Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КАДРЫ» КАК ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ПОКАЗАТЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Коробкова О.К. 1 Красота Т.Г. 2 Гасанова Н.В. 3
1 ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»
3 ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Ресурс трудового потенциала России носит первостепенный характер в стратегическом развитии страны, её устойчивого развития и национальной безопасности. В ходе проведённого исследования проведена оценка показателей, достигнутых результатов и финансового покрытия расходов на выполнение Федерального проекта «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок». На основе проведённого анализа показателей проекта составлены рекомендации, ориентированные на увеличение интереса к российской науке и высшему образованию. Национальный проект «Кадры» направлен на формирование конкурентоспособного кадрового резерва, ориентирован на генезис научно-исследовательской и инновационной деятельности. Основой Национального проекта «Кадры» является поддержка профессионального развития и карьерного роста при повышении квалификации, обучении новым направлениям образования и специальностям, развитии профессиональных компетенций, способствуя формированию высококвалифицированных специалистов.
устойчивое развитие
кадры
кадровый резерв
компетенции
высшее образование
карьера
научно-исследовательская деятельность
инновации
1. Алферина О.Н. Развитие кадрового потенциала предприятий как инструмент повышения производительности труда в рамках реализации национального проекта // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 8-1. С. 5-11.
2. Гасанов Э.А., Красота Т.Г., Коробкова О.К. Основные механизмы развития устойчивой инновационной деятельности в экономике // Экономика и предпринимательство. 2023. № 12 (161). С. 26-28.
3. Гасанов Э.А., Красота Т.Г., Коробкова О.К. Динамика устойчивого инновационного развития экономики в условиях четвертой промышленной революции // Экономика и предпринимательство. 2023. № 11 (160). С. 26-28.
4. Коробкова О.К. Кадровая безопасность экономического субъекта сферы здравоохранения: проблемные вопросы // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4(57). С. 24-30.
5. Паспорт Федерального проекта «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок». URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2024/01/ФП_Кадры.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
6. Паспорт Федерального проекта «Профессионалитет». URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1712313114&tld=ru&name=831a4a1e8f6a4609c80818824ae44656.pdf&text=Национального%20проекта%20«Профессионалитет» (дата обращения: 24.02.2024).
7. Послание Президента России Федеральному собранию 29.02.2024 г. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/?ysclid=ltdrfkkmcf800103685 (дата обращения: 12.02.2024).
8. Новый Национальный проект «Кадры» поможет справиться с нехваткой специалистов в стране. URL: https://www.garant.ru/news/1686068/?ysclid=lumj9xh7z564251429 (дата обращения: 11.02.2024).

Введение

Одна из задач, воплощающая заданные цели устойчивого развития, отражена в Послании Президента России Федеральному собранию 29.02.2024 г. – Национальный проект «Кадры», так как необходим рост высококвалифицированных молодых специалистов [7, 8]. Основная цель данного проекта – обеспечение доступности и качества образования в учебных заведениях (высшего и среднего профиля), поддерживать профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации, что создаст условия для создания научного и кадрового резерва России, будет способствовать личностному росту граждан, включая генезис научных и инновационных достижений, профессиональных навыков, а в целом устойчивому развитию и кадровой безопасности страны [1, 4]. Совершенствование и преобразование образовательных программ предлагается реализовать в рамках Национального проекта «Профессионалитет» [3, 6]. Важным параметром устойчивого развития инновационной деятельности в экономике России является рациональное использование кадрового потенциала страны [2].

С 2018 года осуществляется Федеральный проект «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок» (сокращённо – «Кадры»), который будет расширен и активизирован Национальным проектом «Кадры», реализовывающийся с 2025 года [8].

Цель работы является исследование кадрового потенциала в рамках устойчивого развития государства. Для достижения заявленной цели исследования важно выполнить предстоящие задачи: исследовать важнейшие показатели Федерального проекта «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок», составить рекомендации, ориентированные на рост привлекательности и интереса к российской науке и высшему образованию.

