Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

COMPETENCE-BASED APPROACH IN EVALUATING GRADUATES OF HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS

Pulyaeva V.N. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
1148 KB
The training of students in educational institutions of higher education is designed to provide the economy and society of any state with a sufficient number of specialists with the necessary specialties and qualifications. To assess learning outcomes, a competency-based approach is currently used, which consists of assessing the competencies of graduates, which are a set of knowledge and skills that allow them to perform specific professional tasks. In turn, employers in the labor market also use competencies to describe the requirements for applicants for certain vacancies. All this makes it necessary to timely assess how well graduates’ competencies meet the requirements of employers. There is a stereotype in society that it is more important to get “credentials,” and educational organizations of higher education do not always achieve their goals, that is, they do not provide graduates with the necessary competencies. To study this issue, the author analyzed statistical data on the employment and unemployment of graduates, as a result of which it was found that more than a quarter of graduates do not work in their profession, and in some industries even more. In addition, the share of unemployed among young people, including university graduates, is higher than among other age categories, which also makes it necessary to assess the degree to which their competencies correspond to the demands of employers. The author studied publications devoted to this assessment, and it was found that in almost all industries graduates lack social competencies and soft skills, and the main assessment method is to calculate the average deviations between the expected and actual level of competence. The study proved the feasibility of organizing monitoring of the degree of compliance of graduates’ competencies with the requirements of the labor market. Further work by the authors will be aimed at developing a similar methodology, taking into account the experience accumulated in science. The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment to the Financial University.
competencies
competency-based approach
higher education
educational organization
labor market
graduates
assessment

Введение

В настоящее время развитие профессионального образования во всем мире происходит в рамках компетентностной концепции. Компетентностный подход на практике используется многими крупными и средними организациями на всех этапах цикла управления наемными работниками для оценки, мотивации, обучения и развития персонала. Создавая вакансии, работодатели формулируют требования к кандидатам, в том числе в виде компетенций и/или трудовых функций и действий в терминах профессиональных стандартов, которые в свою очередь, выступают индикаторами освоения тех или иных компетенций. Изначально, понятие компетенция возникло в процессе изучения иностранных языков, но в дальнейшем получило распространение во многих отраслях общего и профессионального образования. В системе высшего образования России компетентностный подход появился в результате участия страны в Болонском процессе. Но еще до начала указанного процесса в Государственных образовательных стандартах, утвержденных в 1990-х одах, использовалась триада «знать-уметь-владеть навыками», которую можно в какой-то степени приравнять к компетенциям, поскольку под компетенциями понимается совокупность знаний, навыков, опыта и личностных качеств специалиста, которые необходимы для эффективного выполнения им своей работы [8].

По мнению автора, изучение и сопоставление компетенций выпускников и требований рынка труда целесообразно по ряду причин. Очевидным является тот факт, что техника и технологии не стоят на месте, а постоянно изменяются, одни процессии сменяются другими, но даже в рамках одной сфере деятельности изменяются подходы в работе и применяемые технологии. Все это обуславливает необходимость обеспечения регулярной сверки результатов освоения образовательных программ, заложенных в образовательных стандартах, с требованиями работодателей к компетенциями соискателей.

Цель исследования

Целью настоящего исследования являлось изучение того, насколько компетенции выпускников образовательных организаций высшего образования отвечают запросам, предъявляемым к соответствующим специалистам на рынке труда. Для этого автором были изучены статистические данные о трудоустройстве и безработице выпускников, а также проведен анализ разработанных до настоящего времени подходов к оценке соответствия компетенций выпускников и требований работодателей.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели и решения зада исследования автором использовались такие общенаучные методы, как анализ, изучение источников, сравнение, описание, синтез и т. д. Кроме того, автором были изучены статистические данные, представленные Федеральной службой государственной статистики на своем официальном сайте [9, 11]. В результаты анализа статистических данных автором были построены и представлены диаграммы, отражающие тренды рынка труда выпускников системы высшего образования.

На втором этапе исследования, автором были изучены подходы к оценке степени соответствия компетенций выпускников требованиям работодателей, разработанные различными зарубежными авторами.

