Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

OVERCOMING THE PRESSURE OF UNFRIENDLY COUNTRIES FOR THE RUSSIAN PIPE ROLLING INDUSTRY UNDER SANCTIONS

Malyutina T.D. 1
1 Volzhsky institute of economics, pedagogy and law
The materials outlined cover the topic of sustainable development of the Russian pipe-rolling industry in modern conditions. The key characteristics of the processes of ensuring economic security of the industry on the basis of asymmetric increase of its competitiveness in the conditions of sanctions pressure of unfriendly countries are defined. It is assumed that it is possible to implement a set of planned actions aimed at the systematized application of methods and means in accordance with the outlined principles. An important place is given to the issues of constant search for vulnerabilities of competing structures from unfriendly countries and their use in the direction of strengthening the competitiveness of Russian enterprises of the pipe rolling industry.
competitiveness
pipe rolling industry
sanctions
economic security

Введение

Санкции недружественных государств в отношении российской экономики были определены представителями политического руководства нашей страны как фактическое объявление экономической войны. В частности, зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев в интервью РИА Новости и RT 26 марта 2022 года заявил, что «Экономическая война без правил против России, инициированная западными странами, разрушит весь мировой экономический уклад» [1]. Российская экономика уже имеет опыт противодействия подобного рода проявлениям, обеспечивая свое устойчивое развитие, однако, отметим, что введенные санкции и ограничения в отношении Российской Федерации являются беспрецедентными и еще никогда ранее не охватывали финансовые и хозяйственные операции в таком масштабе.

Сложившаяся ситуация рассматривается, как агрессивное поведение со стороны отдельных государств и их интеграционных объединений по причине того, что замораживаются значительные совместные проекты, которые ранее были проинвестированы российской стороной. При этом, руководство нашей страны указывает на то, что введенные санкции связаны в большей мере не со специальной военной операцией на территории Украины, а с устоявшейся политикой сдерживания развития нашей страны. На наш взгляд это особенно четко просматривается на примере «Северного потока – 2» – одного из наиболее резонансных и крупных энергетических проектов 2000-х годов. Санкции и административные ограничения (т. н. 3-й энергетический пакет, Европейская газовая директива и др.) в отношении этого проекта вводились в процессе его реализации после того, как были инвестированы средства российских и зарубежных партнеров.

Аналогичная ситуация наблюдалась и на рынке трубопрокатной продукции. По мере углубления сырьевого и энергетического кризиса в Европе и Азии, а также ослабления рубля – повышалась конкурентоспособность отечественной трубной продукции. В этих условиях российские предприятия трубопрокатной промышленности наращивали мощности по производству высокотехнологичной продукции, ориентированной не только на импортозамещение (трубы большого диаметра, трубы нефтегазового сортамента, нержавеющие трубы для атомной энергетики и машиностроения и др.), но и на экспорт. Однако, в ответ странами НАТО вводились торговые ограничения, санкции и др. сдерживающие меры [2-7].

Цель исследования

После начала Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины, экспорт отечественной трубной и металлургической продукции на рынки Европы и Северной Америки – фактически был остановлен. Учитывая тенденции 2010-х годов, данная мера была ожидаема и без военного решения украинского кризиса. Таким образом, все недружественные действия в отношении наших производителей, в том числе и предприятий трубопрокатной промышленности следует считать заблаговременно запланированными и направленными на принуждение к сворачиванию крупных проектов промышленного производства.

В тоже время отметим, что все ограничительные меры и агрессивные действия в сфере международной торговли и проектов энергетического и технического (прежде всего импортные поставки оборудования на российские предприятия, а также предприятия, перешедшие под российскую юрисдикцию в Крыму после его воссоединения в Российской Федерацией в 2014 г.) сотрудничества, оказывали лишь поддерживающий эффект для европейских конкурирующих производителей.

Европейские и североамериканские предприятия трубопрокатной промышленности снижают свои объемы производства на фоне увеличения экспорта российской и китайской трубной продукции на рынки третьих стран. Следует также учитывать высокие темпы развития трубопрокатной промышленности в странах, традиционно зависевших от импорта трубной продукции (Иран, Вьетнам и др.). Таким образом, обеспечение экономической безопасности российской трубопрокатной промышленности на фоне ослабления позиций производителей из США и стран-сателлитов требует разработки специфического инструментария, позволяющего трансформировать государственную политику регулирования процессов развития отрасли в направлении ассиметричного повышения ее конкурентоспособности с целью создания условий долгосрочного роста за счет полного импортозамещения продукции и технологий иностранных партнеров, а также захвата новых экспортных рынков, критичных для формирования портфеля заказов конкурирующих производителей [8–11].

Материалы и методы исследования

Разработка методических основ обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России путем ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления требует применения системного и комплексного подходов, позволяющих обосновать комплекс взаимодополняющих и взаимодействующих элементов системы, функционирование которой обеспечить структурную и функциональную трансформацию отрасли.

Следует обосновать комплекс последовательных и взаимосвязанных мероприятий, предполагаемых к реализации на каждом из уровней управления отраслью трубопрокатной промышленности. Речь идет о комплексном применении регуляторных, управленческих, финансовых, организационных, маркетинговых и контрольных методов, направленных на защиту экономической безопасности предприятий отрасли, реализацию их интересов как на внутреннем, так и на внешнем рынках трубной продукции.

