ввозимые на территорию РФ

10,4

12,5

8,5

2,1

-4,0

4. акцизы по подакцизным товарам:

- производимым на территории РФ

6,4

7,8

-2,7

1,4

-10,5

- ввозимым на территорию РФ

0,4

0,4

0,3

-

-0,1

5. налоги на совокупный доход

2,2

2,5

2,8

0,3

0,2

6. налоги на имущество

6,0

5,8

4,5

-0,2

-1,3

7. налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

26,3

17,6

35,2

-8,7

17,6

missing image file

Оценка изменения объема и доли налоговых поступлений в общем объеме доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018-2022 гг.

В период 2020-2022 гг. по большинству направлений отмечено усиление роста, при этом в наибольшей степени объем налоговых поступлений за последние 3 года вырос по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами – в 2 раза. В 2022 году снизился объем поступлений за счет акцизов по производимым на территории России товарам, сумма налоговых поступлений по которым стала отрицательной. В 2022 году наиболее крупным направлением налоговых поступлений стали налоги и сборы за пользование природными ресурсами – 12,7 трлн рублей.

В 2020 году в общей структуре поступлений в бюджет РФ лидировали налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, доля которых составляла 26,7%. Также более 15% в общей структуре налоговых поступлений в бюджет приходится на такие направления, как налоги на прибыль организаций, доходы физических лиц и НДС. Наименее существенный вклад в налоговые доходы госбюджета вносит такое направление, как акцизы на ввозимые в РФ товары – 0,6%. К 2020 году происходит снижение доли налоговых поступлений с прибыли организаций, а также по налогам на имущество и за пользование природными ресурсами. Наиболее заметно снизилась доля налоговых поступлений от использования природных ресурсов – более чем на 8%. В 2020 году значительный объем поступлений в госбюджет отмечен по НДФЛ и НДС – более 18% по каждому направлению. В 2022 году объема налоговых поступлений по налогам и сборам за пользование природными ресурсами вырос, в результате чего доля данного направления выросла до 35,2%, что является наибольшим значением. По другим видам налогов произошло снижение удельного веса в общей структуре бюджетных поступлений, при этом по-прежнему более 15% приходится на налог на прибыль организаций, НДФЛ и НДС.

Сравнительная оценка изменения распределения налоговых поступлений по бюджетам бюджетной системы РФ в 2018 и 2022 году показала, что по отдельным видам налогов 99-100% поступлений устойчиво приходится на федеральный бюджет, а именно по НДС и акцизы на ввозимые в РФ товары, налогам и платежам за пользование природными ресурсами. Также необходимо отметить изменение к 2022 году распределения поступлений НДС и акцизов по производимым в РФ товарам до 100% в федеральный бюджет, хотя в 2018 году только 50-60% поступало в него. В свою очередь НДФЛ в 2018 году на 100% поступал в бюджеты субъектов РФ, а в 2022 году 2,6% поступило в федеральный бюджет. Также к числу преимущественно региональных налоговых поступлений относятся такие направления, как налоги на прибыль организаций, налоги на совокупный доход и имущество. При этом налоги на прибыль организаций распределены таким образом, что в федеральный бюджет поступает только чуть более четверти от их общего объема, а более 70% – в консолидированный бюджет субъектов РФ (таблица 2).

Поскольку налоговые поступления составляют важную часть доходной части консолидированного бюджета России, контроль и своевременное взыскание задолженностей по налогам и сборам является важным направлением государственной политики. Общий объем налоговой задолженности в России в 2018 году составлял 1081,7 млрд рублей, а в 2019-2020 гг. снижался до чуть более 700 млрд рублей. Однако в 2021-2022 гг. произошел более чем двукратный рост объема задолженности по налогам и сборам, причем наибольшее значение показателя было достигнуто в 2022 году – 1989 млрд рублей.

Таблица 2

Изменение распределения налоговых поступлений по бюджетам бюджетной системы РФ в 2018 и 2022 гг.

