Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ СБАЛАНСИРОВАННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ»

Сиражудинова С.И. 1
1 Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук
В статье рассматривается концепция «новой нормальности» и ее влияние на экономическое развитие. Автор отмечает, что Северо-Кавказский федеральный округ нуждается в сбалансированном экономическом развитии, так как он зависит от дотаций из федерального бюджета и имеет низкий уровень инвестиций. Сбалансированное экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа в условиях «новой нормальности» требует комплексного подхода, включающего развитие различных отраслей экономики, повышение уровня человеческого капитала и создание благоприятной инвестиционной среды. Для достижения сбалансированного развития региона автор предлагает развивать инфраструктуру, промышленность, туризм и агропромышленный комплекс. Также в работе подчеркивается важность улучшения качества образования, чтобы повысить уровень человеческого капитала в регионе. Автором отмечается важность развития инфраструктуры региона, являющийся одной из ключевых задач для достижения сбалансированного экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.
новая нормальность
скфо
сбалансированное экономическое развитие
приоритетные направления
инвестиционная среда
1. Распоряжение Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. N 1485-р О Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6642479/ (дата обращения: 20.03.2024).
2. Алиева У.З. Стратегии ускорения роста туристических услуг в горных регионах // Современные вопросы устойчивого развития общества в эпоху трансформационных процессов: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, Москва, 22 ноября 2023 года. М.: Алеф, 2023. С. 119-126.
3. Антонова Н.В. Человек и общество в условиях «новой нормальности»: обзор социологических исследований пандемии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2023. Т. 23, № 1. С. 64-72. DOI: 10.14529/ssh230108.
4. Багомедов М.А. Риски развития и потенциальные возможности регионов СКФО в условиях новой экономической нормальности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2022. № 11(145). С. 86-97. DOI: 10.26726/1812-7096-2022-11-86-97.
5. Курбанов К.К. Кардашова М.А., Валиева Д.Г. Особенности инновационного развития и цифровизации в АПК региона // Горное сельское хозяйство. 2022. № 1. С. 78-83. DOI: 10.25691/GSH.2022.1.015.
6. Курюкин А.Н. «Новая нормальность» экономики, политики и социума в условиях covid-19 и после // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2021. № 2. С. 160-180.
7. Сиражудинов И.К., Сиражудинова С.И. Перспективы развития туризма в Дагестане // Глобальное партнерство как гарантия устойчивого социально-экономического развития Дагестана: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Конференция посвящена 100-летию образования Республики Дагестан, Махачкала, 06–07 апреля 2021 года / Министерство по национальной политике и делам религии РД; Профессиональное образовательное частное учреждение «Гуманитарно-педагогический колледж». Махачкала: ООО «АЛЕФ», 2021. С. 116-120.

Введение

«Новая нормальность» представляет собой новую экономическую реальность, которая возникла в результате мирового финансового кризиса 2008 г. И с появлением пандемии COVID-19 в 2020 году, термин «новая нормальность» стал активно использоваться для описания изменений, происходящих в мире. Это явление коснулось и России. Поэтому исследование данной темы позволит оценить возможности для развития экономики Северо-Кавказского федерального округа. Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) является одним из наиболее сложных и проблемных регионов России. Он включает в себя семь субъектов: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край и Чеченская Республика.

Цель исследования – провести анализ ограничений и возможностей сбалансированного экономического развития Северо-Кавказского федерального округа в условиях «новой нормальности»

Материалы и методы исследования

Теоретической и методологической основой данного исследования послужили труды российских авторов и нормативные правовые акты. При проведении исследования были применены различные подходы и методы, включая анализ статистических данных, сравнительный анализ и использование качественного метода.

Результаты исследования и их обсуждение

«Новая нормальность» описывает переход к новым образцам поведения, образу жизни и экономической деятельности, которые становятся необходимыми и принимаемыми в новой реальности. Антонова Н.В. считает, что пандемия коронавируса не привела к появлению совершенно новой реальности, а скорее способствовала ускорению уже существующих тенденций и изменений, которые наблюдались на протяжении длительного времени в связи с процессами информатизации и глобализации общества [3, с. 64].