Эта методика является многоуровневой и направлена на реализацию мероприятий на всех уровнях принятия решений, определяющих параметры развития отрасли. В этой связи следует предусмотреть создание координирующего органа обеспечения отраслевой экономической безопасности, который наиболее целесообразно сформировать на базе отраслевого объединения (Фонд развития трубной промышленности). Это позволяет осуществлять оперативную координацию и информационный обмен представителей отрасли с национальным уровнем принятия решений (Правительство, Минпромторг, Государственные корпорации (как поставщики, так и потребители продукции), федеральные сетевые операторы энергетического и газового рынка и др.). Одним из вариантов такого рода структуры следует определить Комитет экономической безопасности при Фонде развития трубной промышленности [12–18].

Данная структура может также быть наделена полномочиями по осуществлению взаимодействия с международными отраслевыми объединениями, а также крупными финансово-промышленными группами дружественных государств на предмет продвижения российской трубной продукции на экспортные рынки. Следует также учитывать возможности международной кооперации и развития совместных производств с использованием российских технологий и полуфабрикатов. Это позволит своевременно выходить на перспективные высокомаржинальные рынки стран с высокой динамикой роста спроса на трубную продукцию. В качестве примера следует привести Иран, как упущенную возможность кратного приращения возможностей реализации такого рода перспективных проектов кооперационного сотрудничества [19–23].

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках отраслевого объединения и его профильного комитета по вопросам обеспечения отраслевой экономической безопасности целесообразно разработать следующие документы:

● концепция обеспечения эконмической безопасности трубопрокатной промышленности;

● стратегия обеспечения эконмической безопасности трубопрокатной промышленности;

● отраслевые трех и пятилетние планы развития новых производственных проектов, исключающих создание дублирующих мощностей;

● программы обеспечения ресурсной безопасности и обеспечения контроля над внешнеторговыми потоками лома черных металлов.

Учитывая то, что разрабатываемый механизм обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России на основе ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления, является инструментом отраслевого уровня принятия решений, он должен учитывать и объединять интересы значительного круга субъектов, а также соответствовать государственным императивам промышленного развития. В этой связи данный механизм целесообразно построить на основе системного и процессного подхода с элементами инструментария маркетингового управления и административного менеджмента (рисунок).

Принятие решений по применению специфического перечня мер по повышению конкурентоспособности отрасли с целью обеспечения ее экономической безопасности принимаются на уровне государственного управления экономикой, Отраслевых объединений и органов их управления (прежде всего Комитет экономической безопасности Фонда развития трубной промышленности), а также на уровне отдельных предприятий трубопрокатной промышленности. Исходя из этого, к числу субъектов реализации решений, определенного выше круга органов, следует отнести следующие организации и подразделения (табл. 1).

В числе сфер асимметричного повышения конкурентоспособности предприятий отрасли в условиях санкционного давления нами выделяются следующие:

● нарушение патентного права и преодоление механизмов защиты интеллектуальной собственности предприятий;

● промышленный шпионаж и конкурентная разведка;

● политико-дипломатические и военно-технические меры продвижения продукции на рынки третьих стран

● использование ценовых преимуществ и логистических возможностей по выдавливанию конкурентов с их традиционных рынков;

● разрыв глобальных цепочек поставки ресурсов, полуфабрикатов и готовой продукции транснациональных корпораций США и стран-сателлитов.

missing image file

Механизм обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России на основе ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления недружественных стран. Источник: разработано автором

Каждая из данных сфер предполагает применение комплекса специфических методов и средств, которые могут быть одновременно использованы несколькими субъектами реализации решений в сфере обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России. При этом такого рода комплексное применение различных мер осуществляется как по согласованию, так и в рамках компетенции отдельных субъектов.

В табл. 2 представлены принципы обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России на основе ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления, а также их экономическое содержание.

В числе методов обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России на основе ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления нами выделяются следующие:

● информационно-коммуникационные;

● финансово-экономические;

● маркетинговые;

● аналитические;

● технико-специальные.

Таблица 1

Субъекты реализации решений в сфере обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России на основе ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления недружественных стран

Субъекты

Компетенции в сфере обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности

Органы государственной власти

Принятие контрсанкционных мер в отношении производителей трубной продукции из недружественных стран. Продвижение российского экспорта, а также кооперационных проектов на рынки дружественных и нейтральных стран. Политико-экономическая поддержка отрасли на приоритетных региональных рынках. Обеспечение эффективной блокировки экспорта сырьевых ресурсов (прежде всего лом черных металлов) на рынки. Проведение переговоров с руководством дружественных стран о перенаправлении сырьевых потоков на рынки стран ЕАЭС и других интеграционных объединений с участием дружественных стран

Субъекты с разведывательными компетенциями

Данные о передовых исследованиях в сфере научно-технического обеспечения развития предприятий трубопрокатной промышленности; коммерческая тайна о подготовке и реализации крупных инвестиционных проектов в энергетике и др. отраслях

