Введение
Российская Федерация активно вовлечена в реализацию ESG-повестки. Об этом свидетельствуют как разрабатываемая нормативно-правовая база в области устойчивого развития, национальные стандарты, так и реализуемые национальные проекты, государственные программы, различные отраслевые стратегии. Кроме того, за последние годы существенно расширилась инфраструктура поддержки и развития разного рода проектов, направленных на достижение целей устойчивого развития. Безусловно, проекты, реализуемые в рамках достижения целей ESG-трансформации, требуют существенных инвестиций.
Целью исследования является изучение используемых субъектом РФ на текущий момент источников финансирования проектов ESG-повестки, а также определение возможности привлечения дополнительных источников финансирования, в том числе за счет инструментов рынка импакт-инвестиций.
Материалы и методы исследования
Результаты исследования базируются на материалах открытой печати, опубликованных органами власти Нижегородской области, видео- и текстовых материалах мероприятий и конференций, проводимых на территории субъекта РФ, нормативно-правовых актах по изучаемому вопросу. В рамках написания статьи авторами были использованы следующие научные методы: анализ, синтез, сравнение, группировки, а также контент-анализ собранных материалов, анализ нормативно-правовых актов.
Результаты исследования и их обсуждение
Актуальность ESG-повестки как для России в целом, так и для субъектов РФ в последние годы очевидна. В этой связи различные рейтинговые агентства начали публиковать ESG-рейтинги субъектов РФ.
К примеру, в декабре 2022 года Национальным рейтинговым агентством впервые был опубликован ESG-рэнкинг субъектов РФ. При составлении рэнкинга были приняты во внимание 45 показателей, сгруппированных в 3 блока – окружающая среда, социальная политика, качество управления. Рэнкинг составлен для 85 субъектов РФ. На основе полученных результатов субъектам РФ были присвоены следующие уровни устойчивости развития и интеграции ESG-критериев в их деятельность: начальный, развивающийся, умеренный, развитый и продвинутый.
Нижегородская область в отмеченном рэнкинге заняла 33 место (0,554), что соответствует развитому уровню. При этом в разрезе отдельных блоков ситуация неравномерная:
- по блоку «Е» – окружающая среда, экология – уровень «умеренный» (0,500);
- по блоку «S» – социальная политика – уровень «развивающийся» (0,471);
- по блоку «G» – качество управления – уровень «продвинутый» (0,692).
В разрезе Приволжского федерального округа Нижегородская область занимает 5 место. В тройку лидеров ПФО входят республика Татарстан (0,769, продвинутый уровень), Самарская область (0,581, развитый уровень), республика Мордовия (0,579, развитый уровень).
На сайте рейтинговой группы RAEX представлен ESG-рэнкинг субъектов РФ по итогам 2021 года. Рэнкинг был составлен по 24 показателям, объединенным в 3 блока: E, S, G. Согласно данному рэнкингу, Нижегородская область находится на 31 месте среди 85 субъектов РФ, вошедших в анализ. При этом по блоку «E» область занимает 71 место, по блоку «S» – 37 место, а по блоку «G» – 6 место.
Таблица 1
Сравнительный анализ ESG-рэнкингов по субъектам Приволжского федерального округа
Субъекты РФ |
Рэнкинг устойчивого развития регионов России (SGM) |
ESG-рэнкинг субъектов РФ (НРА) |
ESG-рэнкинг субъектов РФ (RAEX) |
Республика Татарстан |
5 |
2 |
4 |
Самарская область |
13 |
23 |
24 |
Республика Башкортостан |
16 |
29 |
48 |
Нижегородская область |
27 |
33 |
31 |
Ульяновская область |
29 |
34 |
18 |
Чувашская республика |
35 |
42 |
28 |
Республика Марий Эл |
37 |
73-74 |
33 |
Пензенская область |
40 |
73-74 |
23 |
Оренбургская область |
44 |
54 |
50 |
Удмуртская республика |
45 |
40 |
39 |
Республика Мордовия |
48 |
25 |
41 |
Пермский край |
49 |
47 |
51 |
Кировская область |
59 |
43 |
46 |
Саратовская область |
65 |
66 |
14 |
Источник: составлено авторами по данным [1-3].
В январе 2023 года компанией SGM опубликован рэнкинг устойчивого развития регионов России. Расчет интегрального показателя выполнен по 51 статистическому показателю. В обследование вошли 85 субъектов РФ.
Нижегородская область, согласно данному рэнкингу, заняла 27 место.
Другим субъектам ПФО в рэнкинге присвоены следующие места (таблица 1).
