Введение
В настоящее время развитие профессионального образования во всем мире происходит в рамках компетентностной концепции. Компетентностный подход на практике используется многими крупными и средними организациями на всех этапах цикла управления наемными работниками для оценки, мотивации, обучения и развития персонала. Создавая вакансии, работодатели формулируют требования к кандидатам, в том числе в виде компетенций и/или трудовых функций и действий в терминах профессиональных стандартов, которые в свою очередь, выступают индикаторами освоения тех или иных компетенций. Изначально, понятие компетенция возникло в процессе изучения иностранных языков, но в дальнейшем получило распространение во многих отраслях общего и профессионального образования. В системе высшего образования России компетентностный подход появился в результате участия страны в Болонском процессе. Но еще до начала указанного процесса в Государственных образовательных стандартах, утвержденных в 1990-х одах, использовалась триада «знать-уметь-владеть навыками», которую можно в какой-то степени приравнять к компетенциям, поскольку под компетенциями понимается совокупность знаний, навыков, опыта и личностных качеств специалиста, которые необходимы для эффективного выполнения им своей работы [8].
По мнению автора, изучение и сопоставление компетенций выпускников и требований рынка труда целесообразно по ряду причин. Очевидным является тот факт, что техника и технологии не стоят на месте, а постоянно изменяются, одни процессии сменяются другими, но даже в рамках одной сфере деятельности изменяются подходы в работе и применяемые технологии. Все это обуславливает необходимость обеспечения регулярной сверки результатов освоения образовательных программ, заложенных в образовательных стандартах, с требованиями работодателей к компетенциями соискателей.
Цель исследования
Целью настоящего исследования являлось изучение того, насколько компетенции выпускников образовательных организаций высшего образования отвечают запросам, предъявляемым к соответствующим специалистам на рынке труда. Для этого автором были изучены статистические данные о трудоустройстве и безработице выпускников, а также проведен анализ разработанных до настоящего времени подходов к оценке соответствия компетенций выпускников и требований работодателей.
Материал и методы исследования
Для достижения поставленной цели и решения зада исследования автором использовались такие общенаучные методы, как анализ, изучение источников, сравнение, описание, синтез и т. д. Кроме того, автором были изучены статистические данные, представленные Федеральной службой государственной статистики на своем официальном сайте [9, 11]. В результаты анализа статистических данных автором были построены и представлены диаграммы, отражающие тренды рынка труда выпускников системы высшего образования.
На втором этапе исследования, автором были изучены подходы к оценке степени соответствия компетенций выпускников требованиям работодателей, разработанные различными зарубежными авторами.
Для проведения исследования автором использовались представленные в открытых источниках статистические данные, аналитические обзоры рынка труда, а также научные публикации в высокорейтинговых зарубежных журналах.
Результаты исследования и их обсуждение
Важным аспектом обеспечения устойчивого развития любого общества является баланс рынка труда. Возрастание безработицы свидетельствует о кризисных явлениях в экономике. Рассмотрим динамику безработицы молодого населения (до 39 лет) в России за последние 14 лет (рис. 1).
Как видно на диаграмме, самая высокая доля безработных наблюдается среди категории населения 20–24 года – именно в этом возрасте молодые люди как правило и выпускаются из высших учебных заведений. Кроме того, по данным Росстата, за три года с 2019 по 2021 год безработица среди выпускников с высшим образованием выросла в два раза с 5,2 % до 10,9 %. Из положительного можно отметить только то, что в целом по возрастной категории 20–24 года наблюдается незначительное снижение безработицы на с 20 % в 2008 году до 16,6 % в 2021 году.
Рис. 1. Безработица среди молодого населения по возрастным категориям, % . Источник: составлено авторами на основании [9]
В то же время, специалисты отмечают, что довольно высокое значение безработицы среди молодежи является естественным для данной возрастной категории в силу ряда факторов, и ситуация в России сопоставима с другими развитыми странами [5]. При этом срок поиска работы у молодых людей в возрасте 20–24 года составляет, в большинстве своем, не более 3 месяцев, что является положительным фактом. В этой связи, представляется, что уровень молодежной безработицы является важным показателем для мониторинга, и особенно следует уделять внимание тем, кто в течение долгого времени (более 3 месяцев) не может найти работу.
В-третьих, все еще сохраняется довольно высокая доля тех, кто не работает по профессии, полученной в образовательной организации. Так, исследование, проведенное в августе 2022 года, показало, что 66 % опрошенных имеют высшее образование, а 29 % респондентов трудоустроены в сфере, не связанной с их специальностью по диплому [3]. А еще 10 лет назад доля не работающих по профессии россиян составляла более 50 % [7]. Согласно официальным данным Росстата в 2019–2021 гг. 28 % выпускников трудоустраивались не по своей специальности [11].
Исследователи из ВШЭ проанализировали статистику трудоустройства выпускников за 2016–2018 годах и выявили три сферы деятельности, где выпускники вузов чаще всего трудоустраиваются не по профессии: сельское хозяйство (51 %), науки общество (35 %) и гуманитарные науки (25 %) [12].
В последующие три года (2019–2021 гг.) ситуация несколько исправилась во многих сферах деятельности (рис. 2). Например, в образовании и педагогики доля трудоустроенных по профессии выпускников возросла с 80 до 83 %.
Вместе с тем, в экономическом и социогуманитарном направлениях все также наблюдается одни из худших показателей по трудоустройству выпускников в соответствии с полученным образованием (36 % работают не по специальности). И буквально на 1 % отстаtт от них строительная отрасль, где 35 % выпускников высшего образования трудоустраиваются не по профессии.
