Введение
Проблема низких заработных плат как остро стоящая с настоящая время, характеризует состояние бедности, и постепенно увеличивает разрыв между «богатыми» и «бедными» слоями населения, то есть в динамике снижается так скажем доля «среднего класса», а возрастает доля крайних предельных границ, что приводит к социальному неравенству. Также система оплаты труда в РФ не отвечает требованиям современной социально-ориентированной рыночной экономики, соответственно возникает потребность поиска нового направления совершенствования данной экономической категории.
Концепцию заработной платы изучали многие ученые-экономисты, как в прошлом столетии, так и настоящее рыночно-ориентированное время. Например, в середине XIX в. А. Тюрго и Ф. Лассаль считали заработную плату теорией железного закона. У. Петти и Ф. Кене считали, что она является результатом «своего труда от продажи его другим, и ограничена необходимым минимумом для существования человека».
С.Э. Бекирова, Э.М. Абдулхаирова оценивают взаимосвязь между заработной платой, производительностью труда и качеством человеческого капитала. Ими раскрыты тенденции снижения качества человеческого капитала по причинам низких заработных плат в российской экономике.
Профессор А. Сафонов спрогнозировал, что в 2023 г. заработные платы рати будут, однако это будет происходить не из-за роста экономики, а под давлением дефицита рабочей силы.
Цель исследования состоит в аналитическом подходе к изучению влияния уровня заработной платы на потребительские возможности населения разных федеральных округов (регионов) РФ, и расчете коэффициента количественной доступности продовольствия. В качестве более детального рассмотрения из федеральных округов РФ взят Северо-Кавказский федеральный округ, и по показателям социально-экономического развития также проанализированы уровни номинальной заработной платы, доступность продовольствия и прочие важные индикаторы в разрезе субъектов СКФО.
Материалы и методы исследования
Материалами для исследования послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу, муниципальная статистика. Статистические методы включили использование динамического сравнения, трендового анализа, метода коэффициентов, структурного подхода. Проводился подбор источников производился в наукометрических базах данных с помощью поисковых запросов, содержащих синонимичные конструкции.
Результаты исследования и их обсуждение
В среднем по Российской Федерации величина номинальной начисленной заработной платы в 2019г. составляла 47419,8 руб., к 2023 году она возросла на 16671,9 руб., что соответствует приросту на 35,16%. Наибольшая средняя заработная плата наблюдалась в Центральном Федеральном округе – 60395,8 руб. в 2019 году и 81289,8 руб. в 2022 году, т.е. абсолютное изменение составило 20903,17 руб. или 34,61%. Данные таблицы 1 характеризуют динамику изменения среднегодовых номинальных заработных плат по федеральным округам РФ.
Среднероссийские темпы роста заработной платы составили 10,59% среднегодового прироста. Среднегодовые темпы прироста анализируемой величины в ЦФО составили 10,43%, в СЗФО – на 10,56%, в ЮФО – на 9,65%, в СКФО – на 8,49%, в ПФО – на 10,52%, в УФО – на 10,24%, и в СФО – на 11,21%.
Таблица 1
Тренд изменения среднегодовых номинальных начисленных заработных плат в разрезе федеральных округов РФ
Федеральный округ РФ |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
20231 (справочно) |
2022/2019 |
РФ (в целом) |
47419,8 |
51016,6 |
56501,2 |
64091,7 |
70150,6 |
135,16 |
Центральный федеральный округ |
60395,8 |
65093,8 |
72619,1 |
81298,9 |
87613,5 |
134,61 |
Северо-Западный федеральный округ |
52640,1 |
56770,8 |
62828,2 |
71091,6 |
77474,6 |
135,05 |
Южный федеральный округ |
34276,6 |
36169,2 |
39462,8 |
45110,3 |
49822,8 |
131,61 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
29201,2 |
31413,9 |
33813,9 |
37284,7 |
40207,1 |
127,68 |
Приволжский федеральный округ |
34382,7 |
36794,8 |
40538,7 |
46362,7 |
52221,8 |
134,84 |
Уральский федеральный округ |
50709,3 |
54032,9 |
59460,6 |
67866,4 |
74794,0 |
133,83 |
Сибирский федеральный округ |
40815,4 |
43808,8 |
48492,8 |
56061,8 |
62053,4 |
137,35 |
Дальневосточный федеральный округ |
55995,5 |
55151,6 |
65503,0 |
73947,8 |
79453,9 |
132,06 |
Примечание: 1официальные данные за 2023 год по август включительно.