Для проведения исследования автором использовались представленные в открытых источниках статистические данные, аналитические обзоры рынка труда, а также научные публикации в высокорейтинговых зарубежных журналах.

Результаты исследования и их обсуждение

Важным аспектом обеспечения устойчивого развития любого общества является баланс рынка труда. Возрастание безработицы свидетельствует о кризисных явлениях в экономике. Рассмотрим динамику безработицы молодого населения (до 39 лет) в России за последние 14 лет (рис. 1).

Как видно на диаграмме, самая высокая доля безработных наблюдается среди категории населения 20–24 года – именно в этом возрасте молодые люди как правило и выпускаются из высших учебных заведений. Кроме того, по данным Росстата, за три года с 2019 по 2021 год безработица среди выпускников с высшим образованием выросла в два раза с 5,2 % до 10,9 %. Из положительного можно отметить только то, что в целом по возрастной категории 20–24 года наблюдается незначительное снижение безработицы на с 20 % в 2008 году до 16,6 % в 2021 году.

pic_Pulyaeva_1.wmf

Рис. 1. Безработица среди молодого населения по возрастным категориям, % . Источник: составлено авторами на основании [9]

В то же время, специалисты отмечают, что довольно высокое значение безработицы среди молодежи является естественным для данной возрастной категории в силу ряда факторов, и ситуация в России сопоставима с другими развитыми странами [5]. При этом срок поиска работы у молодых людей в возрасте 20–24 года составляет, в большинстве своем, не более 3 месяцев, что является положительным фактом. В этой связи, представляется, что уровень молодежной безработицы является важным показателем для мониторинга, и особенно следует уделять внимание тем, кто в течение долгого времени (более 3 месяцев) не может найти работу.

В-третьих, все еще сохраняется довольно высокая доля тех, кто не работает по профессии, полученной в образовательной организации. Так, исследование, проведенное в августе 2022 года, показало, что 66 % опрошенных имеют высшее образование, а 29 % респондентов трудоустроены в сфере, не связанной с их специальностью по диплому [3]. А еще 10 лет назад доля не работающих по профессии россиян составляла более 50 % [7]. Согласно официальным данным Росстата в 2019–2021 гг. 28 % выпускников трудоустраивались не по своей специальности [11].

Исследователи из ВШЭ проанализировали статистику трудоустройства выпускников за 2016–2018 годах и выявили три сферы деятельности, где выпускники вузов чаще всего трудоустраиваются не по профессии: сельское хозяйство (51 %), науки общество (35 %) и гуманитарные науки (25 %) [12].

В последующие три года (2019–2021 гг.) ситуация несколько исправилась во многих сферах деятельности (рис. 2). Например, в образовании и педагогики доля трудоустроенных по профессии выпускников возросла с 80 до 83 %.

Вместе с тем, в экономическом и социогуманитарном направлениях все также наблюдается одни из худших показателей по трудоустройству выпускников в соответствии с полученным образованием (36 % работают не по специальности). И буквально на 1 % отстаtт от них строительная отрасль, где 35 % выпускников высшего образования трудоустраиваются не по профессии.

За последние годы, как в России, так и за рубежом было проведено множество исследований, посвященных оценки степени соответствия компетенций выпускников запросам работодателей, результаты которых нашли свое отражения в научных публикациях. В таблице представлен обзор разработанных различными зарубежными и российскими авторами подходов к оценке степени соответствия компетенций выпускников запросам рынка труда.

pic_Pulyaeva_2.wmf

Рис. 2. Связь основной работы выпускников 2019–2021 гг. с высшим образованием по полученной специальности по областям образования, % Источник: составлено авторами на основании данных Росстата[11]

Анализ исследований соответствия выпускников запросам рынка труда

Авторы

Год публикации

Направление подготовки выпускников

Метод оценки соответствия компетенций

Результаты

1

2

3

4

5

Зарубежные исследования

Wickramasinghe V., Perera L. [21]

2010

IT

Статистические методы сравнения парных значений и корреляций

Выявлены различия в понимании ключевых навыков у преподавателей, выпускников и работодателей.

