Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MAIN TRENDS AND FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

Evkhuta O.N. 1
1 Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI)
The article analyzes the indicators of the dynamics of the gross domestic product of the Russian Federation, expenditures of the federal budget of the Russian Federation in the areas of human capital development, the share of expenditures of the federal budget of the Russian Federation in the areas of development of human capital in the GDP of the Russian Federation for the period 2020–2023. A discrepancy between funding indicators and United Nations recommendations was revealed. Organizational-economic and administrative-legal recommendations are substantiated to help eliminate imbalances in the financial support for the development of human capital in the Russian Federation, namely: the implementation of a legislative initiative on a fixed level of government spending in the Russian Federation to finance the development of human capital components at a level of at least 2,5 % of gross domestic product, with a similar fixation of the share of 0,5 % of GDP, provided at the expense of funds from other participants in the budget system of the Russian Federation, namely constituent entities of the Russian Federation and municipalities; ensuring the actual implementation of regulatory legal acts of the Russian Federation relating to bringing the remuneration of workers in the sphere of reproduction of human capital (education, healthcare, etc.) to the established indicators; reduction of the administrative burden on the above categories of employees, including through a radical reduction in reporting periods and forms, forms of completed documentation, etc. The results of the study can be used in the activities of government bodies of the Russian Federation, constituent entities of the Russian Federation, local governments in the development of projects and programs socio-economic development, preparation of draft budgets at all levels.
economy
society
human capital
gross domestic product
budget
industry
sphere
education
healthcare
development
dynamics

Введение

Формирование организационно-экономических, институциональных, административных, правовых, социальных условий достижения целей стратегического развития РФ, обозначенных в соответствующих документах [10], представляет собой нетривиальную научную задачу. Не вызывает сомнений тот факт, что, в условиях современного мира человеческий капитал является одним из наиболее значимых факторов роста. Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о высокой актуальности, своевременности, научно-практической значимости поиска направлений интенсификации компонентов человеческого капитала, генерируемых такими отраслями общественной и государственной деятельности, как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт. В связи со сказанным, цель исследования заключается в идентификации основных показателей государственного финансирования развития компонентов человеческого капитала в РФ, обосновании организационно-экономические и административно-правовые мер, способствующих улучшению его качественных характеристик.

Проблематика ресурсного обеспечения прироста человеческого капитала, в том числе – проблематика государственного финансирования развития факторов его расширенного воспроизводства, находит отражение в публикациях представителей российского научного сообщества. В трудах Андреевой О. [1], Дягилева Д.А., Злоказова А.В. [4] представлена структурная декомпозиция человеческого капитала на формирующие его элементы, исследована их взаимосвязь. Евхута Н.А., Жарикова О.С., Зильбербранд Н.Ю. [5] обосновывают инструменты интенсификации человеческого капитала РФ. Имеющийся опыт реализации различных проектов, направленных на повышение эффективности компонентов человеческого капитала интерпретирован в работах Быкова И.В. [3], Лазаревой Е.И., Ревунова Р.В. и др. [16].

Материалы и методы

Использование обширного массива статистических данных Росстата [8], Министерства финансов РФ [6], Счётной палаты РФ [9], отражающих показатели движения денежных средств по статьям расходов федерального бюджета, методов научного анализа, синтеза, эконометрических инструментов интерпретации данных позволило обеспечить высокий уровень достоверности итоговых результатов и обоснованности выводов статьи.

