Введение
Россия по сравнению со странами с ведущими экономиками характеризуется низким размером заработной платы [1, 2] (численность населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума в январе-сентябре 2022 г. составила 17,2 млн человек, уровень бедности оценивается в 11,8 % [3]). Дифференциация заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками незначительна [4]. Российская экономика в основном концентрирована на производственных предприятиях по добыче энергетических ресурсов [5, 6], где заработная плата рабочих профессий высокая, а на высококвалифицированных производствах, с относительно низкой заработной платой.
В России в сложившейся традиции в системе управления в отличие от стран с ведущими экономиками основными предприятиями являются государственные. Так, по различным оценкам до 59603 госпредприятий в 2019 г. [7]. В то же время по оценкам МВФ государственные предприятия обеспечили 19,3 % ВПП в 2016 г. [7].
Доля субъектов МСП на 2022 г. составляет 5967248 [8]. Большая часть из них в основном заняты в традиционных секторах экономики с малой долей на высокотехнологической сфере. Вклад МСП в ВВП страны составляет 17–20 % [9, 10], что на три раза ниже, чем ЕС, США и Японии. Например, доля МСП в Бразилии составляет 40 %, в Индии 60 %, Китае 80 %.
Текущие санкции значительно повлияли на не значительную российскую сферу высоких технологий. По данным Российской ассоциации электронной коммерции нехватка в таких специалистах оставляет около 70–100 тыс. Некоторые IT специалисты покинули страну [11]. Выехавшие специалисты работают в этой же специальности и для России. Кому они в дальнейшем будут работать неизвестно [12]. Наряду с недостатком кадров наблюдается отсутствие вакансии [13]. Это связано с уходом из России многих предприятий. Вместе с тем в феврале 2022 г. уровень безработицы с 4,1 % к концу года снизилась на исторический максимум и ноябре составило 3,7 % [14] или около 1100 тыс. чел. Эксперты оценивают, что безработица может вырасти. Санкции повлияли на рынок труда, прежде всего на высококвалифицированные рабочие места и следующим за ними венчурный капитал.
Санкции, безусловно, затрагивают реализовывать предусмотренные меры по развитию человеческого капитала, в частности, увеличение объема инвестиций в человеческий капитал, куда и входят миграционное положение, здравоохранение, образование, ожидание рынка труда.
Материалы и методы исследования
Методология исследования основана на результатах многолетней работы трудоустройства студентов-выпускников Тувинского государственного университета, наблюдение и сравнение потребности республиканских работодателей во время встреч, связанных с трудоустройством выпускников университета, анализ статистических материалов Министерства труда России, ВНИИ труда Минтруда России, Общероссийской базы вакансий и резюме «Работа России», Министерства труда и социальной политики Республики Тыва и трудах российских и зарубежных ученых и экспертов, исследующих проблемы рынка труда [15, 16]. Анализ современной архитектуре рынка труда в условиях ввода нескольких пакетов санкций, экономической неопределенности и нестабильности, риска массового высвобождения в связи с уходом с российского рынка международных компаний сокращается количество рабочих мест и растет безработица, поэтому одни профессии изживают себя, другие становятся очень популярными, а о других почти никто не знает [17, 18]. В этой связи для молодых людей вопрос на кого идти учиться, а для людей, которые уже имеют профессию вопрос, где переквалифицироваться становится актуальным.
Результаты исследования и из обсуждение
На основе анализа данных Общероссийской базы вакансий и резюме «Работа Россия» в России самыми популярными профессиями в области высшего образования по состоянию на январь 2023 г. стали [19]:
– медики (невролог, терапевты широкого профиля, педиатр, хирург и другие узкие специальности) с количеством вакансий 78,39 тыс.;
– инженер-строитель, геодезисты, архитекторы – 63,809 тыс.;
– экономисты, менеджеры, бухгалтера, страховые агенты, аудиторы, аналитики, финансовые консультанты, кредитные эксперты, банковские работники – 43,054 тыс.;
– учителя, осуществляющие обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета – 22,882 тыс.;
– воспитатель детских дошкольных учреждений (воспитатель, помощник воспитателя, младший воспитатель, машинист по стирке и пошиву одежды) – 22,640 тыс.;
– IT-специалисты (специалисты веб-дизайна, тестировщики ПО, системные администраторы, разработчики игр) (конкуренция среди таких специалистов обязывает повышать навыки, чтобы оставаться востребованными на рынке) – 6,759 тыс.;
– логисты (бизнес-менеджмента, транспортная, сбытовая, таможенная, складская, закупочная) – 5,240 тыс.;
– психолог – 4,875 тыс.;
– юристы (адвокаты, нотариусы, частные детективы, судебные эксперты и т. д.) – 3,010 тыс.
