Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

LIMITATIONS AND OPPORTUNITIES FOR BALANCED ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT IN THE CONTEXT OF THE “NEW NORMAL”

Sirazhudinova S.I. 1
1 Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences
The article examines the concept of the “new normality” and its impact on economic development. The author notes that the North Caucasus Federal District needs balanced economic development, as it depends on subsidies from the federal budget and has a low level of investment. The balanced economic development of the North Caucasus Federal District in the context of the “new normality” requires an integrated approach, including the development of various sectors of the economy, increasing the level of human capital and creating a favorable investment environment. To achieve a balanced development of the region, the author proposes to develop infrastructure, industry, tourism and the agro-industrial complex. The work also highlights the importance of improving the quality of education in order to increase the level of human capital in the region. The author notes the importance of developing the infrastructure of the region, which is one of the key tasks for achieving balanced economic development of the North Caucasus Federal District.
new normal
ncfd
balanced economic development
priority areas
investment environment

Введение

«Новая нормальность» представляет собой новую экономическую реальность, которая возникла в результате мирового финансового кризиса 2008 г. И с появлением пандемии COVID-19 в 2020 году, термин «новая нормальность» стал активно использоваться для описания изменений, происходящих в мире. Это явление коснулось и России. Поэтому исследование данной темы позволит оценить возможности для развития экономики Северо-Кавказского федерального округа. Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) является одним из наиболее сложных и проблемных регионов России. Он включает в себя семь субъектов: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край и Чеченская Республика.

Цель исследования – провести анализ ограничений и возможностей сбалансированного экономического развития Северо-Кавказского федерального округа в условиях «новой нормальности»

Материалы и методы исследования

Теоретической и методологической основой данного исследования послужили труды российских авторов и нормативные правовые акты. При проведении исследования были применены различные подходы и методы, включая анализ статистических данных, сравнительный анализ и использование качественного метода.

Результаты исследования и их обсуждение

«Новая нормальность» описывает переход к новым образцам поведения, образу жизни и экономической деятельности, которые становятся необходимыми и принимаемыми в новой реальности. Антонова Н.В. считает, что пандемия коронавируса не привела к появлению совершенно новой реальности, а скорее способствовала ускорению уже существующих тенденций и изменений, которые наблюдались на протяжении длительного времени в связи с процессами информатизации и глобализации общества [3, с. 64].

Основная идея «новой нормальности» заключается в том, что после кризиса мир не возвращается к прежнему состоянию, а претерпевает изменения, которые становятся новой нормой. Новая социальная и экономическая нормальность подразумевает переход к новым моделям поведения и взаимодействия, новым способам производства и потребления, а также новым формам организации и управления обществом и экономикой.

Новая экономическая нормальность, вызванная пандемией COVID-19 и связанными с ней ограничениями, также повлияла на Россию. В стране были введены карантинные меры и ограничено передвижение граждан, что привело к снижению экономической активности населения и ухудшению многих показателей.

Несмотря на меры поддержки с целью стабилизации и восстановления экономики «в течение 2020 года убыль предприятий малого и среднего бизнеса в России, по оценкам FinExpertiza, которые приводит ТАСС, составила более чем 240 тыс., то есть их число сократилось на 4,2% – до 5,6 млн. Это второе резкое падение по сравнению с 2019 годом, когда убыль составила 1,4%. Таким образом, динамика сокращения числа МСП ускорилась в три раза. Количество микропредприятий уменьшилось на 4,3% (до 5,35 млн), малых – на 3,3% (до 218,5 тыс)» [6, с. 166].

Говоря о Северо-Кавказском федеральном округе, в условиях «новой нормальности» регионы СКФО нуждаются в сбалансированном экономическом развитии.

Известно, что СКФО является одним из наиболее зависимых от федерального бюджета регионов России [1]. Это означает, что развитие округа в значительной степени зависит от дотаций из федерального бюджета, что может ограничивать возможности самостоятельного развития региона. Вместе с этим, СКФО имеет низкий уровень инвестиций по сравнению с другими регионами России, что может быть связано с неблагоприятной инвестиционной средой, недостаточной развитостью инфраструктуры и коррупцией.

Для достижения сбалансированного экономического развития необходимо принять ряд мер. Отсутствие развитой инфраструктуры может затруднить развитие экономики, поэтому, в первую очередь, важно развивать инфраструктуру в регионах, включая строительство дорог, аэропортов, железных дорог и т.д. Развитие инфраструктуры позволит улучшить доступность и снизить издержки для предприятий и населения.

