Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пуляева В.Н. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Обучение студентов в образовательных организациях высшего образования призвано обеспечить экономику и общество любого государства достаточным количеством специалистов нужных специальностей и квалификации. Для оценки результатов обучения в настоящее время используется компетентностный подход, который заключается в том, чтобы оценить компетенции выпускников, представляющие собой совокупность знаний и навыков, позволяющих выполнять конкретные профессиональные задачи. В свою очередь работодатели на рынке труда также используют компетенции для описания требований к соискателям на те или иные вакансии. Все это обуславливает необходимость своевременно оценивать, насколько компетенции выпускников отвечают требованиям работодателей. В обществе сложился стереотип о том, что важнее получить «корочки», а образовательные организации высшего образования со своими целями не всегда справляются, то есть нужных компетенций выпускникам не дают. Для исследования данного вопроса автором был проведен анализ статистических данных о трудоустройстве и безработице выпускников, в результате чего было установлено, что более четверти выпускников не работают по своей профессии, а в некоторых отраслях и больше. К тому же доля безработных среди молодежи, в том числе выпускников вузов, больше, чем среди других возрастных категорий, что также обуславливает необходимость оценить степень соответствия их компетенций запросам работодателей. Автором были изучены публикации, посвященные данной оценке, и было установлено, что почти во всех отраслях выпускникам не хватает социальных компетенций и гибких навыков, а основным методом оценки является расчет средних отклонений между ожидаемым и фактическим уровнем владения компетенциями. Проведенное исследование доказало целесообразность организации мониторинга степени соответствия компетенций выпускников требованиям рынка труда. Дальнейшие работы авторам будут направлены на разработку подобной методики с учетом накопленного в науке опыта.
компетенции
компетентностный подход
высшее образование
образовательная организация
рынок труда
выпускники
оценка
Валентей С.Д., Зрелов П.В., Кореньков В.В., Белов С.Д., Кадочников И.С. Мониторинг соответствия профессионального образования потребностям рынка труда // Общественные науки и современность. 2018. № 3. С. 5-16.
Иванова В.В., Лезина Т.А. Соответствие выпускников направления «Бизне–информатика» требованиям рынка труда // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации. Материалы Четырнадцатой открытой всероссийской конференции. 2016. С. 163-164.
Исследование показало, сколько россиян работают по специальности. – [Электронный ресурс] URL: https://na.ria.ru/20220902/rabota-1813918883.html (дата обращения 18.01.2024).
Лищук Е.Н., Левченко К.А., Федоренко А.С. Оценка соответствия компетенций выпускников требованиям, предъявляемым на рынке труда // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. 2020. № 2 (32). С. 35-42.
Ляшок В.Ю. Молодежная безработица в России: масштабы проблемы // Мониторинг экономической ситуации в Росси. Тенденции и вызовы социально-экономического развития 2021. № 7(139). – [Электронный ресурс] URL: https://www.ranepa.ru/pdf/monitoring/molodezhnaya-bezrabotitsa-v-rossii-masshtaby-problemy.pdf.html (дата обращения 18.01.2024).
Нечаева Е.С., Вакуленко Т.Н. Подход к исследованию соответствия уровня квалификации выпускников вуза требованиям рынка // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 1-1. С. 178-185.
Погорелов Е. (2013) Проблема востребованности выпускника вуза на современном рынке труда // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции. «Студенческий научный форум» – [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2013/163/2366 (дата обращения 18.01.2024).
Пуляева, В.Н. Модель компетенций менеджера в клиентоориентированной экономике / В.Н. Пуляева // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2015. Т. 4, № 2. С. 24-30. DOI 10.12737/11191.
Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2022 Стат.сб./Росстат. M., 2022. 151 c.
Смоловик Г.Н., Мешков А.А. Оценка соответствия компетентностных характеристик выпускников требованиям рынка труда // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 8 (26). С. 147-152.
Трудовые ресурсы, занятость и безработица. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru/labour_force.
Шугаль Н.Б., Озерова О.К., Зорина О.А., Мигунова Д.Ю. Высшее образование в России: статистический обзор /Редакционная коллегия: Л.М. Гохберг, Н.Б. Шугаль, НИУ ВШЭ, 2021 – [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/data/2021/07/07/1433571854/ %D0 %92 %D1 %8B %D1 %81 %D1 %88 %D0 %B5 %D0 %B5 %20 %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5 %20 %D0 %B2 %20 %D0 %A0 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B8 %20_ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B8 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B9 %20 %D0 %BE %D0 %B1 %D0 %B7 %D0 %BE %D1 %80.pdf (дата обращения 18.01.2024).
Abbasi F. K., Ali A., Bibi N. Analysis of skill gap for business graduates: managerial perspective from banking industry // Education and Training. 2018. Vol. 60. No. 4. Pp. 354–367. DOI: https://doi.org/10.1108/et-08-2017-0120.
Al-Shehab N. et al. Do employability skills for business graduates meet the employers’ expectations? The case of retail Islamic banks of Bahrain. Higher Education, Skills and Work-Based Learning, 2020, vol. 11, no. 2, pp. 349–366. DOI: https://doi. org/10.1108/HESWBL-09-2019-0117.
Ayodele T.O., Oladokun T.T., Kajimo-Shakantu K. Employability skills of real estate graduates in Nigeria: A skill gap analysis // Journal of Facilities Management. 2020. Vol. 18. No. 3. Pp. 297–323. DOI: https://doi.org/10.1108/jfm-04-2020-0027.
Gunderson M. A. et al. Ag lending: the next generation. Agricultural Finance Review, 2011, vol. 71, no. 3, pp. 280–294. DOI: https://doi.org/10.1108/00021461111177576.
Kavitha J., Sumathi N. Employability skill gap analysis among the engineering students and industry expectation in Chennai with structural equation model // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Vol. 8. Iss. 7C2. Pp. 320–326.
Mason J.L. et al. Labor and skills gap analysis of the biomedical research workforce. The FASEB Journal, 2016, vol. 30, no. 8, pp. 2673–2683. DOI: https://doi.org/10.1096/fj.201500067r.
Mohd Kamaruzaman F., Hamid R., Mutalib A.A., Rasul M.S. Skills gap analysis: Satisfaction and expectation of engineering educators in Malaysia. International Journal of Recent Technology and Engineering, 2019, vol. 8, no. 2, pp. 447–454. DOI: https://doi.org/10.35940/ijrte.b1514.078219.
Rodzalan S.A. et al. TVET Skills Gap Analysis in Electrical and Electronic Industry: Perspectives from Academicians and Industry Players. Journal of Technical Education and Training, 2022, vol. 14, no. 1, pp. 158—177. DOI: https://doi. org/10.30880/jtet.2022.14.01.014.
Wickramasinghe V., Perera L. Graduates’, university lecturers’ and employers’ perceptions towards employability skills // Education and Training. Vol. 52. No. 3. Pp. 226–244. DOI: https://doi.org/10.1108/00400911011037355.