Видим, что по СКФО самые низкие темпы прироста заработных плат, и по всей видимости, республики СКФО в 2023 г. станут аутсайдерами рейтинга РФ по зарплатам. За текущий 2023 г. представлены данные за 8 мес. цикл, но видно, что во всех субъектах СФКО растет среднемесячная величина заработных плат. К большому сожалению, данный рост не перекрывает инфляционные подвижки, и тот факт, что у человека один источник дохода (зарплата на одном месте работы), а расходная часть содержит n-е количество направлений, которые также подвержены инфляции. Возникает состояние несопоставимости расходов с расходами человека, и в результате население прибегает к многочисленным кредитам, то есть можно сказать «живут в долг». И данное состояние присуще практически 55-60% российским жителям, которые живут по понятию «в долг». Как следствие, или человеку необходимо иметь не один источник заработка, а несколько (например, бухгалтер в дистанте ведет одновременно 10-12 фирм), или у человека есть основная работа и две-три в качестве дополнительного источника дохода. Или же второй вариант, когда человек имеет одну, но весьма хорошо оплачиваемую работу. Такой вариант конечно тоже хорош, но по-нашему субъективному мнению, в любом случае если человек не является узконаправленным иди узкоспециализированным в определенной области специалистом, а имеет так скажем, дополнительный функционал, знания умения и навыки, которые он может использовать в случае непредвиденных ситуаций с основным местом своей деятельности.
Переходя к более подробному исследованию изменения уровней начисленной заработной платы в субъекте РФ – Северо-Кавказском федеральном округе, проведем аналитику тренда начисленных заработных плат по всему кругу действующих организаций (табл.2).
Аналитические данные Росстата свидетельствуют об увеличении среднегодовой номинальной начисленной заработной платы по организациям СКФО в целом по субъекту на 27,68%, при этом наибольший прирост наблюдается в Республике Дагестан (29,87%) и в Ставропольском крае (на 29,86%), наименьший прирост отмечен в Республике Ингушетии (на 19,73%). То есть Республика Ингушетия формально считается самой бедной республикой СКФО, по низкому уровню заработных плат, низкой покупательной способностью населения.
Рис. 1. Динамика изменения среднемесячных размеров номинальной начисленной заработной платы в разрезе регионов СКФО в 2022 году
Таблица 2
Среднегодовые номинальные начисленные заработные платы работников по полному кругу организаций Северо-Кавказского Федерального округа
Регион/субъект СКФО |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
20231 (справочно) |
2022/2019 |
СКФО (в целом) |
29201,2 |
31413,9 |
33812,9 |
37284,7 |
26804,8 |
127,68 |
Республика Дагестан |
27171,1 |
29865,8 |
32180,2 |
35286,0 |
24785,6 |
129,87 |
Республика Ингушетия |
27353,1 |
30137,3 |
31230,2 |
32748,7 |
23348,9 |
119,73 |
Кабардино-Балкарская Республика |
27650,0 |
29884,7 |
31175,2 |
34578,1 |
25358,3 |
125,06 |
Карачаево-Черкесская Республика |
27029,7 |
39936,8 |
31172,8 |
35292,1 |
25575,5 |
130,57 |
Республика Северная Осетия – Алания |
28453,2 |
30438,2 |
32602,4 |
36195,9 |
26245,8 |
127,21 |
Чеченская Республика |
27747,2 |
29460,9 |
30942,1 |
33765,1 |
24263,7 |
121,69 |
Ставропольский край |
31761,1 |
33839,3 |
37090,3 |
41244,5 |
29856,0 |
129,86 |
Примечание: 1официальные данные за 2023 год по август включительно.
Рис. 2. Динамика изменения среднемесячных размеров номинальной начисленной заработной платы в разрезе регионов СКФО в 2022 году
Росстат признает Ингушетию как республику с самым низким индексом стоимости жизни в России: товары и услуги на 25-27% ниже среднестатистических. Антагонистом г. Назрань считается г. Анадырь (Чукотский автономный округ), где цены на тот же набор товаров и слуг на 74% выше среднероссийского уровня. Также в Ингушетии официально зафиксированы наименьшие потребительские расходы на душу населения (порядка 11,27 тыс. руб., при этом темп роста относительно предыдущего 2021 г. составил 1,74%).
Также на рисунке 2 представлен линейный тренд уровня средней заработной платы по Северо-Кавказскому федеральному округу, характеризующий общую тенденцию увеличения номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций. По сравнению с другими федеральными округами РФ Северо-Кавказский федеральный округ обладает наименьшими уровнями заработных плат, что довольно печально непосредственно для самого населения СКФО. Так, в сравнении с ЦФО разница в номинальной величине среднемесячной оплаты труда составляет 44,04 тыс. руб. или 54,2% относительного снижения. От Дальне-Восточного федерального округа СКФО имеет разницу в среднемесячной заработной плате в сумме 36,663 тыс. руб., или на 49,6% снижения.