Частные службы конкурентной разведки и промышленного шпионажа

Поиск источников корпоративной информации закрытого доступа (в т. ч. о результатах исследований и разработок, а также корпоративных ноу-хау и т. д.) на предприятиях, расположенных в странах НАТО, а также являющихся субъектами транснациональных корпораций США и стран-сателлитов

Частные военные компании

Защита интересов российских производителей в странах потребителях трубной продукции (в т. ч. нефтегазодобывающих), находящихся в состоянии отражения гибридной военной и экономической агрессии со стороны недружественных Российской Федерации стран

Организационные единицы корпоративных систем экономической безопасности

Информационный обмен и взаимодействие с другими субъектами реализации решений в сфере обеспечения отраслевой экономической безопасности

Источник: разработано автором.

Таблица 2

Принципы обеспечения экономической безопасности трубопрокатной промышленности России на основе ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления недружественных стран

Принцип

Экономическое содержание принципа

Взаимности

Принимаемые меры по ассиметричному повышению конкурентоспособности предприятий отрасли принимаются в ответ на санкции, торговые и другие ограничения стран, которые вводятся в одностороннем порядке и оцениваются политическим руководством нашей страны, как акт экономической агрессии

Системности

Все меры по ассиметричному повышению конкурентоспособности применяются системно с целью получения синергетического эффекта, направленного на повышение конкурентоспособности отечественных производителей

Комплексности

Принимаемые меры дополняют друг друга и усиливают общее воздействие

Партнерства и взаимодействия

Любые меры, связанные с реакцией на политику недружественных государств, всегда сопровождаются обратными действиями по организации кооперации и взаимодействию с дружественными, а также нейтральными странами

Целесообразности

Меры по ассиметричному повышению конкурентоспособности предприятий трубопрокатной промышленности применяются только в случае, если они не вредят российской экономике и другим российским отраслям

Перманентность реализуемых мер

Меры по ассиметричному повышению конкурентоспособности предпринимаются на протяжении всего периода сохранения данного статуса страны-объекта вне зависимости от темпов позитивной динамики политического диалога между странами

Научной и практической обоснованности

Доказанный (или очевидный) экономический эффект от мер ассиметричного повышения конкурентоспособности. Научно-обоснованный расчет баланса риска и возможных экономических выгод

Опережающего применения превентивных и упреждающих мер

Меры по ассиметричному повышению конкурентоспособности вводятся сразу после первых проявлений экономической агрессии. Предварительно осуществляется скрытная, опережающая и упреждающая подготовка асимметричных мер, направленная на адаптацию отечественной экономики к новому режиму экономического взаимодействия с недружественными странами.

Источник: разработано автором.

Обсуждение проблематики, методологии и мероприятий для устойчивого развития, а также определение ключевых характеристик механизмов обеспечения экономической безопасности трубопрокатной отрасли путем ассиметричного повышения ее конкурентоспособности в условиях санкционного давления было многократно реализовано на международных конференциях в Великобритании (International Conference “Process Management and Scientific Developments” , Novotel Birmingham Centre, September 1, 2021 и International Conference “Process Management and Scientific Developments”, Novotel Birmingham Centre, February 23, 2022), на Международном форуме в Индии (Practice Oriented Science: UAE – RUSSIA – INDIA, July 9, 2022), на международных конференциях в Китае (International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration”, Beijing, PRC December 8, 2021; December 30, 2021; January 26, 2022; June 28, 2022; August 10, 2022), на международной конференции в Melbourne, Australia (Proceedings of the International Conference “Science and innovations 2021: development directions and priorities”, December 18), а также на многочисленных международных конференциях в России [24–28]. Свидетельством этому являются публикации в научных сборниках вышеупомянутых конференций, где кратко изложены теоретические данные для обеспечения ресурсов ассиметричного повышения конкурентоспособности трубопрокатной отрасли: финансовые, информационные, интеллектуальные и организационные.

Заключение

Разработанная методика для реализации устойчивого развития трубопрокатной отрасли Российской Федерации объединяет методы директивного государственного регулирования экономики, а также методы маркетинг-менеджмента. Первая группа методов в значительной мере предполагает принятие экстренных решений, направленных на обеспечение взаимности санкционной политики агрессивных экономических проявлений. Методы маркетинг-менеджмента прежде всего направлены на организацию продуктивного взаимодействия с предприятиями дружественных государств в части совместного освоения новых рынков.

Обеспечение экономической безопасности трубопрокатной промышленности России на основе ассиметричного повышения конкурентоспособности отрасли в условиях санкционного давления имеет двусторонний эффект. Прежде всего – упреждение недружественных действий конкретными контрмерами, обеспечивающими гарантированно неприемлемые последствия для отдельных предприятий и трубопрокатной отрасли стран, осуществляющих агрессивные проявления в отношении Российской Федерации. Дополнительным эффект имеет компенсаторный характер и направлен на снижение (полную нейтрализацию) результатов материализации угроз, сформированных за счет реализации комплекса мероприятия недружественных государств (а также транснациональных корпораций) по ущемлению российских интересов, а также снижению экономических выгод российских предприятий.