Материал и методы исследования

При выполнении исследования изучены нормативные акты, проведено обобщение и систематизация сведений, литературных источников в сфере проблем развития человеческого капитала. Анализ полученных информационных материалов, а также их оценка даёт возможность показать результат исследования объективно и независимо.

Результаты исследования и их обсуждение

Для исследования осуществления и выполнения Федерального проекта «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок» в пределах устойчивого развития России, рассмотрены показатели:

1. «Важнейшие показатели Федерального проекта», в соответствии с назначением, оценивают общедоступность образования, заинтересованность в карьере в сфере научной и инновационной деятельности, образования (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели Федерального проекта «Кадры» [5]

Показатель

Период

Темп прироста базовое значение 2023, %

Базовое значение

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г. (отражён план)

Высшее образование и дополнительное профессиональное обучение

Доступность бесплатного высшего образования, тыс. мест

Базовое значение

2020г.

327,4

358,8

363,5

365,4

365,4

 

Заинтересованность в карьере в сфере образования и научной деятельности

Удельный вес профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет к общей численности преподавателей, %

Базовое значение

2019г.

27,5

29,0

30,0

30,2

30,3

 

Удельный вес соискателей и аспирантов, защитивших диссертации и оставшихся заниматься научной и образовательной деятельностью, %

Базовое значение

2021г.

75,0

76,0

77,0

79,0

80,0

 

Таблица 2

Результаты Федерального проекта «Кадры» [5]

Показатель

Период

Темп прироста базовое значение 2023, %,

Комментарии

Базовое значение

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г. (отражён план)

Высшее образование и дополнительное профессиональное обучение

Предоставление бюджетных мест по программам бакалавриата и специалитета для очного обучения, тыс. мест

Базовое значение

2020г.

327,4

358,8

363,5

365,4

365,4

 

Генерирование центров генезиса компетенций руководителей научных проектов и лабораторий, ед.

Нарастающим итогом

Базовое значение

2018г.

0,0

15

-

-

-

С 2019 по 2021 открыты 15 центров)

Проведение конкурсов и олимпиад для привлечения и заинтересованности иностранных граждан в поступлении в российские Высшие образовательные организации, человек

Базовое значение

2019г.

35229,0

35230,0

35250,0

35250,0

35250,0

 

Заинтересованность в карьере в сфере образования и научной деятельности

Предоставление грантов соискателям и аспирантам при выполнении ими научных и научно-технических проектов, чел. Нарастающий итог

Базовое значение

2019г.

1500

4000

5000

7000

-

 

Генерирование новых лабораторий, включая руководство ими молодыми исследователями, ед.

Нарастающий итог

Базовое значение

2019г.

298

450

600

740

900

 

Подготовка работников научных и образовательных организаций по курсам подготовки управленческих кадров и дальнейшего присоединения их к кадровому резерву, чел.

Нарастающий итог

Базовое значение

2019г.

100

450

650

-

-

2023 год – нет данных

Научные исследования и проекты в сфере общественно-политических наук, финансированные консолидированным центром по субсидированию данных проектов, ед.

Нарастающий итог

Базовое значение

2018г.

0

150

-

-

-

С 2019 г. по 2021 г. 150 научных проектов

Генерирование лабораторий мирового уровня, включая руководство ими ведущими мировыми учёными, ед.

Нарастающий итог

Базовое значение

2019г.

36

66

96

126

156

 

Выполнение программ внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических сотрудников и обучающихся, ед.

Нарастающий итог

Базовое значение

2020г.

0,0

100

300

400

600

 

Предоставление грантов в виде субсидий по курсам повышения квалификации работников в целях подготовки команд для разработки образовательных программ высшего образования, чел

Базовое значение

2020г.

0,0

500

-

-

-

Грантовая поддержка оказано только в 2021 году.

Выполнение научных исследований по приоритетам научного и технологического развития, включая руководство ими молодыми учёными, ед. Нарастающий итог

Базовое значение

2020г.

2100,0

3300

4600

6000

7500

 

Формирование кадрового (трудового) резерва руководителей сферы образования и науки, чел.

Нарастающий итог

Базовое значение

2020г.

