Введение
Для экономической жизни государства налоги играют одну из важнейших ролей, поскольку формируют финансовую базу для осуществления государственной политики, обеспечения текущей экономической деятельности и решения важнейших стратегических, экономических и социальных задач [1]. В основе бюджетной системы России лежит формирование ее доходной и расходной частей. При этом вопросы формирования доходной части консолидированного бюджета страны выходят на первый план. Основными источниками доходной части государственного бюджета являются налоговые и неналоговые доходы. К неналоговым доходам государственного бюджета России относят доходы от внешнеэкономической деятельности, использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности [2, 3].
Особый интерес представляют налоговые доходы государственного бюджета, поскольку именно они более чем на 60% формируют доходную часть государственного бюджета. Поэтому от эффективности реализации налоговой политики во многом зависит пополняемость государственного бюджета и формирование его сбалансированного или даже профицитного состояния [4]. В вопросах налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы России одной из ключевых проблем по-прежнему остается существование теневой экономики и применение методов сокрытия доходов с целью занижения налогооблагаемой базы, в первую очередь по налогам на доходы физических лиц и на прибыль организаций, что приводит к фактическому снижению потенциальной доходной части [5]. Кроме того, усиление кризисных явлений в экономике после 2020 года способствовало снижению доходов как организаций, так и населения, что привело к сокращению налогооблагаемой базы и соответственно поступлений. Также произошел рост задолженности по начисленным налогам и сборам, что обусловлено снижением платежеспособности как предприятий, так и организаций в рамках сохранения кризисных явлений [6]. Поэтому оценка основных тенденций изменения налоговых доходов государственного бюджета является актуальным направлением.
Цель исследования – провести оценку динамики и структуры налоговых поступлений как источника бюджетных доходов в России в период 2018-2022 гг.
Материал и методы исследования
При проведении исследования были использованы данные Российского статистического ежегодника 2023 года [7], в котором отражены данные об объеме и структуре налоговых доходов консолидированного бюджета России, а также о размере задолженности по налогам в период 2018-2022 гг. Исследование проведено по наиболее актуальным статистическим данным за последние 5 лет, при этом проводится сопоставление данных по периодам с индикативным 2020-м годом, что позволяет оценить влияние пандемии и связанных с ней социально-экономических преобразований на динамику и структуру налоговых поступлений в госбюджет. При проведении исследования были использованы различные методы и подходы, среди которых основными были анализ динамики и общенаучные инструменты анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Суммарное значение налоговых доходов консолидированного бюджета России по итогам 2018 года составляло 23,5 трлн руб., а в 2019 году составил 25,2 трлн руб. В 2020 году отмечено падение налоговых доходов бюджета до уровня 2018 года, что связано с негативным влиянием пандемии на состояние экономики. Однако уже в 2021 году объем налоговых поступлений вырос на 34,4% – до 31,6 трлн рублей. В 2022 году объем налоговых поступлений продолжил расти и составил 36,1 трлн рублей, что превышает уровень 2021 года на 14,2%, а 2018 года – на 53,6%. Доля налоговых поступлений в бюджет России в 2018 году составляла около 63%, а в 2019 году – около 64%. Однако в 2020 году на фоне снижения объема налоговых поступлений в бюджет в абсолютном выражении снизилась и их доля в общей структуре до 61,5%, что является наименьшим значением в исследуемом периоде. В 2021 доля налоговых поступлений в общем объеме доходов бюджета страны вырос до 65,8%, а к 2022 году достигла наибольшего значения – 68% (рисунок).
Оценка динамики налоговых поступлений госбюджета в разрезе основных видов налогов показала, что в период 2018-2020 гг. снижение объемов поступлений произошло по таким направлениям, как налоги на прибыль организаций, на имущество и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Для других направлений устойчивой тенденцией является рост показателя, при этом в наибольшей степени – для акцизов и НДС. В 2020 году основными источниками налоговых поступлений в консолидированный бюджет были налоги на прибыль организаций, на доходы физических лиц, НДС и налогов, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (таблица 1).
Таблица 1
Оценка изменения объема и доли налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в разрезе основных видов налогов в 2018-2022 гг.
