Введение
Санкции недружественных государств в отношении российской экономики были определены представителями политического руководства нашей страны как фактическое объявление экономической войны. В частности, зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев в интервью РИА Новости и RT 26 марта 2022 года заявил, что «Экономическая война без правил против России, инициированная западными странами, разрушит весь мировой экономический уклад» [1]. Российская экономика уже имеет опыт противодействия подобного рода проявлениям, обеспечивая свое устойчивое развитие, однако, отметим, что введенные санкции и ограничения в отношении Российской Федерации являются беспрецедентными и еще никогда ранее не охватывали финансовые и хозяйственные операции в таком масштабе.
Сложившаяся ситуация рассматривается, как агрессивное поведение со стороны отдельных государств и их интеграционных объединений по причине того, что замораживаются значительные совместные проекты, которые ранее были проинвестированы российской стороной. При этом, руководство нашей страны указывает на то, что введенные санкции связаны в большей мере не со специальной военной операцией на территории Украины, а с устоявшейся политикой сдерживания развития нашей страны. На наш взгляд это особенно четко просматривается на примере «Северного потока – 2» – одного из наиболее резонансных и крупных энергетических проектов 2000-х годов. Санкции и административные ограничения (т. н. 3-й энергетический пакет, Европейская газовая директива и др.) в отношении этого проекта вводились в процессе его реализации после того, как были инвестированы средства российских и зарубежных партнеров.
Аналогичная ситуация наблюдалась и на рынке трубопрокатной продукции. По мере углубления сырьевого и энергетического кризиса в Европе и Азии, а также ослабления рубля – повышалась конкурентоспособность отечественной трубной продукции. В этих условиях российские предприятия трубопрокатной промышленности наращивали мощности по производству высокотехнологичной продукции, ориентированной не только на импортозамещение (трубы большого диаметра, трубы нефтегазового сортамента, нержавеющие трубы для атомной энергетики и машиностроения и др.), но и на экспорт. Однако, в ответ странами НАТО вводились торговые ограничения, санкции и др. сдерживающие меры [2-7].
Цель исследования
После начала Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины, экспорт отечественной трубной и металлургической продукции на рынки Европы и Северной Америки – фактически был остановлен. Учитывая тенденции 2010-х годов, данная мера была ожидаема и без военного решения украинского кризиса. Таким образом, все недружественные действия в отношении наших производителей, в том числе и предприятий трубопрокатной промышленности следует считать заблаговременно запланированными и направленными на принуждение к сворачиванию крупных проектов промышленного производства.
В тоже время отметим, что все ограничительные меры и агрессивные действия в сфере международной торговли и проектов энергетического и технического (прежде всего импортные поставки оборудования на российские предприятия, а также предприятия, перешедшие под российскую юрисдикцию в Крыму после его воссоединения в Российской Федерацией в 2014 г.) сотрудничества, оказывали лишь поддерживающий эффект для европейских конкурирующих производителей.
Европейские и североамериканские предприятия трубопрокатной промышленности снижают свои объемы производства на фоне увеличения экспорта российской и китайской трубной продукции на рынки третьих стран. Следует также учитывать высокие темпы развития трубопрокатной промышленности в странах, традиционно зависевших от импорта трубной продукции (Иран, Вьетнам и др.). Таким образом, обеспечение экономической безопасности российской трубопрокатной промышленности на фоне ослабления позиций производителей из США и стран-сателлитов требует разработки специфического инструментария, позволяющего трансформировать государственную политику регулирования процессов развития отрасли в направлении ассиметричного повышения ее конкурентоспособности с целью создания условий долгосрочного роста за счет полного импортозамещения продукции и технологий иностранных партнеров, а также захвата новых экспортных рынков, критичных для формирования портфеля заказов конкурирующих производителей [8–11].
Материалы и методы исследования
Разработка методических основ обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России путем ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления требует применения системного и комплексного подходов, позволяющих обосновать комплекс взаимодополняющих и взаимодействующих элементов системы, функционирование которой обеспечить структурную и функциональную трансформацию отрасли.
Следует обосновать комплекс последовательных и взаимосвязанных мероприятий, предполагаемых к реализации на каждом из уровней управления отраслью трубопрокатной промышленности. Речь идет о комплексном применении регуляторных, управленческих, финансовых, организационных, маркетинговых и контрольных методов, направленных на защиту экономической безопасности предприятий отрасли, реализацию их интересов как на внутреннем, так и на внешнем рынках трубной продукции.
Эта методика является многоуровневой и направлена на реализацию мероприятий на всех уровнях принятия решений, определяющих параметры развития отрасли. В этой связи следует предусмотреть создание координирующего органа обеспечения отраслевой экономической безопасности, который наиболее целесообразно сформировать на базе отраслевого объединения (Фонд развития трубной промышленности). Это позволяет осуществлять оперативную координацию и информационный обмен представителей отрасли с национальным уровнем принятия решений (Правительство, Минпромторг, Государственные корпорации (как поставщики, так и потребители продукции), федеральные сетевые операторы энергетического и газового рынка и др.). Одним из вариантов такого рода структуры следует определить Комитет экономической безопасности при Фонде развития трубной промышленности [12–18].