Результаты и их обсуждения

В современных условиях структурной и технологической трансформации экономики РФ, значительных изменений в социальной сфере, факторы развития человеческого капитала в РФ нуждаются в дополнительном научном исследовании, в контексте их взаимосвязи с государственной финансовой политикой. Обобщение накопленного мирового опыта развития позволило экспертам Организации объединённых наций обосновать рекомендации по развитию человеческого капитала на страновом и региональном уровнях, среди которых упоминается целевой ориентир расходов расширенного государства (трактуемого нами как совокупность органов государственной и муниципальной власти), составляющий не менее 3,0 % [7] от величины валового внутреннего продукта. Следование рекомендациям ООН позволяет обеспечить расширенное воспроизводство человеческого капитала что, в свою очередь, формирует позитивные факторы социально-экономического развития, в частности: повышение производительности труда; увеличение продолжительности активного трудового периода; минимизация смертности граждан трудоспособного возраста вследствие девиантного поведения и др. Действие вышеуказанных факторов способствует усилению конкурентоспособности экономических систем на мезо- и макроуровнях, что особенно актуально для РФ в настоящее время.

В силу специфики устройства бюджетной системы РФ, выражающейся в централизации налоговых платежей на федеральном уровне, в доходной части государственного бюджета РФ, с последующим распределением расходов по функциональному и территориальному принципу [2], основные обязательства по финансированию таких формирующих человеческий капитал сфер, как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт несёт федеральный бюджет.

С учётом сказанного, рассмотрим взаимосвязь показателей экономического развития и расходов федерального бюджета по указанным направлениям формирования человеческого капитала. динамика валового внутреннего продукта РФ (ВВП) за период 2020–2023 гг. представлена на рис. 1 [8, 9].

pic_Evkhuta_1.wmf

Рис. 1. Динамика валового внутреннего продукта РФ (ВВП) за период 2020–2023 гг. (в текущих ценах)

Представленная на рис. 1 динамика валового внутреннего продукта РФ показывает позитивную динамику, выразившуюся в увеличении ВВП с 107658,1 млрд руб. до 171041,0 млрд руб. (+63382,9 млрд руб., +58,9 %) за период наблюдения. Рассмотрим динамику расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала (табл. 1 [11–14]).

Представленные в табл. 1 данные позволяют сказать следующее. За период 2020–2023 гг. в расходах федерального бюджета РФ по направлениям, связанным с развитием человеческого капитала, наблюдаются разнонаправленные тенденции. В частности, увеличены расходы на образование (с 887,5 млрд руб. в 2020 г. до 1378,3 млрд руб. в 2023 г. (+490,8 млрд руб., +55,3 %)), здравоохранение (+455,8 млрд руб., +45,8 %); сокращено финансирование за счёт средств госбюджета РФ физической культуры и спорта (–4,2 млрд руб., –5,7 %). При этом, в текущих ценах совокупные расходы федерального бюджета по вышеуказанным направлениям увеличились на 942,4 млрд руб. (+48,1 %) и составили в 2023 г. 2900,5 млрд руб.

Удельный вес расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала в ВВП РФ за период 2020–2023 гг. отражён на рис. 2.

Представленное на рис. 2 сопоставление темпов роста ВВП РФ и расходной части федерального бюджета на период 2020–2023 гг., составляющих 58,9 % и 48,1 % соответственно (в текущих ценах) показывает ускоренную динамику ВВП по сравнению с федеральными расходами на развитие человеческого капитала. Подобная тенденция обусловила постепенное снижение удельного веса указанных расходов по отношению к ВВП с 1,82 % в 2020 г. до 1,70 % в 2023 г. (–0,12 %).

С учётом тематики статьи, осуществим сравнительный анализ показателей расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала в 2023 и 2024 гг. (табл. 2 [14, 15]).

Таблица 1

Динамика расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала, млрд руб. (в текущих ценах)

Наименование направления

Годы

Изменение, абс. знач.

Темп роста, %

2020

2021

2022

2023

Образование

887,5

1078,6

1237,4

1378,3

490,8

55,3

Здравоохранение

996,1

1123,3

1234,6

1451,9

455,8

45,8

Физическая культура и спорт

74,5

69,2

80,9

70,3

–4,2

–5,7

Всего:

1958,1

2271,1

2552,9

2900,5

942,4

48,1

pic_Evkhuta_2.wmf

Рис. 2. Удельный вес расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала в ВВП РФ за период 2020–2023 гг.

