Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

OVERCOMING THREATS TO THE DEVELOPMENT OF THE OIL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN UNDER SANCTIONS

Akhmetov T.R. 1 Gaymalova S.M. 1
1 Institute of Socio-Economic Research of the UFIC RAS
The article is devoted to the analysis of threats and problems for the development of the oil complex of the Republic of Bashkortostan in the conditions of the ceiling of prices for oil and petroleum products. The potentials and possibilities of self-sufficiency in petroleum products for the development of industry for a long-term period of time are estimated. The stability of the development of the oil refining industry of the republic is established, an assessment of additional opportunities for the development of the oil industry is given. The basis of the study was the analysis of problems and threats to the development of the oil complex of Bashkortostan in the conditions of external restrictions imposed by Western countries in order to overcome them effectively. Overcoming the sanctions restrictions, numbering more than 17 thousand, and acting on the entire economic complex of the country, is becoming an urgent task for the regions of Russia. There is an escalation of the economic war against Russian companies and the announcement of secondary sanctions on companies and countries cooperating with Russia. All this requires the development of new approaches and solutions to overcome the limitations and threats to the development of the country’s regions.
threats
development
government policy
innovation belts
innovative smes
high-tech exports
sanctions of western countries
mechanisms
directions
events

Инструментарий преодоления угроз развитого топливно-энергетического комплекса, энергосбережению и достижению энергоэффективности экономики регионов Российской Федерации рассматривался в трудах И. Башмакова, Я. Акуловой, А. Шевелева. Проблема энергообеспеченности регионов разрабатывалась в работах: В. Артюхова, Х. Барабанера, Л. Богачковой, Е. Гашо, Л. Гительмана, Л. Головановой, Н. Данилова, Д. Закирова, О. Иншакова, В. Кокшарова, Ю. Лебедева, О. Максимчук, А. Мартынова, Е. Марченко, Г. Мингалиева, И. Мирутенко, С. Михайлова, В. Попова, М. Рыжова, Ю. Синяка. Зарубежные специалисты данного направления исследований: Б. Анг, С. Вэйд, Ф. Занг, Л. Лью, Дж. Марреро, А. Муад, Дж. Найбуе, С. Сорелл, Л. Стаплетон, Х. Ху, К. Чой.

Цель исследования – анализ угроз нефтяному и энергетическому комплексу Республики Башкортостан и возможностей их преодоления.

Проведен комплексный анализ фактологических и статистических материалов, сопоставительного и сравнительного характера с задействованием средств искусственного интеллекта для проверки результатов исследования.

В проведенных исследованиях отмечается устойчивость Республики Башкортостан в обеспеченности экономики энергоресурсами [1, 2]. Особо отмечается развитый нефте- и газохимический комплексы республики, широко интегрированные в цепочки поставок сырья из Западной Сибири [3, 4]. Предприятия нефтепереработки и нефтехимии представлены крупнейшими в стране производствами, обеспечивающими не только соседние, но и большинство регионов ПФО нефтехимической продукцией [5]. Энергообеспеченность республики перепроверялась с использованием технологий искусственного интеллекта с сайтов GPTchatbot.ru, chat-gpt.com версий 3.5 и 5 [6-8]. Далее, в региональном разрезе Российской Федерации установлено несколько типов регионов мировой экономики по обеспеченности нефтепродуктами:

- Нефтедобывающие страны, которые производят и экспортируют значительное количество нефтепродуктов. Они включают в себя такие государства, как Россия, Саудовская Аравия, Казахстан, Иран и другие.

- Страны, имеющие доступ к морским маршрутам, по которым доставляются нефтепродукты. Это в первую очередь приморские (портово-логистические) территории, такие как Гонконг, Шанхай, Сингапур, Гамбург и другие.

- Страны, зависимые от импорта нефтепродуктов из-за отсутствия собственных ресурсов или недостаточной нефтедобычи. Сюда входят многие европейские страны, а также Япония, Южная Корея и другие.

