Введение
Формирование организационно-экономических, институциональных, административных, правовых, социальных условий достижения целей стратегического развития РФ, обозначенных в соответствующих документах [10], представляет собой нетривиальную научную задачу. Не вызывает сомнений тот факт, что, в условиях современного мира человеческий капитал является одним из наиболее значимых факторов роста. Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о высокой актуальности, своевременности, научно-практической значимости поиска направлений интенсификации компонентов человеческого капитала, генерируемых такими отраслями общественной и государственной деятельности, как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт. В связи со сказанным, цель исследования заключается в идентификации основных показателей государственного финансирования развития компонентов человеческого капитала в РФ, обосновании организационно-экономические и административно-правовые мер, способствующих улучшению его качественных характеристик.
Проблематика ресурсного обеспечения прироста человеческого капитала, в том числе – проблематика государственного финансирования развития факторов его расширенного воспроизводства, находит отражение в публикациях представителей российского научного сообщества. В трудах Андреевой О. [1], Дягилева Д.А., Злоказова А.В. [4] представлена структурная декомпозиция человеческого капитала на формирующие его элементы, исследована их взаимосвязь. Евхута Н.А., Жарикова О.С., Зильбербранд Н.Ю. [5] обосновывают инструменты интенсификации человеческого капитала РФ. Имеющийся опыт реализации различных проектов, направленных на повышение эффективности компонентов человеческого капитала интерпретирован в работах Быкова И.В. [3], Лазаревой Е.И., Ревунова Р.В. и др. [16].
Материалы и методы
Использование обширного массива статистических данных Росстата [8], Министерства финансов РФ [6], Счётной палаты РФ [9], отражающих показатели движения денежных средств по статьям расходов федерального бюджета, методов научного анализа, синтеза, эконометрических инструментов интерпретации данных позволило обеспечить высокий уровень достоверности итоговых результатов и обоснованности выводов статьи.
Результаты и их обсуждения
В современных условиях структурной и технологической трансформации экономики РФ, значительных изменений в социальной сфере, факторы развития человеческого капитала в РФ нуждаются в дополнительном научном исследовании, в контексте их взаимосвязи с государственной финансовой политикой. Обобщение накопленного мирового опыта развития позволило экспертам Организации объединённых наций обосновать рекомендации по развитию человеческого капитала на страновом и региональном уровнях, среди которых упоминается целевой ориентир расходов расширенного государства (трактуемого нами как совокупность органов государственной и муниципальной власти), составляющий не менее 3,0 % [7] от величины валового внутреннего продукта. Следование рекомендациям ООН позволяет обеспечить расширенное воспроизводство человеческого капитала что, в свою очередь, формирует позитивные факторы социально-экономического развития, в частности: повышение производительности труда; увеличение продолжительности активного трудового периода; минимизация смертности граждан трудоспособного возраста вследствие девиантного поведения и др. Действие вышеуказанных факторов способствует усилению конкурентоспособности экономических систем на мезо- и макроуровнях, что особенно актуально для РФ в настоящее время.
В силу специфики устройства бюджетной системы РФ, выражающейся в централизации налоговых платежей на федеральном уровне, в доходной части государственного бюджета РФ, с последующим распределением расходов по функциональному и территориальному принципу [2], основные обязательства по финансированию таких формирующих человеческий капитал сфер, как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт несёт федеральный бюджет.
С учётом сказанного, рассмотрим взаимосвязь показателей экономического развития и расходов федерального бюджета по указанным направлениям формирования человеческого капитала. динамика валового внутреннего продукта РФ (ВВП) за период 2020–2023 гг. представлена на рис. 1 [8, 9].
Рис. 1. Динамика валового внутреннего продукта РФ (ВВП) за период 2020–2023 гг. (в текущих ценах)
Представленная на рис. 1 динамика валового внутреннего продукта РФ показывает позитивную динамику, выразившуюся в увеличении ВВП с 107658,1 млрд руб. до 171041,0 млрд руб. (+63382,9 млрд руб., +58,9 %) за период наблюдения. Рассмотрим динамику расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала (табл. 1 [11–14]).
Представленные в табл. 1 данные позволяют сказать следующее. За период 2020–2023 гг. в расходах федерального бюджета РФ по направлениям, связанным с развитием человеческого капитала, наблюдаются разнонаправленные тенденции. В частности, увеличены расходы на образование (с 887,5 млрд руб. в 2020 г. до 1378,3 млрд руб. в 2023 г. (+490,8 млрд руб., +55,3 %)), здравоохранение (+455,8 млрд руб., +45,8 %); сокращено финансирование за счёт средств госбюджета РФ физической культуры и спорта (–4,2 млрд руб., –5,7 %). При этом, в текущих ценах совокупные расходы федерального бюджета по вышеуказанным направлениям увеличились на 942,4 млрд руб. (+48,1 %) и составили в 2023 г. 2900,5 млрд руб.
Удельный вес расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала в ВВП РФ за период 2020–2023 гг. отражён на рис. 2.