Очевидно, что существенные разрывы в местах рэнкинга разных рейтинговых агентств могут быть вызваны различным наполнением блоков показателями, по которым осуществляли расчет.
Обращают на себя внимание инициативы субъектов РФ в рамках ESG-повестки. Так, с августа 2021 года в Нижегородской области велось пилотирование типовой региональной ESG-модели совместно со Сбербанком РФ, которая предполагает оценку состояния региона по 22 ESG-факторам, определение стратегических целей и приоритетов, а также рекомендации по каждому из направлений ESG.
В 2022 году Нижегородская область подписала соглашение о сотрудничестве между Правительством Нижегородской области и Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» в области реализации ESG-повестки [4]. В СМИ было заявлено о создании ESG-клуба, объединяющего регионы России, популяризирующие принципы устойчивого развития.
В том же 2022 году был создан центр компетенций ESG Корпоративного университета правительства Нижегородской области. В сентябре данным центром был представлен первый пилотный пакет рекомендаций по 13 направлениям экономической деятельности, а в декабре – второй пакет рекомендаций для бизнеса в рамках ESG-повестки. Второй пакет охватил 15 направлений экономической деятельности.
В мае 2022 года был дан старт проекту «Волонтеры ESG», в задачи которых входит деятельность по проведению просветительских акций, общественному мониторингу точек сбора отходов, интеграции принципов ESG в спортивные, культурные и образовательные мероприятия, городские праздники; социальному волонтерству (помощь детским домам и домам престарелых, центрам социального обслуживания населения); информированию крупных компаний о ключевых социальных и экологических проектах в регионе, оказанию помощи с координацией тематических корпоративных проектов [5].
В планах субъекта РФ также создание ESG-рейтинга муниципальных образований Нижегородской области.
В рамках форума «Лидеры инвестиций» в мае 2023 года одной из специальных номинаций премии стала «Лучший ESG-ориентированный инвестиционный проект года». Лучшим ESG-ориентированным инвестиционным проектом года был признан проект по модернизации мачтового факела и строительства факельной системы закрытого типа «Сибур-Кстово».
В декабре 2023 года на территории области во второй раз состоится международный форум «СО.ЗНАНИЕ», посвященный принципам ESG-развития. В 2022 году мероприятие посетили участники из 5 стран и 25 регионов РФ. Ожидается также, что именно на территории Нижегородской области в 2024 году состоятся встречи министров стран БРИКС по вопросам устойчивого развития в направлении промышленности и природопользования [6].
Кроме того, в Нижегородской области запущены три программы поддержки предприятий, реализующих ESG-принципы в своей операционной деятельности. Эти программы реализуются Региональным фондом развития промышленности и АНО «Агентство по развитию системы гарантий и Микрокредитная компания для поддержки предпринимательства Нижегородской области».
Безусловно, проекты, реализуемые субъектами РФ, в том числе в рамках ESG-повестки, требуют существенных инвестиций. Традиционно источниками финансирования проектов выступают бюджетные средства, а также внебюджетные источники, привлекаемые субъектом РФ.
Рассмотрим опыт Нижегородской области. Субъект РФ является активным участником национальных проектов, что требует соответствующей разработки региональных проектов. В 2022 году количество региональных проектов составляло 48, на финансирование которых областным бюджетом было потрачено 45,3 млрд рублей, по данным, опубликованным Контрольно-счетной палатой Нижегородской области [7].
На сайте https://ннов.гранты.рф представлены общественно полезные (социальные) проекты, претендующие на получение грантов в форме субсидий для НКО из бюджета Нижегородской области.
В рамках конкурсного отбора 2023 года было выделено субсидий в сумме более 84 млн руб. Более детальная информация по грантовым направлениям представлена в таблице 2.
В том же 2023 году, по данным Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области было выдано грантов в форме субсидий социальным предприятиям, включенным в реестр социальных предпринимателей, и (или) субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно на сумму 146,778 млн руб.
Таблица 2
Общественно полезные (социальные) проекты, получившие финансирование из бюджета Нижегородской области в 2023 году
Грантовые направления конкурса |
Количество проектов |
Сумма грантов, тыс. руб. |
Защита прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. заключённых |
1 |
1350 |
Охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни |
12 |
15016,735 |
Охрана окружающей среды и защита животных |
2 |
1148,99 |
Поддержка молодёжных проектов, реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» |
8 |
9673,925 |
Поддержка проектов в области культуры и искусства, выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства |
4 |
3269,866 |
Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения |
6 |
5352,209 |
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства |
9 |
11807,057 |
Развитие институтов гражданского общества |
7 |
11227,439 |
Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников |
1 |
391,14 |
Сохранение исторической памяти |
15 |
14243,028 |
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан |
11 |
11435,105 |
ИТОГО |
76 |
84915,494 |
Источник: составлено авторами по данным сайта https://ннов.гранты.рф [8].