Во-вторых, необходимо развивать промышленность в регионах СКФО. Это создаст новые рабочие места, повысит уровень доходов и поможет привлечь инвестиции. Важно также оказывать поддержку и развивать агропромышленный комплекс, в частности, сельское хозяйство. Климат в СКФО и плодородные почвы являются благоприятными условиями для развития агропромышленного комплекса. Развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности может способствовать увеличению производства сельскохозяйственной продукции и экспорту. «Приоритетным и главным стратегическим фактором инновационного развития и повышения эффективности агропромышленного производства в регионах СКФО является формирование инновационной стратегии, направленной на внедрении в АПК достижений науки и техники. Определение концептуальных подходов и приоритетных направлений стратегического планирования инновационного развития в АПК СКФО, позволяет обеспечить техническое и технологическое обновление отраслей и сфер АПК проблемного региона и повышение его социально-экономической эффективности. Прибыльность отраслей аграрного сектора экономики региона зависит от того, насколько своевременно внедряются в отрасль новые, инновационные технологии, внедрение цифровизации и специальных технических средств, вложения материальных ресурсов» [5, с. 83]. Формирование инновационной стратегии и определение приоритетных направлений развития в агропромышленном производстве позволит повысить эффективность отраслей и сфер АПК региона и обеспечить устойчивое развитие региональной экономики.

Также стоит уделить внимание развитию туристического сектора в регионах СКФО. Этот федеральный округ обладает уникальными природными и культурными ресурсами, которые могут привлечь туристов. Для этого необходимо развивать инфраструктуру для туризма, включая гостиницы, рестораны, транспортную сеть и туристические маршруты. Вместе с этим, «в целях развития туризма в горных регионах решающее значение имеет придание приоритета экологическим инициативам для смягчения воздействия на хрупкие экосистемы. Поддерживая практику, отдающую приоритет экологическому благополучию, туризм может гармонично сосуществовать с уникальными экосистемами горных регионов» [2, с. 123].

Одним из регионов СКФО наиболее перспективным в сфере туризма является Дагестан, так как обладает богатым этнокультурным и историческим наследием. Одним из основных преимуществ Дагестана является его природное разнообразие. Этот регион имеет большой потенциал для развития туризма и привлечения новых посетителей. В последние годы правительство Дагестана активно развивает инфраструктуру для туризма, развивается малое и среднее предпринимательство сферы туризма и сервиса. Вместе с этим, необходимо отметить, что «положительное влияние туризма на экономику региона происходит лишь в том случае, когда туризм развивается всесторонне, то есть не превращает экономику региона в экономику услуг. Туризм должен развиваться параллельно с другими отраслями народнохозяйственного комплекса» [7, с. 117].

Также следует отметить, что одной из проблем, оказывающих отрицательное влияние на привлечение инвестиций в регион, является низкий уровень образования по сравнению с другими регионами России. «Общий образовательный уровень экономически активного населения в Северо-Кавказском федеральном округе несколько ниже средних показателей по Российской Федерации. Так, занятое население, имеющее высшее образование, составляет 26,2 процента общей численности населения (по Российской Федерации – 27,1 процента), среднее профессиональное – 22,2 процента общей численности населения (по Российской Федерации – 26,7 процента). При этом в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, уровень образования даже превосходит среднероссийский, например, в Республике Ингушетия – 43,6 процента общей численности населения» [1].

Для решения указанной проблемы необходимо увеличить финансирование образования и повысить качество образования в регионе. Также необходимо разработать и реализовать программы по расширению доступа к образованию, такие как строительство новых школ. Это крайне необходимо в регионах с высоким уровнем рождаемости, как Чеченская Республика, Республика Ингушетия и Республика Дагестан. Говоря о высокой рождаемости, следует отметить, что Багомедов М.А. относит хорошую демографию к потенциальным возможностям устойчивого развития проблемных регионов СКФО [4, с. 93].

Также, одним из возможных направлений экономического развития СКФО в условиях «новой нормальности» является развитие энергетического сектора. СКФО обладает значительными энергетическими ресурсами, такими как нефть, газ и уголь. Развитие энергетического сектора может способствовать увеличению добычи и экспорту энергетических ресурсов, а также привлечению инвестиций в регион. Основные запасы нефти СКФО сосредоточены в Чеченской Республике, который также является из крупнейших производителей нефти из регионов СКФО. Однако, чтобы реализовать потенциал энергетического сектора, необходимо развивать не только добычу, но и переработку и экспорт нефти. Для этого необходимы инвестиции в строительство и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, а также в инфраструктуру для транспортировки нефти и газа. Увеличение добычи и экспорта энергетических ресурсов может привести к росту доходов федерального и регионального бюджетов, что позволит финансировать социальные программы и инфраструктурные проекты. Развитие энергетического сектора может стать одним из ключевых направлений экономического развития СКФО в условиях «новой нормальности». Но необходимо учитывать, как преимущества, так и вызовы, связанные с этим сектором. Например, необходимо обеспечить экологическую безопасность при добыче и переработке энергетических ресурсов, чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

Заключение

Сбалансированное экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа в условиях «новой нормальности» требует комплексного подхода, включающего развитие различных отраслей экономики, повышение уровня человеческого капитала и создание благоприятной инвестиционной среды. Это поможет региону преодолеть зависимость от дотаций из федерального бюджета и способствует достижению устойчивого экономического развития в условиях «новой нормальности».