Каждый из этих типов регионов мировой экономики имеет свои специфические особенности и проблемы, связанные с обеспеченностью нефтепродуктами. Вместе с тем, они также могут взаимодействовать и влиять друг на друга в различных аспектах мировой экономики и энергетики

Также установлено, что существует несколько подходов к типологии регионов России по энергоэффективности. Некоторые из них основаны на уровне производства и потребления энергии, другие – на эффективности использования энергоресурсов.

Один из подходов – это разделение регионов на энергоэффективные, менее эффективные и неэффективные. Энергоэффективность регионов определяется по индексу энергоэффективности, который рассчитывается на основе показателей потребления энергоресурсов на единицу ВВП и объема загрязнений атмосферы, выделяемых в процессе производства.

Согласно этому подходу, энергоэффективные регионы – это те, которые находятся в верхней части рейтинга по индексу энергоэффективности. К ним относятся, например, Тюменская область, Республика Коми, Нижегородская область. Менее эффективные регионы – это те, которые находятся в середине рейтинга, например, Ростовская область, Хабаровский край, Республика Башкортостан. Неэффективные регионы – это те, которые занимают нижнюю часть рейтинга, к ним относятся Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия.

Еще один подход к типологии регионов по энергоэффективности – это разделение на индустриальные и неиндустриальные регионы. Индустриальные регионы потребляют больше энергоресурсов из-за наличия крупных производств и заводов, поэтому в них энергоэффективность может быть ниже. К неиндустриальным регионам относятся те, где промышленность не является основной отраслью экономики.

Также можно выделить регионы с высоким уровнем потребления энергоресурсов в силу географического положения (например, Сибирь, Дальний Восток) и регионы, где потребление энергии более умеренное (например, Центральная Россия).

Важно понимать, что все эти подходы к типологии регионов по энергоэффективности являются условными и не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на использование энергоресурсов в регионах.

С использованием методов сравнительного анализа и вышеназванных программ произведена типология на регионы по энергообеспеченности.

Регионы-производители нефти и нефтепродуктов – такие как Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Башкортостан, Татарстан. При этом Башкортостан обладает сетью крупных нефте- и газопроводов.

Регионы, расположенные на территории нефтепроводов и нефтехранилищ – например, Вологодская, Ленинградская, Ярославская области.

Регионы, предоставляющие услуги по транспортировке нефтепродуктов – такие как Самарская, Ростовская, Оренбургская области.

Регионы с низкой обеспеченностью нефтепродуктами – такие как Калужская, Курская, Тамбовская области.

Исследование перепроверялось средствами искусственного интеллекта с двадцатикратной итерацией (итерация предполагает изменения запроса и его модификацию для получения устойчивых статистических выкладок, из совокупности которых произведена типологизация регионов и территорий).

Нефтяной комплекс республики занимает первые позиции в нефтепереработке и обеспечении нужд России в нефтепродуктах [1]. Крупными предприятиями нефтепереработки в Башкортостане являются: ОАО «Башнефть – Роснефть», ОАО «Газпром нефтехим Салават», ООО «УК ТАУ НефтеХим». Их конкурентами на внутреннем рынке нефтепродуктов выступают такие компании как ОАО «Лукойл», ОАО «ТАИФ», ОАО «СИБУРхолдинг», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и др. Все поставщики нефтепродуктов испытывают постоянное увеличение спроса на их продукцию. Происходит расширение спроса на новые виды нефтепродуктов (масла, смазывающие материалы, добавки в смазывающие материалы и др.). Объемы продаж светлых нефтепродуктов неуклонно растут ввиду увеличения автопарка и потребления различных видов спецтехники. Экономический рост уфимской агломерации, в том числе увеличение численности ее населения [2], приводит к росту потребления энергоресурсов. Наряду с этим, происходит постоянная модернизация существующих АЗС в АЗК – автозаправочных станций комплексного обслуживания. Растет сеть АЗС и АЗК всех вертикально интегрированных компаний России на территории Башкортостана. Среди рисков для развития нефтехимического комплекса Башкортостана необходимо отметить следующие: резкие колебания цен на нефть, внедрение завышенных экологических норм на определенные виды нефтепродуктов, быстрое замещение автотранспорта электротранспортом. Все описанные риски потенциально незначительны в ближайшие 10-15 лет для рынков Башкортостана и России.