Основная идея «новой нормальности» заключается в том, что после кризиса мир не возвращается к прежнему состоянию, а претерпевает изменения, которые становятся новой нормой. Новая социальная и экономическая нормальность подразумевает переход к новым моделям поведения и взаимодействия, новым способам производства и потребления, а также новым формам организации и управления обществом и экономикой.

Новая экономическая нормальность, вызванная пандемией COVID-19 и связанными с ней ограничениями, также повлияла на Россию. В стране были введены карантинные меры и ограничено передвижение граждан, что привело к снижению экономической активности населения и ухудшению многих показателей.

Несмотря на меры поддержки с целью стабилизации и восстановления экономики «в течение 2020 года убыль предприятий малого и среднего бизнеса в России, по оценкам FinExpertiza, которые приводит ТАСС, составила более чем 240 тыс., то есть их число сократилось на 4,2% – до 5,6 млн. Это второе резкое падение по сравнению с 2019 годом, когда убыль составила 1,4%. Таким образом, динамика сокращения числа МСП ускорилась в три раза. Количество микропредприятий уменьшилось на 4,3% (до 5,35 млн), малых – на 3,3% (до 218,5 тыс)» [6, с. 166].

Говоря о Северо-Кавказском федеральном округе, в условиях «новой нормальности» регионы СКФО нуждаются в сбалансированном экономическом развитии.

Известно, что СКФО является одним из наиболее зависимых от федерального бюджета регионов России [1]. Это означает, что развитие округа в значительной степени зависит от дотаций из федерального бюджета, что может ограничивать возможности самостоятельного развития региона. Вместе с этим, СКФО имеет низкий уровень инвестиций по сравнению с другими регионами России, что может быть связано с неблагоприятной инвестиционной средой, недостаточной развитостью инфраструктуры и коррупцией.

Для достижения сбалансированного экономического развития необходимо принять ряд мер. Отсутствие развитой инфраструктуры может затруднить развитие экономики, поэтому, в первую очередь, важно развивать инфраструктуру в регионах, включая строительство дорог, аэропортов, железных дорог и т.д. Развитие инфраструктуры позволит улучшить доступность и снизить издержки для предприятий и населения.

Во-вторых, необходимо развивать промышленность в регионах СКФО. Это создаст новые рабочие места, повысит уровень доходов и поможет привлечь инвестиции. Важно также оказывать поддержку и развивать агропромышленный комплекс, в частности, сельское хозяйство. Климат в СКФО и плодородные почвы являются благоприятными условиями для развития агропромышленного комплекса. Развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности может способствовать увеличению производства сельскохозяйственной продукции и экспорту. «Приоритетным и главным стратегическим фактором инновационного развития и повышения эффективности агропромышленного производства в регионах СКФО является формирование инновационной стратегии, направленной на внедрении в АПК достижений науки и техники. Определение концептуальных подходов и приоритетных направлений стратегического планирования инновационного развития в АПК СКФО, позволяет обеспечить техническое и технологическое обновление отраслей и сфер АПК проблемного региона и повышение его социально-экономической эффективности. Прибыльность отраслей аграрного сектора экономики региона зависит от того, насколько своевременно внедряются в отрасль новые, инновационные технологии, внедрение цифровизации и специальных технических средств, вложения материальных ресурсов» [5, с. 83]. Формирование инновационной стратегии и определение приоритетных направлений развития в агропромышленном производстве позволит повысить эффективность отраслей и сфер АПК региона и обеспечить устойчивое развитие региональной экономики.

Также стоит уделить внимание развитию туристического сектора в регионах СКФО. Этот федеральный округ обладает уникальными природными и культурными ресурсами, которые могут привлечь туристов. Для этого необходимо развивать инфраструктуру для туризма, включая гостиницы, рестораны, транспортную сеть и туристические маршруты. Вместе с этим, «в целях развития туризма в горных регионах решающее значение имеет придание приоритета экологическим инициативам для смягчения воздействия на хрупкие экосистемы. Поддерживая практику, отдающую приоритет экологическому благополучию, туризм может гармонично сосуществовать с уникальными экосистемами горных регионов» [2, с. 123].

