Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ КОМПАНИИ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЭК В ПЕРИОД САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ

Лебедева Н.Е. 1 Арзуманян А.Э. 1, 2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 ООО «МБ»
Россия оказывает большое воздействие на весь мировой энергетический рынок. В связи с этим в современных условиях отказ других стран от российских энергоресурсов оказывает прямое влияние на ценообразование. Несмотря на риски дальнейшего роста нефтяных, газовых, угольных и электроэнергетических котировок, а также вызовов для обеспечения энергобезопасности европейских стран, геополитические причины все же привели к введению санкций в отношении российского ТЭК. С учетом того, что ряд ограничительных мер уже вступил в силу, и есть все основания допускать, что он пополнится некоторыми из тех, что находятся, например, на стадии заявления и обсуждения, представляется необходимым оценить последствия таких решений для российской энергетики. И вместе с тем, рассмотреть финансовые аспекты способов поддержки и сохранения ее действующего потенциала.
топливно-энергетический комплекс
санкции
ресурсы
европейский и западный регион
импортозамещение
1. Мухтарова М. Проверка на устойчивость // Вести в электроэнергетике. 2022. № 2 (118). С. 24-27.
2. Семикашев В. Экономическая (политика для отраслей ТЭК России в условиях санкций // Энергетическая политика. 2022. № 8 (174). С. 28-40.
3. Лебедева Н.Е., Зеленин В.А. Подходы к моделированию инновационных стратегий предприятий ТЭК в условиях санкционного давления // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. №5-3. С. 369-374.
4. Замотаева В.А. Экономическое обоснование тарифов на электроэнергию для организаций // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: сборник научных трудов по итогам V национальной научно-практической конференции / Под ред. И.В. Федосеева. (Санкт-Петербург, 10 ноября 2022 года). СПб., 2022. С. 79-84.
5. Кузнецова Е.М. Направления повышения уровня экономической безопасности в условиях санкций для нефтяной промышленности России // Молодой ученый. 2023. № 22 (469). С. 189-191.
6. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/energo106.pdf (дата обращения: 30.03.2024).
7. Ершов М.В. Российская экономика в условиях новых санкционных вызовов // Вопросы экономики. 2022. № 12. С. 5-23.
8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/ (дата обращения: 13.03.2024).
9. Засека Д.А., Веркау П.В. Инвестиционная активность топливно-энергетического комплекса в условиях санкционных ограничений // Взгляд молодых исследователей: экономика, управление, инновации: сборник трудов конференции (Мытищи, 27–28 апреля 2023 года). 2023. С. 90-93.
10. Пыхов П. Топливно-энергетический комплекс России в условиях санкционных ограничений // Московский экономический журнал. 2022. № 12. С. 147-161.
11. Аганбегян А.Г. ТЭК России – будущее с учетом требований устойчивого развития и геополитической обстановки // Научные труды ВЭО России, 2021. Т. 236. С. 359-383.

Введение

Санкционное давление оказывает серьезное влияние на развитие всех отраслей народного хозяйства. Последствия специальной военной операции выражается в виде санкционных ограничений против российских компаний, а также физических лиц. Среди отраслей не является исключением топливно-энергетический комплекс. Для топливно-энергетического комплекса санкции повлияли на добычу и экспорт нефтяных продуктов, повлекли за собой снижение инвестиций в отрасль и замедлили темпы модернизации бизнес-процессов [1].

missing image file

Санкционные технологии Источник: составлено на основе [2]

Топливно-энергетический комплекс в условиях санкционного давления вынужден бороться со следующими последствиями:

- прямые ограничения на приобретение российских энергетических ресурсов;

- косвенные ограничения: проблемы с перевозками, обслуживание торговых судов, увеличение стоимости страховых взносов и другие;

- технологические ограничения [1, 2].

В условиях санкционного давления наиболее важные санкционные технологии для нефтегазового сектора, представлены на рисунке.

Россия к 2060 году ставит цель достичь углеродной нейтральности, большинство развитых стран ставят цель к 2050 году достичь этой цели. Для России топливно-энергетический комплекс имеет большое значение, так как Россия занимает первое место в экспорте энергетических ресурсов в мире, третье место по добыче нефти и производству нефтепродуктов. Также по природному газу Россия имеет показатели выше. Все это обуславливает наличие последствий углеродных выбросов со стороны ТЭК, которые влияют на климат и загрязняют окружающую среду. Поэтому важно использование высокотехнологичного производства с учетом устойчивого развития и геополитической обстановки [2].