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей расходов федерального бюджета РФ по направлениям развития человеческого капитала в 2023 и 2024 гг., млрд руб. (в текущих ценах)

Наименование направления

Годы

Изменение, абс. знач.

Темп роста, %

2023

2024

Образование

1378,3

1533,7

155,4

11,3

Здравоохранение

1451,9

1611,3

159,4

11,0

Физическая культура и спорт

70,3

67,9

-2,4

-3,4

Всего:

2900,5

3212,9

312,4

10,8

Отражённое в табл. 2 сопоставление сведений о расходах федерального бюджета за 2023 г. и запланированных на 2024 г. показывает увеличение финансирования образования и здравоохранения сопоставимыми темпами: 11,3 % и 11,0 % соответственно. В тоже время, продолжается сокращение финансирования физической культуры и спорта как в абсолютном, так и в относительном выражениях.

Отдельным важным вопросом является интерпретация фактических показателей федерального финансового обеспечения развития человеческого капитала, то есть учёт фактора накопленной инфляции. Как показывает практика, реальная инфляция в РФ значительно превосходит декларируемые значения.

Выводы

В завершение сформулируем следующие основные выводы:

1. Осуществлённый нами анализ показателей финансирования как в абсолютном, так и в относительном выражении за счёт средств федерального бюджета РФ отраслей образования, здравоохранения, физической культуры и спорта показывает устойчивую тенденцию постепенного сокращения реального финансового обеспечения указанных отраслей, что, в свою очередь провоцирует такие негативные последствия, как: снижение качественных характеристик объектов инфраструктуры образования, здравоохранения, физической культуры и спорта; отток кадров высокой квалификации, выражающийся в смене вида профессиональной деятельности вследствие малопривлекательных условий труда и его неконкурентоспособной оплаты в государственном секторе; обусловленное вышеназванными тенденциями снижение качества предоставления услуг в государственной части сферы образования, здравоохранения, физической культуры и спорта. Совокупное воздействие обозначенных ограничений способствует регрессу факторов воспроизводства человеческого капитала и требует реализации безотлагательных мер по

2. Среди приоритетных организационно-экономические и административно-правовые мер, практическая реализация которых позволит интенсифицировать развитие человеческого капитала в РФ, необходимо указать следующие: воплощение законодательной инициативы о фиксированном уровне государственных расходов РФ по финансированию развития компонентов человеческого капитала на уровне, не менее 2,5 % валового внутреннего продукта, при аналогичной фиксации доли 0,5 % ВВП, обеспечиваемой за счёт денежных средств других участников бюджетной системы РФ, а именно субъектов РФ и муниципальных образований; обеспечение фактического исполнения нормативных правовых актов РФ, касающихся доведения оплаты труда работников сферы воспроизводства человеческого капитала (образование, здравоохранение и др.) до установленных показателей; сокращение административной нагрузки на вышеуказанные категории работников, в том числе за счёт радикального сокращения отчётных периодов и форм, форм заполняемой документации и т. п.; формирование институциональных и правовых условий вовлечения общественных организаций в деятельность по развитию человеческого капитала (в частности, с использованием форматов государственного-частного и муниципально-частного партнёрств); установление налоговых преференций для хозяйствующих субъектов, общественных организаций, функционирующих в сфере воспроизводства человеческого капитала (например, предоставление права указанным категориям организаций осуществлять сдачу налоговой отчётности и налоговые платежи один раз в год, что позволит интенсифицировать использование оборотных средств данных организаций). Реализация описанного выше комплекса мер позволит, во-первых, обеспечить рекомендованный ООН уровень финансирования развития человеческого капитала, что, в свою очередь, обусловливает долговременные конкурентные преимущества РФ в глобальных сопоставлениях, во-вторых, способствует минимизации наблюдаемых в настоящее время диспропорций социально-экономического развития регионов РФ, а также увеличению качества жизни граждан РФ.