Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE PRACTICE OF USING ESG-PROJECT FINANCING TOOLS IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Fedotova O.V. 1 Tabekina O.A. 1 Dudina V.Yu. 1
1 Nizhny Novgorod Institute of Management – branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
2072 KB
The purpose of the study is to analyze the practical experience of the subjects of the Russian Federation in the application of traditional and relatively new sources of financing for sustainable development projects. The article presents a comparative analysis of the positions of the regions of the Volga Federal District in the generally recognized ESG rankings. The authors of the work summarized the experience of the Nizhny Novgorod region in the framework of the implementation of the ESG agenda, special attention is paid to the analysis of sources and amounts of financing of socially useful (social) projects, issues of attracting financial resources for the implementation of these projects on the basis of public-private partnerships and concession agreements. The significance of the work also lies in the systematization of information on the placement of green and social bonds by Russian issuers. Based on the calculation of the dynamics of the public debt of the Nizhny Novgorod region, the results of the assessment of the debt sustainability of the region by the Ministry of Finance of the Russian Federation, the value of the creditworthiness rating, the authors predict the prospect of issuing green and social bonds. As a result of the work done, the insignificant experience of the Russian Federation subjects regarding the use of the tools listed above at the time of writing was confirmed, the possibility of the Nizhny Novgorod region issuing green and social bonds was substantiated.
sustainable development
esg agenda
social impact bonds
green bonds
social bonds

Введение

Российская Федерация активно вовлечена в реализацию ESG-повестки. Об этом свидетельствуют как разрабатываемая нормативно-правовая база в области устойчивого развития, национальные стандарты, так и реализуемые национальные проекты, государственные программы, различные отраслевые стратегии. Кроме того, за последние годы существенно расширилась инфраструктура поддержки и развития разного рода проектов, направленных на достижение целей устойчивого развития. Безусловно, проекты, реализуемые в рамках достижения целей ESG-трансформации, требуют существенных инвестиций.

Целью исследования является изучение используемых субъектом РФ на текущий момент источников финансирования проектов ESG-повестки, а также определение возможности привлечения дополнительных источников финансирования, в том числе за счет инструментов рынка импакт-инвестиций.

Материалы и методы исследования

Результаты исследования базируются на материалах открытой печати, опубликованных органами власти Нижегородской области, видео- и текстовых материалах мероприятий и конференций, проводимых на территории субъекта РФ, нормативно-правовых актах по изучаемому вопросу. В рамках написания статьи авторами были использованы следующие научные методы: анализ, синтез, сравнение, группировки, а также контент-анализ собранных материалов, анализ нормативно-правовых актов.

Результаты исследования и их обсуждение

Актуальность ESG-повестки как для России в целом, так и для субъектов РФ в последние годы очевидна. В этой связи различные рейтинговые агентства начали публиковать ESG-рейтинги субъектов РФ.

К примеру, в декабре 2022 года Национальным рейтинговым агентством впервые был опубликован ESG-рэнкинг субъектов РФ. При составлении рэнкинга были приняты во внимание 45 показателей, сгруппированных в 3 блока – окружающая среда, социальная политика, качество управления. Рэнкинг составлен для 85 субъектов РФ. На основе полученных результатов субъектам РФ были присвоены следующие уровни устойчивости развития и интеграции ESG-критериев в их деятельность: начальный, развивающийся, умеренный, развитый и продвинутый.

Нижегородская область в отмеченном рэнкинге заняла 33 место (0,554), что соответствует развитому уровню. При этом в разрезе отдельных блоков ситуация неравномерная:

- по блоку «Е» – окружающая среда, экология – уровень «умеренный» (0,500);

- по блоку «S» – социальная политика – уровень «развивающийся» (0,471);

- по блоку «G» – качество управления – уровень «продвинутый» (0,692).

В разрезе Приволжского федерального округа Нижегородская область занимает 5 место. В тройку лидеров ПФО входят республика Татарстан (0,769, продвинутый уровень), Самарская область (0,581, развитый уровень), республика Мордовия (0,579, развитый уровень).

На сайте рейтинговой группы RAEX представлен ESG-рэнкинг субъектов РФ по итогам 2021 года. Рэнкинг был составлен по 24 показателям, объединенным в 3 блока: E, S, G. Согласно данному рэнкингу, Нижегородская область находится на 31 месте среди 85 субъектов РФ, вошедших в анализ. При этом по блоку «E» область занимает 71 место, по блоку «S» – 37 место, а по блоку «G» – 6 место.