Введение

В настоящее время развитие профессионального образования во всем мире происходит в рамках компетентностной концепции. Компетентностный подход на практике используется многими крупными и средними организациями на всех этапах цикла управления наемными работниками для оценки, мотивации, обучения и развития персонала. Создавая вакансии, работодатели формулируют требования к кандидатам, в том числе в виде компетенций и/или трудовых функций и действий в терминах профессиональных стандартов, которые в свою очередь, выступают индикаторами освоения тех или иных компетенций. Изначально, понятие компетенция возникло в процессе изучения иностранных языков, но в дальнейшем получило распространение во многих отраслях общего и профессионального образования. В системе высшего образования России компетентностный подход появился в результате участия страны в Болонском процессе. Но еще до начала указанного процесса в Государственных образовательных стандартах, утвержденных в 1990-х одах, использовалась триада «знать-уметь-владеть навыками», которую можно в какой-то степени приравнять к компетенциям, поскольку под компетенциями понимается совокупность знаний, навыков, опыта и личностных качеств специалиста, которые необходимы для эффективного выполнения им своей работы [8].

По мнению автора, изучение и сопоставление компетенций выпускников и требований рынка труда целесообразно по ряду причин. Очевидным является тот факт, что техника и технологии не стоят на месте, а постоянно изменяются, одни процессии сменяются другими, но даже в рамках одной сфере деятельности изменяются подходы в работе и применяемые технологии. Все это обуславливает необходимость обеспечения регулярной сверки результатов освоения образовательных программ, заложенных в образовательных стандартах, с требованиями работодателей к компетенциями соискателей.