Данная структура может также быть наделена полномочиями по осуществлению взаимодействия с международными отраслевыми объединениями, а также крупными финансово-промышленными группами дружественных государств на предмет продвижения российской трубной продукции на экспортные рынки. Следует также учитывать возможности международной кооперации и развития совместных производств с использованием российских технологий и полуфабрикатов. Это позволит своевременно выходить на перспективные высокомаржинальные рынки стран с высокой динамикой роста спроса на трубную продукцию. В качестве примера следует привести Иран, как упущенную возможность кратного приращения возможностей реализации такого рода перспективных проектов кооперационного сотрудничества [19–23].
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках отраслевого объединения и его профильного комитета по вопросам обеспечения отраслевой экономической безопасности целесообразно разработать следующие документы:
● концепция обеспечения эконмической безопасности трубопрокатной промышленности;
● стратегия обеспечения эконмической безопасности трубопрокатной промышленности;
● отраслевые трех и пятилетние планы развития новых производственных проектов, исключающих создание дублирующих мощностей;
● программы обеспечения ресурсной безопасности и обеспечения контроля над внешнеторговыми потоками лома черных металлов.
Учитывая то, что разрабатываемый механизм обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России на основе ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления, является инструментом отраслевого уровня принятия решений, он должен учитывать и объединять интересы значительного круга субъектов, а также соответствовать государственным императивам промышленного развития. В этой связи данный механизм целесообразно построить на основе системного и процессного подхода с элементами инструментария маркетингового управления и административного менеджмента (рисунок).
Принятие решений по применению специфического перечня мер по повышению конкурентоспособности отрасли с целью обеспечения ее экономической безопасности принимаются на уровне государственного управления экономикой, Отраслевых объединений и органов их управления (прежде всего Комитет экономической безопасности Фонда развития трубной промышленности), а также на уровне отдельных предприятий трубопрокатной промышленности. Исходя из этого, к числу субъектов реализации решений, определенного выше круга органов, следует отнести следующие организации и подразделения (табл. 1).
В числе сфер асимметричного повышения конкурентоспособности предприятий отрасли в условиях санкционного давления нами выделяются следующие:
● нарушение патентного права и преодоление механизмов защиты интеллектуальной собственности предприятий;
● промышленный шпионаж и конкурентная разведка;
● политико-дипломатические и военно-технические меры продвижения продукции на рынки третьих стран
● использование ценовых преимуществ и логистических возможностей по выдавливанию конкурентов с их традиционных рынков;
● разрыв глобальных цепочек поставки ресурсов, полуфабрикатов и готовой продукции транснациональных корпораций США и стран-сателлитов.
Механизм обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России на основе ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления недружественных стран. Источник: разработано автором
Каждая из данных сфер предполагает применение комплекса специфических методов и средств, которые могут быть одновременно использованы несколькими субъектами реализации решений в сфере обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России. При этом такого рода комплексное применение различных мер осуществляется как по согласованию, так и в рамках компетенции отдельных субъектов.
В табл. 2 представлены принципы обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России на основе ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления, а также их экономическое содержание.
В числе методов обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России на основе ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления нами выделяются следующие:
● информационно-коммуникационные;
● финансово-экономические;
● маркетинговые;
● аналитические;
● технико-специальные.
Таблица 1
Субъекты реализации решений в сфере обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России на основе ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления недружественных стран
Субъекты |
Компетенции в сфере обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности |
Органы государственной власти |
Принятие контрсанкционных мер в отношении производителей трубной продукции из недружественных стран. Продвижение российского экспорта, а также кооперационных проектов на рынки дружественных и нейтральных стран. Политико-экономическая поддержка отрасли на приоритетных региональных рынках. Обеспечение эффективной блокировки экспорта сырьевых ресурсов (прежде всего лом черных металлов) на рынки. Проведение переговоров с руководством дружественных стран о перенаправлении сырьевых потоков на рынки стран ЕАЭС и других интеграционных объединений с участием дружественных стран |
Субъекты с разведывательными компетенциями |
Данные о передовых исследованиях в сфере научно-технического обеспечения развития предприятий трубопрокатной промышленности; коммерческая тайна о подготовке и реализации крупных инвестиционных проектов в энергетике и др. отраслях |
Частные службы конкурентной разведки и промышленного шпионажа |
Поиск источников корпоративной информации закрытого доступа (в т. ч. о результатах исследований и разработок, а также корпоративных ноу-хау и т. д.) на предприятиях, расположенных в странах НАТО, а также являющихся субъектами транснациональных корпораций США и стран-сателлитов |
Частные военные компании |
Защита интересов российских производителей в странах потребителях трубной продукции (в т. ч. нефтегазодобывающих), находящихся в состоянии отражения гибридной военной и экономической агрессии со стороны недружественных Российской Федерации стран |
Организационные единицы корпоративных систем экономической безопасности |
Информационный обмен и взаимодействие с другими субъектами реализации решений в сфере обеспечения отраслевой экономической безопасности |
Источник: разработано автором.
