Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОКУПАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Капустина Е.И. 1 Алексеева Н.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»
2 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет»
Статья описывает тенденцию изменения уровней номинально начисленных заработных плат в разрезе федеральных округов РФ, и влияние ее уровня на покупательную способность населения. Также при помощи статистической методологии оценивается количественная доступность продовольствия населению. Актуальность выбранной тематики не вызывает никаких сомнений, так как за предмет исследования выбрана наиболее важная для любого человека экономическая категория, характеризующая его награду за вложенный труд, деятельность, силы, знания и квалификационные умения. СКФО по результатам исследования показал наименьшие значения заработных плат населения на протяжении всего периода диагностики, и наибольший социальный разрыв между «богатыми» и «бедными» слоями населения.
номинально начисленная заработная плата
уровень
статистические показатели
тренд
сравнение
экономика
аналитика
федеральные округа рф
скфо
1. Бондаренко О.В. Региональные аспекты проблемы дифференциации доходов населения // Экономика, социология и право. 2017. № 4. С. 14-18.
2. Буракова Е.С., Самойлова Т.Д. Заработная плата как эффективный инструмент управления персоналом // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2020. № 1. С. 456-458.
3. Котенкова С.Н. Личное потребление как инструмент устойчивого экономического роста страны // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 152, № 4. С. 236-246.
4. Рассадина М.Н. Дифференциация доходов населения: проблемы и пути решения // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2, № 56. С. 296-300.
5. Рубаева Л.М., Журавлева В.В. Уровень жизни населения республики Северная Осетия – Алания // Символ науки. 2016. № 12-1 (24). С. 216-222.
6. Данные Росстата [Электронный ресурс]. URL: https://26.rosstat.gov.ru/?ysclid=lo6ysyvweq 526443320 (дата обращения: 12.10.2023).
7. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sep_region1.htm (дата обращения: 06.10.2023).

Введение

Проблема низких заработных плат как остро стоящая с настоящая время, характеризует состояние бедности, и постепенно увеличивает разрыв между «богатыми» и «бедными» слоями населения, то есть в динамике снижается так скажем доля «среднего класса», а возрастает доля крайних предельных границ, что приводит к социальному неравенству. Также система оплаты труда в РФ не отвечает требованиям современной социально-ориентированной рыночной экономики, соответственно возникает потребность поиска нового направления совершенствования данной экономической категории.

Концепцию заработной платы изучали многие ученые-экономисты, как в прошлом столетии, так и настоящее рыночно-ориентированное время. Например, в середине XIX в. А. Тюрго и Ф. Лассаль считали заработную плату теорией железного закона. У. Петти и Ф. Кене считали, что она является результатом «своего труда от продажи его другим, и ограничена необходимым минимумом для существования человека».

С.Э. Бекирова, Э.М. Абдулхаирова оценивают взаимосвязь между заработной платой, производительностью труда и качеством человеческого капитала. Ими раскрыты тенденции снижения качества человеческого капитала по причинам низких заработных плат в российской экономике.

Профессор А. Сафонов спрогнозировал, что в 2023 г. заработные платы рати будут, однако это будет происходить не из-за роста экономики, а под давлением дефицита рабочей силы.

Цель исследования состоит в аналитическом подходе к изучению влияния уровня заработной платы на потребительские возможности населения разных федеральных округов (регионов) РФ, и расчете коэффициента количественной доступности продовольствия. В качестве более детального рассмотрения из федеральных округов РФ взят Северо-Кавказский федеральный округ, и по показателям социально-экономического развития также проанализированы уровни номинальной заработной платы, доступность продовольствия и прочие важные индикаторы в разрезе субъектов СКФО.

Материалы и методы исследования

Материалами для исследования послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу, муниципальная статистика. Статистические методы включили использование динамического сравнения, трендового анализа, метода коэффициентов, структурного подхода. Проводился подбор источников производился в наукометрических базах данных с помощью поисковых запросов, содержащих синонимичные конструкции.