Цель исследования

Целью настоящего исследования являлось изучение того, насколько компетенции выпускников образовательных организаций высшего образования отвечают запросам, предъявляемым к соответствующим специалистам на рынке труда. Для этого автором были изучены статистические данные о трудоустройстве и безработице выпускников, а также проведен анализ разработанных до настоящего времени подходов к оценке соответствия компетенций выпускников и требований работодателей.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели и решения зада исследования автором использовались такие общенаучные методы, как анализ, изучение источников, сравнение, описание, синтез и т. д. Кроме того, автором были изучены статистические данные, представленные Федеральной службой государственной статистики на своем официальном сайте [9, 11]. В результаты анализа статистических данных автором были построены и представлены диаграммы, отражающие тренды рынка труда выпускников системы высшего образования.

На втором этапе исследования, автором были изучены подходы к оценке степени соответствия компетенций выпускников требованиям работодателей, разработанные различными зарубежными авторами.

Для проведения исследования автором использовались представленные в открытых источниках статистические данные, аналитические обзоры рынка труда, а также научные публикации в высокорейтинговых зарубежных журналах.

Результаты исследования и их обсуждение

Важным аспектом обеспечения устойчивого развития любого общества является баланс рынка труда. Возрастание безработицы свидетельствует о кризисных явлениях в экономике. Рассмотрим динамику безработицы молодого населения (до 39 лет) в России за последние 14 лет (рис. 1).

Как видно на диаграмме, самая высокая доля безработных наблюдается среди категории населения 20–24 года – именно в этом возрасте молодые люди как правило и выпускаются из высших учебных заведений. Кроме того, по данным Росстата, за три года с 2019 по 2021 год безработица среди выпускников с высшим образованием выросла в два раза с 5,2 % до 10,9 %. Из положительного можно отметить только то, что в целом по возрастной категории 20–24 года наблюдается незначительное снижение безработицы на с 20 % в 2008 году до 16,6 % в 2021 году.

pic_Pulyaeva_1.wmf

Рис. 1. Безработица среди молодого населения по возрастным категориям, % . Источник: составлено авторами на основании [9]

В то же время, специалисты отмечают, что довольно высокое значение безработицы среди молодежи является естественным для данной возрастной категории в силу ряда факторов, и ситуация в России сопоставима с другими развитыми странами [5]. При этом срок поиска работы у молодых людей в возрасте 20–24 года составляет, в большинстве своем, не более 3 месяцев, что является положительным фактом. В этой связи, представляется, что уровень молодежной безработицы является важным показателем для мониторинга, и особенно следует уделять внимание тем, кто в течение долгого времени (более 3 месяцев) не может найти работу.

В-третьих, все еще сохраняется довольно высокая доля тех, кто не работает по профессии, полученной в образовательной организации. Так, исследование, проведенное в августе 2022 года, показало, что 66 % опрошенных имеют высшее образование, а 29 % респондентов трудоустроены в сфере, не связанной с их специальностью по диплому [3]. А еще 10 лет назад доля не работающих по профессии россиян составляла более 50 % [7]. Согласно официальным данным Росстата в 2019–2021 гг. 28 % выпускников трудоустраивались не по своей специальности [11].

Исследователи из ВШЭ проанализировали статистику трудоустройства выпускников за 2016–2018 годах и выявили три сферы деятельности, где выпускники вузов чаще всего трудоустраиваются не по профессии: сельское хозяйство (51 %), науки общество (35 %) и гуманитарные науки (25 %) [12].

В последующие три года (2019–2021 гг.) ситуация несколько исправилась во многих сферах деятельности (рис. 2). Например, в образовании и педагогики доля трудоустроенных по профессии выпускников возросла с 80 до 83 %.

Вместе с тем, в экономическом и социогуманитарном направлениях все также наблюдается одни из худших показателей по трудоустройству выпускников в соответствии с полученным образованием (36 % работают не по специальности). И буквально на 1 % отстаtт от них строительная отрасль, где 35 % выпускников высшего образования трудоустраиваются не по профессии.

За последние годы, как в России, так и за рубежом было проведено множество исследований, посвященных оценки степени соответствия компетенций выпускников запросам работодателей, результаты которых нашли свое отражения в научных публикациях. В таблице представлен обзор разработанных различными зарубежными и российскими авторами подходов к оценке степени соответствия компетенций выпускников запросам рынка труда.

pic_Pulyaeva_2.wmf

Рис. 2. Связь основной работы выпускников 2019–2021 гг. с высшим образованием по полученной специальности по областям образования, % Источник: составлено авторами на основании данных Росстата[11]

Анализ исследований соответствия выпускников запросам рынка труда

Авторы

Год публикации

Направление подготовки выпускников

Метод оценки соответствия компетенций

Результаты

1

2

3

4

5

Зарубежные исследования

Wickramasinghe V., Perera L. [21]

2010

IT

Статистические методы сравнения парных значений и корреляций

Выявлены различия в понимании ключевых навыков у преподавателей, выпускников и работодателей.