Таблица 3
ГЧП-проекты Нижегородской области
Формат участия Стадия реализации |
Концессионное соглашение |
Соглашение ГЧП |
Общее количество проектов |
Реализуемый проект |
23 |
1 |
24 |
в том числе по отраслям: |
|||
-здравоохранение |
1 |
1 |
2 |
-образование |
15 |
- |
15 |
-обращение с ТКО |
3 |
- |
3 |
-строительство инженерных сооружений |
1 |
- |
1 |
-транспорт и логистика |
1 |
- |
1 |
-физическая культура и спорт |
2 |
- |
2 |
Планируемый проект |
10 |
- |
10 |
в том числе по отраслям: |
|||
-образование |
4 |
- |
4 |
-социальная |
2 |
- |
2 |
-физическая культура и спорт |
4 |
- |
4 |
ИТОГО |
33 |
1 |
34 |
Источник: составлено авторами по данным сайта https://www.nn-invest.ru [9].
Таблица 4
Динамика по государственному долгу Нижегородской области за период с 01.01.23 г. по 01.09.23 г., млн руб.
Вид заимствования |
Госдолг на 01.01.2023 |
Доля в общем объеме госуд. долга субъекта, % |
Госдолг на 01.09.2023 |
Доля в общем объеме госуд. долга субъекта, % |
Изменения, млн руб. |
Федеральные бюджетные кредиты |
91 228, 3 |
68,6 |
102 154, 9 |
74,9 |
10 926, 6 |
Государственные ценные бумаги |
41 500,0 |
31,2 |
34 000,0 |
24,9 |
-7 500,0 |
Кредиты коммерческих банков |
- |
- |
- |
0,0 |
|
Государственные гарантии |
220,0 |
0,2 |
199,0 |
0,2 |
-21,0 |
ВСЕГО государственный долг |
132 948,3 |
100 |
136 353,9 |
3 405,6 |
Источник: составлено авторами по данным сайта Минфина Нижегородской области [10].
Кроме того, Нижегородская область активно привлекает ресурсы для реализации проектов через государственно-частное партнерство и концессионные соглашения (таблица 3).
В течение 2023 года у субъекта РФ произошло увеличение объема федеральных бюджетных кредитов для реализации инфраструктурных проектов.
Так, по данным Минфина Нижегородской области, динамика по государственному долгу субъекта за 9 месяцев 2023 года представлена в таблице 4.
Таким образом, для финансирования локальных проектов субъект РФ привлекает, в основном, федеральные бюджетные кредиты (74,9%) и выпускает облигации субъекта РФ (24,9%), т.е. источники финансирования, которые можем отнести к традиционным.
Но в настоящее время набор инструментов финансирования проектов может быть существенно расширен. Здесь авторы подразумевают ту часть реализуемых или планируемых к реализации проектов, которые могут быть отнесены к проектам ESG-направленности.
Итак, для финансирования зеленых проектов могут быть привлечены инструменты финансирования устойчивого развития в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации». В соответствии с указанным постановлением, к инструментам финансирования устойчивого развития относятся облигации, кредиты, кредитные линии, направленные на финансирование зеленых и адаптационных проектов. При этом зеленым или адаптационным будет признан проект, удовлетворяющий принципам, указанным в Распоряжении Правительства РФ от 14 июля 2021 г. №1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ». В целом, зеленые и адаптационные проекты должны охватывать решение проблем по следующим направлениям: обращение с отходами, энергетика, строительство, промышленность, транспорт и промышленная техника, водоснабжение и водоотведение, природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие, сельское хозяйство и устойчивая инфраструктура.
В настоящее время мировой рынок зеленых облигаций активно развивается, в том числе имеется российский опыт работы с данным инструментом. В частности, Правительство Москвы является эмитентом зеленых облигаций, направленных на закупку наземного электротранспорта и финансирование развития инфраструктуры для него. Инвесторами по зеленым облигациям Правительства Москвы являются только физические лица. Привлекательность объекта инвестирования состоит в доходности облигаций, которая установлена на уровне доходности депозитов в ведущих российских банках, а также в их надежности. Облигациям присвоен наивысший кредитный рейтинг ААА(RU) по национальной шкале.
Для реализации социальных проектов могут быть использованы такие инструменты как социальные облигации и проекты социального воздействия.
К примеру, СФО Социального воздействия является эмитентом первых социальных облигаций в России для группы компаний «ВИС», которая в рамках концессионного соглашения возводит новые учреждения образования и культуры в республике Саха (Якутия).