Одним из регионов СКФО наиболее перспективным в сфере туризма является Дагестан, так как обладает богатым этнокультурным и историческим наследием. Одним из основных преимуществ Дагестана является его природное разнообразие. Этот регион имеет большой потенциал для развития туризма и привлечения новых посетителей. В последние годы правительство Дагестана активно развивает инфраструктуру для туризма, развивается малое и среднее предпринимательство сферы туризма и сервиса. Вместе с этим, необходимо отметить, что «положительное влияние туризма на экономику региона происходит лишь в том случае, когда туризм развивается всесторонне, то есть не превращает экономику региона в экономику услуг. Туризм должен развиваться параллельно с другими отраслями народнохозяйственного комплекса» [7, с. 117].

Также следует отметить, что одной из проблем, оказывающих отрицательное влияние на привлечение инвестиций в регион, является низкий уровень образования по сравнению с другими регионами России. «Общий образовательный уровень экономически активного населения в Северо-Кавказском федеральном округе несколько ниже средних показателей по Российской Федерации. Так, занятое население, имеющее высшее образование, составляет 26,2 процента общей численности населения (по Российской Федерации – 27,1 процента), среднее профессиональное – 22,2 процента общей численности населения (по Российской Федерации – 26,7 процента). При этом в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, уровень образования даже превосходит среднероссийский, например, в Республике Ингушетия – 43,6 процента общей численности населения» [1].

Для решения указанной проблемы необходимо увеличить финансирование образования и повысить качество образования в регионе. Также необходимо разработать и реализовать программы по расширению доступа к образованию, такие как строительство новых школ. Это крайне необходимо в регионах с высоким уровнем рождаемости, как Чеченская Республика, Республика Ингушетия и Республика Дагестан. Говоря о высокой рождаемости, следует отметить, что Багомедов М.А. относит хорошую демографию к потенциальным возможностям устойчивого развития проблемных регионов СКФО [4, с. 93].

Также, одним из возможных направлений экономического развития СКФО в условиях «новой нормальности» является развитие энергетического сектора. СКФО обладает значительными энергетическими ресурсами, такими как нефть, газ и уголь. Развитие энергетического сектора может способствовать увеличению добычи и экспорту энергетических ресурсов, а также привлечению инвестиций в регион. Основные запасы нефти СКФО сосредоточены в Чеченской Республике, который также является из крупнейших производителей нефти из регионов СКФО. Однако, чтобы реализовать потенциал энергетического сектора, необходимо развивать не только добычу, но и переработку и экспорт нефти. Для этого необходимы инвестиции в строительство и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, а также в инфраструктуру для транспортировки нефти и газа. Увеличение добычи и экспорта энергетических ресурсов может привести к росту доходов федерального и регионального бюджетов, что позволит финансировать социальные программы и инфраструктурные проекты. Развитие энергетического сектора может стать одним из ключевых направлений экономического развития СКФО в условиях «новой нормальности». Но необходимо учитывать, как преимущества, так и вызовы, связанные с этим сектором. Например, необходимо обеспечить экологическую безопасность при добыче и переработке энергетических ресурсов, чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

Заключение

Сбалансированное экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа в условиях «новой нормальности» требует комплексного подхода, включающего развитие различных отраслей экономики, повышение уровня человеческого капитала и создание благоприятной инвестиционной среды. Это поможет региону преодолеть зависимость от дотаций из федерального бюджета и способствует достижению устойчивого экономического развития в условиях «новой нормальности».


Библиографическая ссылка

Сиражудинова С.И. ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ СБАЛАНСИРОВАННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ» // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 4-2. – С. 284-287;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3395 (дата обращения: 21.11.2024).