Цель настоящего исследования заключается в изучении механизмов управления финансовыми ресурсами компании по материально-техническому обеспечению предприятий топливно-энергетического комплекса в период санкционного давления [3].

Материалы и методы исследования

В целом топливно-энергетический комплекс как основа базовых отраслей народного хозяйства определяет конкурентоспособность национальной экономики. На конкурентоспособность данного комплекса существенное влияние оказывают современные вызовы:

- переход к низкоуглеродной энергетике: в связи с ростом осознания климатических изменений и необходимости снижения выбросов парниковых газов, топливно-энергетический комплекс сталкивается с необходимостью перехода к более экологически чистым источникам энергии, таким как возобновляемые источники энергии (ветроэнергетика, солнечная энергия), ядерная энергетика и энергосбережение;

- технологические инновации: развитие новых технологий, таких как электромобили, хранение энергии, «умные» сети и дроны, представляет вызов для традиционных компаний топливно-энергетического комплекса, которые должны адаптироваться к новым рыночным условиям и конкуренции со стороны инновационных стартапов [4];

- геополитическая нестабильность: топливно-энергетический комплекс часто зависит от геополитических факторов, таких как поставки нефти и газа из определенных регионов мира [4]. Геополитическая нестабильность и конфликты могут оказать негативное воздействие на поставки и цены энергоносителей.

- эффективность и устойчивость инфраструктуры: старение инфраструктуры ТЭК и угрозы кибератак требуют повышенного внимания к безопасности и устойчивости систем энергоснабжения.

Рассмотрим действующие механизмы, используемы для снижения экспортных потерь в топливно-энергетическом комплексе. Для смягчения последствий от экспортных потерь правительство переориентирует поставки в страны, которые не внесли санкционные меры. Таким образом, Россия почти в 4 раза увеличила экспорт нефти в Индию до 360 тыс. барр./день. Экспорт в Китай увеличился до 841 тыс. барр./день – на 4% выше среднего уровня прошлого периода. При этом доля России в импорте нефти Индии и Китая ранее составляла 1% и 14% соответственно. В случае увеличения доли России в импорте нефти Индии до 10% и в импорте нефти Китая до 30% возможен рост экспорта по данным направлениям на 38 млн барр. 3 или 5 млн т в следующем году [1].

В то же время существует ряд факторов, сдерживающие переориентацию экспорта, такие как недостаточность финансовых ресурсов, неготовность страховых компаний нести потенциальные издержки при оказании услуг судовладельцам и недостаточного количества перевозчиков, согласных на транспортировку российской нефти [1].

Снижение объемов экспорта отразится на сокращении добычи нефти. По прогнозам Министерства Энергетики зарубежных стран добыча в России сократится на 0,25 – 0,75 млн барр./день. Самые критические прогнозы определяют еще большее сокращение – 4 млн барр./день [1].

Нефтедобыча и нефтепереработка являются ключевыми подотраслями топливно-энергетического комплекса [1]. Кроме нефтяного эмбарго для Российской Федерации были введены санкционные ограничения в отношении поставок оборудования для нефтепереработки и нефтедобычи. Вместе с тем были внесены запреты на совместные инвестиционные проекты в нефтегазовом секторе [5]. Такие компании как Shell, TotalEnergies, OMV или Technip Energies еще до объявления официальных санкционных ограничений заявили о выходе из участия в российских нефтегазовых проектах.

Введенные ограничения повышают риски в определенных сегментах в нефтегазовом секторе. В частности основной риск в сфере нефтедобычи приходится на долю трудноизвлекаемых запасов. Согласно статистике на долю трудноизвлекаемых запасов приходится порядка 10% объемов добычи нефти и около 65% ее разведанных запасов.

Доступ к трудноизвлекаемым запасам обеспечиваются специальными установками технологии бурения, флотами гидроразрыва пласта, импортного происхождения. При сохранении текущих ограничений нефтегазовый сектор может лишиться до 54% флотов и до 45% рынка бурильных установок. Если взять во внимание объемы извлечения нефти из указанных запасов, то это примерно сопоставимо со снижением показателей годового производства нефти на 5-10% .