 

Федеральный бюджет РФ, %

Консолидированные бюджеты субъектов РФ, %

2018

2022

Изм., %

2018

2022

Изм., %

1. налог на прибыль организаций

24,3

26,3

2,0

75,7

73,7

-2,0

2. налог на доходы физических лиц

-

2,6

2,6

100

97,4

-2,6

3. НДС:

- на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

49,4

100

50,5

50,6

-

-50,5

- на товары, ввозимые на территорию РФ

100

100

-

-

-

-

4. акцизы по подакцизным товарам:

- производимым на территории РФ

57,6

100

42,4

42,4

-

-

- ввозимым на территорию РФ

100

100

-

-

-

-

5. налоги на совокупный доход

-

-

-

100

100

-

6. налоги на имущество

-

0,1

0,1

100

99,9

-0,1

7. налоги, сборы и регулярные платежи

за пользование природными ресурсами

98,8

99,0

0,1

1,2

1,0

-0,1

Таблица 3

Оценка изменения задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет в России в 2018-2022 гг.

 

Значение показателя, млрд руб.

Изменение, %

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2020 г.

к 2018 г.

2022 г.

к 2020 г.

Всего, в том числе:

1081,7

791,8

710,2

1830,4

1 989

-34,3

180,1

1. по федеральным налогам и сборам, из них:

481,3

410,2

361,2

1109,3

1292,6

-25,0

2,6 раза

- НДС

302,3

249,7

225,6

662,5

733,8

-25,4

2,3 раза

- налог на прибыль организаций

100,2

83,2

67,2

219

320,8

-32,9

3,8 раза

- акцизы по подакцизным товарам (продукции), произведенным в РФ

13,2

13,7

8,7

76,1

84,7

-34,1

8,7 раза

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

3,3

9,2

9,1

29,2

41,4

175,8

3,5 раза

2. по региональным налогам и сборам

176,1

134,8

121,7

196,5

193,1

-30,9

58,7

3. по местным налогам и сборам

87,7

79,7

75,2

113,1

113,2

-14,3

50,5

4. по налогам со специальным

налоговым режимом

38,4

32,7

30,1

45,7

43,4

-21,6

44,2

В структуре задолженности лидирует задолженность по федерльным налогам: в 2018 году она составляла 481,3 млрд рублей, а после снижения в 2020 году к 2021-2022 гг. выросла в 1,8 раза и превысила 1 трлн рублей. Среди федеральных налогов в 2022 году в наибольшей степени выросла задолженность по акцизам на произведенные в РФ товары – более чем в 8 раз и составила 84,7 млрд рублей. В абсолютном выражении наибольший объем задолженности среди федеральных налогов приходится на НДС и налог на прибыль организаций (таблица 3).

Объем задолженности по региональным налогам в исследуемом периоде не превышает 200 млрд рублей, при этом в 2020 году отмечено снижение показателя на 31% – до 121,7 млрд рублей, а к 2022 году – рост на 59% до 193,1 млрд рублей. По местным налогам к 2020 году также выявлено снижение размера задолженности до 75,2 млрд рулей, а к 2022 год –увеличение до 113,2 млрд рублей. Объем задолженности по налогам со специальным налоговым режимом составил 43,4 млрд рублей в 2022 году.

Заключение

В 2020 году, когда произошло усиление кризиса в экономике на фоне пандемии, объем и удельный вес налоговых доходов государственного бюджета сократился, что вполне закономерно. Однако в 2021-2022 годах произошло восстановление темпов роста объема налоговых доходов государственного бюджета, а их доля выросла до 68%.

В структуре налоговых поступлений наиболее крупными направлениями являются налоги и сборы за пользование природными ресурсами, НДС и налоги на прибыль организаций. Однако в 2020 году объем поступлений в государственный бюджет по данным направлениям сократился заметно.

Также на фоне кризиса отмечен кратный рост объема задолженностей по всем видам налогов, при этом наиболее существенными также являются задолженности по НДС и налогам на прибыль организаций, что свидетельствует об ухудшении финансового положения бизнес-субъектов.

В результате, существенный объем задолженностей по налогам и сборам актуализирует проведение политики в части взыскания просроченных задолженностей со стороны налогоплательщиков, однако в условиях сохранения кризиса требует лояльного подхода.