Самым большим риском выступает дефицит комплектующих для нефтехимических и нефтеперерабатывающих промышленных установок в связи с санкциями западных стран. Данный риск пока решается параллельным импортом и иными путями поставок. Этот риск нивелируется с помощью следующей государственной политики:

- онлайн-сервис «Биржа импортозамещения» согласно поручению Правительства Минпромторг и Минцифры, на электронной торговой площадке ГПБ (Газпромбанка) на базе Государственной информационной системы промышленности;

- упрощение регулирования ввозимых товаров на таможенную территорию России и ЕАЭС – на 6 лет согласно Федеральному закону от 26.03.2022 N 74-ФЗ;

- освобождение от казначейского сопровождения авансовых платежей, предоставленных по контрактам за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций согласно распоряжения Правительства России от 28.03.2022 N 655-р.

Рынок нефтепродуктов в России полностью регламентирован государством и ограничен по росту цен мерами Правительства и ФАС России и другими ведомствами. Единственной возможностью входа на рынок является создание малых форм хозяйствования, разрабатывающих сложные месторождения нефти со специфическими приемами для добычи углеводородов в пластах и горизонтах старых месторождений и производящих малотоннажную переработку нефти.

Среди общих проблем нефтеперерабатывающего комплекса Республики Башкортостан можно отметить:

1. Недостаток легких углеводородов для производства светлых нефтепродуктов (в регионе добывается тяжелая высокосернистая нефть);

2. Недостаток пиролизных мощностей в переработке нефтепродуктов;

3. Моральное и физическое устаревание основных фондов и дороговизна их обновления в отрасли;

4. Малая инновационная активность и отсутствие инновационных малых форм хозяйствования в нефтедобыче и переработке в Башкортостане.

Все указанные выше проблемы и угрозы могут быть решены углублением промышленной кооперации, через завоз сырья и полупродуктов из стран партнеров и их углубленной переработкой в республике. Например вывоз нефти в Индию сопряжен с рядом ограничений в виде получения в ее оплату рупиями не являющимися свободно конвертируемой валютой. Налаживание совместных производств по доработке и упаковке сырья из Индии решило бы данные проблемы. Остальные проблемы недостатка технологий могут быть решены путем воссоздания прикладной науки, по типу того , что существовало в СССР. Можно заимствовать и механизм создания инновационных поясов вокруг научных учреждений и вузов республики. Данный механизм как само собой разумеющийся действует даже в африканских странах (ЮАР, Нигерия, Египет и некоторых других); иные государства бывшего Советского Союза начинают создавать инновационные пояса вновь, например, как государства средней Азии; упоминать развитые и догоняющие страны в данном контексте излишне. Понимание данной проблемы не проявилось даже в ситуации жесткого противостояния Западу, установления потолка цен на нефть и нефтепродукты из Башкортостана. Создание механизма инновационных поясов вокруг научных организаций и вузов является насущной потребностью в условиях санкций западных стран. Генерация в них множества инновационных СМП, а затем их выращивание в средние и в последующем в крупные предприятия, является насущной задачей для всего общества.

Таким образом, решение проблем и угроз могут быть разрешены путем применения государственной политики их преодоления по типу механизмов догоняющего развития. Это предполагает углубление промышленной кооперации со странами партнерами и создание заново институтов прикладной науки или хотя бы создания инновационных поясов вокруг научных учреждений и вузов. Необходимость применения государственной политики догоняющего типа возможны в связи установлением новых полномочий глав регионов России которые могут быть реализованы в виде воздействия на нефтяные компании для финансового, технологического и институционального развития экономики региона по догоняющему типу. Важнейшим фактором развития регионов станут знания, инновации, технологии и углубление кооперации со странами получателями российской нефти через реализацию совместных прорывных и масштабных проектов. Наступает настоятельная необходимость в увеличении кооперационных связей с дружественными странами и в инновационной сфере. Все это потребует развития фундаментальной науки, восстановления прикладных исследований, развития НИС и РИС.

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН №075-01134-23-00 на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов.