Введение
Одна из задач, воплощающая заданные цели устойчивого развития, отражена в Послании Президента России Федеральному собранию 29.02.2024 г. – Национальный проект «Кадры», так как необходим рост высококвалифицированных молодых специалистов [7, 8]. Основная цель данного проекта – обеспечение доступности и качества образования в учебных заведениях (высшего и среднего профиля), поддерживать профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации, что создаст условия для создания научного и кадрового резерва России, будет способствовать личностному росту граждан, включая генезис научных и инновационных достижений, профессиональных навыков, а в целом устойчивому развитию и кадровой безопасности страны [1, 4]. Совершенствование и преобразование образовательных программ предлагается реализовать в рамках Национального проекта «Профессионалитет» [3, 6]. Важным параметром устойчивого развития инновационной деятельности в экономике России является рациональное использование кадрового потенциала страны [2].
С 2018 года осуществляется Федеральный проект «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок» (сокращённо – «Кадры»), который будет расширен и активизирован Национальным проектом «Кадры», реализовывающийся с 2025 года [8].
Цель работы является исследование кадрового потенциала в рамках устойчивого развития государства. Для достижения заявленной цели исследования важно выполнить предстоящие задачи: исследовать важнейшие показатели Федерального проекта «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок», составить рекомендации, ориентированные на рост привлекательности и интереса к российской науке и высшему образованию.
Материал и методы исследования
При выполнении исследования изучены нормативные акты, проведено обобщение и систематизация сведений, литературных источников в сфере проблем развития человеческого капитала. Анализ полученных информационных материалов, а также их оценка даёт возможность показать результат исследования объективно и независимо.
Результаты исследования и их обсуждение
Для исследования осуществления и выполнения Федерального проекта «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок» в пределах устойчивого развития России, рассмотрены показатели:
1. «Важнейшие показатели Федерального проекта», в соответствии с назначением, оценивают общедоступность образования, заинтересованность в карьере в сфере научной и инновационной деятельности, образования (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели Федерального проекта «Кадры» [5]
Показатель |
Период |
Темп прироста базовое значение 2023, % |
||||
Базовое значение |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. (отражён план) |
||
Высшее образование и дополнительное профессиональное обучение |
||||||
Доступность бесплатного высшего образования, тыс. мест |
Базовое значение 2020г. 327,4 |
358,8 |
363,5 |
365,4 |
365,4 |
|
Заинтересованность в карьере в сфере образования и научной деятельности |
||||||
Удельный вес профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет к общей численности преподавателей, % |
Базовое значение 2019г. 27,5 |
29,0 |
30,0 |
30,2 |
30,3 |
|
Удельный вес соискателей и аспирантов, защитивших диссертации и оставшихся заниматься научной и образовательной деятельностью, % |
Базовое значение 2021г. 75,0 |
76,0 |
77,0 |
79,0 |
80,0 |
Таблица 2
Результаты Федерального проекта «Кадры» [5]
Показатель |
Период |
Темп прироста базовое значение 2023, %, Комментарии |
||||
Базовое значение |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. (отражён план) |
||
Высшее образование и дополнительное профессиональное обучение |
||||||
Предоставление бюджетных мест по программам бакалавриата и специалитета для очного обучения, тыс. мест |
Базовое значение 2020г. 327,4 |
358,8 |
363,5 |
365,4 |
365,4 |
|
Генерирование центров генезиса компетенций руководителей научных проектов и лабораторий, ед. Нарастающим итогом |
Базовое значение 2018г. 0,0 |
15 |
- |
- |
- |
С 2019 по 2021 открыты 15 центров) |
Проведение конкурсов и олимпиад для привлечения и заинтересованности иностранных граждан в поступлении в российские Высшие образовательные организации, человек |
Базовое значение 2019г. 35229,0 |
35230,0 |
35250,0 |
35250,0 |
35250,0 |
|
Заинтересованность в карьере в сфере образования и научной деятельности |
||||||
Предоставление грантов соискателям и аспирантам при выполнении ими научных и научно-технических проектов, чел. Нарастающий итог |
Базовое значение 2019г. 1500 |
4000 |
5000 |
7000 |
- |
|
Генерирование новых лабораторий, включая руководство ими молодыми исследователями, ед. Нарастающий итог |
Базовое значение 2019г. 298 |
450 |
600 |
740 |
900 |
|
Подготовка работников научных и образовательных организаций по курсам подготовки управленческих кадров и дальнейшего присоединения их к кадровому резерву, чел. Нарастающий итог |
Базовое значение 2019г. 100 |
450 |
650 |
- |
- |
2023 год – нет данных |
Научные исследования и проекты в сфере общественно-политических наук, финансированные консолидированным центром по субсидированию данных проектов, ед. Нарастающий итог |
Базовое значение 2018г. 0 |
150 |
- |
- |
- |
С 2019 г. по 2021 г. 150 научных проектов |
Генерирование лабораторий мирового уровня, включая руководство ими ведущими мировыми учёными, ед. Нарастающий итог |
Базовое значение 2019г. 36 |
66 |
96 |
126 |
156 |
|
Выполнение программ внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических сотрудников и обучающихся, ед. Нарастающий итог |
Базовое значение 2020г. 0,0 |
100 |
300 |
400 |
600 |
|
Предоставление грантов в виде субсидий по курсам повышения квалификации работников в целях подготовки команд для разработки образовательных программ высшего образования, чел |
Базовое значение 2020г. 0,0 |
500 |
- |
- |
- |
Грантовая поддержка оказано только в 2021 году. |
Выполнение научных исследований по приоритетам научного и технологического развития, включая руководство ими молодыми учёными, ед. Нарастающий итог |
Базовое значение 2020г. 2100,0 |
3300 |
4600 |
6000 |
7500 |
|
Формирование кадрового (трудового) резерва руководителей сферы образования и науки, чел. Нарастающий итог |
Базовое значение 2020г. 0,0 |
200 |
400 |
500 |
- |
500 человек включены в кадровый резерв |
На основе информационных материалов и их анализа, можно сделать заключение о том, что доступность бесплатного образования показала рост на 11,6%, удельный вес преподавателей в возрасте до 39 лет вырос на 10,2%, удельный вес аспирантов, защитивших научные исследования (диссертации) и оставшихся заниматься научной и образовательной деятельностью показал рост на 6,6%.
2. «Показатели результата выполнения проекта», которые оценивают доступность высшего образования не зависимо от экономической ситуации в стране и демографических изменений, что позволит создать качественный трудовой потенциал государства для создания экономики России, которая конкурентоспособна в условиях генезиса цифровой трансформации (табл. 2).
Анализ Федеральной проекта «Кадры» показал следующее:
1) Характеристика Высшего образования и дополнительного профессионального обучения.
Возможность бесплатного образования выросла на 11,6% несмотря на экономическую и демографическую ситуацию в государстве, что позволит увеличить долю лиц с высшим образованием, повысит компетентность трудовых активов страны.
С 2019 по 2021 открыты пятнадцать центров развития, которые обеспечивают компетентностный и системный подходы при обучении управленческих кадров образовательных, научных, технических исследований (проектов) и лабораторий, что совершенствует компетентность кадров. С целью привлечения иностранных граждан в российские Высшие образовательные организации проводились конкурсы и олимпиады. Данный показатель показал небольшой рост на 0,06%. По результатам проводимых конкурсов и олимпиад отбирались иностранные граждане от их общего числа в пределах квоты не менее 20%, зачисленных на первый курс.
2) Характеристика заинтересованности карьеры в сфере научной деятельности и высшего образования.
Предлагается изменить модель финансирования аспирантов путём предоставления грантов аспирантам при реализации научных и научно-технических проектов.
Государство поддерживает научные проекты, которые реализуются на базе генерированных новых лабораторий, в том числе осуществляемыми руководство ими молодыми исследователями. Условием выполнения этого направления проекта является привлечение к выполнению научных проектов перспективных молодых соискателей с перспективой защиты диссертаций.
С 2019 года по 2022 год работники (650 человек) образовательных и научных организаций освоили курс подготовки управленческих кадров с последующим включением их в трудовой резерв. С 2018 года по 2021 год были выделены субсидии для выполнения 150 научных работ в сфере политических, экономических и общественных наук, которые нацелены на генерирование общероссийского единства, противостояние угрозам национальной безопасности в пределах генезиса культурно-исторической сферы современной России.
С 2019 года по 2022 год были созданы 156 лаборатории мирового уровня, руководство которыми осуществляли в том числе ведущие мировые учёные. В рамках исполнения проекта были выполнены программы внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических сотрудников и студентов для построения оптимальной системы высшего образования. В планах развитие обучение в сетевой форме.
В 2021 году представлены гранты в формате субсидий по курсам повышения квалификации работников в формате подготовки команд для разработки образовательных программ для высшего образования в области юридической и общественной защиты и монетизации результатов интеллектуальной деятельности. Государство осуществляет поддержку научных исследований (проектов), которые реализуются по приоритетам научного и технологического генезиса. 500 человек были включены в кадровый резерв руководителей для сферы образования и науки.
3. «Финансы», которые оценивают финансовое обеспечение реализации проекта (табл. 3).
Оценка показателей «Финансы», которая оценивает использование активов проекта показала следующие результаты:
− В 2019 году на поддержание научных исследований (проектов) по приоритетам научного и технического генезиса в целях выполнения механизма воспроизводства и закрепления специалистов в сфере высшего образования и науки из федерального бюджета выделено 10207019 тыс. рублей.