Результаты исследования и их обсуждение

В среднем по Российской Федерации величина номинальной начисленной заработной платы в 2019г. составляла 47419,8 руб., к 2023 году она возросла на 16671,9 руб., что соответствует приросту на 35,16%. Наибольшая средняя заработная плата наблюдалась в Центральном Федеральном округе – 60395,8 руб. в 2019 году и 81289,8 руб. в 2022 году, т.е. абсолютное изменение составило 20903,17 руб. или 34,61%. Данные таблицы 1 характеризуют динамику изменения среднегодовых номинальных заработных плат по федеральным округам РФ.

Среднероссийские темпы роста заработной платы составили 10,59% среднегодового прироста. Среднегодовые темпы прироста анализируемой величины в ЦФО составили 10,43%, в СЗФО – на 10,56%, в ЮФО – на 9,65%, в СКФО – на 8,49%, в ПФО – на 10,52%, в УФО – на 10,24%, и в СФО – на 11,21%.

Таблица 1

Тренд изменения среднегодовых номинальных начисленных заработных плат в разрезе федеральных округов РФ

Федеральный округ РФ

2019

2020

2021

2022

20231 (справочно)

2022/2019

РФ (в целом)

47419,8

51016,6

56501,2

64091,7

70150,6

135,16

Центральный федеральный округ

60395,8

65093,8

72619,1

81298,9

87613,5

134,61

Северо-Западный федеральный округ

52640,1

56770,8

62828,2

71091,6

77474,6

135,05

Южный федеральный округ

34276,6

36169,2

39462,8

45110,3

49822,8

131,61

Северо-Кавказский федеральный округ

29201,2

31413,9

33813,9

37284,7

40207,1

127,68

Приволжский федеральный округ

34382,7

36794,8

40538,7

46362,7

52221,8

134,84

Уральский федеральный округ

50709,3

54032,9

59460,6

67866,4

74794,0

133,83

Сибирский федеральный округ

40815,4

43808,8

48492,8

56061,8

62053,4

137,35

Дальневосточный федеральный округ

55995,5

55151,6

65503,0

73947,8

79453,9

132,06

Примечание: 1официальные данные за 2023 год по август включительно.

Видим, что по СКФО самые низкие темпы прироста заработных плат, и по всей видимости, республики СКФО в 2023 г. станут аутсайдерами рейтинга РФ по зарплатам. За текущий 2023 г. представлены данные за 8 мес. цикл, но видно, что во всех субъектах СФКО растет среднемесячная величина заработных плат. К большому сожалению, данный рост не перекрывает инфляционные подвижки, и тот факт, что у человека один источник дохода (зарплата на одном месте работы), а расходная часть содержит n-е количество направлений, которые также подвержены инфляции. Возникает состояние несопоставимости расходов с расходами человека, и в результате население прибегает к многочисленным кредитам, то есть можно сказать «живут в долг». И данное состояние присуще практически 55-60% российским жителям, которые живут по понятию «в долг». Как следствие, или человеку необходимо иметь не один источник заработка, а несколько (например, бухгалтер в дистанте ведет одновременно 10-12 фирм), или у человека есть основная работа и две-три в качестве дополнительного источника дохода. Или же второй вариант, когда человек имеет одну, но весьма хорошо оплачиваемую работу. Такой вариант конечно тоже хорош, но по-нашему субъективному мнению, в любом случае если человек не является узконаправленным иди узкоспециализированным в определенной области специалистом, а имеет так скажем, дополнительный функционал, знания умения и навыки, которые он может использовать в случае непредвиденных ситуаций с основным местом своей деятельности.

Переходя к более подробному исследованию изменения уровней начисленной заработной платы в субъекте РФ – Северо-Кавказском федеральном округе, проведем аналитику тренда начисленных заработных плат по всему кругу действующих организаций (табл.2).