Представленное на рис. 2 сопоставление темпов роста ВВП РФ и расходной части федерального бюджета на период 2020–2023 гг., составляющих 58,9 % и 48,1 % соответственно (в текущих ценах) показывает ускоренную динамику ВВП по сравнению с федеральными расходами на развитие человеческого капитала. Подобная тенденция обусловила постепенное снижение удельного веса указанных расходов по отношению к ВВП с 1,82 % в 2020 г. до 1,70 % в 2023 г. (–0,12 %).
С учётом тематики статьи, осуществим сравнительный анализ показателей расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала в 2023 и 2024 гг. (табл. 2 [14, 15]).
Таблица 1
Динамика расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала, млрд руб. (в текущих ценах)
Наименование направления |
Годы |
Изменение, абс. знач. |
Темп роста, % |
|||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|||
Образование |
887,5 |
1078,6 |
1237,4 |
1378,3 |
490,8 |
55,3 |
Здравоохранение |
996,1 |
1123,3 |
1234,6 |
1451,9 |
455,8 |
45,8 |
Физическая культура и спорт |
74,5 |
69,2 |
80,9 |
70,3 |
–4,2 |
–5,7 |
Всего: |
1958,1 |
2271,1 |
2552,9 |
2900,5 |
942,4 |
48,1 |
Рис. 2. Удельный вес расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала в ВВП РФ за период 2020–2023 гг.
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала в 2023 и 2024 гг., млрд руб. (в текущих ценах)
Наименование направления |
Годы |
Изменение, абс. знач. |
Темп роста, % |
|
2023 |
2024 |
|||
Образование |
1378,3 |
1533,7 |
155,4 |
11,3 |
Здравоохранение |
1451,9 |
1611,3 |
159,4 |
11,0 |
Физическая культура и спорт |
70,3 |
67,9 |
-2,4 |
-3,4 |
Всего: |
2900,5 |
3212,9 |
312,4 |
10,8 |
Отражённое в табл. 2 сопоставление сведений о расходах федерального бюджета за 2023 г. и запланированных на 2024 г. показывает увеличение финансирования образования и здравоохранения сопоставимыми темпами: 11,3 % и 11,0 % соответственно. В тоже время, продолжается сокращение финансирования физической культуры и спорта как в абсолютном, так и в относительном выражениях.
Отдельным важным вопросом является интерпретация фактических показателей федерального финансового обеспечения развития человеческого капитала, то есть учёт фактора накопленной инфляции. Как показывает практика, реальная инфляция в РФ значительно превосходит декларируемые значения.
Выводы
В завершение сформулируем следующие основные выводы:
1. Осуществлённый нами анализ показателей финансирования как в абсолютном, так и в относительном выражении за счёт средств федерального бюджета РФ отраслей образования, здравоохранения, физической культуры и спорта показывает устойчивую тенденцию постепенного сокращения реального финансового обеспечения указанных отраслей, что, в свою очередь провоцирует такие негативные последствия, как: снижение качественных характеристик объектов инфраструктуры образования, здравоохранения, физической культуры и спорта; отток кадров высокой квалификации, выражающийся в смене вида профессиональной деятельности вследствие малопривлекательных условий труда и его неконкурентоспособной оплаты в государственном секторе; обусловленное вышеназванными тенденциями снижение качества предоставления услуг в государственной части сферы образования, здравоохранения, физической культуры и спорта. Совокупное воздействие обозначенных ограничений способствует регрессу факторов воспроизводства человеческого капитала и требует реализации безотлагательных мер по
2. Среди приоритетных организационно-экономические и административно-правовые мер, практическая реализация которых позволит интенсифицировать развитие человеческого капитала в РФ, необходимо указать следующие: воплощение законодательной инициативы о фиксированном уровне государственных расходов РФ по финансированию развития компонентов человеческого капитала на уровне, не менее 2,5 % валового внутреннего продукта, при аналогичной фиксации доли 0,5 % ВВП, обеспечиваемой за счёт денежных средств других участников бюджетной системы РФ, а именно субъектов РФ и муниципальных образований; обеспечение фактического исполнения нормативных правовых актов РФ, касающихся доведения оплаты труда работников сферы воспроизводства человеческого капитала (образование, здравоохранение и др.) до установленных показателей; сокращение административной нагрузки на вышеуказанные категории работников, в том числе за счёт радикального сокращения отчётных периодов и форм, форм заполняемой документации и т. п.; формирование институциональных и правовых условий вовлечения общественных организаций в деятельность по развитию человеческого капитала (в частности, с использованием форматов государственного-частного и муниципально-частного партнёрств); установление налоговых преференций для хозяйствующих субъектов, общественных организаций, функционирующих в сфере воспроизводства человеческого капитала (например, предоставление права указанным категориям организаций осуществлять сдачу налоговой отчётности и налоговые платежи один раз в год, что позволит интенсифицировать использование оборотных средств данных организаций). Реализация описанного выше комплекса мер позволит, во-первых, обеспечить рекомендованный ООН уровень финансирования развития человеческого капитала, что, в свою очередь, обусловливает долговременные конкурентные преимущества РФ в глобальных сопоставлениях, во-вторых, способствует минимизации наблюдаемых в настоящее время диспропорций социально-экономического развития регионов РФ, а также увеличению качества жизни граждан РФ.