Значение показателя |
Изменение |
||||
2018 г. |
2020 г. |
2022 г. |
2020 г. к 2018 г. |
2022 г. к 2020 г. |
|
Динамика, трлн руб. |
|||||
Налоговые доходы всего, в т.ч.: |
23,5 |
23,5 |
36,1 |
0,2 |
53,6 |
1. налог на прибыль организаций |
4,1 |
4,0 |
6,4 |
-2,0 |
58,2 |
2. налог на доходы физических лиц |
3,7 |
4,3 |
5,7 |
16,4 |
34,7 |
3. налог на добавленную стоимость: - товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
3,6 |
4,3 |
6,5 |
19,4 |
52,0 |
- на товары, ввозимые на территорию РФ |
2,4 |
2,9 |
3,1 |
20,1 |
4,4 |
4. акцизы по подакцизным товарам: - производимым на территории РФ |
1,5 |
1,8 |
-1,0 |
22,8 |
- |
- ввозимым на территорию РФ |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
6,0 |
1,7 |
5. налоги на совокупный доход |
0,5 |
0,6 |
1,0 |
14,0 |
67,6 |
6. налоги на имущество |
1,4 |
1,4 |
1,6 |
-2,8 |
20,3 |
7. налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
6,2 |
4,1 |
12,7 |
-33,0 |
206,8 |
Структура, % |
|||||
1. налог на прибыль организаций |
17,5 |
17,1 |
17,6 |
-0,4 |
0,5 |
2. налог на доходы физических лиц |
15,6 |
18,1 |
15,9 |
2,5 |
-2,2 |
3. налог на добавленную стоимость: - товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
15,2 |
18,2 |
18,0 |
2,9 |
-0,2 |
- на товары, ввозимые на территорию РФ |
10,4 |
12,5 |
8,5 |
2,1 |
-4,0 |
4. акцизы по подакцизным товарам: - производимым на территории РФ |
6,4 |
7,8 |
-2,7 |
1,4 |
-10,5 |
- ввозимым на территорию РФ |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
- |
-0,1 |
5. налоги на совокупный доход |
2,2 |
2,5 |
2,8 |
0,3 |
0,2 |
6. налоги на имущество |
6,0 |
5,8 |
4,5 |
-0,2 |
-1,3 |
7. налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
26,3 |
17,6 |
35,2 |
-8,7 |
17,6 |
Оценка изменения объема и доли налоговых поступлений в общем объеме доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018-2022 гг.
В период 2020-2022 гг. по большинству направлений отмечено усиление роста, при этом в наибольшей степени объем налоговых поступлений за последние 3 года вырос по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами – в 2 раза. В 2022 году снизился объем поступлений за счет акцизов по производимым на территории России товарам, сумма налоговых поступлений по которым стала отрицательной. В 2022 году наиболее крупным направлением налоговых поступлений стали налоги и сборы за пользование природными ресурсами – 12,7 трлн рублей.
В 2020 году в общей структуре поступлений в бюджет РФ лидировали налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, доля которых составляла 26,7%. Также более 15% в общей структуре налоговых поступлений в бюджет приходится на такие направления, как налоги на прибыль организаций, доходы физических лиц и НДС. Наименее существенный вклад в налоговые доходы госбюджета вносит такое направление, как акцизы на ввозимые в РФ товары – 0,6%. К 2020 году происходит снижение доли налоговых поступлений с прибыли организаций, а также по налогам на имущество и за пользование природными ресурсами. Наиболее заметно снизилась доля налоговых поступлений от использования природных ресурсов – более чем на 8%. В 2020 году значительный объем поступлений в госбюджет отмечен по НДФЛ и НДС – более 18% по каждому направлению. В 2022 году объема налоговых поступлений по налогам и сборам за пользование природными ресурсами вырос, в результате чего доля данного направления выросла до 35,2%, что является наибольшим значением. По другим видам налогов произошло снижение удельного веса в общей структуре бюджетных поступлений, при этом по-прежнему более 15% приходится на налог на прибыль организаций, НДФЛ и НДС.
Сравнительная оценка изменения распределения налоговых поступлений по бюджетам бюджетной системы РФ в 2018 и 2022 году показала, что по отдельным видам налогов 99-100% поступлений устойчиво приходится на федеральный бюджет, а именно по НДС и акцизы на ввозимые в РФ товары, налогам и платежам за пользование природными ресурсами. Также необходимо отметить изменение к 2022 году распределения поступлений НДС и акцизов по производимым в РФ товарам до 100% в федеральный бюджет, хотя в 2018 году только 50-60% поступало в него. В свою очередь НДФЛ в 2018 году на 100% поступал в бюджеты субъектов РФ, а в 2022 году 2,6% поступило в федеральный бюджет. Также к числу преимущественно региональных налоговых поступлений относятся такие направления, как налоги на прибыль организаций, налоги на совокупный доход и имущество. При этом налоги на прибыль организаций распределены таким образом, что в федеральный бюджет поступает только чуть более четверти от их общего объема, а более 70% – в консолидированный бюджет субъектов РФ (таблица 2).
Поскольку налоговые поступления составляют важную часть доходной части консолидированного бюджета России, контроль и своевременное взыскание задолженностей по налогам и сборам является важным направлением государственной политики. Общий объем налоговой задолженности в России в 2018 году составлял 1081,7 млрд рублей, а в 2019-2020 гг. снижался до чуть более 700 млрд рублей. Однако в 2021-2022 гг. произошел более чем двукратный рост объема задолженности по налогам и сборам, причем наибольшее значение показателя было достигнуто в 2022 году – 1989 млрд рублей.
