Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Евхута О.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова»
В статье анализируются показатели динамики валового внутреннего продукта РФ, расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала, удельный вес расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала в ВВП РФ за период 2020–2023 гг. Выявлено несоответствие показателей финансирования рекомендациям Организации объединённых наций. Обоснованы организационно-экономические и административно-правовые рекомендации, способствующие устранению диспропорций в финансовом обеспечении развития человеческого капитала РФ, а именно: воплощение законодательной инициативы о фиксированном уровне государственных расходов РФ по финансированию развития компонентов человеческого капитала на уровне, не менее 2,5 % валового внутреннего продукта, при аналогичной фиксации доли 0,5 % ВВП, обеспечиваемой за счёт денежных средств других участников бюджетной системы РФ, а именно субъектов РФ и муниципальных образований; обеспечение фактического исполнения нормативных правовых актов РФ, касающихся доведения оплаты труда работников сферы воспроизводства человеческого капитала (образование, здравоохранение и др.) до установленных показателей; сокращение административной нагрузки на вышеуказанные категории работников, в том числе за счёт радикального сокращения отчётных периодов и форм, форм заполняемой документации и т. п. Результаты исследования могут использоваться в деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления при разработке проектов и программ социально-экономического развития, подготовке проектов бюджетов всех уровней.
экономика
общество
человеческий капитал
валовый внутренний продукт
бюджет
отрасль
сфера
образование
здравоохранение
развитие
динамика
Андреева О. Человеческий капитал: социология, статистика, развитие // Стандарты и качество. 2020. № 8. С. 95-98.
Анопченко Т.Ю., Ревунов Р.В., Дальченко Е.А. Совершенствование налоговой системы в контексте устойчивого развития регионов РФ (на материалах Ростовской области) // Вопросы экономики и права. 2022. № 172. С. 19-24. DOI: 10.14451/2.172.19.
Быкова И.В. Развитие человеческого капитала в рамках инициативы «Большое евразийское партнерство» // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2021. № 15. С. 104-108.
Дягилев Д.А., Злоказов А.В. Человеческий капитал, как основной фактор в системе социально-экономического развития региона // Бенефициар. 2022. № 108. С. 6-14.
Евхута Н.А., Жарикова О.С., Зильбербранд Н.Ю. Организационно-экономические инструменты интенсификации человеческого капитала РФ // Московский экономический журнал. 2023. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2023-53/ (дата обращения 9.02.2024).
Официальный сайт Минфина РФ [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения 9.02.2024)
Официальный сайт Организации объединённых наций [Электронный ресурс]. URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2020/ (дата обращения 9.02.2024).
Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 9.02.2024).
Официальный сайт Счётной палаты РФ [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru (дата обращения 9.02.2024).
Указ президента России от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339305/ (дата обращения 9.02.2024).
Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370144/ (дата обращения 9.02.2024).
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 06.12.2021 № 390-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402647/ (дата обращения 9.02.2024).
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 06.12.2021 № 390-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433298/ (дата обращения 9.02.2024).
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» от 05.12.2022 № 466-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_462891/ (дата обращения 9.02.2024).
Lazareva E. Administration of interbudgetary relations as a tool for increasing the level of economic welfare of the macroregion (on the example of the South of Russia) / Lazareva E., Revunov R., Gorbaneva O., Murzin A. // В сборнике: Proceedings–2020 2nd International Conference on Control Systems, Mathematical Modeling, Automation and Energy Efficiency, SUMMA 2020. 2. 2020. С. 156-160.

Введение

Формирование организационно-экономических, институциональных, административных, правовых, социальных условий достижения целей стратегического развития РФ, обозначенных в соответствующих документах [10], представляет собой нетривиальную научную задачу. Не вызывает сомнений тот факт, что, в условиях современного мира человеческий капитал является одним из наиболее значимых факторов роста. Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о высокой актуальности, своевременности, научно-практической значимости поиска направлений интенсификации компонентов человеческого капитала, генерируемых такими отраслями общественной и государственной деятельности, как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт. В связи со сказанным, цель исследования заключается в идентификации основных показателей государственного финансирования развития компонентов человеческого капитала в РФ, обосновании организационно-экономические и административно-правовые мер, способствующих улучшению его качественных характеристик.