За последние годы, как в России, так и за рубежом было проведено множество исследований, посвященных оценки степени соответствия компетенций выпускников запросам работодателей, результаты которых нашли свое отражения в научных публикациях. В таблице представлен обзор разработанных различными зарубежными и российскими авторами подходов к оценке степени соответствия компетенций выпускников запросам рынка труда.
Рис. 2. Связь основной работы выпускников 2019–2021 гг. с высшим образованием по полученной специальности по областям образования, % Источник: составлено авторами на основании данных Росстата[11]
Анализ исследований соответствия выпускников запросам рынка труда
Авторы |
Год публикации |
Направление подготовки выпускников |
Метод оценки соответствия компетенций |
Результаты |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||
Зарубежные исследования |
|||||||||
Wickramasinghe V., Perera L. [21] |
2010 |
IT |
Статистические методы сравнения парных значений и корреляций |
Выявлены различия в понимании ключевых навыков у преподавателей, выпускников и работодателей. |
|||||
Gunderson M.A. и др. [16] |
2011 |
Экономика и управление с/х |
Статистический расчет средних отклонений в компетенциях |
Существуют разрывы в профессиональных знаниях финансов, кредитования, а также в социальных компетенциях, а именно: деловая переписка, этика, разрешение проблем |
|||||
Mason J.L. и др. [18] |
2016 |
Биотехнологии и медицина |
Расчет средних значений отклонений между ожидаемыми и фактическими компетенциями, корреляционный анализ, t-критерий |
Недостаточный уровень владения коммуникативными компетенциями, навыками переговоров, деловой переписки, решения профессиональных задач, гибкости, критического мышления и адаптивности. Нехватка некоторых профессиональных навыков в части аналитики и оценки. |
|||||
Abbasi и др. [13] |
2018 |
Финансы и кредит |
|||||||
Mohd Kamaruzaman F. и др. [19] |
2019 |
Инженерное дело |
|||||||
Ayodele T.O., Oladokun T.T. [15] |
2020 |
Недвижимость |
|||||||
Al-Shehab N. и др. [14] |
2020 |
Финансы и кредит |
|||||||
Rodzalan S.A. и др. [20] |
2020 |
Электроника |
|||||||
|
|||||||||
Российские исследования |
|||||||||
Смоловик Г.Н., Мешков А.А. [10] |
2013 |
Экономика и менеджмент |
Экспертный опрос руководящего состава организаций телекоммуникационной отрасли |
Не все компетенции, заявленные в образовательных программах, являются актуальными для работодателей |
|||||
Нечаева Е.С., Вакуленко Т.Н. [6] |
2014 |
Различные специальности |
Анкетирование работодателей города Тула, весовые коэффициенты и ранжирование |
Выявлено различие в требованиях к владению иностранными языками и специализированным ПО: компетенции выпускников в части владения иностранными языками выше требований работодателей, а в части владения ПО – наоборот |
|||||
Иванова В.В., Лезина Т.А. [2] |
2016 |
Бизнес-информатика |
Анкетирование выпускников |
90 % респондентов удовлетворены своими компетенциями, полученными в процессе обучения |
|||||
Валентей С.Д., Зрелов П.В., Кореньков В.В., Белов С.Д., Кадочников И.С. [1] |
2018 |
Рынок труда в целом |
Определение семантической близости между компетенциями выпускников и запросами работодателей на основе принципов Word2vec |
Разработан специальный программный продукт с нейронной сетью и машинным обучением, который позволяет выявлять соответствие образовательных программ и стандартов потребностям рынка труда |
|||||
Лищук Е.Н., Левченко К.А., Федоренко А.С. |
2020 |
Бухгалтерский учет |
Сопоставление резюме и вакансий |
Недостаточное раскрытие своих компетенций в резюме |
Источник: составлено авторами на основании перечисленных в таблице источников.
По итогам изучения представленных в таблице подходов к оценке выпускников и полученных данными авторами результатов можно сделать вывод о том, что почти по всем направлениям подготовки наблюдается разрыв в социальных компетенциях и гибких навыках, таких как адаптивность, принятие решений и критическое мышление. Также существует разрыв в представлениях у преподавателей, студентов и работодателей о том, какими компетенциями должны обладать выпускники. Основным методом для оценки степени соответствия компетенций выпускников запросам работодателей является сравнение ожидаемого и фактического уровня владения теми или иными компетенциями посредством расчета средних отклонений, а также анкетирование работодателей и выпускников образовательных организаций высшего образования.
Выводы (заключение)
Главной целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных удовлетворять запросы рынка труда и помогать экономике и обществу отвечать на вызовы, с которыми они столкнулись. Несмотря на то, что в настоящее время на территории Российской Федерации сложилась уникальная ситуация на рынке труда с минимальным уровнем безработицы, все же именно среди молодого населения, в том числе выпускников образовательных организаций высшего образования наблюдается наибольшая доля безработных. Также негативным фактором является то, что более четверти выпускников трудоустраиваются не по полученной в ходе обучения специальности, а в некоторых сферах деятельности данный показатель достигает более 50 %. В этой связи образовательным организациям важно обеспечить не просто мониторинг трудоустройства выпускников, но и проводить регулярную оценку степени соответствия их компетенций запросам работодателей. Для этого можно использовать уже существующие подходы к оценке или разработать свой собственный, чему и будут посвящены дальнейшие исследования автора.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
Библиографическая ссылка
Пуляева В.Н. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 2-2. – С. 255-260;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3269 (дата обращения: 21.11.2024).