Таблица 2
Принципы обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России на основе ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления недружественных стран
Принцип |
Экономическое содержание принципа |
Взаимности |
Принимаемые меры по ассиметричному повышению конкурентоспособности предприятий отрасли принимаются в ответ на санкции, торговые и другие ограничения стран, которые вводятся в одностороннем порядке и оцениваются политическим руководством нашей страны, как акт экономической агрессии |
Системности |
Все меры по ассиметричному повышению конкурентоспособности применяются системно с целью получения синергетического эффекта, направленного на повышение конкурентоспособности отечественных производителей |
Комплексности |
Принимаемые меры дополняют друг друга и усиливают общее воздействие |
Партнерства и взаимодействия |
Любые меры, связанные с реакцией на политику недружественных государств, всегда сопровождаются обратными действиями по организации кооперации и взаимодействию с дружественными, а также нейтральными странами |
Целесообразности |
Меры по ассиметричному повышению конкурентоспособности предприятий трубопрокатной промышленности применяются только в случае, если они не вредят российской экономике и другим российским отраслям |
Перманентность реализуемых мер |
Меры по ассиметричному повышению конкурентоспособности предпринимаются на протяжении всего периода сохранения данного статуса страны-объекта вне зависимости от темпов позитивной динамики политического диалога между странами |
Научной и практической обоснованности |
Доказанный (или очевидный) экономический эффект от мер ассиметричного повышения конкурентоспособности. Научно-обоснованный расчет баланса риска и возможных экономических выгод |
Опережающего применения превентивных и упреждающих мер |
Меры по ассиметричному повышению конкурентоспособности вводятся сразу после первых проявлений экономической агрессии. Предварительно осуществляется скрытная, опережающая и упреждающая подготовка асимметричных мер, направленная на адаптацию отечественной экономики к новому режиму экономического взаимодействия с недружественными странами. |
Источник: разработано автором.
Обсуждение проблематики, методологии и мероприятий для устойчивого развития, а также определение ключевых характеристик механизмов обеспечения экономической безопасности трубопрокатной отрасли путем ассиметричного повышения ее конкурентоспособности в условиях санкционного давления было многократно реализовано на международных конференциях в Великобритании (International Conference “Process Management and Scientific Developments” , Novotel Birmingham Centre, September 1, 2021 и International Conference “Process Management and Scientific Developments”, Novotel Birmingham Centre, February 23, 2022), на Международном форуме в Индии (Practice Oriented Science: UAE – RUSSIA – INDIA, July 9, 2022), на международных конференциях в Китае (International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration”, Beijing, PRC December 8, 2021; December 30, 2021; January 26, 2022; June 28, 2022; August 10, 2022), на международной конференции в Melbourne, Australia (Proceedings of the International Conference “Science and innovations 2021: development directions and priorities”, December 18), а также на многочисленных международных конференциях в России [24–28]. Свидетельством этому являются публикации в научных сборниках вышеупомянутых конференций, где кратко изложены теоретические данные для обеспечения ресурсов ассиметричного повышения конкурентоспособности трубопрокатной отрасли: финансовые, информационные, интеллектуальные и организационные.
Заключение
Разработанная методика для реализации устойчивого развития трубопрокатной отрасли Российской Федерации объединяет методы директивного государственного регулирования экономики, а также методы маркетинг-менеджмента. Первая группа методов в значительной мере предполагает принятие экстренных решений, направленных на обеспечение взаимности санкционной политики агрессивных экономических проявлений. Методы маркетинг-менеджмента прежде всего направлены на организацию продуктивного взаимодействия с предприятиями дружественных государств в части совместного освоения новых рынков.
Обеспечение экономической безопасности трубопрокатной промышленности России на основе ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления имеет двусторонний эффект. Прежде всего – упреждение недружественных действий конкретными контрмерами, обеспечивающими гарантированно неприемлемые последствия для отдельных предприятий и трубопрокатной отрасли стран, осуществляющих агрессивные проявления в отношении Российской Федерации. Дополнительным эффект имеет компенсаторный характер и направлен на снижение (полную нейтрализацию) результатов материализации угроз, сформированных за счет реализации комплекса мероприятия недружественных государств (а также транснациональных корпораций) по ущемлению российских интересов, а также снижению экономических выгод российских предприятий.
Библиографическая ссылка
Малютина Т.Д. ПРЕОДОЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ СТРАН ДЛЯ ТРУБОПРОКАТНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-3. – С. 446-452;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3194 (дата обращения: 21.11.2024).