Закупка оборудования для извлечения нефти из трудноизлекаемых запасов актуализирует проблему закупки – по данным Минпромторга России за 2020 год, 80% флотов ГРП эксплуатировались более 10 лет и требовали замены «в ближайшие 3-5 лет [6].

Наряду с оборудованием, не менее важным для обеспечения процесса гидроразрыва является наличие симулятора к нему: специальной программы, созданного для управления процессом бурения. В настоящее время на российском рынке преимущественно представлены системы симуляторов из государств, поддерживающих ограничения, что повышает востребованность тиражирования отечественных симуляторов. Открытие новых месторождений также находится под угрозой [6].

В качестве базовой меры по снижению обозначенных рисков в сфере нефтедобычи и нефтепереработки может выступить ускоренное импортозамещение в отрасли нефтегазового машиностроения [1]. В новых условиях главная антисанкционная мера – это усиление внутренней экономики, которое сделает санкции против России неэффективными [7].

Во многом эффективное управление финансовыми ресурсами возможно в случае грамотного проведения мероприятий по привлечению инвестиций. В частности, президент РФ В.В. Путин отмечал: «для уверенного роста инвестиций экономике нужны так называемые длинные деньги... Это прямая ответственность Банка России» [8].

Ограничения на поставки оборудования для российской энергетики из США, ЕС и Японии затрагивают и электрогенерацию: такие иностранные компании, как Fortum и General Electric, ушли из российских инвестиционных проектов.

Введенные ограничительные меры, по оценкам российских генерирующих компаний, могут затруднить эксплуатацию импортных энергоблоков на ТЭС вплоть до их полной остановки. Так, в зоне риска находятся турбины общей мощностью 35 ГВт, что составляет около 20% от мощности всех ТЭС, на которые в России в предыдущие года, по данным СО ЕЭС, приходилось 62% общего объема генерации. Модернизация инфраструктуры электроэнергетики, согласно антикризисному плану Минэнерго России, будет стимулироваться докапитализацией «Россетей» и «РусГидро» и повышением тарифов ранее запланированного срока [9]. Кроме того в связи с затруднениями в поставках оборудования целесообразно смягчение режима начисления штрафов за задержку вводов объектов по программе модернизации старых ТЭС и новой генерации возобновляемых источников энергии [1].

Организации топливно-энергетического комплекса, имеющие зависимость от санкционных технологий, испытывает влияние и финансовую зависимость от иностранных партнеров, имеющих возможность выбрать поставщиков/подрядчиков из множества конкурирующих организаций, деятельность которых ориентирована именно на заказчика.

Что касается других отраслей народного хозяйства, которые задействованы в строительном бизнесе, текстильном производстве, производстве продуктов питания, продаже повседневных товаров и оказании мелких бытовых услуг. Они в меньшей степени зависимы иностранных партнеров. Деятельность таких предприятий во многом ориентирована на конечного потребителя, которым часто является физическое лицо.

В настоящее время технико-технологическая группа факторов развития особенно важна в настоящих условиях. Следует особо отметить актуальность выбора логистических путей, которая также пострадала в условиях санкционных ограничеий. Так логистическая система организации, несомненно, одна из основ его бесперебойной деятельности и фактор конкурентоспособности в нынешних условиях. Очевидно, организация грамотной системы обеспечения на предприятии должна быть одной из основных задач управленческого звена. Совокупность логистических систем каждого отдельного предприятия складывается в один логистический комплекс страны, который в итоге играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности экономики страны на глобальном уровне. Поскольку грамотный уровень организации системы необходим не только для того, чтобы обеспечивать предприятие всем необходимым в нужные предприятию сроки, а также для того, чтобы минимизировать издержки, в частности, трансакционные, объём которых говорит о рациональности деятельности организации.