Таблица 1

Сравнительный анализ ESG-рэнкингов по субъектам Приволжского федерального округа

Субъекты РФ

Рэнкинг устойчивого развития регионов России (SGM)

ESG-рэнкинг субъектов РФ (НРА)

ESG-рэнкинг субъектов РФ (RAEX)

Республика Татарстан

5

2

4

Самарская область

13

23

24

Республика Башкортостан

16

29

48

Нижегородская область

27

33

31

Ульяновская область

29

34

18

Чувашская республика

35

42

28

Республика Марий Эл

37

73-74

33

Пензенская область

40

73-74

23

Оренбургская область

44

54

50

Удмуртская республика

45

40

39

Республика Мордовия

48

25

41

Пермский край

49

47

51

Кировская область

59

43

46

Саратовская область

65

66

14

Источник: составлено авторами по данным [1-3].

В январе 2023 года компанией SGM опубликован рэнкинг устойчивого развития регионов России. Расчет интегрального показателя выполнен по 51 статистическому показателю. В обследование вошли 85 субъектов РФ.

Нижегородская область, согласно данному рэнкингу, заняла 27 место.

Другим субъектам ПФО в рэнкинге присвоены следующие места (таблица 1).

Очевидно, что существенные разрывы в местах рэнкинга разных рейтинговых агентств могут быть вызваны различным наполнением блоков показателями, по которым осуществляли расчет.

Обращают на себя внимание инициативы субъектов РФ в рамках ESG-повестки. Так, с августа 2021 года в Нижегородской области велось пилотирование типовой региональной ESG-модели совместно со Сбербанком РФ, которая предполагает оценку состояния региона по 22 ESG-факторам, определение стратегических целей и приоритетов, а также рекомендации по каждому из направлений ESG.

В 2022 году Нижегородская область подписала соглашение о сотрудничестве между Правительством Нижегородской области и Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» в области реализации ESG-повестки [4]. В СМИ было заявлено о создании ESG-клуба, объединяющего регионы России, популяризирующие принципы устойчивого развития.

В том же 2022 году был создан центр компетенций ESG Корпоративного университета правительства Нижегородской области. В сентябре данным центром был представлен первый пилотный пакет рекомендаций по 13 направлениям экономической деятельности, а в декабре – второй пакет рекомендаций для бизнеса в рамках ESG-повестки. Второй пакет охватил 15 направлений экономической деятельности.

В мае 2022 года был дан старт проекту «Волонтеры ESG», в задачи которых входит деятельность по проведению просветительских акций, общественному мониторингу точек сбора отходов, интеграции принципов ESG в спортивные, культурные и образовательные мероприятия, городские праздники; социальному волонтерству (помощь детским домам и домам престарелых, центрам социального обслуживания населения); информированию крупных компаний о ключевых социальных и экологических проектах в регионе, оказанию помощи с координацией тематических корпоративных проектов [5].

В планах субъекта РФ также создание ESG-рейтинга муниципальных образований Нижегородской области.

В рамках форума «Лидеры инвестиций» в мае 2023 года одной из специальных номинаций премии стала «Лучший ESG-ориентированный инвестиционный проект года». Лучшим ESG-ориентированным инвестиционным проектом года был признан проект по модернизации мачтового факела и строительства факельной системы закрытого типа «Сибур-Кстово».

В декабре 2023 года на территории области во второй раз состоится международный форум «СО.ЗНАНИЕ», посвященный принципам ESG-развития. В 2022 году мероприятие посетили участники из 5 стран и 25 регионов РФ. Ожидается также, что именно на территории Нижегородской области в 2024 году состоятся встречи министров стран БРИКС по вопросам устойчивого развития в направлении промышленности и природопользования [6].

Кроме того, в Нижегородской области запущены три программы поддержки предприятий, реализующих ESG-принципы в своей операционной деятельности. Эти программы реализуются Региональным фондом развития промышленности и АНО «Агентство по развитию системы гарантий и Микрокредитная компания для поддержки предпринимательства Нижегородской области».

Безусловно, проекты, реализуемые субъектами РФ, в том числе в рамках ESG-повестки, требуют существенных инвестиций. Традиционно источниками финансирования проектов выступают бюджетные средства, а также внебюджетные источники, привлекаемые субъектом РФ.

Рассмотрим опыт Нижегородской области. Субъект РФ является активным участником национальных проектов, что требует соответствующей разработки региональных проектов. В 2022 году количество региональных проектов составляло 48, на финансирование которых областным бюджетом было потрачено 45,3 млрд рублей, по данным, опубликованным Контрольно-счетной палатой Нижегородской области [7].

На сайте https://ннов.гранты.рф представлены общественно полезные (социальные) проекты, претендующие на получение грантов в форме субсидий для НКО из бюджета Нижегородской области.

В рамках конкурсного отбора 2023 года было выделено субсидий в сумме более 84 млн руб. Более детальная информация по грантовым направлениям представлена в таблице 2.