Менее востребованные профессии в области высшего образования в целом по России по состоянию на 30.01.2023 г.:
– агроном с количеством вакансий 1,856 тыс.;
– инженер-электрик – 1,412 тыс.;
– инженер-механик – 1,292 тыс.;
– зоотехник – 0,783 тыс.;
– инженер по горным работам (горный инженер, геолог, инженер-технолог, геофизик, инженер-проектировщик, мастер, преподаватель специальности «подземная разработка полезных ископаемых») – 0,202 тыс.;
– технолог сельскохозяйственной продукции – 0,160 тыс.;
– инженер-теплотехник (инженер-теплотехник, ведущий инженер по эксплуатации, инженер по эксплуатации) – 0,152 тыс.;
– инструктор-методист по туризму (главный инструктор-методист, ведущий инструктор-методист по туризму) – 0,014 тыс.
Основные показатели рынка труда и занятости Республики Тыва представлены в табл. 1.
Таблица 1
Основные показатели блока труда и занятости Республики Тыва, в среднем за год, тыс. чел.
Наименование показателя |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Общая численность населения |
327,383 |
330,368 |
336,251 |
Численность рабочей силы, в том числе: |
130,7 |
127 |
132,6 |
Занятое население |
107,2 |
108,0 |
122,1 |
Безработное население, тыс. чел. Уровень безработицы, % |
23,5 18,0 |
19,1 15 % |
10,5 7,9 % |
Производительность труда, динамика в % |
94,9 |
– |
– |
Доходы населения, руб. |
18590,0 |
20040,6 |
– |
Неформальная занятость, тыс. чел. |
25,0 |
27,0 |
30,0 |
Справочно: Численность населения в трудоспособном возрасте, не входящего в состав рабочей силы |
87,2 |
94,0 |
– |
Численность населения старше трудоспособного возраста |
37,0 |
35,0 |
– |
Миграционные показатели прибытие убытие |
19352 18312 |
22186 21288 |
– – |
Составлена авторами на основе статистических данных официального сайта министерства труда и социальной политики Республики Тыва (https://mintrudtuva.ru/).
Численность занятого населения в 2022 г. по отношению к 2021 г. выросла на 11,54 %, а численность безработных сократилась на 7,1 %. Как показал анализ, прирост занятого населения связан с проводимой работой по стабилизации на рынке труда республиканским министерством труда и социальной политики, а также центром занятости республики. Так, в 2021 г. занятость обеспечена 14 572 чел. (или 129,4 % от годового плана 11 400 чел.), в том числе: на постоянную работу 5539 чел., на временную работу 4 983 чел. Из них: занятость легализована 4050 чел, заключены социальные контракты 2708 чел., субсидированы расходы работодателей 373 безработных граждан, организовано профобучение в рамках нацпроекта «Демография» – 573 чел., оказана помощь в открытии собственного дела 15 чел., трудоустроены многодетные родители – 21 чел., трудоустроены по инвестпроектам в рамках Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на период 2020–2024 гг. 95 чел., в рамках республиканской госпрограммы «Содействие занятости населения на 2020–2022 гг.» прошли профобучение 508 чел., за счет Губернаторских проектов «Кыштаг» и «Чаа сорук» трудоустроены 104 и 81 чел. соответственно, трудоустроены на строительные объекты 690 чел. Производительность труда в республике составляет 94,9 % при среднем уровне в СФО 102,6 % [20]. Для повышения производительности труда региону необходимо составить четкий план в соответствии с национальным проектом «Повышения производительности труда и поддержки занятости населения». В настоящее время в СФО такой план имеют пять регионов: Республика Хакасия, Алтайский край, Иркутская, Кемеровская и Томская области.
Анализ данных Министерства труда и социальной политики Республики Тыва (по состоянию на 30.11.2022 г.) и Общероссийской базы вакансий и резюме «Работа России» (по состоянию 30.01.2023 г.) дает ответ на вопрос «Каких выпускников ждут работодатели?» (табл. 2).