В целом, по величине номинально начисленных заработных плат Северо-Кавказский федеральный округ отстает от всех остальных федеральных округов, и находится на последнем месте по рейтинговой оценке.
Ставропольский край обладает наибольшими размерами заработной платы относительно других регионов Северо-Кавказского федерального округа (выделенные данные на графике). Среднемесячный темп роста заработных плат по Ставрополью на 0,97 п.п. превышает Северную Осетию-Аланию, на 1,14 Кабардино-Балкарскую Республику. Ингушетия обладает среднемесячным изменением исследуемого показателя в 3,23%. Коэффициент (индекс) покупательной способности выявляет относительное изменение покупательной способности денег, находящихся на руках у населения.
Рис. 3. Динамика коэффициента покупательной способности доходов населения федеральных округов РФ, ‰ (составлено авторами по данным Росстата)
Рис. 4. Динамика коэффициента покупательной способности доходов населения субъектов СКФО, ‰
Рис. 5. Коэффициенты количественной доступности продовольствия населению региона в федеральных округах РФ в 2022 г.
Лидирующими субъектами Российской Федерации по показателю покупательной способности являются г. Москва (2,05‰); г. Санкт-Петербург (2,08‰); Сахалинская область (2,49‰); Республика Татарстан (2,51‰).
Экономическая категории покупательной способности населения очень важный параметр, означающий потенциальную возможность людей к приобретению товаров первой необходимости, жизненно важным товарам и в целом уровень качества жизни. Потребительская корзина содержит минимальный набор продуктов, необходимых для жизнедеятельности человека, но есть также понятие средней потребительской корзины – основанное на статистических исследованиях реального уровня потребления. На наш взгляд, второе определение является более актуальным и отражающим большую адаптацию данного показателя к реалиям социально-экономического развития.
Коэффициент продовольственной доступности означает количественное соотношение возможности получать продовольствие с реальной потребностью населения в них. При чем под физической доступностью понимается не конечный результат потребления, а степень возможности или невозможности, его достижения.
Ожидаемо, лидирующими территориями становятся традиционно-аграрные субъекты, производящие достаточно большое количество продовольствия в силу природно-климатических особенностей. Это регионы Южного и Северо-Кавказского федерального округа, а также Центрального и Приволжского федеральных округов.
Достаточно сложно оказалось обеспечить доступность продовольствия в следующих регионах (Приморский край 0,564 в 2022 году; Иркутская область 0,869 в 2022 году; Республика Калмыкия 0,904 в 2022 году; Омская область 0,931 в 2022 году и Тюменская область 0,949 в 2022 году).
Отметим, что по регионам в текущем 2023г., среднюю зарплату считают как усредненный показатель, никак не связанный с реальным уровнем доходов населения, так как учитывает все статьи доходов (зарплат) россиян, и тех, кто работает за минималку, и тех, что получает доходы в разы больше.
Прогнозное значение средней зарплаты в РФ на 2023г. по расчетам Центробанка составило 61247 руб., с учетом инфляции в 12,4% – 64338 руб. По федеральным округам прогноз составил (с учетом инфляции): ЦФО – 80934 руб., СЗФО – 74875 руб., ЮФО – 45452 руб., СФКО – 33803 руб., ПФО – 47921 руб., УФО – 70032 руб.
К предлагаемым мероприятиям по стимулированию уровня заработных плат в РФ и его федеральных округов, можно отнести:
- снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что в результате должно способствовать созданию новых рабочих мест и легализации теневых доходов населения;
- поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
- обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
Заключение
Выявлено, что коэффициент потребления, представляющий собой долю дохода, которую человек непосредственно тратит на потребление, в основном по всем регионам и федеральным округам в разрезе РФ выше 1, то есть человек тратит на свое содержание средств больше, чем зарабатывает. При значении коэффициента, к примеру, 0,87, означает, что на потребительскую корзину будет потрачено 87% его заработка, и соответственно, при коэффициенте 1,159 потратиться на потребление на 15,9% больше заработка.
СКФО по результатам исследования показал наименьшие значения заработных плат населения на протяжении всего периода диагностики, и наибольший социальный разрыв между «богатыми» и «бедными» слоями населения. В разрезе субъектов СКФО аутсайдером является Ингушетия, лидером по величине выплачиваемых заработных плат – Ставропольский край. Конечно же, необходимы кардинальные подходы к изменению социального разрыва: это и государственная поддержка и социальные программы, принятие уравновешенной экономической политики, реализация антидискриминационной политики, создание равных возможностей в трудовой сфере, сокращение доходового неравенства (через налоговую политику, социальные выплаты и поддержку бедных семей.