В том же 2023 году, по данным Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области было выдано грантов в форме субсидий социальным предприятиям, включенным в реестр социальных предпринимателей, и (или) субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно на сумму 146,778 млн руб.

Таблица 2

Общественно полезные (социальные) проекты, получившие финансирование из бюджета Нижегородской области в 2023 году

Грантовые направления конкурса

Количество проектов

Сумма грантов, тыс. руб.

Защита прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. заключённых

1

1350

Охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни

12

15016,735

Охрана окружающей среды и защита животных

2

1148,99

Поддержка молодёжных проектов, реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

8

9673,925

Поддержка проектов в области культуры и искусства, выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства

4

3269,866

Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения

6

5352,209

Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

9

11807,057

Развитие институтов гражданского общества

7

11227,439

Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников

1

391,14

Сохранение исторической памяти

15

14243,028

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан

11

11435,105

ИТОГО

76

84915,494

Источник: составлено авторами по данным сайта https://ннов.гранты.рф [8].

Таблица 3

ГЧП-проекты Нижегородской области

Формат участия

Стадия реализации

Концессионное соглашение

Соглашение ГЧП

Общее количество проектов

Реализуемый проект

23

1

24

в том числе по отраслям:

     

-здравоохранение

1

1

2

-образование

15

-

15

-обращение с ТКО

3

-

3

-строительство инженерных сооружений

1

-

1

-транспорт и логистика

1

-

1

-физическая культура и спорт

2

-

2

Планируемый проект

10

-

10

в том числе по отраслям:

     

-образование

4

-

4

-социальная

2

-

2

-физическая культура и спорт

4

-

4

ИТОГО

33

1

34

Источник: составлено авторами по данным сайта https://www.nn-invest.ru [9].

Таблица 4

Динамика по государственному долгу Нижегородской области за период с 01.01.23 г. по 01.09.23 г., млн руб.

Вид заимствования

Госдолг на 01.01.2023

Доля в общем объеме госуд. долга субъекта, %

Госдолг на 01.09.2023

Доля в общем объеме госуд. долга субъекта, %

Изменения, млн руб.

Федеральные бюджетные кредиты

91 228, 3

68,6

102 154, 9

74,9

10 926, 6

Государственные ценные бумаги

41 500,0

31,2

34 000,0

24,9

-7 500,0

Кредиты коммерческих банков

-

-

-

 

0,0

Государственные гарантии

220,0

0,2

199,0

0,2

-21,0

ВСЕГО государственный долг

132 948,3

100

136 353,9

 

3 405,6

Источник: составлено авторами по данным сайта Минфина Нижегородской области [10].

Кроме того, Нижегородская область активно привлекает ресурсы для реализации проектов через государственно-частное партнерство и концессионные соглашения (таблица 3).

В течение 2023 года у субъекта РФ произошло увеличение объема федеральных бюджетных кредитов для реализации инфраструктурных проектов.

Так, по данным Минфина Нижегородской области, динамика по государственному долгу субъекта за 9 месяцев 2023 года представлена в таблице 4.

Таким образом, для финансирования локальных проектов субъект РФ привлекает, в основном, федеральные бюджетные кредиты (74,9%) и выпускает облигации субъекта РФ (24,9%), т.е. источники финансирования, которые можем отнести к традиционным.

Но в настоящее время набор инструментов финансирования проектов может быть существенно расширен. Здесь авторы подразумевают ту часть реализуемых или планируемых к реализации проектов, которые могут быть отнесены к проектам ESG-направленности.

Итак, для финансирования зеленых проектов могут быть привлечены инструменты финансирования устойчивого развития в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации». В соответствии с указанным постановлением, к инструментам финансирования устойчивого развития относятся облигации, кредиты, кредитные линии, направленные на финансирование зеленых и адаптационных проектов. При этом зеленым или адаптационным будет признан проект, удовлетворяющий принципам, указанным в Распоряжении Правительства РФ от 14 июля 2021 г. №1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ». В целом, зеленые и адаптационные проекты должны охватывать решение проблем по следующим направлениям: обращение с отходами, энергетика, строительство, промышленность, транспорт и промышленная техника, водоснабжение и водоотведение, природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие, сельское хозяйство и устойчивая инфраструктура.

В настоящее время мировой рынок зеленых облигаций активно развивается, в том числе имеется российский опыт работы с данным инструментом. В частности, Правительство Москвы является эмитентом зеленых облигаций, направленных на закупку наземного электротранспорта и финансирование развития инфраструктуры для него. Инвесторами по зеленым облигациям Правительства Москвы являются только физические лица. Привлекательность объекта инвестирования состоит в доходности облигаций, которая установлена на уровне доходности депозитов в ведущих российских банках, а также в их надежности. Облигациям присвоен наивысший кредитный рейтинг ААА(RU) по национальной шкале.