Проблематика ресурсного обеспечения прироста человеческого капитала, в том числе – проблематика государственного финансирования развития факторов его расширенного воспроизводства, находит отражение в публикациях представителей российского научного сообщества. В трудах Андреевой О. [1], Дягилева Д.А., Злоказова А.В. [4] представлена структурная декомпозиция человеческого капитала на формирующие его элементы, исследована их взаимосвязь. Евхута Н.А., Жарикова О.С., Зильбербранд Н.Ю. [5] обосновывают инструменты интенсификации человеческого капитала РФ. Имеющийся опыт реализации различных проектов, направленных на повышение эффективности компонентов человеческого капитала интерпретирован в работах Быкова И.В. [3], Лазаревой Е.И., Ревунова Р.В. и др. [16].

Материалы и методы

Использование обширного массива статистических данных Росстата [8], Министерства финансов РФ [6], Счётной палаты РФ [9], отражающих показатели движения денежных средств по статьям расходов федерального бюджета, методов научного анализа, синтеза, эконометрических инструментов интерпретации данных позволило обеспечить высокий уровень достоверности итоговых результатов и обоснованности выводов статьи.

Результаты и их обсуждения

В современных условиях структурной и технологической трансформации экономики РФ, значительных изменений в социальной сфере, факторы развития человеческого капитала в РФ нуждаются в дополнительном научном исследовании, в контексте их взаимосвязи с государственной финансовой политикой. Обобщение накопленного мирового опыта развития позволило экспертам Организации объединённых наций обосновать рекомендации по развитию человеческого капитала на страновом и региональном уровнях, среди которых упоминается целевой ориентир расходов расширенного государства (трактуемого нами как совокупность органов государственной и муниципальной власти), составляющий не менее 3,0 % [7] от величины валового внутреннего продукта. Следование рекомендациям ООН позволяет обеспечить расширенное воспроизводство человеческого капитала что, в свою очередь, формирует позитивные факторы социально-экономического развития, в частности: повышение производительности труда; увеличение продолжительности активного трудового периода; минимизация смертности граждан трудоспособного возраста вследствие девиантного поведения и др. Действие вышеуказанных факторов способствует усилению конкурентоспособности экономических систем на мезо- и макроуровнях, что особенно актуально для РФ в настоящее время.

В силу специфики устройства бюджетной системы РФ, выражающейся в централизации налоговых платежей на федеральном уровне, в доходной части государственного бюджета РФ, с последующим распределением расходов по функциональному и территориальному принципу [2], основные обязательства по финансированию таких формирующих человеческий капитал сфер, как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт несёт федеральный бюджет.

С учётом сказанного, рассмотрим взаимосвязь показателей экономического развития и расходов федерального бюджета по указанным направлениям формирования человеческого капитала. динамика валового внутреннего продукта РФ (ВВП) за период 2020–2023 гг. представлена на рис. 1 [8, 9].

pic_Evkhuta_1.wmf

Рис. 1. Динамика валового внутреннего продукта РФ (ВВП) за период 2020–2023 гг. (в текущих ценах)

Представленная на рис. 1 динамика валового внутреннего продукта РФ показывает позитивную динамику, выразившуюся в увеличении ВВП с 107658,1 млрд руб. до 171041,0 млрд руб. (+63382,9 млрд руб., +58,9 %) за период наблюдения. Рассмотрим динамику расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала (табл. 1 [11–14]).

Представленные в табл. 1 данные позволяют сказать следующее. За период 2020–2023 гг. в расходах федерального бюджета РФ по направлениям, связанным с развитием человеческого капитала, наблюдаются разнонаправленные тенденции. В частности, увеличены расходы на образование (с 887,5 млрд руб. в 2020 г. до 1378,3 млрд руб. в 2023 г. (+490,8 млрд руб., +55,3 %)), здравоохранение (+455,8 млрд руб., +45,8 %); сокращено финансирование за счёт средств госбюджета РФ физической культуры и спорта (–4,2 млрд руб., –5,7 %). При этом, в текущих ценах совокупные расходы федерального бюджета по вышеуказанным направлениям увеличились на 942,4 млрд руб. (+48,1 %) и составили в 2023 г. 2900,5 млрд руб.

Удельный вес расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала в ВВП РФ за период 2020–2023 гг. отражён на рис. 2.

Представленное на рис. 2 сопоставление темпов роста ВВП РФ и расходной части федерального бюджета на период 2020–2023 гг., составляющих 58,9 % и 48,1 % соответственно (в текущих ценах) показывает ускоренную динамику ВВП по сравнению с федеральными расходами на развитие человеческого капитала. Подобная тенденция обусловила постепенное снижение удельного веса указанных расходов по отношению к ВВП с 1,82 % в 2020 г. до 1,70 % в 2023 г. (–0,12 %).

С учётом тематики статьи, осуществим сравнительный анализ показателей расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала в 2023 и 2024 гг. (табл. 2 [14, 15]).