Очевидно, что периодическая переоценка масштаба поставок напрямую связана с конкурентоспособностью предприятия – реализацией произведённой продукции. За это, в первую очередь, отвечает система планирования. Фирма, находящаяся в отрасли длительное время, как правило, имеет определённую схему по количеству реализованной продукции, а следовательно, и по объёму необходимых поставок, изменения в которой зависят от, соответственно, факторов внутренней и, в большей мере, внешней среды. В особенности, имеет место зависимость от сезона, экономической, политической, социокультурных составляющих. Динамичность тут связанна со способностью системы планирования подстраиваться под изменения.

Результаты исследования и их обсуждение

Переориентация поставок природного газа ввиду более сложной логистической структуры требует большего времени для переключения на альтернативных поставщиков по сравнению с нефтяными или угольными поставками. В первую очередь, это связано с необходимостью наличия трубопровода, систем по контролю над снижением и регазификации сжиженного природного газа [10]. Исходя из этого, в краткосрочном периоде значительное изменение направлений импорта для Европы невозможно.

Определение системы управления финансовыми ресурсами зависит от возможности снижения российского импорта в Европу, что регион и закладывает в долгосрочной перспективе. Так, с этой целью Европейская комиссия разработала План REPower EU, который предполагает заблаговременный отказ, а именно до 2030 г. европейских стран от импорта энергоносителей из России [1]. Полная реализация предложений Европейской комиссии по снижению выбросов парниковых газов «Fit for 55» сократила бы годовое потребление природного газа на 30% к 2030 году (100 млрд куб. м) при импорте энергоресурса из России в 155 млрд куб. м/год. В то же время ускоренный отказ в рамках REPower EU предполагает отказ от примерно 60 млрд куб. м газа уже в течение действующего периода [6].

Предполагается, что частичный отказ от российского газа со стороны Европы приобретает все более реалистичный оттенок в среднесрочной перспективе.

Возвращаясь к финансовой составляющей, и с учетом описанной ситуации, предложение по переходу на рублевые расчеты для оплаты газовых контрактов странами, вводящими санкции против России, в краткосрочной перспективе в некоторой степени скорректирует валютный курс доллара к рублю [6]. Вместе с тем это в умеренной степени повлияет на спрос на российский газ в Европе – приоритетность импорта газа из России достаточно низкая в регионе. В то же время важно понимать, что реализация подобных решений в настоящее время все ещё зависит от возможности изменений условий соответствующих договоров и соглашений.

С учетом инцидента на газопроводе “Северный поток” доля России на газовом рынке Европы стремительно снизилась. В этом случае эффективность управления финансовыми ресурсами предприятий ТЭК будет во многом зависеть от переориентации экспорта в восточные страны и расширение мощностей по сжижению природного газа для большей мобильности такой переориентации, а также скоротечность реализации отмеченных мероприятий [1].

На современном этапе развития конкурентные, социально ответственные организации топливно-энергетического комплекса необходимы решать следующие вопросы:

• улучшение или создание конкурентной среды в новых и развивающихся сферах экономики;

• сокращение нехватки рабочих мест и формирование занятости населения в обеспечивающих производствах (как товаров, так и услуг);

• формирование среднего класса – опоры стабильности в экономике;

• стимулирование предпринимательской инициативы в стране;

• внедрение новых методов хозяйствования либо прикладных технологий на постоянную основу [4].

Заключение

Таким образом, введение санкций во многом оказало влияние на взаимодействие России со странами Европы и Запада. Они снизили показатели экспорта и импорта, повысили цены на ресурсы, ввели потолок цен и т.д. Подобные ограничительные меры вызвали реакцию, которая предусматривает введение активной политики импортозамещения включающей привлечение новых отечественных технологий и модернизацию уже действующего технического оснащения [4].

Кроме того, Россия взяла направление сотрудничества на Восток, где такие страны, как Китай, не только отказались от поддержки указанного пакеты санкций в отношении нашей страны, но и увеличивают импорт российских энергоресурсов, наращивают поставки оборудования. Важно отметить, что речь в данном случае идет не только о восточном регионе, поскольку множество стран из Европы, Южной Америки также не присоединились к введению ограничительных мер и активно сотрудничают с Российской Федерации, в том числе, в сфере ТЭК.


Библиографическая ссылка

Лебедева Н.Е., Арзуманян А.Э. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ КОМПАНИИ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЭК В ПЕРИОД САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 5-1. – С. 87-92;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3417 (дата обращения: 03.07.2024).