Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРЕОДОЛЕНИЕ УГРОЗ РАЗВИТИЮ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Ахметов Т.Р. 1 Гаймалова С.М. 1
1 Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН
Статья посвящена анализу угроз и проблем для развития нефтяного комплекса Республики Башкортостан в условиях потолка цен на нефть и нефтепродукты. Оценены потенциал и возможности самообеспечения нефтепродуктами развития промышленности на долгосрочный период времени. Установлена устойчивость развития нефтеперерабатывающей промышленности республики, дана оценка дополнительным возможностям развития нефтяной промышленности. Основой исследования стал анализ проблем и угроз развитию нефтяного комплекса Башкортостана в условиях внешних ограничений, наложенных западными странами, с целью их эффективного преодоления. Преодоление санкционных ограничений количеством более 17 тысяч, действующих на весь хозяйственный комплекс страны, становится актуальной задачей для регионов России. Происходит эскалация экономической войны по отношению к российским компаниям и объявление вторичных санкций к компаниям и странам, сотрудничающим с Россией. Все это требует выработки новых подходов и решений для преодоления ограничений и угроз для развития регионов страны.
угрозы
развитие
государственная политика
инновационные пояса
инновационные мсп
высокотехнологичный экспорт
санкции стран запада
механизмы
направления
мероприятия
1. Алтуфьева Т.Ю. Удовлетворение финансово-инвестиционных потребностей территорий: структура источников на различных стадиях жизненного цикла // Фундаментальные исследования. 2020. № 10. С. 7-12. DOI: 10.17513/fr.42847.
2. Низамутдинов М.М., Ахметзянова М.И., Аитова Ю.С. Подходы и инструментальные средства моделирования взаимовлияния миграционной активности населения и экономического развития территорий // Экономика промышленности. 2022. № 15 (3). С. 367-379. DOI: 10.17073/2072-1633-2022-3-367-379.
3. Климентьева А.Ю., Гайнанов Д.А. Развитие региональной инновационной подсистемы на основе модели дисбалансов // Теоретическая и прикладная экономика. 2018. № 2. С. 91-99. DOI: 10.25136/2409-8647.2018.2.25867.
4. Кириллова С.А. Цифровая трансформация туризма: тренды, задачи, перспективы // Известия УНЦ РАН. 2020. № 3. С. 75-81. DOI: 10.31040/2222-8349-2020-0-3-75-81.
5. Печаткин В.В. Формирование и развитие цифровой экономики в России как стратегический приоритет развития территорий в условиях пандемий // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10, № 2. С. 837-848. DOI: 10.18334/vinec.10.2.110187.
6. Нейросеть Чат GPT [Электронный ресурс]. URL: https://GPTchatbot.ru (дата обращения: 27.06.2023).
7. Чат бот версии GPT3.5 [Электронный ресурс]. URL: https://chat-gpt.com/chat (дата обращения: 27.06.2023).
8. Чат бот версии GPT5 [Электронный ресурс]. URL: https://chat-gpt.com/chat (дата обращения: 27.09.2023).

Инструментарий преодоления угроз развитого топливно-энергетического комплекса, энергосбережению и достижению энергоэффективности экономики регионов Российской Федерации рассматривался в трудах И. Башмакова, Я. Акуловой, А. Шевелева. Проблема энергообеспеченности регионов разрабатывалась в работах: В. Артюхова, Х. Барабанера, Л. Богачковой, Е. Гашо, Л. Гительмана, Л. Головановой, Н. Данилова, Д. Закирова, О. Иншакова, В. Кокшарова, Ю. Лебедева, О. Максимчук, А. Мартынова, Е. Марченко, Г. Мингалиева, И. Мирутенко, С. Михайлова, В. Попова, М. Рыжова, Ю. Синяка. Зарубежные специалисты данного направления исследований: Б. Анг, С. Вэйд, Ф. Занг, Л. Лью, Дж. Марреро, А. Муад, Дж. Найбуе, С. Сорелл, Л. Стаплетон, Х. Ху, К. Чой.

Цель исследования – анализ угроз нефтяному и энергетическому комплексу Республики Башкортостан и возможностей их преодоления.

Проведен комплексный анализ фактологических и статистических материалов, сопоставительного и сравнительного характера с задействованием средств искусственного интеллекта для проверки результатов исследования.