Таблица 1

Динамика расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала, млрд руб. (в текущих ценах)

Наименование направления

Годы

Изменение, абс. знач.

Темп роста, %

2020

2021

2022

2023

Образование

887,5

1078,6

1237,4

1378,3

490,8

55,3

Здравоохранение

996,1

1123,3

1234,6

1451,9

455,8

45,8

Физическая культура и спорт

74,5

69,2

80,9

70,3

–4,2

–5,7

Всего:

1958,1

2271,1

2552,9

2900,5

942,4

48,1

pic_Evkhuta_2.wmf

Рис. 2. Удельный вес расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала в ВВП РФ за период 2020–2023 гг.

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала в 2023 и 2024 гг., млрд руб. (в текущих ценах)

Наименование направления

Годы

Изменение, абс. знач.

Темп роста, %

2023

2024

Образование

1378,3

1533,7

155,4

11,3

Здравоохранение

1451,9

1611,3

159,4

11,0

Физическая культура и спорт

70,3

67,9

-2,4

-3,4

Всего:

2900,5

3212,9

312,4

10,8

Отражённое в табл. 2 сопоставление сведений о расходах федерального бюджета за 2023 г. и запланированных на 2024 г. показывает увеличение финансирования образования и здравоохранения сопоставимыми темпами: 11,3 % и 11,0 % соответственно. В тоже время, продолжается сокращение финансирования физической культуры и спорта как в абсолютном, так и в относительном выражениях.

Отдельным важным вопросом является интерпретация фактических показателей федерального финансового обеспечения развития человеческого капитала, то есть учёт фактора накопленной инфляции. Как показывает практика, реальная инфляция в РФ значительно превосходит декларируемые значения.

Выводы

В завершение сформулируем следующие основные выводы:

1. Осуществлённый нами анализ показателей финансирования как в абсолютном, так и в относительном выражении за счёт средств федерального бюджета РФ отраслей образования, здравоохранения, физической культуры и спорта показывает устойчивую тенденцию постепенного сокращения реального финансового обеспечения указанных отраслей, что, в свою очередь провоцирует такие негативные последствия, как: снижение качественных характеристик объектов инфраструктуры образования, здравоохранения, физической культуры и спорта; отток кадров высокой квалификации, выражающийся в смене вида профессиональной деятельности вследствие малопривлекательных условий труда и его неконкурентоспособной оплаты в государственном секторе; обусловленное вышеназванными тенденциями снижение качества предоставления услуг в государственной части сферы образования, здравоохранения, физической культуры и спорта. Совокупное воздействие обозначенных ограничений способствует регрессу факторов воспроизводства человеческого капитала и требует реализации безотлагательных мер по

2. Среди приоритетных организационно-экономические и административно-правовые мер, практическая реализация которых позволит интенсифицировать развитие человеческого капитала в РФ, необходимо указать следующие: воплощение законодательной инициативы о фиксированном уровне государственных расходов РФ по финансированию развития компонентов человеческого капитала на уровне, не менее 2,5 % валового внутреннего продукта, при аналогичной фиксации доли 0,5 % ВВП, обеспечиваемой за счёт денежных средств других участников бюджетной системы РФ, а именно субъектов РФ и муниципальных образований; обеспечение фактического исполнения нормативных правовых актов РФ, касающихся доведения оплаты труда работников сферы воспроизводства человеческого капитала (образование, здравоохранение и др.) до установленных показателей; сокращение административной нагрузки на вышеуказанные категории работников, в том числе за счёт радикального сокращения отчётных периодов и форм, форм заполняемой документации и т. п.; формирование институциональных и правовых условий вовлечения общественных организаций в деятельность по развитию человеческого капитала (в частности, с использованием форматов государственного-частного и муниципально-частного партнёрств); установление налоговых преференций для хозяйствующих субъектов, общественных организаций, функционирующих в сфере воспроизводства человеческого капитала (например, предоставление права указанным категориям организаций осуществлять сдачу налоговой отчётности и налоговые платежи один раз в год, что позволит интенсифицировать использование оборотных средств данных организаций). Реализация описанного выше комплекса мер позволит, во-первых, обеспечить рекомендованный ООН уровень финансирования развития человеческого капитала, что, в свою очередь, обусловливает долговременные конкурентные преимущества РФ в глобальных сопоставлениях, во-вторых, способствует минимизации наблюдаемых в настоящее время диспропорций социально-экономического развития регионов РФ, а также увеличению качества жизни граждан РФ.


Библиографическая ссылка

Евхута О.Н. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 2-2. – С. 185-189;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3258 (дата обращения: 21.11.2024).