В секторе устойчивого развития Московской Биржи ММВБ-РТС размещены зеленые и социальные облигации следующих эмитентов (таблица 5).
Таблица 5
Российские эмитенты зеленых и социальных облигаций по состоянию на октябрь 2023 года
Тип облигаций |
Эмитенты облигаций |
Зеленые облигации |
ФПК «Гарант-Инвест» |
ООО «СФО РуСол 1» |
|
ООО «Транспортная концессионная компания» |
|
Правительство Москвы |
|
АО «Атомный энергопромышленный комплекс» |
|
АО «Синара – Транспортные Машины» |
|
ПАО «Сбербанк России» |
|
ПАО «КАМАЗ» |
|
Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» |
|
АО «Банк ДОМ.РФ» |
|
ООО «ЛЕГЕНДА» |
|
Социальные облигации |
СФО Социального развития |
ПАО «МТС» |
|
ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент» |
|
ПАО «Ростелеком» |
Источник: составлено авторами по данным сайта Московской Биржи ММВБ-РТС [11].
Постановление Правительства РФ № 1491 от 21.11.2019 г. положило начало пилотной апробации проектов социального воздействия в субъектах Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 21.11.2019 г. № 1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 – 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия» (вместе с «Положением об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 – 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия») направлено на достижение социально значимых эффектов, а также применение новых инструментов финансирования проектов для повышения качества государственных услуг. Получение и реализация социально значимых эффектов предполагается за счет средств частных инвесторов, возможен возврат инвестиций в виде гранта из бюджета субъекта Федерации при заранее определенных условиях, достижении положительного эффекта по результатам реализации социального проекта. В роли операторов проектов социального воздействия выступают государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» (согласно Постановлению Правительства №1491) и Агентство стратегических инициатив (начиная с 2022 года).
На текущий момент сайт ВЭБ.РФ сообщает о 7 реализуемых проектах и о 3 завершенных [12]. Завершенные проекты были реализованы в сферах образования (Республика Саха (Якутия), здравоохранения и социальной защиты населения (Приморский край). Достигнутые результаты от реализации первых пилотных проектов получили положительную оценку от независимых экспертов. Таким образом, в России получен положительный опыт импакт-инвестирования. Необходимо отметить, что проекты социального воздействия являются российским аналогом известных за рубежом Social Impact Bonds (SIB) [13].
Ограничением к использованию зеленых и социальных облигаций может стать кредитный рейтинг субъекта РФ, который распространяется и на планируемые к выпуску облигации [14]. Высокий кредитный рейтинг является гарантией своевременного исполнения обязательств перед инвесторами и, соответственно, формирует спрос на выпущенные облигации.
Спрогнозировать возможности Нижегородской области в отношении перспектив выпуска зеленых и социальных облигаций мы можем, опираясь на результаты оценки долговой устойчивости субъектов РФ, опубликованные Минфином России 29 сентября 2023 года. В соответствии с классификацией по группам долговой устойчивости в 2023 году Нижегородская область имеет средний уровень долговой устойчивости, что может свидетельствовать о таком же качестве управления региональными финансами.
Кроме того, по состоянию на май 2023 года Нижегородская область имеет рейтинг кредитоспособности уровня ruА+, прогноз по рейтингу стабильный. Указанная информация опубликована рейтинговым агентством «Эксперт РА» [15]. Это означает высокую вероятность исполнения эмитентом финансовых обязательств в рамках облигационного займа даже в условиях неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных показателей. Стабильный прогноз говорит о том, что в среднесрочной перспективе рейтинг сохранится на прежнем уровне.
Следовательно, Нижегородская область может прибегнуть к новым инструментам финансирования проектов в рамках ESG-повестки.
Заключение
Таким образом, применение современных инструментов финансирования позволит субъекту РФ более продуктивно достигать поставленных ESG-целей через внебюджетное финансирование. Конечно, следует принимать во внимание пока еще незначительный опыт российских субъектов Федерации в отношении использования перечисленных выше инструментов, что влечет за собой риск ошибок на различных этапах работы с ними. Кроме того, необходимо проходить процедуру верификации проектов, под которые будут выпущены зеленые или социальные облигации. Сложности также может вызвать высокая долговая нагрузка региона, которая отражается на его кредитном рейтинге и возможностях по обслуживанию выпущенных облигаций.
Библиографическая ссылка
Федотова О.В., Табекина О.А., Дудина В.Ю. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ESG-ПРОЕКТОВ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 11-3. – С. 505-512;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3122 (дата обращения: 03.12.2024).