Аналитические данные Росстата свидетельствуют об увеличении среднегодовой номинальной начисленной заработной платы по организациям СКФО в целом по субъекту на 27,68%, при этом наибольший прирост наблюдается в Республике Дагестан (29,87%) и в Ставропольском крае (на 29,86%), наименьший прирост отмечен в Республике Ингушетии (на 19,73%). То есть Республика Ингушетия формально считается самой бедной республикой СКФО, по низкому уровню заработных плат, низкой покупательной способностью населения.

missing image file

Рис. 1. Динамика изменения среднемесячных размеров номинальной начисленной заработной платы в разрезе регионов СКФО в 2022 году

Таблица 2

Среднегодовые номинальные начисленные заработные платы работников по полному кругу организаций Северо-Кавказского Федерального округа

Регион/субъект СКФО

2019

2020

2021

2022

20231 (справочно)

2022/2019

СКФО (в целом)

29201,2

31413,9

33812,9

37284,7

26804,8

127,68

Республика Дагестан

27171,1

29865,8

32180,2

35286,0

24785,6

129,87

Республика Ингушетия

27353,1

30137,3

31230,2

32748,7

23348,9

119,73

Кабардино-Балкарская Республика

27650,0

29884,7

31175,2

34578,1

25358,3

125,06

Карачаево-Черкесская Республика

27029,7

39936,8

31172,8

35292,1

25575,5

130,57

Республика Северная Осетия – Алания

28453,2

30438,2

32602,4

36195,9

26245,8

127,21

Чеченская Республика

27747,2

29460,9

30942,1

33765,1

24263,7

121,69

Ставропольский край

31761,1

33839,3

37090,3

41244,5

29856,0

129,86

Примечание: 1официальные данные за 2023 год по август включительно.

missing image file

Рис. 2. Динамика изменения среднемесячных размеров номинальной начисленной заработной платы в разрезе регионов СКФО в 2022 году

Росстат признает Ингушетию как республику с самым низким индексом стоимости жизни в России: товары и услуги на 25-27% ниже среднестатистических. Антагонистом г. Назрань считается г. Анадырь (Чукотский автономный округ), где цены на тот же набор товаров и слуг на 74% выше среднероссийского уровня. Также в Ингушетии официально зафиксированы наименьшие потребительские расходы на душу населения (порядка 11,27 тыс. руб., при этом темп роста относительно предыдущего 2021 г. составил 1,74%).

Также на рисунке 2 представлен линейный тренд уровня средней заработной платы по Северо-Кавказскому федеральному округу, характеризующий общую тенденцию увеличения номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций. По сравнению с другими федеральными округами РФ Северо-Кавказский федеральный округ обладает наименьшими уровнями заработных плат, что довольно печально непосредственно для самого населения СКФО. Так, в сравнении с ЦФО разница в номинальной величине среднемесячной оплаты труда составляет 44,04 тыс. руб. или 54,2% относительного снижения. От Дальне-Восточного федерального округа СКФО имеет разницу в среднемесячной заработной плате в сумме 36,663 тыс. руб., или на 49,6% снижения.

В целом, по величине номинально начисленных заработных плат Северо-Кавказский федеральный округ отстает от всех остальных федеральных округов, и находится на последнем месте по рейтинговой оценке.

Ставропольский край обладает наибольшими размерами заработной платы относительно других регионов Северо-Кавказского федерального округа (выделенные данные на графике). Среднемесячный темп роста заработных плат по Ставрополью на 0,97 п.п. превышает Северную Осетию-Аланию, на 1,14 Кабардино-Балкарскую Республику. Ингушетия обладает среднемесячным изменением исследуемого показателя в 3,23%. Коэффициент (индекс) покупательной способности выявляет относительное изменение покупательной способности денег, находящихся на руках у населения.

missing image file

Рис. 3. Динамика коэффициента покупательной способности доходов населения федеральных округов РФ, ‰ (составлено авторами по данным Росстата)

missing image file

Рис. 4. Динамика коэффициента покупательной способности доходов населения субъектов СКФО, ‰

missing image file

Рис. 5. Коэффициенты количественной доступности продовольствия населению региона в федеральных округах РФ в 2022 г.