Для реализации социальных проектов могут быть использованы такие инструменты как социальные облигации и проекты социального воздействия.

К примеру, СФО Социального воздействия является эмитентом первых социальных облигаций в России для группы компаний «ВИС», которая в рамках концессионного соглашения возводит новые учреждения образования и культуры в республике Саха (Якутия).

В секторе устойчивого развития Московской Биржи ММВБ-РТС размещены зеленые и социальные облигации следующих эмитентов (таблица 5).

Таблица 5

Российские эмитенты зеленых и социальных облигаций по состоянию на октябрь 2023 года

Тип облигаций

Эмитенты облигаций

Зеленые облигации

ФПК «Гарант-Инвест»

ООО «СФО РуСол 1»

ООО «Транспортная концессионная компания»

Правительство Москвы

АО «Атомный энергопромышленный комплекс»

АО «Синара – Транспортные Машины»

ПАО «Сбербанк России»

ПАО «КАМАЗ»

Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»

АО «Банк ДОМ.РФ»

ООО «ЛЕГЕНДА»

Социальные облигации

СФО Социального развития

ПАО «МТС»

ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент»

ПАО «Ростелеком»

Источник: составлено авторами по данным сайта Московской Биржи ММВБ-РТС [11].

Постановление Правительства РФ № 1491 от 21.11.2019 г. положило начало пилотной апробации проектов социального воздействия в субъектах Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 21.11.2019 г. № 1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 – 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия» (вместе с «Положением об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 – 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия») направлено на достижение социально значимых эффектов, а также применение новых инструментов финансирования проектов для повышения качества государственных услуг. Получение и реализация социально значимых эффектов предполагается за счет средств частных инвесторов, возможен возврат инвестиций в виде гранта из бюджета субъекта Федерации при заранее определенных условиях, достижении положительного эффекта по результатам реализации социального проекта. В роли операторов проектов социального воздействия выступают государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» (согласно Постановлению Правительства №1491) и Агентство стратегических инициатив (начиная с 2022 года).

На текущий момент сайт ВЭБ.РФ сообщает о 7 реализуемых проектах и о 3 завершенных [12]. Завершенные проекты были реализованы в сферах образования (Республика Саха (Якутия), здравоохранения и социальной защиты населения (Приморский край). Достигнутые результаты от реализации первых пилотных проектов получили положительную оценку от независимых экспертов. Таким образом, в России получен положительный опыт импакт-инвестирования. Необходимо отметить, что проекты социального воздействия являются российским аналогом известных за рубежом Social Impact Bonds (SIB) [13].

Ограничением к использованию зеленых и социальных облигаций может стать кредитный рейтинг субъекта РФ, который распространяется и на планируемые к выпуску облигации [14]. Высокий кредитный рейтинг является гарантией своевременного исполнения обязательств перед инвесторами и, соответственно, формирует спрос на выпущенные облигации.

Спрогнозировать возможности Нижегородской области в отношении перспектив выпуска зеленых и социальных облигаций мы можем, опираясь на результаты оценки долговой устойчивости субъектов РФ, опубликованные Минфином России 29 сентября 2023 года. В соответствии с классификацией по группам долговой устойчивости в 2023 году Нижегородская область имеет средний уровень долговой устойчивости, что может свидетельствовать о таком же качестве управления региональными финансами.

Кроме того, по состоянию на май 2023 года Нижегородская область имеет рейтинг кредитоспособности уровня ruА+, прогноз по рейтингу стабильный. Указанная информация опубликована рейтинговым агентством «Эксперт РА» [15]. Это означает высокую вероятность исполнения эмитентом финансовых обязательств в рамках облигационного займа даже в условиях неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных показателей. Стабильный прогноз говорит о том, что в среднесрочной перспективе рейтинг сохранится на прежнем уровне.

Следовательно, Нижегородская область может прибегнуть к новым инструментам финансирования проектов в рамках ESG-повестки.

Заключение

Таким образом, применение современных инструментов финансирования позволит субъекту РФ более продуктивно достигать поставленных ESG-целей через внебюджетное финансирование. Конечно, следует принимать во внимание пока еще незначительный опыт российских субъектов Федерации в отношении использования перечисленных выше инструментов, что влечет за собой риск ошибок на различных этапах работы с ними. Кроме того, необходимо проходить процедуру верификации проектов, под которые будут выпущены зеленые или социальные облигации. Сложности также может вызвать высокая долговая нагрузка региона, которая отражается на его кредитном рейтинге и возможностях по обслуживанию выпущенных облигаций.