0,0

200

400

500

-

500 человек включены в кадровый резерв

На основе информационных материалов и их анализа, можно сделать заключение о том, что доступность бесплатного образования показала рост на 11,6%, удельный вес преподавателей в возрасте до 39 лет вырос на 10,2%, удельный вес аспирантов, защитивших научные исследования (диссертации) и оставшихся заниматься научной и образовательной деятельностью показал рост на 6,6%.

2. «Показатели результата выполнения проекта», которые оценивают доступность высшего образования не зависимо от экономической ситуации в стране и демографических изменений, что позволит создать качественный трудовой потенциал государства для создания экономики России, которая конкурентоспособна в условиях генезиса цифровой трансформации (табл. 2).

Анализ Федеральной проекта «Кадры» показал следующее:

1) Характеристика Высшего образования и дополнительного профессионального обучения.

Возможность бесплатного образования выросла на 11,6% несмотря на экономическую и демографическую ситуацию в государстве, что позволит увеличить долю лиц с высшим образованием, повысит компетентность трудовых активов страны.

С 2019 по 2021 открыты пятнадцать центров развития, которые обеспечивают компетентностный и системный подходы при обучении управленческих кадров образовательных, научных, технических исследований (проектов) и лабораторий, что совершенствует компетентность кадров. С целью привлечения иностранных граждан в российские Высшие образовательные организации проводились конкурсы и олимпиады. Данный показатель показал небольшой рост на 0,06%. По результатам проводимых конкурсов и олимпиад отбирались иностранные граждане от их общего числа в пределах квоты не менее 20%, зачисленных на первый курс.

2) Характеристика заинтересованности карьеры в сфере научной деятельности и высшего образования.

Предлагается изменить модель финансирования аспирантов путём предоставления грантов аспирантам при реализации научных и научно-технических проектов.

Государство поддерживает научные проекты, которые реализуются на базе генерированных новых лабораторий, в том числе осуществляемыми руководство ими молодыми исследователями. Условием выполнения этого направления проекта является привлечение к выполнению научных проектов перспективных молодых соискателей с перспективой защиты диссертаций.

С 2019 года по 2022 год работники (650 человек) образовательных и научных организаций освоили курс подготовки управленческих кадров с последующим включением их в трудовой резерв. С 2018 года по 2021 год были выделены субсидии для выполнения 150 научных работ в сфере политических, экономических и общественных наук, которые нацелены на генерирование общероссийского единства, противостояние угрозам национальной безопасности в пределах генезиса культурно-исторической сферы современной России.

С 2019 года по 2022 год были созданы 156 лаборатории мирового уровня, руководство которыми осуществляли в том числе ведущие мировые учёные. В рамках исполнения проекта были выполнены программы внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических сотрудников и студентов для построения оптимальной системы высшего образования. В планах развитие обучение в сетевой форме.

В 2021 году представлены гранты в формате субсидий по курсам повышения квалификации работников в формате подготовки команд для разработки образовательных программ для высшего образования в области юридической и общественной защиты и монетизации результатов интеллектуальной деятельности. Государство осуществляет поддержку научных исследований (проектов), которые реализуются по приоритетам научного и технологического генезиса. 500 человек были включены в кадровый резерв руководителей для сферы образования и науки.

3. «Финансы», которые оценивают финансовое обеспечение реализации проекта (табл. 3).

Оценка показателей «Финансы», которая оценивает использование активов проекта показала следующие результаты:

− В 2019 году на поддержание научных исследований (проектов) по приоритетам научного и технического генезиса в целях выполнения механизма воспроизводства и закрепления специалистов в сфере высшего образования и науки из федерального бюджета выделено 10207019 тыс. рублей.

Таблица 3

Финансовое обеспечение исполнения Федерального проекта «Кадры» [5]

Показатель

Период

Темп прироста базовое значение / 2023, %,

комментарии

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Выполнение механизма воспроизводства и закрепления работников в сфере образования и научной деятельности

Финансовое обеспечение научных работ по ведущим направлениям научного и технологического генезиса, тыс. рублей

10207019,9

-

-

-

-

Финансирование только в 2019 г.