Лидирующими субъектами Российской Федерации по показателю покупательной способности являются г. Москва (2,05‰); г. Санкт-Петербург (2,08‰); Сахалинская область (2,49‰); Республика Татарстан (2,51‰).

Экономическая категории покупательной способности населения очень важный параметр, означающий потенциальную возможность людей к приобретению товаров первой необходимости, жизненно важным товарам и в целом уровень качества жизни. Потребительская корзина содержит минимальный набор продуктов, необходимых для жизнедеятельности человека, но есть также понятие средней потребительской корзины – основанное на статистических исследованиях реального уровня потребления. На наш взгляд, второе определение является более актуальным и отражающим большую адаптацию данного показателя к реалиям социально-экономического развития.

Коэффициент продовольственной доступности означает количественное соотношение возможности получать продовольствие с реальной потребностью населения в них. При чем под физической доступностью понимается не конечный результат потребления, а степень возможности или невозможности, его достижения.

Ожидаемо, лидирующими территориями становятся традиционно-аграрные субъекты, производящие достаточно большое количество продовольствия в силу природно-климатических особенностей. Это регионы Южного и Северо-Кавказского федерального округа, а также Центрального и Приволжского федеральных округов.

Достаточно сложно оказалось обеспечить доступность продовольствия в следующих регионах (Приморский край 0,564 в 2022 году; Иркутская область 0,869 в 2022 году; Республика Калмыкия 0,904 в 2022 году; Омская область 0,931 в 2022 году и Тюменская область 0,949 в 2022 году).

Отметим, что по регионам в текущем 2023г., среднюю зарплату считают как усредненный показатель, никак не связанный с реальным уровнем доходов населения, так как учитывает все статьи доходов (зарплат) россиян, и тех, кто работает за минималку, и тех, что получает доходы в разы больше.

Прогнозное значение средней зарплаты в РФ на 2023г. по расчетам Центробанка составило 61247 руб., с учетом инфляции в 12,4% – 64338 руб. По федеральным округам прогноз составил (с учетом инфляции): ЦФО – 80934 руб., СЗФО – 74875 руб., ЮФО – 45452 руб., СФКО – 33803 руб., ПФО – 47921 руб., УФО – 70032 руб.

К предлагаемым мероприятиям по стимулированию уровня заработных плат в РФ и его федеральных округов, можно отнести:

- снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что в результате должно способствовать созданию новых рабочих мест и легализации теневых доходов населения;

- поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;

- обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

Заключение

Выявлено, что коэффициент потребления, представляющий собой долю дохода, которую человек непосредственно тратит на потребление, в основном по всем регионам и федеральным округам в разрезе РФ выше 1, то есть человек тратит на свое содержание средств больше, чем зарабатывает. При значении коэффициента, к примеру, 0,87, означает, что на потребительскую корзину будет потрачено 87% его заработка, и соответственно, при коэффициенте 1,159 потратиться на потребление на 15,9% больше заработка.

СКФО по результатам исследования показал наименьшие значения заработных плат населения на протяжении всего периода диагностики, и наибольший социальный разрыв между «богатыми» и «бедными» слоями населения. В разрезе субъектов СКФО аутсайдером является Ингушетия, лидером по величине выплачиваемых заработных плат – Ставропольский край. Конечно же, необходимы кардинальные подходы к изменению социального разрыва: это и государственная поддержка и социальные программы, принятие уравновешенной экономической политики, реализация антидискриминационной политики, создание равных возможностей в трудовой сфере, сокращение доходового неравенства (через налоговую политику, социальные выплаты и поддержку бедных семей.


Библиографическая ссылка

Капустина Е.И., Алексеева Н.В. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОКУПАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 11-3. – С. 420-426;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3110 (дата обращения: 21.11.2024).