В проведенных исследованиях отмечается устойчивость Республики Башкортостан в обеспеченности экономики энергоресурсами [1, 2]. Особо отмечается развитый нефте- и газохимический комплексы республики, широко интегрированные в цепочки поставок сырья из Западной Сибири [3, 4]. Предприятия нефтепереработки и нефтехимии представлены крупнейшими в стране производствами, обеспечивающими не только соседние, но и большинство регионов ПФО нефтехимической продукцией [5]. Энергообеспеченность республики перепроверялась с использованием технологий искусственного интеллекта с сайтов GPTchatbot.ru, chat-gpt.com версий 3.5 и 5 [6-8]. Далее, в региональном разрезе Российской Федерации установлено несколько типов регионов мировой экономики по обеспеченности нефтепродуктами:

- Нефтедобывающие страны, которые производят и экспортируют значительное количество нефтепродуктов. Они включают в себя такие государства, как Россия, Саудовская Аравия, Казахстан, Иран и другие.

- Страны, имеющие доступ к морским маршрутам, по которым доставляются нефтепродукты. Это в первую очередь приморские (портово-логистические) территории, такие как Гонконг, Шанхай, Сингапур, Гамбург и другие.

- Страны, зависимые от импорта нефтепродуктов из-за отсутствия собственных ресурсов или недостаточной нефтедобычи. Сюда входят многие европейские страны, а также Япония, Южная Корея и другие.

Каждый из этих типов регионов мировой экономики имеет свои специфические особенности и проблемы, связанные с обеспеченностью нефтепродуктами. Вместе с тем, они также могут взаимодействовать и влиять друг на друга в различных аспектах мировой экономики и энергетики

Также установлено, что существует несколько подходов к типологии регионов России по энергоэффективности. Некоторые из них основаны на уровне производства и потребления энергии, другие – на эффективности использования энергоресурсов.

Один из подходов – это разделение регионов на энергоэффективные, менее эффективные и неэффективные. Энергоэффективность регионов определяется по индексу энергоэффективности, который рассчитывается на основе показателей потребления энергоресурсов на единицу ВВП и объема загрязнений атмосферы, выделяемых в процессе производства.

Согласно этому подходу, энергоэффективные регионы – это те, которые находятся в верхней части рейтинга по индексу энергоэффективности. К ним относятся, например, Тюменская область, Республика Коми, Нижегородская область. Менее эффективные регионы – это те, которые находятся в середине рейтинга, например, Ростовская область, Хабаровский край, Республика Башкортостан. Неэффективные регионы – это те, которые занимают нижнюю часть рейтинга, к ним относятся Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия.

Еще один подход к типологии регионов по энергоэффективности – это разделение на индустриальные и неиндустриальные регионы. Индустриальные регионы потребляют больше энергоресурсов из-за наличия крупных производств и заводов, поэтому в них энергоэффективность может быть ниже. К неиндустриальным регионам относятся те, где промышленность не является основной отраслью экономики.

Также можно выделить регионы с высоким уровнем потребления энергоресурсов в силу географического положения (например, Сибирь, Дальний Восток) и регионы, где потребление энергии более умеренное (например, Центральная Россия).

Важно понимать, что все эти подходы к типологии регионов по энергоэффективности являются условными и не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на использование энергоресурсов в регионах.

С использованием методов сравнительного анализа и вышеназванных программ произведена типология на регионы по энергообеспеченности.

Регионы-производители нефти и нефтепродуктов – такие как Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Башкортостан, Татарстан. При этом Башкортостан обладает сетью крупных нефте- и газопроводов.

Регионы, расположенные на территории нефтепроводов и нефтехранилищ – например, Вологодская, Ленинградская, Ярославская области.

Регионы, предоставляющие услуги по транспортировке нефтепродуктов – такие как Самарская, Ростовская, Оренбургская области.

Регионы с низкой обеспеченностью нефтепродуктами – такие как Калужская, Курская, Тамбовская области.

Исследование перепроверялось средствами искусственного интеллекта с двадцатикратной итерацией (итерация предполагает изменения запроса и его модификацию для получения устойчивых статистических выкладок, из совокупности которых произведена типологизация регионов и территорий).

Нефтяной комплекс республики занимает первые позиции в нефтепереработке и обеспечении нужд России в нефтепродуктах [1]. Крупными предприятиями нефтепереработки в Башкортостане являются: ОАО «Башнефть – Роснефть», ОАО «Газпром нефтехим Салават», ООО «УК ТАУ НефтеХим». Их конкурентами на внутреннем рынке нефтепродуктов выступают такие компании как ОАО «Лукойл», ОАО «ТАИФ», ОАО «СИБУРхолдинг», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и др. Все поставщики нефтепродуктов испытывают постоянное увеличение спроса на их продукцию. Происходит расширение спроса на новые виды нефтепродуктов (масла, смазывающие материалы, добавки в смазывающие материалы и др.). Объемы продаж светлых нефтепродуктов неуклонно растут ввиду увеличения автопарка и потребления различных видов спецтехники. Экономический рост уфимской агломерации, в том числе увеличение численности ее населения [2], приводит к росту потребления энергоресурсов. Наряду с этим, происходит постоянная модернизация существующих АЗС в АЗК – автозаправочных станций комплексного обслуживания. Растет сеть АЗС и АЗК всех вертикально интегрированных компаний России на территории Башкортостана. Среди рисков для развития нефтехимического комплекса Башкортостана необходимо отметить следующие: резкие колебания цен на нефть, внедрение завышенных экологических норм на определенные виды нефтепродуктов, быстрое замещение автотранспорта электротранспортом. Все описанные риски потенциально незначительны в ближайшие 10-15 лет для рынков Башкортостана и России.