Gunderson M.A. и др. [16]

2011

Экономика и управление с/х

Статистический расчет средних отклонений в компетенциях

Существуют разрывы в профессиональных знаниях финансов, кредитования, а также в социальных компетенциях, а именно: деловая переписка, этика, разрешение проблем

Mason J.L. и др. [18]

2016

Биотехнологии и медицина

Расчет средних значений отклонений между ожидаемыми и фактическими компетенциями, корреляционный анализ, t-критерий

Недостаточный уровень владения коммуникативными компетенциями, навыками переговоров, деловой переписки, решения профессиональных задач, гибкости, критического мышления и адаптивности. Нехватка некоторых профессиональных навыков в части аналитики и оценки.

Abbasi и др. [13]

2018

Финансы и кредит

Mohd Kamaruzaman F. и др. [19]

2019

Инженерное дело

Ayodele T.O., Oladokun T.T. [15]

2020

Недвижимость

Al-Shehab N. и др. [14]

2020

Финансы и кредит

Rodzalan S.A. и др. [20]

2020

Электроника

1

2

3

4

5

Российские исследования

Смоловик Г.Н., Мешков А.А. [10]

2013

Экономика и менеджмент

Экспертный опрос руководящего состава организаций телекоммуникационной отрасли

Не все компетенции, заявленные в образовательных программах, являются актуальными для работодателей

Нечаева Е.С., Вакуленко Т.Н. [6]

2014

Различные специальности

Анкетирование работодателей города Тула, весовые коэффициенты и ранжирование

Выявлено различие в требованиях к владению иностранными языками и специализированным ПО: компетенции выпускников в части владения иностранными языками выше требований работодателей, а в части владения ПО – наоборот

Иванова В.В., Лезина Т.А. [2]

2016

Бизнес-информатика

Анкетирование выпускников

90 % респондентов удовлетворены своими компетенциями, полученными в процессе обучения

Валентей С.Д., Зрелов П.В., Кореньков В.В., Белов С.Д., Кадочников И.С. [1]

2018

Рынок труда в целом

Определение семантической близости между компетенциями выпускников и запросами работодателей на основе принципов Word2vec

Разработан специальный программный продукт с нейронной сетью и машинным обучением, который позволяет выявлять соответствие образовательных программ и стандартов потребностям рынка труда

Лищук Е.Н., Левченко К.А., Федоренко А.С.

2020

Бухгалтерский учет

Сопоставление резюме и вакансий

Недостаточное раскрытие своих компетенций в резюме

Источник: составлено авторами на основании перечисленных в таблице источников.

По итогам изучения представленных в таблице подходов к оценке выпускников и полученных данными авторами результатов можно сделать вывод о том, что почти по всем направлениям подготовки наблюдается разрыв в социальных компетенциях и гибких навыках, таких как адаптивность, принятие решений и критическое мышление. Также существует разрыв в представлениях у преподавателей, студентов и работодателей о том, какими компетенциями должны обладать выпускники. Основным методом для оценки степени соответствия компетенций выпускников запросам работодателей является сравнение ожидаемого и фактического уровня владения теми или иными компетенциями посредством расчета средних отклонений, а также анкетирование работодателей и выпускников образовательных организаций высшего образования.

Выводы (заключение)

Главной целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных удовлетворять запросы рынка труда и помогать экономике и обществу отвечать на вызовы, с которыми они столкнулись. Несмотря на то, что в настоящее время на территории Российской Федерации сложилась уникальная ситуация на рынке труда с минимальным уровнем безработицы, все же именно среди молодого населения, в том числе выпускников образовательных организаций высшего образования наблюдается наибольшая доля безработных. Также негативным фактором является то, что более четверти выпускников трудоустраиваются не по полученной в ходе обучения специальности, а в некоторых сферах деятельности данный показатель достигает более 50 %. В этой связи образовательным организациям важно обеспечить не просто мониторинг трудоустройства выпускников, но и проводить регулярную оценку степени соответствия их компетенций запросам работодателей. Для этого можно использовать уже существующие подходы к оценке или разработать свой собственный, чему и будут посвящены дальнейшие исследования автора.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.