Доступность для граждан страны высшего образования и дополнительного профессионального обучения в субъектах РФ

Финансовое обеспечение проведения олимпиад и конкурсов с целью увеличения заинтересованности иностранных граждан в российском образовании, тыс. руб.

   

35000

43000

40359

Финансирование осуществлялось с 2021 года, ↑15,3%

Заинтересованность в карьере в сфере образования и науки

Финансовое обеспечение генерирования новых лабораторий, включая руководство ими молодыми исследователями, тыс. рублей

   

1791666,7

5371648,9

5371654,2

Финансирование осуществлялось с 2021 года, ↑ 199,8%

Финансовое обеспечение управленческих кадров с последующим включением их в кадровый резерв, тыс. рублей

     

99750

 

Финансирование осуществлялось в 2022 году

Финансовое обеспечение генерирования лабораторий мирового уровня, включая руководство ими ведущими мировыми учёными, тыс. рублей

-

-

2814830,6

2358396,6

2347755,3

Финансирование осуществлялось с 2021 года,

↓16,6%

Финансовое обеспечение грантов в виде субсидий по курсам повышения квалификации специалистов в целях подготовки команд, тыс. рублей

-

-

187500

-

-

Финансирование осуществлялось в 2021 году

− С 2021 по 2023 год осуществлялось финансовое обеспечение олимпиад (конкурсов) с целью повышения заинтересованности иностранных граждан в российском образовании. Это показатель увеличился на 15,3%.

− С 2021 по 2023 год осуществлялось финансовое обеспечение генерирования новых лабораторий, включая руководство ими молодыми исследователями. Это показатель увеличился на 199,8%.

− В 2022 году государство финансировало обучение работников научных и образовательных организаций по курсу подготовки управленческих кадров и дальнейшего присоединения их к кадровому резерву в сумме 99750 тыс. рублей.

− С 2021 по 2023 год осуществлялось финансовое обеспечение генерирования лабораторий мирового уровня, включая руководство ими молодыми исследователями. Этот показатель уменьшился на 16,6%.

− В 2021 году государство выделило финансовое обеспечение грантов в виде субсидий по курсам повышения квалификации работников в формате подготовки команд для разработки образовательных программ на сумму 187500 тыс. рублей.

− Общий объём финансового обеспечения проекта «Кадры» с 2019 по 2023 год составил 31297077 тыс. рублей.

Анализ результатов Федерального проекта «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок» дал право составить рекомендации, ориентированные на повышение заинтересованности в российской науке и высшего образования:

− В формате воспроизводства и увеличения населения трудоспособного возраста, имеющего высшее образование целесообразно сохранение их количества, а также рост доли высококвалифицированных специалистов, который можно сопоставить со странами-лидерами, поэтому нужна гарантия получения высшего образования в очной форме обучения (бюджетных мест) для не менее 50% выпускников средних образовательных учреждений.

− Для генезиса научной и инновационной деятельности должно быть создание сети центров развития компетенций специалистов в разных субъектах РФ, в результате работы которых будет накоплен теоретически и практический опыт для совершенствования данного вида деятельности.

− Для выполнения Федерального проекта «Экспорт образования» необходимо продолжения проведения конкурсов и олимпиад для увеличения заинтересованности иностранных граждан в российском образовании.

Со следующего года будет реализовываться новый Национальный проект «Кадры», который направлен на выполнение одной из задач устойчивого развития – рост высококвалифицированных молодых специалистов.

Заключение

Исполнение Федерального проекта «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок» и Национального проекта «Кадры», который будет реализовываться с 2025 г., являются исполнением одной из целей устойчивого развития – обеспечение кадрового потенциала страны, генезис инновационной деятельности и технологических компетенций, научно-исследовательской работы.


Библиографическая ссылка

Коробкова О.К., Красота Т.Г., Гасанова Н.В. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КАДРЫ» КАК ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ПОКАЗАТЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 4-2. – С. 235-240;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3387 (дата обращения: 21.11.2024).