Таблица 2
Изменение распределения налоговых поступлений по бюджетам бюджетной системы РФ в 2018 и 2022 гг.
Федеральный бюджет РФ, % |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ, % |
|||||
2018 |
2022 |
Изм., % |
2018 |
2022 |
Изм., % |
|
1. налог на прибыль организаций |
24,3 |
26,3 |
2,0 |
75,7 |
73,7 |
-2,0 |
2. налог на доходы физических лиц |
- |
2,6 |
2,6 |
100 |
97,4 |
-2,6 |
3. НДС: - на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
49,4 |
100 |
50,5 |
50,6 |
- |
-50,5 |
- на товары, ввозимые на территорию РФ |
100 |
100 |
- |
- |
- |
- |
4. акцизы по подакцизным товарам: - производимым на территории РФ |
57,6 |
100 |
42,4 |
42,4 |
- |
- |
- ввозимым на территорию РФ |
100 |
100 |
- |
- |
- |
- |
5. налоги на совокупный доход |
- |
- |
- |
100 |
100 |
- |
6. налоги на имущество |
- |
0,1 |
0,1 |
100 |
99,9 |
-0,1 |
7. налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
98,8 |
99,0 |
0,1 |
1,2 |
1,0 |
-0,1 |
Таблица 3
Оценка изменения задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет в России в 2018-2022 гг.
Значение показателя, млрд руб. |
Изменение, % |
||||||
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2020 г. к 2018 г. |
2022 г. к 2020 г. |
|
Всего, в том числе: |
1081,7 |
791,8 |
710,2 |
1830,4 |
1 989 |
-34,3 |
180,1 |
1. по федеральным налогам и сборам, из них: |
481,3 |
410,2 |
361,2 |
1109,3 |
1292,6 |
-25,0 |
2,6 раза |
- НДС |
302,3 |
249,7 |
225,6 |
662,5 |
733,8 |
-25,4 |
2,3 раза |
- налог на прибыль организаций |
100,2 |
83,2 |
67,2 |
219 |
320,8 |
-32,9 |
3,8 раза |
- акцизы по подакцизным товарам (продукции), произведенным в РФ |
13,2 |
13,7 |
8,7 |
76,1 |
84,7 |
-34,1 |
8,7 раза |
- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
3,3 |
9,2 |
9,1 |
29,2 |
41,4 |
175,8 |
3,5 раза |
2. по региональным налогам и сборам |
176,1 |
134,8 |
121,7 |
196,5 |
193,1 |
-30,9 |
58,7 |
3. по местным налогам и сборам |
87,7 |
79,7 |
75,2 |
113,1 |
113,2 |
-14,3 |
50,5 |
4. по налогам со специальным налоговым режимом |
38,4 |
32,7 |
30,1 |
45,7 |
43,4 |
-21,6 |
44,2 |
В структуре задолженности лидирует задолженность по федерльным налогам: в 2018 году она составляла 481,3 млрд рублей, а после снижения в 2020 году к 2021-2022 гг. выросла в 1,8 раза и превысила 1 трлн рублей. Среди федеральных налогов в 2022 году в наибольшей степени выросла задолженность по акцизам на произведенные в РФ товары – более чем в 8 раз и составила 84,7 млрд рублей. В абсолютном выражении наибольший объем задолженности среди федеральных налогов приходится на НДС и налог на прибыль организаций (таблица 3).
Объем задолженности по региональным налогам в исследуемом периоде не превышает 200 млрд рублей, при этом в 2020 году отмечено снижение показателя на 31% – до 121,7 млрд рублей, а к 2022 году – рост на 59% до 193,1 млрд рублей. По местным налогам к 2020 году также выявлено снижение размера задолженности до 75,2 млрд рулей, а к 2022 год –увеличение до 113,2 млрд рублей. Объем задолженности по налогам со специальным налоговым режимом составил 43,4 млрд рублей в 2022 году.
Заключение
В 2020 году, когда произошло усиление кризиса в экономике на фоне пандемии, объем и удельный вес налоговых доходов государственного бюджета сократился, что вполне закономерно. Однако в 2021-2022 годах произошло восстановление темпов роста объема налоговых доходов государственного бюджета, а их доля выросла до 68%.
В структуре налоговых поступлений наиболее крупными направлениями являются налоги и сборы за пользование природными ресурсами, НДС и налоги на прибыль организаций. Однако в 2020 году объем поступлений в государственный бюджет по данным направлениям сократился заметно.
Также на фоне кризиса отмечен кратный рост объема задолженностей по всем видам налогов, при этом наиболее существенными также являются задолженности по НДС и налогам на прибыль организаций, что свидетельствует об ухудшении финансового положения бизнес-субъектов.
В результате, существенный объем задолженностей по налогам и сборам актуализирует проведение политики в части взыскания просроченных задолженностей со стороны налогоплательщиков, однако в условиях сохранения кризиса требует лояльного подхода.