Gunderson M.A. и др. [16]

2011

Экономика и управление с/х

Статистический расчет средних отклонений в компетенциях

Существуют разрывы в профессиональных знаниях финансов, кредитования, а также в социальных компетенциях, а именно: деловая переписка, этика, разрешение проблем

Mason J.L. и др. [18]

2016

Биотехнологии и медицина

Расчет средних значений отклонений между ожидаемыми и фактическими компетенциями, корреляционный анализ, t-критерий

Недостаточный уровень владения коммуникативными компетенциями, навыками переговоров, деловой переписки, решения профессиональных задач, гибкости, критического мышления и адаптивности. Нехватка некоторых профессиональных навыков в части аналитики и оценки.

Abbasi и др. [13]

2018

Финансы и кредит

Mohd Kamaruzaman F. и др. [19]

2019

Инженерное дело

Ayodele T.O., Oladokun T.T. [15]

2020

Недвижимость

Al-Shehab N. и др. [14]

2020

Финансы и кредит

Rodzalan S.A. и др. [20]

2020

Электроника

1

2

3

4

5

Российские исследования

Смоловик Г.Н., Мешков А.А. [10]

2013

Экономика и менеджмент

Экспертный опрос руководящего состава организаций телекоммуникационной отрасли

Не все компетенции, заявленные в образовательных программах, являются актуальными для работодателей

Нечаева Е.С., Вакуленко Т.Н. [6]

2014

Различные специальности

Анкетирование работодателей города Тула, весовые коэффициенты и ранжирование

Выявлено различие в требованиях к владению иностранными языками и специализированным ПО: компетенции выпускников в части владения иностранными языками выше требований работодателей, а в части владения ПО – наоборот

Иванова В.В., Лезина Т.А. [2]

2016

Бизнес-информатика

Анкетирование выпускников

90 % респондентов удовлетворены своими компетенциями, полученными в процессе обучения

Валентей С.Д., Зрелов П.В., Кореньков В.В., Белов С.Д., Кадочников И.С. [1]

2018

Рынок труда в целом

Определение семантической близости между компетенциями выпускников и запросами работодателей на основе принципов Word2vec

Разработан специальный программный продукт с нейронной сетью и машинным обучением, который позволяет выявлять соответствие образовательных программ и стандартов потребностям рынка труда

Лищук Е.Н., Левченко К.А., Федоренко А.С.

2020

Бухгалтерский учет

Сопоставление резюме и вакансий

Недостаточное раскрытие своих компетенций в резюме

Источник: составлено авторами на основании перечисленных в таблице источников.

По итогам изучения представленных в таблице подходов к оценке выпускников и полученных данными авторами результатов можно сделать вывод о том, что почти по всем направлениям подготовки наблюдается разрыв в социальных компетенциях и гибких навыках, таких как адаптивность, принятие решений и критическое мышление. Также существует разрыв в представлениях у преподавателей, студентов и работодателей о том, какими компетенциями должны обладать выпускники. Основным методом для оценки степени соответствия компетенций выпускников запросам работодателей является сравнение ожидаемого и фактического уровня владения теми или иными компетенциями посредством расчета средних отклонений, а также анкетирование работодателей и выпускников образовательных организаций высшего образования.

Выводы (заключение)

Главной целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных удовлетворять запросы рынка труда и помогать экономике и обществу отвечать на вызовы, с которыми они столкнулись. Несмотря на то, что в настоящее время на территории Российской Федерации сложилась уникальная ситуация на рынке труда с минимальным уровнем безработицы, все же именно среди молодого населения, в том числе выпускников образовательных организаций высшего образования наблюдается наибольшая доля безработных. Также негативным фактором является то, что более четверти выпускников трудоустраиваются не по полученной в ходе обучения специальности, а в некоторых сферах деятельности данный показатель достигает более 50 %. В этой связи образовательным организациям важно обеспечить не просто мониторинг трудоустройства выпускников, но и проводить регулярную оценку степени соответствия их компетенций запросам работодателей. Для этого можно использовать уже существующие подходы к оценке или разработать свой собственный, чему и будут посвящены дальнейшие исследования автора.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.


Библиографическая ссылка

Пуляева В.Н. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 2-2. – С. 255-260;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3269 (дата обращения: 21.11.2024).