Самым большим риском выступает дефицит комплектующих для нефтехимических и нефтеперерабатывающих промышленных установок в связи с санкциями западных стран. Данный риск пока решается параллельным импортом и иными путями поставок. Этот риск нивелируется с помощью следующей государственной политики:

- онлайн-сервис «Биржа импортозамещения» согласно поручению Правительства Минпромторг и Минцифры, на электронной торговой площадке ГПБ (Газпромбанка) на базе Государственной информационной системы промышленности;

- упрощение регулирования ввозимых товаров на таможенную территорию России и ЕАЭС – на 6 лет согласно Федеральному закону от 26.03.2022 N 74-ФЗ;

- освобождение от казначейского сопровождения авансовых платежей, предоставленных по контрактам за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций согласно распоряжения Правительства России от 28.03.2022 N 655-р.

Рынок нефтепродуктов в России полностью регламентирован государством и ограничен по росту цен мерами Правительства и ФАС России и другими ведомствами. Единственной возможностью входа на рынок является создание малых форм хозяйствования, разрабатывающих сложные месторождения нефти со специфическими приемами для добычи углеводородов в пластах и горизонтах старых месторождений и производящих малотоннажную переработку нефти.

Среди общих проблем нефтеперерабатывающего комплекса Республики Башкортостан можно отметить:

1. Недостаток легких углеводородов для производства светлых нефтепродуктов (в регионе добывается тяжелая высокосернистая нефть);

2. Недостаток пиролизных мощностей в переработке нефтепродуктов;

3. Моральное и физическое устаревание основных фондов и дороговизна их обновления в отрасли;

4. Малая инновационная активность и отсутствие инновационных малых форм хозяйствования в нефтедобыче и переработке в Башкортостане.

Все указанные выше проблемы и угрозы могут быть решены углублением промышленной кооперации, через завоз сырья и полупродуктов из стран партнеров и их углубленной переработкой в республике. Например вывоз нефти в Индию сопряжен с рядом ограничений в виде получения в ее оплату рупиями не являющимися свободно конвертируемой валютой. Налаживание совместных производств по доработке и упаковке сырья из Индии решило бы данные проблемы. Остальные проблемы недостатка технологий могут быть решены путем воссоздания прикладной науки, по типу того , что существовало в СССР. Можно заимствовать и механизм создания инновационных поясов вокруг научных учреждений и вузов республики. Данный механизм как само собой разумеющийся действует даже в африканских странах (ЮАР, Нигерия, Египет и некоторых других); иные государства бывшего Советского Союза начинают создавать инновационные пояса вновь, например, как государства средней Азии; упоминать развитые и догоняющие страны в данном контексте излишне. Понимание данной проблемы не проявилось даже в ситуации жесткого противостояния Западу, установления потолка цен на нефть и нефтепродукты из Башкортостана. Создание механизма инновационных поясов вокруг научных организаций и вузов является насущной потребностью в условиях санкций западных стран. Генерация в них множества инновационных СМП, а затем их выращивание в средние и в последующем в крупные предприятия, является насущной задачей для всего общества.

Таким образом, решение проблем и угроз могут быть разрешены путем применения государственной политики их преодоления по типу механизмов догоняющего развития. Это предполагает углубление промышленной кооперации со странами партнерами и создание заново институтов прикладной науки или хотя бы создания инновационных поясов вокруг научных учреждений и вузов. Необходимость применения государственной политики догоняющего типа возможны в связи установлением новых полномочий глав регионов России которые могут быть реализованы в виде воздействия на нефтяные компании для финансового, технологического и институционального развития экономики региона по догоняющему типу. Важнейшим фактором развития регионов станут знания, инновации, технологии и углубление кооперации со странами получателями российской нефти через реализацию совместных прорывных и масштабных проектов. Наступает настоятельная необходимость в увеличении кооперационных связей с дружественными странами и в инновационной сфере. Все это потребует развития фундаментальной науки, восстановления прикладных исследований, развития НИС и РИС.

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН №075-01134-23-00 на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов.


Библиографическая ссылка

Ахметов Т.Р., Гаймалова С.М. ПРЕОДОЛЕНИЕ УГРОЗ РАЗВИТИЮ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-1. – С. 5-9;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3125 (дата обращения: 21.11.2024).