Таблица 2
Перечень востребованных профессий по Республике Тува (на основе потребности работодателей)
№ п/п |
Наименование вакансий |
Количество предложений по данным Минтруда РТ |
По данным «Работа России» |
|
вакансия |
медианная заработная плата, руб. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. |
Высшее образование |
397 (53,3 %) |
387 |
37,3 % |
1. |
Учитель математики |
42 |
47 |
25000–48000 |
2. |
Учитель русского языка и литературы |
27 |
19 |
20000 |
3. |
Акушер-гинеколог |
25 |
3 |
25000 |
4. |
Инженер |
22 |
133 |
25000 |
5. |
Врач- стоматолог |
21 |
18 |
18000 |
6. |
Учитель иностранного (английского) языка |
21 |
2 |
21000–25000 |
7. |
Педагог – психолог |
17 |
20 |
24000–30000 |
8. |
Бухгалтер |
16 |
15 |
15000–50000 |
9. |
Учитель информатики |
16 |
12 |
11000 |
10. |
Учитель музыки и пения |
15 |
5 |
18000 |
11. |
Врач- педиатр |
13 |
5 |
29000 |
12. |
Музыкальный руководитель |
12 |
13 |
13000–30000 |
13. |
Преподаватель (учитель) детской музыкальной школы |
12 |
4 |
28000 |
14. |
Учитель истории и обществознания |
12 |
8 |
24000 |
15. |
Учитель начальных классов |
12 |
2 |
22000–30000 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
16. |
Врач- терапевт |
11 |
6 |
15000–36000 |
17. |
Врач- фтизиатр |
11 |
7 |
21000–51000 |
18. |
Врач- психиатр-нарколог |
10 |
3 |
12000 |
19. |
Учитель физики |
10 |
20 |
25000–30000 |
20. |
Юрист |
10 |
7 |
15000 |
21. |
Врач-офтальмолог |
8 |
3 |
12000 |
22. |
Врач-анестезиолог-реаниматолог |
8 |
3 |
33000 |
23. |
Врач клинической лабораторной диагностики |
7 |
2 |
30000 |
24. |
Врач-невролог |
7 |
2 |
41000–46000 |
25. |
Инспектор ГИБДД |
7 |
11 |
40000 |
26. |
Педагог дополнительного образования |
7 |
8 |
24000 |
27. |
Врач-кардиолог |
6 |
– |
– |
28. |
Логопед |
6 |
5 |
14000–30000 |
29. |
Учитель географии |
6 |
4 |
29000–45000 |
II. |
Среднее специальное образование |
179 (24,4 %) |
380 |
36,7 % |
30. |
Медицинская сестра |
41 |
21 |
5000–42000 |
31. |
Специалист |
31 |
228 |
18000 |
32. |
Электромонтер |
31 |
66 |
15000 |
33. |
Воспитатель |
29 |
38 |
21000 |
34. |
Продавец-консультант |
10 |
– |
– |
35. |
Фельдшер |
10 |
5 |
23000 |
36. |
Методист |
8 |
9 |
14000 |
37. |
Тренер |
7 |
5 |
25000 |
38. |
Проходчик |
6 |
2 |
14200 |
39. |
Заведующий хозяйством |
6 |
6 |
14000 |
III. |
Начальное профессиональное образование |
164 (22,3 %) |
269 |
26,0 % |
40. |
Разнорабочий |
41 |
121 |
2100–28000 |
41. |
Машинист |
28 |
66 |
30000–165000 |
42. |
Электрослесарь |
22 |
34 |
24000–142000 |
43. |
Водители |
17 |
21 |
21000–50000 |
44. |
Слесарь |
16 |
8 |
20000–50000 |
45. |
Швея |
10 |
– |
– |
46. |
Уборщик помещений |
9 |
3 |
15000 |
47. |
Электрик |
9 |
2 |
15000–30000 |
48. |
Кассир |
6 |
5 |
15000 |
49. |
Повар |
6 |
9 |
14000–50000 |
Всего: |
740 |
1036 |
Составлена авторами на основе статистических данных официального сайта министерства труда и социальной политики Республики Тыва (https://mintrudtuva.ru/) и государственного Портала Работа России (Общероссийская Федеральная база вакансий и резюме – trudvsem.ru).
Если в целом по России спрос специалистов с высшим, средним и начальным образованием приходилось 15,2 %, 45,3 % и 25,5 % соответственно, то в Республике Тыва на долю высшего образования приходится 45,3 % общего количества вакансий, а на среднее и начальное образование приходится на вакансии 30,5 % и 24,2 % (табл. 2). Разница соотношений вакансий российского и республиканского по уровню образования, на наш взгляд, связана с неразвитостью региональной производственной сферы.
На вопрос, «Какими компетенциями специалисты высшего образования должны владеть?» можно ответить на основе требований работодателей кандидатам в соответствии с должностными обязанностями, но вместе с тем понимая, что для каждой профессиональной специализации умения и навыки различаются, можно выделить следующие общие – так называемые надпрофессиональные навыки. К ним относятся следующие:
– коммуникабельность, встраивание в мультикультурную и мультиязычную среду;
– системное мышление, умение видеть закономерности и связи;
– творческое начало и мультифункциональность, позволяющие принимать правильные решения в условиях неопределенности;
– планирование и менеджмент, которые в первую очередь нужны для самоорганизации;
– особо важен будет навык владения иностранным языком, а лучше несколькими.
Выводы
На основе проделанного анализа востребованности профессий в целом по России и Республики Тыва сложно определить какие профессии теряют актуальность, под ударом сегодня находятся почти все отрасли. Например, какая-то сфера из-за санкций на финансовые структуры, какая-то из-за нарушений логистики, какая-то из-за потери международных партнеров. Бизнес оптимизирует работу и сокращает расходы, чтобы выжить. В результате санкций в ближайшее время становится сложно найти места в авиации, туризме, массмедиа, индустрии развлечений, страховой отрасли. Снижается потребность в офисных сотрудниках. Неактуальных профессий пока нет, и специалисты с высокой квалификацией даже в самых проблемных отраслях могут найти место работы.
Работа выполнена на основе гранта Председателя Правительства Республики Тыва от 03.08.2023 г. соглашение № 30.
Библиографическая ссылка
Севек В.К., Серээжикпей А.А., Куулар Ш.В., Туляев С.В. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ И В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-3. – С. 478-484;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3199 (дата обращения: 03.12.2024).