Таблица 3
Финансовое обеспечение исполнения Федерального проекта «Кадры» [5]
Показатель |
Период |
Темп прироста базовое значение / 2023, %, комментарии |
||||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
||
Выполнение механизма воспроизводства и закрепления работников в сфере образования и научной деятельности |
||||||
Финансовое обеспечение научных работ по ведущим направлениям научного и технологического генезиса, тыс. рублей |
10207019,9 |
- |
- |
- |
- |
Финансирование только в 2019 г. |
Доступность для граждан страны высшего образования и дополнительного профессионального обучения в субъектах РФ |
||||||
Финансовое обеспечение проведения олимпиад и конкурсов с целью увеличения заинтересованности иностранных граждан в российском образовании, тыс. руб. |
35000 |
43000 |
40359 |
Финансирование осуществлялось с 2021 года, ↑15,3% |
||
Заинтересованность в карьере в сфере образования и науки |
||||||
Финансовое обеспечение генерирования новых лабораторий, включая руководство ими молодыми исследователями, тыс. рублей |
1791666,7 |
5371648,9 |
5371654,2 |
Финансирование осуществлялось с 2021 года, ↑ 199,8% |
||
Финансовое обеспечение управленческих кадров с последующим включением их в кадровый резерв, тыс. рублей |
99750 |
Финансирование осуществлялось в 2022 году |
||||
Финансовое обеспечение генерирования лабораторий мирового уровня, включая руководство ими ведущими мировыми учёными, тыс. рублей |
- |
- |
2814830,6 |
2358396,6 |
2347755,3 |
Финансирование осуществлялось с 2021 года, ↓16,6% |
Финансовое обеспечение грантов в виде субсидий по курсам повышения квалификации специалистов в целях подготовки команд, тыс. рублей |
- |
- |
187500 |
- |
- |
Финансирование осуществлялось в 2021 году |
− С 2021 по 2023 год осуществлялось финансовое обеспечение олимпиад (конкурсов) с целью повышения заинтересованности иностранных граждан в российском образовании. Это показатель увеличился на 15,3%.
− С 2021 по 2023 год осуществлялось финансовое обеспечение генерирования новых лабораторий, включая руководство ими молодыми исследователями. Это показатель увеличился на 199,8%.
− В 2022 году государство финансировало обучение работников научных и образовательных организаций по курсу подготовки управленческих кадров и дальнейшего присоединения их к кадровому резерву в сумме 99750 тыс. рублей.
− С 2021 по 2023 год осуществлялось финансовое обеспечение генерирования лабораторий мирового уровня, включая руководство ими молодыми исследователями. Этот показатель уменьшился на 16,6%.
− В 2021 году государство выделило финансовое обеспечение грантов в виде субсидий по курсам повышения квалификации работников в формате подготовки команд для разработки образовательных программ на сумму 187500 тыс. рублей.
− Общий объём финансового обеспечения проекта «Кадры» с 2019 по 2023 год составил 31297077 тыс. рублей.
Анализ результатов Федерального проекта «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок» дал право составить рекомендации, ориентированные на повышение заинтересованности в российской науке и высшего образования:
− В формате воспроизводства и увеличения населения трудоспособного возраста, имеющего высшее образование целесообразно сохранение их количества, а также рост доли высококвалифицированных специалистов, который можно сопоставить со странами-лидерами, поэтому нужна гарантия получения высшего образования в очной форме обучения (бюджетных мест) для не менее 50% выпускников средних образовательных учреждений.
− Для генезиса научной и инновационной деятельности должно быть создание сети центров развития компетенций специалистов в разных субъектах РФ, в результате работы которых будет накоплен теоретически и практический опыт для совершенствования данного вида деятельности.
− Для выполнения Федерального проекта «Экспорт образования» необходимо продолжения проведения конкурсов и олимпиад для увеличения заинтересованности иностранных граждан в российском образовании.
Со следующего года будет реализовываться новый Национальный проект «Кадры», который направлен на выполнение одной из задач устойчивого развития – рост высококвалифицированных молодых специалистов.
Заключение
Исполнение Федерального проекта «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок» и Национального проекта «Кадры», который будет реализовываться с 2025 г., являются исполнением одной из целей устойчивого развития – обеспечение кадрового потенциала страны, генезис инновационной деятельности и технологических компетенций, научно-исследовательской работы.
Библиографическая ссылка
Коробкова О.К., Красота Т.Г., Гасанова Н.В. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КАДРЫ» КАК ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ПОКАЗАТЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 4-2. – С. 235-240;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3387 (дата обращения: 21.11.2024).